Бабушка спит

Людмила Москвич
      

          
   
    Вот и закончилась рабочая неделя. Константин Иванович вышел за ворота своего предприятия и остановился в нерешительности. Домой идти не хотелось. Он еще не привык, что дома его никто не ждет. Не встретит на пороге жена Вера, не ждет горячий ужин на столе, некому рассказать новости прошедшего дня. узнать звонили ли днем дети и внучата, все ли здоровы, все ли у них в порядке. Хотелось есть. Значит надо сначала зайти в магазин и что-то купить из продуктов. Что-то такое, что можно быстро приготовить на ужин и на завтрак. Утром поедет к детям, к обеду он будет у них, там его ждет вся его большая семья: дочь с мужем и двумя внучками и сын с женой и внуком.

    Так сложились обстоятельства, что пришлось всей его семье уехать из Молдавии в Россию на заработки. Безработица заставила. Сначала он с Верой, а потом и дети. Двое внуков уже здесь родились, у сына мальчик Димочка, а у дочки вторая девочка Катенька. Дети уже прижились в России, купили квартиры, возвращаться в Молдавию не думают. А они с Верой планировали дождаться пенсии и вернуться домой. Там осталась мама Константина Ивановича. Одна, совсем одна, восьмидесяти летняя старушка.

    Константин Иванович медленно шел по весенней улице, под ногами хлюпала грязь, недавно прошел дождь. Пахло молоденькой травкой газонов и набухающими почками тополей. А в голове трепетала одна мысль – Как жить дальше? Как смериться с тем, что он остался один.

    Вера умерла два месяца назад. В день его 56-тилетия. Умерла у дочки. Там ее и похоронили.

    Никто этого не ожидал. Все надеялись, что все кончится благополучно, операцию делали в Питере, врачи обещали выздоровление, вроде бы и лечение амбулаторное шло успешно и лекарство заморское доставали. Но смерть наступила неожиданно. Рак в очередной раз посетил эту семью.  И теперь вся жизнь потеряла всякий смысл. Тридцать лет вместе, все трудности этого непростого времени делили пополам, вырастили детей, выучили, понянчили внуков. Вера уже и пенсию полгода назад оформила. Жить бы и жить, а тут …

    Перед мысленным взором вставала вся его жизнь. Детство, служба в армии. Смерть 50-ти летнего отца, тоже от рака. Женитьба на Вере. Рождение дочки Оленьки. Работа на заводе и заочная учеба. Рождение сына, которого назвали в честь деда Иваном. А в 90-е годы война Приднестровья с Молдовой. Он тоже уходил на войну добровольцем, как и все его друзья с завода. Вера держала на руках маленького Ванечку, а мама за ручку Оленьку. И обе плакали, и мама и Вера. Не знали, что ждет всех впереди, вернется ли их сын, муж, отец. Но он вернулся, услышал бог молитвы матери и жены. Не оставил детей сиротами. И война закончилась с помощью России. Но Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) до сих пор непризнанная, заблокированна Молдавией и Украиной. Жить стало трудно, народ подался на заработки в Россию. Уехал и он с женой, а потом, закончив учебу, и заведя семьи, Оля с Ваней.  Старшая внучка 12-ти летняя Яночка, умница и красавица, все понимает, а малыши 5-ти летний Димочка и трехлетняя Катенька не понимают, куда делась бабушка Вера, их любимая бабулечка. Как ответить на их вопросы?

    Вчера говорил с Катенькой по телефону, и она спросила, что делает бабушка, почему не берет трубку, что бы она с ней могла поговорить. У Константина Ивановича больно сжалось сердце, слезы выступили из глаз. Что сказать, как объяснить, что бабушки, уже  нет,  и они никогда не увидят ее. Никогда. И он дрогнувшим голосом ответил.
    - Бабушка Вера уже легла спать. А я завтра к вам приеду, мои дорогие. Спокойной ночи. Дедушка Костя вас всех целует.

    А что сказать им завтра, когда он приедет один? Константин Иванович, задумавшись,  миновал магазин и только у дверей квартиры, протянув по привычке руку к звонку, вспомнил, что он забыл купить продукты. Постоял, подумал и махнув рукой вынул ключи.