История одной фотографии. Академик

Аронова Лидия
«Вы знаете с кем у вас там граница...? Вы ж, держите её на крепком замке!»

Прошлый  мой отпуск был богат на встречи с интереснейшими людьми. Я бы назвала их всех Золотым Фондом России.
В тот день, 23 января 2015 года, меня пригласили в Музей  «Дача Шаляпина». Это был мой второй поход в этот Музей. Артистка местной филармонии  очень здорово читала рассказ  «Дама с собачкой». Она сама  была очень похожа на главную героиню рассказа Чехова. Ещё там исполнялись романсы того времени. Мне очень понравилось, но я всё время смотрела на часы.
В 17.00 в Музее «Крепость» была презентация книги академика И.И.Великанова «Медики в Великой Отечественной войне» и я боялась опоздать. Нет, я не опоздала, прибежала перед самым началом презентации. Мне предложили снять курточку, я сказала, что мне она не мешает. Прошла в зал, где уже было много народу. Села на предложенный мне стул. Как хорошо, что куртка оказалась со мной,но об этом  я поняла  чуть позже...
В зале Музея, осмотревшись, среди присутствующих гостей, я увидела уже многих своих знакомых. В центре за столиком  в сером костюме   весь в медалях  сидел  худенький   мужчина. Стопка книг...
Директор Музея представил нам всем Главного виновника этого мероприятия:
 
- Иван Иванович Великанов – невролог, доктор медицинских наук, профессор, основатель кардиологического направления на Кисловодском курорте. Создатель и руководитель отделения кардионеврологии  в Кисловодской клинике Пятигорского НИИ Курортологии ФМБА. Является научным руководителем многих диссертантов, автор   более трёхсот  научных статей и семи книг. Его имя широко известно не только в России, но и за рубежом. Иван Иванович - Академик Евроазиатской Академии Медицинских наук. По окончанию фельдшерской школы в 1942 году поступил в медицинский институт  города Алма-Ата. В январе 1943 года – призван в ряды Красной армии  и  был направлен служить на Дальний  Восток. Он сопровождал в качестве фельдшера воинские эшелоны на Запад. С началом войны с Японией участвовал в боях в должности фельдшера стрелкового батальона. Дошел до Харбина, где оставался до мая 1946 года. Награждён орденом  Отечественной войны 2 степени, медалями «За отвагу», «За победу над Японией», «Жукова», Орденом  «Знак Почета», международным орденом Гиппократа.
В Кисловодске с 1961 года. Сорок пять лет заведовал Кисловодской клиникой.
8 мая 1994 года был избран председателем Клуба военных медиков. Основной задачей Клуба стала сооружение Памятника военным медикам периода Великой Отечественной войны.
13 сентября 1997 года памятник был открыт на Курортном бульваре города  Кисловодска.
Академик Великанов - председатель Общества православных врачей, научный консультант Кисловодской клиники.
История древних традиций в медицине весьма поучительна. Люди всегда почитали врачевание, видя в нём своего рода священнодействие. Врачевать больного, значит отдавать частицу своей души.
Про Ивана Ивановича говорят, что Он -  Врач от Бога» - такими словами закончил свою непродолжительную речь директор Музея.
Поднялся академик, все зааплодировали. Не смотря на, свою известность, он  волновался и  явно, стеснялся афишированных сейчас его заслуг.
Он поблагодарил выступавшего,  и нас всех за такой тёплый приём.
Рассказал совсем немного о своей книге.  Это уже была  его вторая книга, о  медиках  во время Великой Отечественной войны. Представил своих друзей, что пришли поддержать его в этот день. Это были ветераны войны. Всем под девяносто лет. Один из морской пехоты, к сожалению, я не запомнила фамилию, рассказал о боях за Одессу. Глаза мои  помокрели...   Но когда взял слово Виктор Петрович Хорольский и начал читать свои стихи:
«Без сознанья внесли в палату. Он безусый юнец. До утра, чтоб не дать умереть солдату, колдовала над ним медсестра. И очнулся. К сестричке Зине обратился, набравшись сил: «Как болит на ноге мизинец! Ты погладь его», - попросил. Она много смертей повидала, волевой была, видит Бог, а на этот раз зарыдала -  у мальчишки не было ног...».
Тут я и вспомнила за  носовой платок, что  лежал в кармане курточки.
Виктор Петрович Хорольский воевал в матушке-пехоте и пешком прошел с боями Кубань и Украину. Под Бендерами  был ранен в  обе ноги.
Он читал стихи про раненого парнишку, а я уже не стеснялась, плакала. Рядом зашуршали платками,  зашмыгали носами... почти все присутствующие,  не скрывали своих слёз, потому что всем было жалко всех наших ветеранов и может стыдно за нашу страну, что не оказывает должным образом внимание нашим защитникам Мира.
Их осталось так мало, но они так держатся достойно и ещё нас поддерживают в трудные времена.
Все книги, что лежали на столике, академик  подарил своим друзьям. Но директор Музея объявил, кто желает купить книгу, может подойти в другой зал и купить. Я поспешила за народом. Увидела рядом с академиком молодого человека, может внука, который помогал разбираться с книгами. Рядом две работницы из городской библиотеки просили продать книгу за пятьсот рублей. «Стыдоба»,- подумала я,- «Эта нищая культура, не может найти  семьсот рублей за такую редкую книгу». Подошла  моя очередь - я протянула тысячу рублей. Иван Иванович засуетился со сдачей. На что я сказала:
- Мне не нужно сдачи. Мы Вам столько должны, что не рассчитаться во век...
Я хочу   книгу с вашим автографом. А ваш автограф стоит дороже всех денег. Он спросил:
- А кому подписать? И куда?
- Ароновым, с Чукотки.
Академик поднял голову. Такой  показался мне он маленьким, худеньким. Пиджак казался ему просторным...  Захотелось  ветерана обнять.
И вдруг... так громко:
-  Вы знаете с кем у вас там граница..? Вы ж, держите её на крепком замке!
И поднял левую  руку крепко сжатой, в кулак.
 
Вот она сила!  Да, разве мы отдадим хоть пядь земли своей русской, если у наших ветеранов, которым под девяносто лет, есть  ещё силы!
Потом, он совсем по- простому,  пригласил меня на  сто грамм фронтовых...

Спасибо, Тебе Ветеран, за Мирное небо. За то, что не  падаешь духом и ещё  за то, что своим личным примером вселяешь в нас  силы...