Явление негативизма

Елена Плюснина
Когда я училась в педагогическом институте, нам рассказывали, что у детей полутора-двух лет иногда возникающее явление негативизма переходит в стойкое постоянное сопротивление всему, что ему говорят. Таких детей называют «негативистами». И даже рекомендуется особый способ  общения с ними. Чтобы такой ребенок выполнил, что его просят, нужно попросить его сделать противоположное действие, тогда он сделает все наоборот.

А.С. Макаренко в педагогической поэме пишет о том, что в институтах изучают сопромат (сопротивление материалов), но никто не изучает сопротивление воспитанников.

Научить педагогов общаться с детьми тоном, уважающим человеческое достоинство в ребенке, это важная задача. Макаренко писал, что он стал настоящим мастером только тогда, когда научился произносить фразу «Иди сюда» с 14ю или 15-ю оттенками. Тогда он не сомневался, что кто-то не подойдет или не выполнит его просьбу. Владение своим голосом происходит не механически. Нужно уметь чувствовать  состояние, в котором находится воспитанник.

Такое же явление мы часто наблюдаем и у взрослых, которые приходят чему-то обучаться. У них уже большой жизненный опыт и подсознательно они ощущают, что уже очень много знают, поэтому внутренне сопротивление обучению всегда присутствует.
 
Приведу пример. На одном из семинаров на лице слушательницы был «написан» такой скепсис: «Ну что Вы еще можете мне рассказать?». А по ходу изложения материала, я видела, как у нее проявлялся интерес.
 
У ученых точно также происходит сопротивление новой, неожиданной информации. И только известное всем утверждение о том, что новая идея проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», «В этом что-то есть», «Так и должно быть», иногда помогает преодолеть неприятие нового.

Известен такой случай, когда собрали учителей, имеющих свои методики обучения, и предложили им выслушать друг друга. Ни один учитель не принимал методику другого учителя.
 
Если говорить о наблюдениях над самой собой, то мне очень трудно адекватно реагировать на авторитарный тон, даже, если разум мне говорит о том, что высказываются правильные мысли.
 
Явление негативизма имеется у всех нас и «сидит» достаточно глубоко в подсознании. Чтобы правильно общаться друг с другом, психологи предлагают реже применять прямое указание. Никому не нравится, когда его «учат жить», лучше высказываться о своих чувствах и ощущениях по поводу ситуации.