Китай - страна мудрецов

Василий Чечель
  Не пришлось мне побывать в Китае. Но я много читал об этой стране. Начал ещё со школьного учебника, конечно, довоенного. Была в моём учебнике такая картинка: сидит на телеге о двух колёсах жирный мужик с большим животом, а тащит эту телегу худющий оборванный пацан. Мы, конечно, жалели того пацана и ненавидели того мужика, которого называли авторы картинки: китайский буржуй.
А ещё осталась в памяти песенка того времени о Китае:
"Ой, чина, чина, чина,
Упала кирпичина,
Убила Джан-Джа-Рина,
Заплакал Чвай-Да-Шан".

Того Чвай-Да-Шана мы тоже жалели, а буржуев китайских ненавидели. И считали себя счастливыми, что мы живём в стране, в которой нет таких жирных буржуев, которых надо возить в телегах таким детям, как мы. У нас всех возят лошади. да и наши буржуи, которых называли "кулаками", были совсем не жирными, а такими же тружениками, как и наши родители. И возили их не дети, а лошади, как и председателя колхоза "Заря".

  И дети у тех "кулаков" были такие, как и все сельские дети: играли и ходили в школу вместе с нами, вместе с нами пасли коров, так же, как и все, помогали родителям в огородах и в уходе за скотом. И не отличались от нас ни одеждой, ни поведением. И мы не понимали, почему их стали называть нашими врагами, а некоторых даже куда-то увезли с села. Помню, один ученик, когда я учился в пятом классе, спросил учителя, за что их соседа убрали с нашего села, учитель сказал, приблизительно так: "твой сосед "кулак", а "кулаки" вредят колхозной жизни.

  Потом мы узнали, что отца того ученика вызывал директор школы и предупредил, чтобы его сын больше не задавал на уроках подобных вопросов, что это может плохо кончиться. Правда, этим всё и закончилось. А с тем учеником мы вместе ушли на фронт, он тоже был артиллеристом, как и я, только домой не вернулся, погиб под Варшавой.

  Но, вернёмся "в Китай". Я с детства очень любил читать книги и научился читать ещё до школы. До войны я перечитал почти все книги, что были в школьной и в колхозной библиотеках. Читал всё подряд, хотя, конечно, многого не понимал. А уж после войны я  всегда был с книгой, когда на это выпадало время. Потом и свою библиотеку стал понемножку увеличивать, особенно, кода были введены подписные издания. Книги тогда были не дорогие. Это, конечно, к Китаю не относится, тут я от него немного отвлёкся.

  О Китае я много читал книг, которые брал в библиотеках. Так вот, читая о Китае, я пришёл к выводу, что в этой стране с древности много мудрых людей. у меня сложилось такое мнение о китайцах, что они главное в жизни считают семью. И я думаю, что это правильно, и не только для китайцев. Я просто говорю о китайцах в вопросе семьи только потому, что китайцы являются одним из древнейших народов на земле и их семейный вопрос тоже такой же древний, как и сами китайцы.

  В Китае с древних времён, как пишут специалисты:"Семья считалась сердцевиной общества, интересам семьи придавалось гораздо больше значения, чем отдельной личности, которая рассматривалась лишь в аспекте семьи".
  http://www.ref.by/refs/33/32111/1.html

  А написал я эту статью потому, что мне хотелось бы, чтобы значение семьи и у нас тоже вышло на такой уровень, на котором мы много столетий были близки к китайскому, а  в некоторых регионах страны, может быть, даже выше его. Надеюсь на отсутствие возражений по этому моему заключению, а также к тому, что не зря сейчас много разговоров о потере у нас в нынешнее время отношения к значению семьи в обществе.

   Иллюстрация с интернета.

   16.04.2016