Я - избиратель

Галина Терешенок2
               

                Право гражданина России быть избирателем любой ветви власти записано в Конституции РФ.  И этим конституционным правом я пользуюсь уже 40 лет.  Хотелось бы поделиться немного своими наблюдениями.

                Впервые я голосовала ещё при  СССР. Отлично помню тот день, когда нас, восемнадцатилетних, под звуки духового оркестра провели к избирательным урнам, вручив по бюллютеню. Конечно, никто из нас не знал, за кого голосуем, но на душе было светло  празднично.

                Став постарше, я много раз работала и агитатором и членом
Избиркома. Т.к. я тогда работала на «Пятигорсксельмаше», то мне, как агитатору, вечно доставались участки новостроек, по которым иногда даже днем было жутко ходить. Агитатор был обязан обойти свой участок минимум два раза: первый - проверить списки, второй – разнести приглашение. В Советском Союзе на выборах всегда была явка свыше 90%.

              И с агитаторов требовалась именно эта явка с его участка. Поэтому агитаторы бегали как ошпаренные и уговаривали, умоляли своих избирателей проголосовать. Благо, партия тогда была одна и всех кандидатов в депутаты легко было запомнить. Не представляю, что было бы с агитаторами, если бы тогда было столько партий, сколько сейчас. Запомнился один случай. Попался упёртый избиратель: «Не пойду голосовать и всё. Голосование у нас в стране добровольное». Уже темно, участки вот – вот закроются. Председатель избирательной комиссии моего участка встал в позу: «Как так, у всех все проголосовали, а у нас нет? Где твой избиратель? Ты что, не понимаешь всю серьёзность этой политической акции? Или он будет на участке, или я поставлю вопрос об исключении тебя из рядов ВЛКСМ!». Опять бегу в потёмках к не проголосовавшему избирателю. А у него уже пир горой, куча приятелей и куча бутылок. Как я сумела удрать от этой компании, не знаю.   Иду, реву.
            
             И тут мне навстречу ангел – хранитель с выносной урной. Он на машине объезжал тех, кто не мог сам дойди до участка. Добродушный дяденька - армянин. «Ты чего ревешь?» Выслушав мою горестную проблему, он опустил злосчастный избирательный бюллютень в урну и сказал: «Брысь домой, нечего по новостройкам в темноте ходить. А председателю комиссии я сам за тебя отрапортую».

             Сидеть в приемной комиссии на участке было нудновато, но зато сам процесс голосования виден. Было чинно и благородно. Люди заходили, проголосовав, выходили. Если случалась путаница с фамилией или адресом избирателя, всё дружно её распутывали.

              Затем подули новые ветры в стране и политики. Тогда я училась в Уральском госуниверситете им. Горького. Помню, как мы все волновались, победит ли на выборах Б. Ельцин. Как до хрипоты обсуждали преимущества многопартийной системы. И вот я воочию, как избиратель, столкнулась с этой самой многопартийной системой на выборах. Это был тихий ужас. 100 с лишним партий претендовали на место под  солнцем. И каждая убеждала, что она – самая лучшая. Партия «Жизнь», Партия «любителей пива» и т.д.  Избирательные бюллютени напоминали бумажные простыни. К счастью, к следующим выборам в ГД РФ партий поубавилось.  Меня снова стали привлекать к партийной работе. Я познакомилась  с В. Катренко, Ю. Гонтарем, В. Васильевым, Котенко ( хотя с этими двумя поледними депутатами была знакома и раньше, сталкивались по – прежней работе).  Свела меня судьба и со Станиславом Говорухиным, он баллотировался от Кавминводского округа (№ 53, если не ошибаюсь).

                Он очень порядочный человек и выдающийся режиссер, в политику пришел в самое тяжелое время, в переломный период истории. Тогда у нас резали по – живому заводы, месяцами не выплачивали зарплату. И он мне дал бесценный совет, за который я ему благодарна. Тогда я по заданию редакции встретилась с внешним управляюшим, присланным из Москвы, под руководством которого распродавалось имущество ЛГП « Алмаз», чтобы выплатить долг ветеранам – атомщикам.

                Говорухин мне посоветовал отдать статью в другую газету, не регионального масштаба, и под фамилией другого журналиста. Конечно, я агитировала всех голосовать за него. И теперь призываю да и сама голосую за тех, кто действительно способен принести пользу стране. Слава богу, теперь у каждого есть интернет и можно получить любую информацию. Необходимо только правильно разобраться в этом потоке, который прямо захлёстывает избирателя и понять, что партия « Парнас» никогда   не была заинтересована в возрождении и становлении России.
             Ещё мне очень нравится как избирателю, что теперь никто никого не гонит голосовать. Голосовать или нет - твоё личное дело, твоя гражданская позиция.