Эдвард Пейсон. Молитва за правителей

Инквизитор Эйзенхорн 2
МОЛИТВА ЗА ПРАВИТЕЛЕЙ
Эдвард Пейсон (1816)


Умоляю, поэтому, в первую очередь приносить прошения, молитвы, благодарения за всех человеков, за царей и всех начальствующих, дабы проводить нам тихую и безмятежную жизнь, во всяком благочестии и чистоте
1 Тим.2.1-2

Как видно из предыдущей главы, Тимофей был оставлен Павлом в Ефесе надзирать за церковью в этом городе и защищать ее от лжеучителей и введения ошибок. В этой главе, апостол дает ему особые указания относительно его общественных и служительских обязанностей, которые должны были быть предписаны всем, кто исповедовал быть учениками Христа. Среди этих обязанностей он упоминает прежде всего, по месту и по важности, ходатайство или молитву за других. Я призываю, говорит он, в первую очередь, молиться, просить, благодарить и ходатайствовать за всех людей, за царей и всех начальствующих. Очевидно, что люди, облеченные властью, включены в наставление молиться за всех людей. Тем не менее апостол не считает, что этого достаточно, чтобы привить обязанность молиться за них только в этом общем плане. Он чувствовал, что было необходимо сделать особое упоминание об этой обязанности в этом конкретном моменте. В сущности он говорит: в то время я призываю вас молиться за всех людей, я призываю вас в особенности молиться за тех, кто обладает верховной властью, и за всех начальствующих. Таким образом, очевидно, он намекает, что, в дополнение к общим причинам, которые должны побудить нас молиться за всех людей, есть особые причины, почему мы должны молиться за тех, кто правит. Я предлагаю в настоящем рассуждении изложить причины, почему мы должны молиться, часто и с особой настойчивостью, за всех, кто облечен властью.
1. Мы должны молиться за тех, кто у власти, чаще и более искренне, чем за других людей, потому что им больше, чем другим людям, нужны наши молитвы. Другими словами, им нужно нечто большее, чем обычное проявление той мудрости и благодати, которые только Бог может даровать нам, и которые Он дарует редко или никогда иначе как в ответ на молитву. Это  очевидно, в первую очередь, в силу того, что  другие люди имеют более простые обязанности, которые они должны выполнять. Все обязанности, которые Бог требует от людей, рассматриваемых как греховные, бессмертные и ответственные существа, Он требует от правителей. На них, как и на других людей, возлагается обязанность обладать личной религией; осуществлять покаяние пред Богом и веру в Господа Иисуса Христа; страшиться своего Создателя, любить Его и служить Ему, и готовиться к смерти и суду; Иегова говорит им, что хотя вы будете, как боги, вы умрете, как люди, и ваша участь будет та же, что и у всех людей. В дополнение к различным личным обязанностям, нравственного и религиозного характера, которые необходимы им, как и всем людям, они имеют много служебных обязанностей, которые свойственны только им; это обязанности, которые отнюдь не легко выполнить в форме, приемлемой для Бога и должной по отношению к людям. Они назначаются, и они обязаны быть слугами Бога для тех, над кем они поставлены, ради их блага. Они, в некотором смысле, Его представители и наместники на земле; они назначаются Им, и перед Ним они несут ответственность за то, как они выполняют свои обязанности. Мною, говорит Он, цари царствуют и повелители узаконивают справедливость; от Меня князья и вельможи, и все судьи земли. Они не приходят с севера или с юга, но Бог ставит одних из них и низвергает других. Нет власти не от Бога, и никаких полномочий, что не были бы даны Им. С тех пор, как законодатели, правители и судьи являются слугами Бога и Его наместниками при всяческих благах, они свято обязаны подражать Тому, Кого они представляют; уподобляться на земле Тому, Кто на небесах; заботиться о Его законе и следить за тем, чтобы он не попирался безнаказанно; быть страхом для нечестивых и похвалой и поощрением для тех, кто творит добро. Они также связаны обязательствами, которые во все времена считались священными и неприкосновенными, заботиться о благе тех, над кем они поставлены, предпочитая его во всех обстоятельствах жизни своим частным интересам; жить для других, а не для себя, и рассматривать себя, свое время и свои способности как собственность государства. Поскольку влияние их примера может и должно быть большим, их непременный долг заботиться, чтобы это влияние всегда оказывалось в пользу истины и добра; и помнить, что им, как городу, построенному на холме, нельзя укрыться. Теперь поймем, мои слушатели, как чрезвычайно трудно это должно быть для столь слабого, близорукого, несовершенного существа, как человек, выполнять эти различные обязанности в надлежащем порядке, и какая  большая доля благоразумия и мудрости, твердости и доброты требуются, чтобы  дать ему возможность сделать это. Конечно, те, кто призван выполнять такие обязанности, в совершенно особой мере нуждаются в наших молитвах.
2. Те, кто облечены властью, больше, чем все остальные люди, нуждаются в наших молитвах, потому что они больше всех подвергаются искушениям и опасностям. В то время как их обязанности могут быть сравнительно простыми, они обычно подвергаются многочисленным и сильным искушениям пренебрегать своим долгом. Они, например, испытывают особенно сильные искушения пренебречь теми личными, частными обязанностями, которые Бог требует от них как от бессмертных и ответственных существ, и исполнение которых является непременно необходимым для их спасения. Они подвергаются бесчисленным искушениям и опасностям, которые когда-либо посещают процветание. Мир предстает перед ними в своих увлекательных, наиболее заманчивых формах; они пользуются особыми средствами и возможностями к тому, чтобы ублажать свои страсти; они редко слышат голос наставления или обличения, и они, как правило, находятся в окружении людей, которые будут рассматривать всякое выражение религиозного чувства как признак слабости. Какими же мощными должны быть тогда для них соблазны безбожия, гордыни, честолюбия, все то, что Писание называет гордостью житейской! Как трудно должно быть для них приобрести и поддерживать привычное, действенное понимание своей греховности, своей слабости, своей ответственности перед Богом, зависимости от Его благодати, и того, как они нуждаются в Спасителе! Как трудно среди таких сцен и компаний, которые обычно окружают их, помнить о смерти, быть в состоянии постоянно готовиться к ее приходу, практиковать обязанности бдительности, самоотречения, размышления и молитвы, и сохранять в живом упражнении те чувства и склонности, которых Бог от нас требует, и которые готовят нас к вечности! Каким сильным должен быть для них также соблазн сделать исполнение своих служебных обязанностей поводом для пренебрежения обязанностями личными, которые Бог требует от всех людей, независимо от их положения и обстоятельств! Я добавлю на этот счет лишь то, что Писание говорит с достаточной ясностью, что эти искушения в большинстве случаев становятся гибельными. Оно говорит нам, что не много высоких, храбрых, благородных людей спасаются. Наш Спаситель заявляет, что это трудно богатому войти в Царство Божие, и было бы легко показать, что причины, которые делают это трудным богатому, действуют с одинаковой силой, чтобы сделать трудным для людей, облеченных властью, войти в это Царство. Мы можем заметить дальше, что у них есть много мощных соблазнов пренебрежения не только их личными, но и их служебными обязанностями. Они склонны к лени и развлечениям; у них есть искушение предпочесть свой собственный интерес общественному благу, есть соблазн оказывать чрезмерное внимание корыстным желаниям и уговорам своих реальных или мнимых друзей, соблазн принимать скорее решения, которые будут  наиболее популярными, нежели те, которые будут наиболее полезны для общества; искушение забыть честь и права Господа, и думать, что их можно топтать безнаказанно. К этому едва ли может быть необходимо добавить, что лица, которые подвергаются искушениям столь многочисленным и мощным, в особенности нуждаются в наших молитвах. 
3. Это станет еще более очевидным, если мы считаем, в-третьих, что если те, кто облечен  властью, настолько подвержены искушению пренебречь своими личными или общественными обязанностями, то последствия этого будут для них особенно страшными. Их ответственность больше, чем у других людей. Они имеют большие возможности делать добро и зло, чем другие люди. Если они делают добро, они будут делать много хорошего. Если влияние их примера и усилий будет на стороне правды и добра, никто не может счесть, как велики и прочны будут благие дела, которые они совершат. Напротив, если они злы и делают зло, они будут творить много зла. Они будут, как Иеровоам, использовать все возможности, которыми люди грешат. Боговдохновенный писатель сообщает, что один грешник может погубить многих хороших людей.  Это замечание относится  к каждому грешнику, но оно самым решительным образом истинно по отношению ко грешникам, которые облечены властью. Любой из таких грешников может натворить больше зла и сгубить больше добра, чем целое поколение грешников с низким положением в мире. И если даже такие грешники на самом деле не творят зла, они могут причинить большое зло, и понести большую вину, пренебрегая тем, чтобы делать добро. Откровение говорит: тому, кто разумеет делать добро и не делает, это грех. В другом месте оно учит нас, что люди принимают участие в вине всех тех грехов, которые они могли бы предотвратить. Законодатели, судьи и магистраты несут ответственность перед Богом за все добро, которое они пренебрегли сотворить, и они разделяют вину всех грехов, которые они могли бы, но не предотвратили. Пока те, кто облечены властью, пренебрегают тем, чтобы предотвращать, всеми возможностями их власти, открытое нечестие, безбожие, игнорирование субботы и Божественных установлений, открытую профанацию и хулу на имя Божие, невоздержанность и тому подобное зло, они разделяют греховность и вину каждого нарушителя субботы, богохульника и пьяницы, над которым они поставлены. Как серьезно это для обязанностей тех, кто облечен законодательной, судебной или исполнительной властью! Как усугубляет это их вину, каким ужасным делает их наказание, если они таким образом изменяют своей стране и своему Богу! Конечно, они больше всех людей нуждаются в наших молитвах, так как на них лежат особенно трудные для выполнения обязанности, они находятся под особым искушением этими обязанностями пренебречь,  и, если они пренебрегают ими, они получат наказание особенно тяжкое. И помните, слушатели мои, что мы по сути помогаем им, оказавшимся  в этой сложной и опасной ситуации. Разве мы не оказываем им со своей стороны всю необходимую помощь, которая в нашей власти, чтобы получить за них всю ту мудрость и благодать с неба, которую можно привлечь силой пламенной и настойчивой молитвы? Должны ли мы пренебрегать ими, если они оказались на крутом и скользком пути по краю пропасти, где чрезвычайно трудно идти и даже стоять, и бесконечно опасно упасть, вправе ли мы пренебречь теми средствами, которые могут сделать их положение менее опасным? Не дай Бог. Это неразумно, это невеликодушно, это жестоко и несправедливо, и несправедливо по отношению не только к ним и к самим себе, но и к обществу. Это приводит меня к следующему наблюдению.
4. Мы должны молиться с особенным усердием для всех, кто у власти, потому что этого требуют наш собственный интерес, и большие интересы сообщества. К этому мотиву апостол обращается в нашем тексте. Молитесь, говорит он, за всех начальствующих, дабы проводить нам тихую и безмятежную жизнь, во всяком благочестии и честности (в СП чистоте. - пер.). Эти выражения ясно говорят, что если мы хотим насладиться тишиной и покоем; если мы хотим, чтобы  благочестие и чистота, или, другими словами, религия и мораль преобладали среди нас, мы должны молиться за наших правителей. То, что мы зависим от них, под Богом, для осуществления этих благ, слишком очевидно, чтобы это требовало доказательств. Насколько мораль, мир и процветание государства зависят от принятия мудрых и справедливых законов! А насколько целомудрие и рассудительность, знание человеческой природы, политических принципов и науки законодательства необходимы для того, чтобы выработать и провести такие законы! И от кого должны законодатели получить эти качества, если не от Отца светов, от Которого нисходит всякий благой и прекрасный дар, Которому мы обязаны всем, что имеет  дух  человеческий, и Чье вдохновение дает нам понимание. Еще раз; если мораль, мир и процветание государства во многом зависят от формирования хороших законов, не менее они зависят от надлежащего исполнения этих законов. В самом деле, самые лучшие законы, если они не выполняются строго и беспристрастно, являются, пожалуй, хуже, чем ничего,  так как они служат только, чтобы показать пороку и беззаконию, что правовыми ограничениями можно пренебречь безнаказанно. Но,  очевидно, во многом зависит от правителей и судей, включает ли законодательство то, благодаря чему оно может исполняться строго и беспристрастно; и, возможно, исполнение его таким образом требует больше твердости, цельности и мудрости, чем просто его выработка.  Позвольте мне добавить, что чрезвычайно важно, чтобы те, кто принимает и исполняет законы, сами были примером послушания им, ибо, если они игнорируют свои собственные требования, едва ли можно будет ожидать, что другие должны подчиняться им.
Далее, мир и процветание нации, по-видимому, во многом зависит от тех принципов, которые ее правители принимают в их общении с другими народами. Ошибка в этом отношении, даже сама по себе, по-видимому, ничтожная, может не только вовлечь народ в большое смущение, но подвергнуть его всему злу, которое несет война, и мы слишком много ждем от недальновидных, способных заблуждаться людей, думая, что они не должны впасть в заблуждение, если они не руководствуются волей Того, Кто видит конец от начала, и никогда не может ошибаться.
Еще раз: мир и процветание нации полностью зависит от благосклонности Бога. Этого, я полагаю, никто не станет отрицать. Но Его расположения не может быть ни к какому народу, если его правители не испытывают страха Божьего. Мы уже отметили, что правители должны разделить вину тех национальных грехов, которые они могли бы, но не предотвратили. Мы можем добавить, что целые страны разделяют вину своих правителей и наказываются за их грехи. Этому есть многие поразительные примеры в Писании. Действительно; если те, кто находятся у власти, становятся нечестивыми, нерелигиозными или аморальными, они должны будут в ближайшее время, по силе своего влияния и примера, передать большую часть своего собственного характера  людям, над которыми они властвуют, и таким образом сделать их предметами Божия гнева. Позвольте мне добавить, что мы не можем ожидать, что разум сам по себе сделает правителей хорошими и мудрыми; мы не можем ожидать, что Бог непременно дарует им те интеллектуальные и моральные дары, которые необходимы, чтобы они стали хорошими Его слугами, если мы не просим горячо Его благословения и пренебрегаем Его милостями, недоумевая потом, почему Он удерживает их. Более того, по всей вероятности, Он наказывает нашу халатность и нечестие, позволяя нашим национальным учреждениям превратиться в рассадник глупости. Мы знаем, что если на то есть Его воля, Он может уловить мудрых в их лукавстве и расстроить совет коварных;  что Он позволяет дурным судьям стать глупцами, заставляет смолкнуть высокопарные речи и забирает понимание у старцев, что Он ослепляет сердца начальствующих, так что они ходят во тьме, и что Он может, с другой стороны, научить наших советников и дать мудрость нашим сенаторам и государственным мужам. Поэтому если мы хотим наслаждаться защитой мудрых и справедливых законов; если мы желаем нашим правителям быть наделенным мудростью, если мы хотим, чтобы наша страна была успешной и счастливой, хотим видеть процветающими образование и свободу, нравственность и религию, давайте не будем забывать молиться с усердием и настойчивостью за всех, кто облечен властью.

Есть некоторые вещи, которые в нашей нынешней ситуации делают этот призыв особенно уместным. В первую очередь, у нас есть причина думать, что долг, о котором здесь идет речь, является обязанностью, на которую мы и наши соотечественники, как правило, обращаем не слишком много внимания. Разве мы не все были гораздо более готовы жаловаться на наших правителей, чем молиться за них? Некоторые жаловались на наши национальные учреждения, другие - на государственную власть, но где же человек, который молился за все это так, как должно? Разве у нас нет оснований полагать, что если бы мы потратили на молитву за наши правительства хотя бы половину тех усилий, которые пошли на жалобы на них, мы  должны были бы стать гораздо более процветающей и счастливой нацией, чем сейчас? И если кто-либо из нас убежден, что допустил ошибку в этом отношении, позвольте мне напомнить, что сейчас самое время, чтобы исправить эту ошибку. Мы находимся сейчас у начала нового режима политического существования. Теперь настало время, чтобы исправить ошибки прошлого, и установить правильные принципы.
Во-вторых, теперь особенно важно и необходимо, что мы должны молиться за наших законодателей и правителей, потому что обязанности, которые они теперь призваны исполнять, являются особенно трудными; и потому, что многое, очень многое зависит от того, каким образом осуществляются эти обязанности. Не только наши собственные временные интересы, но и будущее процветание государства, благополучие наших детей и внуков будет серьезно зависеть от служебного поведения нашего нынешнего главного магистрата, консультантов и законодателей. У них совершилась трудная и ответственная работа формирования начала нашего курса, от которой, по всей вероятности, зависит его дальнейшее развитие и результат. Конечно же, каждому, кто имеет язык, чтобы молиться, надо использовать его, искренне молясь Отцу светов для придания нашим нынешним правителям двойного помазания Духа, чтобы им было дано, как просил Соломон, мудрое и разумное сердце, чтобы они могли знать, как управлять нашим народом. Пусть каждый, кто называет себя учеником Христа, помнит, что одним из повеления нашего Учителя является молиться за всех, кто у власти, взывать к Богу и ходатайствовать за них. Посмотрите на других людей в свете этой темы; мне кажется, вы не сможете не присоединиться к нам в этой молитве. Знайте, что перед вами люди, которые находятся в очень ответственном положении,  где они имеют многочисленные и трудные обязанности, требуемые от них, где они подвергаются особенно сильным искушениям, где они находятся в непосредственной опасности потерять жизнь вечную и понести сугубую вину и осуждение. Помните, что они люди, и, конечно же, они смертны, слабы и подвержены ошибкам. Посмотрите вперед, на будущий мир, и убедитесь, что они ничем не выше других людей, и им предстоит стоять перед судом Бога, где ничто не  останется от всей чести и влияния, которыми они когда-то обладали, кроме последствий того, как они использовали это. Посмотрите на них в этом свете, и вы не  сможете не переживать за них и не молиться за них, о том, чтобы они могли обрести милость Господа быть верными, и получить венец правды в великий день.
Заканчивая, скажу, насколько желательно как для правителей, так и  для народа, чтобы мог существовать такой порядок вещей, и чтобы  религия, которая предписывает и производит его, могла  повсеместно преобладать среди нас. Каким поощрением было бы для правителей объединить свои утренние молитвы с теми людьми, над которыми они были поставлены, и свою веру с теми, за кого они в ответе, зная, что Тот, Кого призывают они и весь народ, будет направлять все их пути! Тогда религия и мораль, мир и гармония смогут преобладать. Правители смогут любить своих граждан, и искать их блага, а граждане - любить и чтить своих правителей, за которых они ежедневно молятся пред престолом благодати, тогда как Бог, Которому поклоняются те и другие, будет ниспосылать Свое благословение на Сион, и мир сможет  увидеть, насколько хорошо и приятно для правителей и граждан жить вместе в единстве. При этом, однако, необходимо отметить, что все эти благословения едва ли можно ожидать от молитвы только народа. Это должно быть связано и с молитвами самих правителей. Все соображения, которые мы привели  в качестве причин, почему мы должны молиться за тех, кто у власти, еще в большей степени относятся к тому, что они должны молиться за себя.  Только таким образом, они могут получить эту мудрость и благодать, которые непременно необходимы, чтобы сделать их верными в этом мире, и счастливыми в мире грядущем. Никогда, пожалуй, с момента основания мира ни одно государство не было так богато и счастливо, как еврейский народ при правлении того, кто начал свое царствование, говоря: Господи! Ты поставил Своего раба над великим народом, а раб твой, как дитя, и не знает, как выйти перед ним. Дай же рабу Твоему сердце мудрое и разумное, чтобы он знал, как управлять Твоими людьми.  Дай Бог, чтобы это могло быть искренней молитвой всех наших правителей, и чтобы весь народ мог ответить на это: Аминь!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn