Путешествуя по Израилю

Владимир Кожин 3
        Знаете ли вы что такое кашрут, шабат? Или чем Библия отличается от Торы? Вероятно, знаете, а я вот не знал. Не знал до того, как съездил в Израиль.
          Мне удалось посетить многие страны, но на этой земле оказался впервые, а с детства  мечтал побывать… Когда учился в пятом классе, прочел про Мертвое море.  Я почти не умел плавать, но когда узнал, что в этом море можно просто лежать на воде и не утонешь, это так понравилось! Можно лежать и читать книгу или газету… Поделился со своими друзьям, и мы долго фантазировали на эту тему. Ведь здорово, если ты плывешь хоть через все море, даже не умея плавать! К тому же море потому и Мертвое, что никакой в нем жизни нет. Меня волновало наличие акул, которых боятся все дети, а тут и акул не бывает. Просто здорово! И безопасно, и плыви куда хочешь! И мечты меня уносили все дальше и дальше…
        Примерно месяц назад знакомые позвонили и рассказали, что у них организуется паломническая поездка в Израиль на Святую Землю. Предложили нам присоединиться, прислали программу пребывания их группы в Израиле. Они уже договорились с экскурсоводом – диаконом Романом Гультяевым из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Он известен по репортажам из Израиля в церковные праздники по Российскому ТВ.  А мы с женой уже давно собирались посетить Израиль. Её подруга - Маргарита живет там уже 16 лет и постоянно приглашает нас в гости.
        Оценив свои возможности, мы решили поехать все же в гости к Маргарите. Спланировали, что жена поедет к подруге примерно на месяц, а я подъеду к ним на неделю. Решение принято, билеты куплены, и мы стали жить ожиданием этой поездки. Вспомнились слова Ивана Бунина: «Человека делают счастливым три вещи: любовь, интересная работа и возможность путешествовать.” Не буду останавливаться на двух первых вещах, это отдельные темы. Поговорим о путешествиях. Увидеть Святую Землю, побывать у истоков религии и культуры, пройтись по святым местам, прикоснуться к первоисточникам мирового значения – это ли не возбуждает! Перед поездкой мы еще раз полистали Библию, познакомились с путеводителями, литературой, посмотрели несколько фильмов про Израиль, в том числе и фильм В.Познера “Еврейское счастье”. Фильм был для нас весьма познавательным.

        И вот я уже на Святой земле в аэропорту Бен-Гурион близ Тель-Авива. Быстро пройдя все необходимые формальности, отправился к стоянке такси. По пути меня «поймал» таксист и предложил свои услуги. Я показал ему бумажку с адресом и спросил, сколько это будет стоить. Он что-то пробормотал про недорого, про счетчик, и мы поехали. Я сразу обратил внимание на довольно агрессивный стиль вождения в Тель-Авиве. Все спешат, подрезают, если кто-то замешкался – сигналят… Сказал об этом таксисту, он подтвердил, что люди здесь горячие, ездят быстро,  поэтому ежедневно случаются аварии со смертельными исходами. А я подумал, наверное, это особенность густонаселенных городов, возьмем, Москву или Нью-Йорк, ведь там так же водят.  Я расспросил таксиста, откуда он родом, может местный? Израиль же молодая страна, ей еще 68 лет, а таксисту на вид было лет 45. Нет, он приехал с семьей из Франции 15 лет назад и совсем об этом не жалеет. Вся дорога у нас заняла примерно полчаса, а я, беседуя с водителем, с интересом рассматривал пробегающие мимо дома и улицы в лучах предзакатного солнца.
        Доехав до места, таксист запросил с меня 100 долларов, в два раза больше, чем я предполагал, счетчик у него показывал что-то в непонятных мне еще шекелях, но мне удалось выторговать только 10%. Когда я рассказал об этом Маргарите, она удивилась, ведь реальная цена действительно примерно 50 долларов. Меня это, конечно, огорчило, но решил: пусть это будет небольшая потеря, ведь не бывает же все только хорошо. Слава Богу, что долетел без проблем и приключений.
        Встретили меня в доме великолепно, стол был накрыт, разместили нас тоже очень хорошо. Моя жена пробыла у подруги уже больше недели, там освоилась и заранее купила несколько экскурсий по Израилю. Ведь у меня была только одна неделя, и надо было максимально использовать это время. Поэтому на следующий день в 6 утра мы стояли на остановке в ожидании экскурсионного автобуса. Все экскурсии закупили в компании «Атлантис». 
        Забегая вперед, хочу отметить, ежедневные экскурсии, которые начинались в 6 утра, а заканчивались в 7-8 вечера нас прилично утомили, но надо было ценить время пребывания на Святой Земле. Первая экскурсия называлась «Иерусалим трех религий». Были и другие: «Вифлеем и Иерусалим христианский», «Назарет и Галилея», «Масада и Мертвое море» и др. Количество полученной там информации, даже в кратком изложении не вместит никакой репортаж, ведь о каждом городе и известном месте написаны целые книги. И сейчас продолжаются раскопки, исторические открытия,  поэтому невозможно после краткого там пребывания и поверхностных сведений дать полную и цельную информацию. Поэтому решил я не строить свой рассказ в хронологической последовательности своего там пребывания, а отметить только несколько моментов, которые мне особо запомнились.
        Все поездки после начала движения автобуса начинались с краткого экскурса по истории и географии Израиля. Все же хочу коротко рассказать об этом, хотя многие читатели знают больше меня.
        Израиль – молодая страна, существует с 1948 года.  Это полоса земли, гор, пустынь, городов длиной 470 км и шириной в самом широком месте 135 км.  Несмотря на небольшую территорию, у нее есть 3 моря: Средиземное, Красное и Мертвое, иногда называют и четвертое море – Галилейское, хотя чаще его называют Тивериадским озером или озером Кинерет. Значительную часть территории Израиля занимает Палестинская автономия.
        Это страна в которой сосредоточены  многочисленные духовные и исторические ценности трех религий: христианской, мусульманской и иудейской. Пишут, что около 80% населения здесь иудеи, 18% мусульмане и 2% христиане. Для мусульман Иерусалим занимает третье место по святости после Мекки и Медины. Они считают, что именно отсюда с Храмовой горы пророк Мухаммед вознесся на небо. На месте предполагаемого вознесения построили мечеть Аль Акса.
      Израиль - cтрана  относительно небольшая по населению, ведь проживает здесь 7 миллионов человек, и по территории. Она почти в 10 раз меньше Беларуси. Удивило меня, как такая небольшая молодая страна во враждебном окружении, вынужденная воевать, так многого достигла. И в экономике, и в науке и новых технологиях. Валюта страны конвертируемая. По уровню жизни она занимает 22 место в мире. У нее одна из сильнейших армий мира. Почти лучшая в мире медицина и самое передовое медицинское оборудование. Важную роль в укреплении государства, в формировании вооруженных сил, в достижениях науки и техники сыграли репатрианты из России и бывших Советских республик, их называют русские евреи. Русскоговорящих жителей Израиля насчитывается примерно 900 тыс. человек.

        История еврейского народа началась с Авраама и его сына Ицхака (Исаака) примерно в XVII веке до н.э. и изложена в Ветхом Завете. Сильным и процветающим государством Израиль стал при царе Давиде за тысячу лет до н.э. Сегодня могила Давида в Иерусалиме стала одним из самых почитаемых мест в Израиле. На экскурсии мы посетили это место. Могила находится рядом и под одной крышей с синагогой. Женщины и мужчины посещают это место раздельно, надгробие разделено стеной, с одной стороны молятся мужчины, с другой женщины. Туристов это тоже касается. Когда мы туда зашли, в синагоге находились несколько молящихся людей, большинство из них в широкополых черных шляпах, вероятно, ортодоксальные иудеи. Здесь же стояли полки с книгами, как в библиотеке. На улице мы увидели памятник царю Давиду, играющему на арфе, говорят, он был хороший музыкант. Памятник - подарок московских скульпторов, но, похоже, он не пользуется почетом, краска в некоторых местах то ли облезла, то ли выпачкана. Вообще, в Израиле я не встречал памятников людям. Иудеи живут по заповеди: «Не сотвори себе кумира».    
        Сын Давида Соломон не только укрепил и расширил царство, но и организовал строительство Иерусалимского Храма, который стал центром культурной и религиозной жизни народа. В 586 г. до н.э. Иерусалимский Храм был разрушен, Иудею захватил Вавилон под предводительством Навуходоносора, а израильский народ оказался в плену и изгнании. Возвращение евреев на историческую родину началось примерно через 50 лет. Тогда же начали строительство второго Иерусалимского Храма, расцвет которого пришелся на период правления царя Ирода в конце первого века до н.э. После смерти Ирода второй Храм был разрушен, от него осталась только одна Западная стена. Когда Европа приняла христианство, Иерусалим, Галилея и ряд других мест, связанных с Иисусом Христом, превратились в Святую Землю. Евреям ограничили посещение Иерусалима. Они имели право посещать Западную стену один день в году, чтобы оплакивать разрушение своего Храма. Поэтому эту стену и прозвали Стеной плача.
        Нам удалось побывать у этой стены. Оставить в щелях между древними камнями свои записки. Стена поделена на мужскую и женскую части. Мужская часть намного длиннее женской, поэтому женщины стоят очень плотно, не каждой удается подолгу постоять у стены и попросить Бога о самом важном. Некоторые успевают только оставить записки с просьбами к всевышнему. При подходе к стене мужчинам предлагают одеть кипу (ермолку), маленькую шапочку на макушку, мужчина должен обязательно быть в головном уборе. Это знак признания высшей силы, уважения к святыне. На женщин это не распространяется. Нас предупредили, что громко молиться и креститься здесь не положено, вас неправильно могут понять, ведь это иудейская святыня. Уходя, несколько шагов надо пройти лицом к стене, повернуться к ней спиной – признак неуважения.
        Площадь перед стеной всегда заполнена людьми, иудеи молятся, отмечают религиозные праздники, важные события жизни, некоторые танцуют, смеются, радуются. Очень благожелательно заводят разговоры с туристами, у меня, например, спросили не были ли мои мама или бабушка еврейками.  Другой ортодоксальный иудей поинтересовался, откуда мы приехали, потом я с ним побеседовал по-русски. Государственный язык – иврит, по-английски здесь говорят практически все, а по-русски примерно каждый седьмой. На площади  много молодых людей в военной форме, есть военные при полном вооружении. Да и в самом городе встречается много вооруженных солдат, как молодых мужчин, так и девушек, каждый молодой израильтянин проходит военную службу. Необычно, конечно, когда в пятницу городские автобусы заполнены вооруженными веселыми молодыми людьми с автоматами, едущими домой на выходные.
        Отношения с арабским населением напряженные. Сам старый Иерусалим поделен на еврейский, мусульманский, христианский и армянский кварталы. Когда ты ходишь по древней части города, туристу трудно определить, в каком квартале находишься. В еврейском квартале обычно встречается флаг Израиля. В мусульманском квартале, где есть и христианские святыни и тоже много туристов, случаются теракты. Поэтому полиция и военные начеку.
        Экскурсовод нам неоднократно подчеркивал, что холокост никогда больше не повторится. Евреи больше  никогда не превратятся в дым из труб газовых камер. Поэтому сегодня Израильская армия вооружена самым современным оружием, почти все население (кроме ортодоксальных иудеев) обучено военным специальностям.
        После Рима примерно 500 лет на территории нынешнего Израиля правили арабы, но в 1099 году для освобождения Гроба Господня от неверных в Иерусалим пришли крестоносцы. Их позже вытеснили мамлюки (воинственные мусульмане Египта), а с 1517 года эта земля почти на 4 века стала частью Османской империи. При Сулеймане Великолепном турки оградили город мощной стеной, без которой теперь не представляется древний Иерусалим.
        С 1917 года страна находилась под контролем Великобритании, а в 1922 г. Лига Наций вручила Великобритании официальный мандат на управление Палестиной, в котором признавалась историческая связь еврейского народа с Палестиной. Не решив вопрос мира на этой земле, Британцы вынесли «палестинский вопрос» на обсуждение генеральной ассамблеи ООН. 14 мая 1948 г. было провозглашено создание Государства Израиль.

        Еще до поездки в Израиль, я мечтал там увидеть хотя бы три величайшие христианские святыни: Храм Гроба Господня, православные часто называют его Храмом Воскресения Христова, Храм Рождества Христова в Вифлееме и Святую реку Иордан. И, слава Богу, нам удалось все это посетить и даже прикоснуться. Трудно описать чувства при нашем посещении кувуклии - часовни в Храме Гроба Господня. На месте часовни и была пещера, куда занесли тело Христа для погребения. Кувуклия построена из мрамора, но после землетрясения 1927 года ее укрепили мощными металлическими стяжками, которые  ее не украшают.
        Каждый год здесь на православную Пасху проходит церемония чудесного схождения Благодатного огня. Меня удивило, как это доступно. Каждый может зайти внутрь часовни. Всегда здесь много людей, нам пришлось постоять в очереди, чтоб попасть в Святую-Святых. В первой комнате - приделе,  находится часть того камня, на котором сидел ангел, когда пришли женщины. Ангел сказал им: «Не ищите его среди мертвых, ищите среди живых». Вторая комната – второй придел и место погребения Христа имеет размер примерно 2 на 1,5 м. Сюда верующие и стремятся, чтобы припасть, прикоснуться, помолиться... Хочется хоть немного постоять там, но нам удалось побыть только несколько секунд, все хотят попасть сюда. На выходе из кувуклии горит благодатный огонь, который сошел на православную Пасху. Люди опаляют связки из 33-х свечей, которые приобрели заранее. Потом огонь тушится о металлический черный колокол, а опаленные свечи везутся домой.
        Всегда много паломников у Камня Помазания, на который после снятия с креста положили тело Иисуса. На Камне освещают христианские реликвии, сувениры, вытирают камень платочками, чтоб они впитали выступающую на камне влагу. Под крышей этого же храма находится  Голгофа, куда мы поднялись по винтовой лестнице. Многие в руках держали кресты с распятием. На этом самом месте распяли Христа, здесь он принял мученическую смерть. Можно здесь стать на колени, наклониться и прикоснуться к месту, где стоял крест. Справа рядом находится большой камень, который раскололся в момент смерти Иисуса. Напомню, Храм Гроба Господня принадлежит 6-ти христианским конфессиям: греческой православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской. Каждой выделены свои приделы и часы проведения служб.

        Многие люди чувствуют особую энергетику этих мест, особенно, находясь в Иерусалиме. Считается, что здесь человек приближен к Богу. Многие, побывав однажды на этой Земле, тянутся сюда снова и снова. Не случайно, даже граждане других стран, в том числе России, стараются купить себе место на кладбище в Иерусалиме. Ведь именно здесь ожидается второе пришествие Мессии.
        Елизавета Федоровна - великая княгиня дома Романовых, внучка английской королевы Виктории и сестра императрицы Александры Федоровны в 1888 году совершила паломничество в Святую Землю. На нее это так подействовало, что еще тогда она попросила похоронить ее здесь в Иерусалиме. До революции она была членом и даже председателем Православного Палестинского Общества. А после революции в 1918 г. она живой была сброшена в шахту в районе г. Алапаевска вместе с другими представителями дома Романовых. Когда через 4 месяца туда пришли белые, они извлекли останки  из шахты, положили в гроб, и после долгого путешествия ее привезли в Иерусалим, чтоб захоронить в Храме Марии Магдалины.
      
        Шагая по древнему Иерусалиму обращаешь внимание, что все улицы заполнены торговыми лавками, продаются сувениры, картины, чайники, платки, шапочки, шарфы и пр., можно увидеть очень красивые старинные изделия. Идя по одной из таких узеньких улочек в арабской части города, экскурсовод показал нам среди торговых лавок ресторанчик, которым владеет один из героев фильма В. Познера. Она еще добавила, это тот, который жаловался, что родился под оккупацией.   Я спросил, можно ли его увидеть. Когда он вышел, а это был плотный невысокий человек лет 50-ти, я рассказал ему про фильм В. Познера и сказал, что он теперь знаменит в России. Он был рад это услышать и громко сказал: «Я люблю Россию!»
        В пятницу наша экскурсия закончилась немного раньше. Ведь в Израиле пятница – сокращенный день,  суббота выходной, а воскресенье – опять рабочий день. Суббота в Израиле – седьмой день недели, который у евреев является праздником – шабатом. Главное правило шабата – человек не должен работать. Писать, готовить, стирать белье, зажигать огонь, включать свет, даже шнурки завязывать нельзя. Легче сказать, что можно делать. А можно есть хорошую пищу, заниматься любовью, общаться с детьми… Иудеи считают, что этот день нужно посвятить Богу и семье. Шабат – одна из десяти главных заповедей Торы, которые им необходимо выполнять.
        В той семье, где мы остановились,  также отмечают шабат. Я побывал на этом празднике впервые. В пятницу за несколько минут до захода солнца (кажется 18 мин и об этом времени сообщается) Маргарита  зажгла свечи и прочла молитву. На столе обязательным атрибутом является хала - хлеб. После захода солнца мужчина читает благословение на шабат, разливается шабатнее вино и преломляется хала. Вся семья сидит за столом – поздравляют друг друга с праздником, общаются, едят, пьют. Шабат начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается в субботу, также, с заходом солнца.
        Что касается Священного писания Иудеев - Торы, только специалист найдет отличия между Торой и Ветхим Заветом из Библии на русском языке, который является ее переводом. Ведь перевод всегда вносит какие-то нюансы. На эту тему имеется много богословской литературы, и я не вправе это анализировать. Хотелось бы только отметить, что книги Ветхого Завета создавались длительный период: с ХIII  в. до н.э. до IV  в. до н.э., а собраны были воедино за 450 лет  до н.э.
        На столе при праздновании шабата в соответствии с принципами кашрута была только кошерная пища. Без всяких ограничений здесь едят мясо, хотя можно употреблять только тех четвероногих животных, которые являются жвачными и имеют раздвоенные копыта (свинина исключена). Евреи любят рыбу, но разрешается есть только  рыбу с чешуей и плавниками; раки, крабы, устрицы, моллюски религией запрещены. Даже черная икра под запретом, ведь осетровые не имеют чешуи. Чтоб мясо было кошерным, животные  должны быть забиты специально подготовленным мясником в строгом соответствии с правилами.  Вино тоже должно быть кашерным, но на этом я останавливаться не буду, очень уж много тонкостей здесь. На шабатном столе никакого сыра, мяса по-французски и пр. не было. По религии нельзя смешивать молочное и мясное. Меня удивило, что мясные и молочные продукты даже хранятся в разных холодильниках, используется разная посуда для еды и хранения. И это правило соблюдается не только во время религиозных праздников. Моя жена однажды на экскурсии по Иерусалиму купила кофе и достала свои бутерброды, один с колбасой, другой с сыром. Это сразу заметили и попросили убрать. Не кошерная это пища. Нельзя оскорблять чувства верующих иудеев.
        На празднике шабата в доме Маргариты были гости, приятная пара бывших выходцев из СССР. Борис оказался прекрасным музыкантом, они с моей женой попеременно садились за рояль. Я же разговорился с его женой Эммой. Спросил ее мнение о том фильме В. Познера. Эмма ответила, что 90 процентам русскоязычных израильтян фильм не понравился. Ей тоже. Позже я позвонил одному из своих бывших коллег, живущему в Израиле уже лет 20. Он высказался более определенно,  сказал, что фильм поверхностный, не на то сделаны акценты, и чтобы снять фильм об их стране, надо пожить в Израиле хотя бы 2-3 года. Но я все же думаю, что для многих не живущих в Израиле людей и поверхностное представление о стране интересно. Хотя фильм мало коснулся истории религии и христианских святынь, что ж, Познер атеист. Кстати, гражданином Израиля может стать только человек, исповедующий иудаизм, или атеист. Христиане, которые здесь живут, вероятно, коренные жители - арабские христиане, которых остается все меньше. Израиль - религиозное государство, здесь живут по законам Торы, собственной конституции Израиль не имеет.

        Наша поездка в Вифлеем для посещения Храма Рождества Христова началась, как обычно, с посещения магазина сувениров паломнического центра.  Видно, что магазин работает в основном для русскоязычных паломников, продавцы говорят по-русски, мне сказали, что это жены арабов, когда-то учившихся в России. В магазине огромный выбор икон, сувениров, мы даже приобрели там пачку арабского кофе, которым нас при входе любезно угостили. Купили там несколько икон, я также приобрел вращающее кольцо царя Соломона с надписью: «Все пройдет… и это тоже пройдет». Мудрый был человек. Пока мы делали покупки, нам поменяли автобус, оказывается, небезопасно ездить по Вифлеему (это Палестина, West Bank) c израильскими номерами. Здесь свое управление, своя полиция и пр. Хотя это тоже государство Израиль.
        Храм Рождества Христова построен на месте пещеры, где родился Христос. Мария с Иосифом должны были прибыть в город для переписи населения, гостиницы были переполнены, и они остановились в пещере, где Мария и родила. В сегодняшний храм нельзя войти не поклонившись, ведь проем очень низкий. В храме велись ремонтные работы, но большая его часть была красиво украшена елочными игрушками. Нам объяснили, что рождественские украшения здесь висят постоянно, ведь это Храм Рождества. Главная икона – чудотворная икона Вифлеемской Божьей Матери.  Это единственная икона, на которой она улыбается. Чтобы попасть в пещеру, где родился Иисус, пришлось спуститься по лестнице. Там можно прикоснуться к месту, где стояли ясли, в которые положили новорожденного. Сами ясли Христа находятся в Риме, мы с женой несколько лет назад, когда были в Италии, в том храме побывали. Ясли и много других христианских реликвий в Рим привезла царица Елена - мать императора Константина. В храме Рождества обращают на себя внимание две огромные серебряные люстры – подарки русских царей.  Под полом обнаружен мозаичный пол, сохранившийся еще со времен Елены. На одной из колонн храма видны 5 глубоких отверстия. По преданию там жили дикие пчелы, которые охраняли храм и прогоняли разрушителей.
        Напротив Храма на площади в отдалении стоит мусульманская мечеть. Невдалеке мы увидели вход в Молочную пещеру, как мы слышали, обладающую чудодейственными свойствами. Но, к сожалению, в экскурсию ее посещение не входило, нас повели обедать. Самим сходить не позволили, сказали, что опасно, ведь это Палестина. Вообще-то ходить одним по улице и нам самим быстро расхотелось, слишком навязчивы здесь местные торговцы, невозможно от них избавиться.

        За время экскурсий мы побывали в десятках святых для христиан мест. Это и Храм Благовещения в Назарете, побывали в нескольких местах Галилеи, прикоснулись к камню, на котором Христос приумножал хлебы и рыб, в Капернауме... В Иерусалиме постояли на месте, где проходила Тайная Вечеря и др. Описать все это даже кратко в рамках одного рассказа не представляется возможным. Места эти столь значимы для христиан, что меня с одной стороны это восхищало, а с другой возникало чувство нереальности происходящего. Неужели это и есть те самые святые места, о которых мы читали в Евангелии и других книгах! Ранее мне все представлялось значительно сложнее,  многозначительнее. А здесь все как-то просто, обыденно; ходят толпы людей, экскурсовод торопит, трудно сосредоточиться, рассмотреть, обдумать… Все это мешает  поверить, что тут и есть то самое святое место, о котором столько слышал. Иерусалим неоднократно разрушался, был засыпан и снова восстановлен. Гуляя по раскопанной археологами улице Кардо времен римлян и жизни самого Христа, думаешь, как глубоко все скрыто под слоем времени и почвы, ведь мостовая этой улицы теперь метров на пять-шесть ниже, чем окружающий город.

        Расскажу теперь о реке Иордан и Мертвом море, о которых я упомянул в начале, ведь каждый христианин мечтает окунуться в воды реки, где крестили Христа. Верующие считают реку священной, убеждены, что ее вода исцеляет от болезней.
Иордан берет начало от трех горных рек у подножия горы Хермон – самой высокой горы Израиля, где даже занимаются зимними видами спорта. Река Иордан протекает через Галилейское море и заканчивается впадением в Мертвое море. Галилейское море расположено почти на 220 м ниже уровня мирового океана, что делает его самым низко расположенным пресным озером в мире.
        В нижнем течении между этими двумя морями река является границей между Израилем и Иорданией. Общая длина реки 252 км. Иордан многократно упоминается в Ветхом Завете и Евангелии. Моисей, который вывел свой народ из Египта, а после его смерти Иисус Навин после сорока лет странствий по пустыне привел евреев в Землю обетованную через Иордан, воды которого расступились перед ними.
        Нас привезли в местечко Ярденит близ Галилейского моря. Миллионы паломников едут сюда, чтоб окунуться в эти прозрачные зеленоватые воды. Хоть экскурсовод и дал нам всего 40 минут, мы все же успели окунуться. Это место принадлежит кибуцу с тем же названием Ярденит. Про израильские кибуцы- сельскохозяйственные предприятия можно много рассказывать, есть кибуцы миллионеры, есть живущие на дотации государства, но производящие экологически чистую сельхозпродукцию. В них реализованы многие коммунистические принципы. Кибуцам посвящен целая серия в фильме В. Познера, поэтому, кого это интересует, могут посмотреть. Нас завозили в некоторые кибуцы по дороге, например, возле Галилейского моря. Теперь на месте, где Иисус посылал Петра поймать рыбу, расположен ресторан, где подают рыбу из этого озера. Ценится местная рыба тиляпия или по-израильски амнон. Нам рассказали, что коровы, которых также здесь выращивают, очень продуктивны, каждая дает не менее 12 тыс.л молока в год. У коровы имеется электронный блок, с помощью которого следят, сколько она спала, сколько гуляла, как питалась. Никогда мясо заболевшего животного не пойдет в магазин. И вообще, продукты питания в Израиле очень высокого качества, они заботятся о здоровье. Мне вспоминается клубника, которую покупали на рынке в кибуце рядом с домом Маргариты. Мягкая, сочная, а главное - ароматная!
        В  кибуце Ярденит есть все необходимое для туристов и паломников: магазин сувениров, благоустроенная территория, места для переодеваний, душ, туалеты… Чтоб зайти переодеться надо заплатить 2 доллара. Плату принимали две девушки, одна из них поразительно красивая в цветастой арабской одежде. Белые рубашки,  которые паломники надевают для купании в священной реке, мы приобрели заранее в русскоязычном магазине сувениров в Назарете.
        Вода в реке была чистая и довольно теплая. Я окунулся, как положено, с головой три раза, минуту поплавал и вышел из воды, ведь времени было мало. Когда мы переоделись и встретились с женой возле реки, оба великолепно себя чувствовали. Куда девалась усталость от долгой экскурсии по северной части Израиля! Не зря утверждают, что воды Иордана имеют лечебный эффект. На другой стороне реки паслись лошади, купались дети, это уже Иордания. Не привычно нам было видеть такую государственную границу, просто река шириной метров 20-30. Не видели ни пограничников, ни проволоки, ни предупреждающих знаков, ни грозных надписей. 
        Другое место на реке Иордан, где паломники чаще проводят омовение, находится почти в 100 км ниже по течению.  Это место называется Вади-эль-Харар (Вифавары) и расположено за несколько километров до впадения реки в Мертвое море. Место популярно для русских паломников, прибывающих как со стороны Иордании, так и Израиля.
        Хотя и говорят, что нельзя в одну реку войти дважды, верующие христиане все равно стремятся сюда, многие, как и я,  мечтают об этом всю жизнь. В этом месте река не широкая, быстрая,  мутная из-за песка и глины, но по утверждению ученых Христос крестился именно здесь. За тысячелетия и русло реки изменилось, сместилось на 40 м, старое русло теперь на территории Иордании. Группа наших знакомых паломников, о которой я писал в начале, заходила в воду именно здесь. По фотографиям, которые мне прислали, первым в воду зашел отец Андрей с крестом в полном белом церковном облачении, потом по очереди в воду заходили все паломники в длинных белых рубашках. Каждого отец Андрей с молитвами трижды окунал в воду с головой.
        На праздник Крещения на этом месте проводятся церковные службы, которые возглавляет Патриарх Иерусалимский Феофил, есть множество свидетелей, что река во время молитв на несколько минут поворачивает вспять.

        В поездке на Мертвое море мы сначала поднялись в горы и побывали в  Национальном парке Масада.  Это крепость, построенная еще царем Иродом,  сегодня она считается символом героизма и стойкости евреев. В 1-м веке н.э. крепость стала последним оплотом еврейских повстанцев. Римляне осадили крепость, но она была неприступной. В 73 году, когда римские войска построили насыпь и уже пробивали стены, не желая попасть в руки врагов, все 960 человек совершили массовое самоубийство. Мужчины убивали своих жен и детей, последние 10 человек убили всех оставшихся, затем себя.
        Поднимались мы с помощью фуникулера, на высоту 450 м. Со стен крепости открывается прекрасный вид: горы, бескрайняя безжизненная пустыня, а далеко внизу простирается  Мертвое море. Сама крепость – это целый город, где жили и оборонялись почти тысяча человек. И все это под жарким солнцем, сейчас здесь ни кустика ни травинки… Жаль, формат сайта прозы не позволяет размещать фотографии, но даже мои снимки этих мест впечатляют.
        Спустившись с гор, наш автобус помчался вдоль берега Мертвого моря. Такое  название появилось только в средние века, раньше его называли Соленым морем. В самом деле Мертвое море это большое соленое озеро, которое делится между Израилем, Палестинской Автономией и Иорданией. По центральной линии моря с севера на юг проходит граница между Израилем и Иорданией. Это одно из самых соленых озер в мире. Хотя в мире еще имеется несколько озер с высокой концентрацией солей, например, озеро Баскунчак в Астраханской области. Уровень воды в Мертвом море рекордно низкий, море и его берега более, чем на 430 м ниже уровня мирового океана.  Длина моря 67 км, максимальная ширина 18 км, глубина до 300 м. Каждый год его уровень опускается примерно на 1 м. Из-за высокой концентрации соли в нем не может жить ни рыба, ни другие организмы.
        Море медленно пересыхает, его питает только река Иордан и ручьи с гор во время дождей.  Со стороны Израиля ведутся работы по экономии воды реки Иордан и Галилейского моря на хозяйственные нужды, но этого не делают Иордания и Палестинская автономия. От экскурсовода мы услышали, что сегодня уже 40% всей расходуемой воды в Израиле получается опреснением воды из Средиземного моря, 20% из использованных (сточных) вод. Но все же 40% берется из подземных источников, с реки Иордан и Галилейского моря. Не случайно количество воды в Святой реке снижается, более 1/3 ее воды не доходит до Мертвого моря. Не способствует сохранению объема воды и промышленная добыча Израилем из воды Мертвого моря ценных соединений для производства удобрений, лечебных мазей, солей, кремов и пр.   Мы видели канал шириной почти с реку Иордан, с поступающей в переработку водой.

        И вот исполнилась мечта моего детства, я погружаюсь в воду Мертвого моря. Вода спокойная, лазурная, прозрачная… Кажется какой-то маслянистой, как глицерин. Ведь это же насыщенный раствор солей, в ней более, чем 20 минералов. Но приходилось спешить, нас торопили эти пресыщенные красотами и вечно спешащие экскурсоводы…  В общем, опять дали нам всего 40 минут. Предупредили, что больше 2-х раз по 15 минут в воде находиться не рекомендуется, надо также избегать попадания на слизистую и в глаза. Если попадет, будет нестерпимо жечь, бегом в душ, который тут же на берегу.
        Когда я зашел в воду по грудь, ноги оторвались от дна, и я понял, что можно так и плавать, как поплавок, вертикально в воде. Вода настолько плотная, тяжелая, что в ней невозможно утонуть. Лизнул мокрый палец кончиком языка, потом пожалел об этом: горечь, жжение… Обратил внимание на некоторых людей, спокойно полулежавших-полусидевших на воде, вот только книги в руках у них не хватало. Я попробовал так сесть – получилось! Эх, жаль газету не взял, вот было бы хорошее фото! Пусть ситуация тысячи раз обыгранная, но ведь не со мной же. Правда, сомневаюсь, что с газетой потом бы удалось встать на ноги, не замочив ее. Обычным способом плавать не получается, вода переворачивает.
        Выходя из воды,чувствуешь, что руки, все тело становятся скользкими, липкими. Бежишь сразу под мощную струю душа. Говорят, что это вода полезна для здоровья, но надо так помокнуть, хотя бы неделю. Есть и лечебные грязи, некоторые люди на пляже ими вымазались, даже непонятно теперь, какого цвета у них кожа. То ли мужчина возле нас весь в грязи, то ли он чернокожий? Не увидел ни единого светлого пятнышка на его теле и лице. После душа побежал я переодеваться, ведь надо скорее в автобус, но оказалось, что и мужскую будку для переодеваний заняли женщины, естественно, наши русскоязычные. То ли читать по-английски не умеют, ведь написано, что для джентльменов, то ли они так воспитаны. Увидели, что свободно и пошли одна за одной, а мы мужчины-джентльмены грустно дожидались, когда выйдет последняя.

        Как я уже писал, не бывает все только хорошо. Нам рассказал гид, Бог, когда давал евреям землю, дал им четыре моря, дал горы и пустыни. Дал хороший климат, прекрасную природу, плодородную землю, на которой все растет и плодоносит. Потом он решил, что это слишком много для одного народа, подумал… и дал им плохих соседей.
        Когда я улетел домой, моя жена еще оставалась там несколько дней. Ей удалось увидеть значительно больше моего. И Гефсиманский сад, и подземный Иерусалим, и Бахайские сады, и побывать в церкви Марии Магдалины и многое другое. Любили они с подругой гулять по Яффе, древнему городу, примыкающему к Тель-Авиву. Когда я был в Израиле, мы там тоже вместе гуляли. И вот на следующий день после ее прогулки с Маргаритой по набережной Яффы на этом месте произошел теракт. Арабский мужчина бежал по набережной и ударял всех по пути ножом. А ходят там в основном туристы. В результате пострадало 14 человек, двое умерли. Небезопасно тут жить. Некоторые туристы поэтому боятся в Израиль ехать, все ждут более спокойной обстановки, хотя сейчас там спокойнее, чем было пару лет назад. Маргарита тогда нам писала, как пролетели две ракеты у нее над головой, когда она была в городе. В их доме, как, наверное, здесь в каждом, есть бомбоубежище с бронированными дверями. При нас ни одной тревоги не было. Гиды рассказали, что в этом году туристов меньше. Но и очередей у святынь меньше.
        Дома мы много рассказывали о нашей поездке. Нас расспрашивали и об опасностях. Мне понравилось, как отреагировала одна наша знакомая. Когда ее верующая подруга  высказала опасение ехать в Израиль из-за опасностей терактов, она сказала: «Чего ты боишься! Неужели ты считаешь себя такой святой, совсем безгрешной, чтобы быть достойной умереть на Святой Земле?»
       
        Этот рассказ-репортаж составлен из отдельных писем с заметками о нашем путешествии. То, что я написал, не отражает и десятой доли полученной информации и впечатлений от поездки на Святую Землю. Объем информации столь огромен, что даже переварить ее требуется время. А изучить, глубоко, понять, разобраться, вероятно, и жизни не хватит. Есть тысячи книг, многочисленные труды, как по истории религии, так и по истории народа Израиля. Возможно, по отдельным темам, не затронутым здесь, в будущем у меня появится настроение и еще захочется написать.
Спасибо за прочтение.

 На фото в верхнем ряду: Вид с самолета перед посадкой в Тель-Авиве; Иерусалим, Храмовая гора; Вифлеемская Матерь Божия.
В нижнем ряду: Стена Плача; у Святой реки Иордан; в Мертвом море.