Напиток для нытиков

Юлия Староселец
Когда мне очень хочется поныть, я вспоминаю эту историю.
Современный танк стоит около 120 миллионов рублей.
Представьте, во время войны(!) вышивкой(!) заработать 120 миллионов рублей(!) по нынешним деньгам.

* * * * * * * *
Герой Советского Союза женщина-танкист Октябрьская Мария Васильевна Октябрьская (в девичестве Гарагуля) Мария Васильевна — механик-водитель танка «Боевая подруга» 2-го танкового батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Западного фронта, гвардии сержант.

Родилась 16 августа 1905 года деревне Кият,ныне село Ближнее Красногвардейского района Автономной республики Крым Украины, в семье крестьянина. Украинка. Жила в городе Джанкое, окончила 6 классов.

Детские и юношеские годы Марии прошли в Севастополе. В 1921 году она уехала сначала в Джанкой, а затем в Симферополь. Там Мария познакомилась с курсантом кавалерийской школы Ильей Октябрьским. В 1925 году они сыграли свадьбу.

Среди жен комсостава она славилась изысканным вкусом в одежде, убранстве жилища, была искусной рукодельницей. Она успешно заканчивает курсы медсестер, отлично стреляет из нагана, винтовки, пулемета, лихо водит машину.

...Муж Марии Васильевны служит на различных должностях, в разных гарнизонах. Будучи комиссаром 134-го гаубичного артиллерийского полка, участвует в войне с финнами. Летом 1940 года, после присоединения Бесарабии к СССР, его полк дислоцируется в Кишиневе.

22 июня 1941 года кишиневцы проснулись от страшного гула. Гитлеровцы бомбили столицу Молдавии. На следующее утро Мария Васильевна вместе с сестрой и другими членами семей красных командиров была эвакуирована на восток страны, в сибирский Томск. Там начались нелегкие тыловые будни, которыми жили миллионы людей, ежедневно работавших на нашу Победу.

Сначала Мария Васильевна трудилась на строительстве. Но давнишняя болезнь — туберкулез шейного позвонка — заставил ее перейти на работу телефонисткой в военное училище.

В конце лета 1941 года пришла похоронка на мужа. В ней сообщалось, что “полковой комиссар Илья Федотович Октябрьский погиб смертью храбрых 9 августа 1941 года в одном из боев на Украине”. Мария Васильевна обратилась в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Несколько раз ей отказывали. Перенесенная болезнь, возраст...

Тогда Октябрьская избрала иной путь. В ту пору по всей стране шел сбор средств в фонд обороны. И Мария Васильевна решила купить ... танк. Но на какие деньги? Вместе со своей сестрой они на рынке распродали все вещи, которые успели нажить и сумели вывезти во время эвакуации. Но этого было мало.

И тогда Октябрьская занялась вышивкой и своим трудом добыла недостающую сумму. Долгие месяцы, день за днем длилась упорная и кропотливая работа. Даже во время войны томичи охотно покупали вышитые искусной мастерицей салфетки, платки, скатерти, наволочки. Наконец деньги собраны и сданы в госбанк.

После чего Мария Васильевна направила телеграмму Сталину.

Председателю Государственного Комитета обороны.
Верховному Главнокомандующему.

Москва, Кремль
3 марта 1943 г.

“В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в госбанк на построение танка все свои сбережения — 50 000 рублей.
Танк прошу назвать “Боевая подруга” и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь Ворошиловским стрелком…”

Октябрьская Мария Васильевна, г. Томск, Белинского, 31

Теми же днями был получен ответ:

Томск. Марии Васильевне Октябрьской.

“Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.
Примите мой привет, Иосиф Сталин”.

С 3 мая 1943 года Мария Васильевна стала учиться вождению танка в Омске. Все экзамены она сдала на “отлично” и получила свидетельство механика-водителя. Ей было присвоено звание сержант. На башне новенькой “тридцатьчетверки” с двух сторон белой краской было выведено: “Боевая подруга”. А дальше фронт...

Огневая линия летних сражений сорок третьего года шла от Таганрога к Орловско-Курской дуге. Ускоренным маршем, не зная отдыха, танк “Боевая подруга” прошел расстояние в тысячи километров до степи, где в бою погиб комиссар Октябрьский.

Боевое крещение Мария Васильевна приняла неподалеку от могилы мужа. С поразительным для женщины спокойствием и выдержкой Октябрьская маневрировала в первом бою.
Сначала снаряды танка рвались в гуще фашистских подразделений. Потом грозная машина врезалась в боевые порядки пехоты врага. Танк яростно утюжил передовые позиции гитлеровцев. Его гусеницы стёрли с лица родной земли сотни вражеских солдат.

Последний бой
Это случилось 17 января 1944 года под Витебском, в районе железнодорожной станции и совхоза “Крынки”. Головные танки,в том числе и “Боевая подруга”, отражали атаки противника, поджидая свою пехоту, которая была отрезана сильным пулеметным и артиллерийским огнем.
Положение оставалось тяжелым. Подходил к концу сухой паек, на исходе были и боеприпасы, началось наступление.

Вместе со всеми рванулась к деревне Крынки и “Боевая подруга”. Но только до первой траншеи суждено ей было дойти. Из засады в упор ударила немецкая пушка. Порванная гусеница танка безжизненно распласталась на снегу. Танкисты выскочили из машины. Октябрьская огляделась. В нескольких метрах догорала пара фашистских “тигров”. Как ремонтировать танк под огнем, да еще правую гусеницу, открытую врагу? Надо иметь много самообладания и мужества, чтобы в таких условиях исправить машину, вывести ее из-под огня и выполнить боевую задачу.

Мария Васильевна сняла с крыла запасные траки и спрыгнула на землю. Она не слыхала стонущего воя мины, а, может быть, и слыхала, но разве могло ее это остановить? Раздался взрыв. Мария Васильевна почувствовала острую боль в левом глазу. Тут же боль отдалась в левую руку, в бедро. Она упала, потеряв сознание. С поля боя ее вывезли на самоходной пушке.

На самолете Марию Васильевну доставили в Смоленск. Пожилой хирург осмотрел рану. Трудно что либо сделать. Осколок, пробив глаз, коснулся большого полушария мозга. “Большая потеря крови. Общее состояние слабое”, — отметила в карточке медицинская сестра. После операции Марию Васильевну перенесли в палату.

16 февраля 1944 года проведать Октябрьскую пришли все члены экипажа ее танка, а вместе с ними начальник политотдела бригады гвардии полковник Николай Гетман, который вручил Марии Васильевне орден Отечественной войны I-ой степени. Через несколько дней Октябрьскую навестил член военного совета фронта Лев Мехлис. Он сообщил Марии Васильевне, что командование представило ее к присвоению звания Героя Советского Союза. Покинув госпитальную палату, Мехлис приказал врачам срочно готовить Октябрьскую к отправке в Москву. Но состояние ее здоровья резко ухудшилось, все чаще наступали провалы в памяти, сильная головная боль, жар, бред. Об эвакуации в столичный госпиталь не могло быть и речи…

На рассвете, 15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская умерла. Похоронили ее в Смоленской крепостной стене, на берегу Днепра, рядом с героями Отечественной войны 1812 года.

…Имя сгоревшей “тридцатьчетверки” — “Боевая подруга” — унаследовала другая машина. Затем третья, четвертая. Оно, напоминающее о гвардии сержанте Марии Октябрьской, дожило до Победы.