Острова таинственные и не очень

Виктор Притула
Очередной обзор новинок книжной коллекции «Мастера приключений», («Вече»., М. 2016), которую составляют собрания романов двух знаменитых французов (Жюля Верна и Луи Буссенара) и не менее знаменитых английских авторов (Хаггарда и Майн Рида), начну с романа «Таинственный остров»  - заключительного в единственной трилогии в творчестве Жюля Верна. Эта книга - продолжение знаменитых «Детей капитана Гранта» и «20 000 льё под водой».
«Таинственный остров»  классический роман-робинзонада, где робинзонами выступают  пятеро американцев, которые оказываются на необитаемом острове в Южном полушарии.
Этот культовый роман трижды был экранизирован в кинематографе, трижды становился телесериалом, а также стал основой для двух компьютерных игр.
Думаю, что создатели еще одного сериала «Остаться в живых» в свое время упивались романом Жюля Верна.
Больше того, именно с «Таинственного острова», а не с хрестоматийного «Робинзона Крузо» пошла мода на телепроекты робинзонад. Все мы помним несколько сезонов «Последнего героя». Как и у многих других наших телешоу идея проекта была приобретена на Западе. А вот острова, где наш артистический бомонд «оставался в живых», были необитаемы лишь относительно, поскольку телепроект обслуживала довольно представительная группа телевизионщиков.
Еще один томик собрания сочинений Жюля Верна составили научно-фантастические романы «Робур-завоеватель» и «Властелин мира».  Назвать эти романы дилогией можно с натяжкой, поскольку связаны они только лишь появлением во втором романе изобретателя Робура, который из гениального учёного, превращается в диктатора, цель которого завоевать мир.
Возможно Алексей Толстой прежде чем взяться за написание «Гиперболоида инженера Гарина» был знаком с творчеством Жюля Верна. Также как и Александр Беляев, который не раз выводил в своих романах ученых, для которых гений и злодейство были вещами вполне совместными.
Однако назвать золотой фонд отечественной научной фантастики всего лишь верновскими римейками  просто язык не поворачивается.
В отличие от Жюля Верна, которого можно считать одним из основоположников научно-фантастического романа, его соотечественник Луи Буссенар известен, прежде всего, как создатель остросюжетных географических и отчасти исторических романов.  Герои его произведений, как правило,  совершают кругосветные путешествия, оказываясь  по воле судьбы в экстремальных условиях в самых экзотических районах планеты. Иногда и на войнах, которые время от времени там случаются.
Младший современник Жюля Верна и Майн Рида -  Буссенар решил сделать их книги, а заодно и свои  романы настольным чтением героини романа «С Красным крестом» парижанки Амели Робер. Подобно Дон Кихоту эта бесстрашная девица, начитавшись любимых авторов, отправляется на поиски приключений.   Обуреваемая страстью к путешествиям, за что и получила прозвище Фрикетта, в качестве санитарки и военного корреспондента она отправляется в Корею и в составе японской армии участвует в войне с Китаем. Счастливо избежав гибели, мадемуазель Фрикетта продолжает свою миссию на Мадагаскаре, где французы ведут колониальную войну. Попав в плен к итальянцам и совершив дерзкий побег из тюрьмы, девушка нашла спасение и применение своим способностям в Абиссинии, воюющей за независимость.
Дальнейшие приключения Фрикетты описаны в романе «Остров в огне», действие которого разворачивается на Кубе в разгар испано-американской войны.
«Ямайские мароны» Майн Рида познакомит читателя с любовной историей Кэт — хозяйки сахарной плантации на острове Ямайка — и ее дальнего родственника, прибывшего из Англии.
Как я уже отмечал в прежних обзорах,  Майн Рид блестяще владел техникой приключенческой мелодрамы. Любовная линия и коварные интриги столь же часто встречаются в его романах, как и приключения юных героев в отдаленных уголках планеты. В «Маронах»  есть все компоненты майн-ридовской литературной кухни. Плюс колдуны культа вуду, свободолюбивые беглые рабы с романтическим предводителем, жестокий плантатор и многое другое что есть на Ямайке.
Единственное что отсутствует в романе  - это музыкальный стиль реггей и бесподобный Боб Марли.
Но откуда бы им взяться, если реггей  возник на Ямайке век спустя после «Маронов». А к «Ямайским растаманам» авторы пока лишь примериваются. Хотя кое-что на эту тему уже написано.