Апостолы 1. 17. Предтеча и Христос

Евгений Прохоров-Гашев
   Иоанн (Креститель) "возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю". (Евангелие от Луки 1:80)
   Суровая жизнь в ессейской общине ковала пророка - аскета, неприхотливого к еде , - акриды и дикий мед , -  равнодушного к одежде, - она была из грубого верблюжьего волоса.
   В некоторых переводах Евангелия под словом "акриды" подразумевают саранчу, - ее иногда употребляли в пищу в сушеном виде. Но ведь Иоанн был назорей и вел жизнь, как сегодня сказали бы,  вегетарианскую. Следовательно "акриды" - нечто другое. Ранние свидетельства говорят об Иоанновом хлебе, как о стручках рожкового дерева, которое было распространено в тех местах, где жил пророк.
   Известно, что с библейских времен во многих ближневосточных странах эти стручки служили пищей бедным людям, а так же и домашнему скоту. Вспомним притчу о блудном сыне, который " рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему" ( Еванг. от Луки 15:16).
   Что касается грубой одежды из верблюжьего волоса и кожаного ремня на чреслах (бедрах), то это так же указывало на то, что пророк намеренно ограничивал себя в "комфорте".
   На картинах европейских художников и на некоторых православных иконах позднего времени в одежде Иоанна Крестителя присуствует верблюжья, даже не накидка, а шуба. Как-то не вяжется:  пророк - аскет и шкура убитого животного, которая служит и теплым одеянием и мягкой подстилкой.
   Ткань, сотканную из грубого волоса, аскеты выбирали для того, чтобы она причиняла неудобства телу, - кололась. И называлось сие одеяние "вретище" или " власяница", -  грубая темная одежда из мешковидного полотна, козьего или верблюжьего волоса, делалась она ввиде накидки, напоминающей мешок с отверстием для головы. А широкий и твердый кожаный пояс врезался в ребра при наклонах, - тем самым люди истязали свое тело, чтобы возвыситься духом. Вот такая была практика святости .
   Но что же Иисус ( Мессия )? Ведь по своей значимости он должен был бы истязать себя еще больше, чем Иоанн ( Предтеча )? В ответ читаем у евангелиста Луки: "...пребывал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков".
   Если хорошенько присмотреться к тому, что написано в " Книге ", которую Иисус Христос держит на коленях в иконах, то можно прочитать: " Заповедь новую даю вам - да любите друг друга."
   Сравните, например, двух мальчиков: один - сирота, вырос в приюте ( Иоанн ),  где строгая дисциплина, основанная на заведенных правилах, а другой жил дома,  - под опекой родителей (Иисус), - где царили любовь и снисходительность.

   Жизнь назореев и ессеев была суровой, ими правил нравственный закон, - в проповедях Иоанна Крестителя - закон. Иисус Христос вырос в любви у Бога и человеков, поэтому в учении Его - любовь. Ветхий Завет - это Закон. Новый Завет - это Любовь. Они не противопоставляются, а дополняют друг друга, потому и объединены в одну книгу - Библию.
   Иисус Христос сказал: " Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но испонить..." Исполнить с Любовью...Соединить, казалось бы, несоединимое, Землю и Небо. Победить смерть, забвение и дать  людям Жизнь Вечную.


   Мертвое море. Это большое озеро, протянувшееся между Иудейскими горами и плоскогорьем Моав, - изумительное по красоте, но из-за высокого содержания соли в нем, безжизненное. Расположено оно на отметке - 600 метров, т.е. намного ниже уровня моря.
   На севере в Мертвое море впадает река Иордан и несколько ручьев, которые переодически пересыхают, а на северо-западе водоема - пустынный Кумран, - сейчас это национальный парк Израиля, - известный тем, что здесь нашли древние рукописи дохристианской поры, собственность ессейской общины, к которой ,возможно, принадлежал ( по мнению некоторых исследователей) пророк Иоанн Креститель.
   Где-то в этих краях, - предположительно на юго-запад от Мертвого моря, - стояли известные из Библии города Содом и Гоморра, на которые Господь "пролил дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и (все) произрастения земли". ( Библия. Бытие 19:24 )
   Иоанн Креститель, глубоко изучивший Священное Писание, подготовил себя особыми аскетическими очищениями к такой подвижнической жизни, что ему открылся дар пророчества, - а это уже за гранью обыденного понимания его личности, - поэтому никакого психологического портрета Иоанна Крестителя быть не должно. Следуя за ним, как тень, можно только описывать внешние его действия, без анализа совершаемых им действий, ибо все, что от Бога - это Великая Тайна.
   Если Иоанн - пророк, проводник Воли Божьей, закрыт для понимания, как личность, то Иисус Христос (Сам Бог ), вообще - бесконечность. Но уникальный случай! - в Нем, наравне с божественной сутью, воплотилась человеческая природа, а эта сторона может быть неким образом исследована, - чем в дальнейшем и воспользуемся.
   Перенесемся из пустынной Иудеи далеко на север от Мертвого моря, в прекрасную Галилею, где на склоне горы, в крохотном городке (или селе) Назарете жил Иисус. На то время и до этого Богом избранного края докатились волны народного мятежа.
   Тогдашняя столица Галилеи - великолепный город Сепфорис, что в 5 - ти км. от Назарета. Его благоустраивал еще сам царь Ирод Великий, возводя белокаменные административные здания, римский театр, бани. В нем, очевидно, работал по найму Иосиф - Обручник Девы Марии, а впоследствии будет трудиться над различными постройками и сам Иисус, переняв у своего земного отца мастерство плотника.
    Но это будет в мирное время, а пока, что некий Иуда, сын могущественного атамана разбойников Иезекии, собрал около Сепфориса огромную толпу отчаянных людей и совершил набег на царский дворец, поживившись в нем оружием и деньгами. Став , таким образом, хозяином столицы Галилеи и  ее окрестностей, он брал в плен, кого хотел и творил свой суд.
   Нетрудно догадаться, что чувствовали мирные богобоязненные назаретяне, соседствуя с Сепфорисом. И уж , конечно же, разбойники заглядывали и в Назарет.
   По случаю своего преклонного возраста и кроткого нрава , Иосиф - Обручник не мог участвовать в смуте. Маленький Иисус, которому на то время было лет 8 - 9 , конечно , видел и лихих вооруженных людей и их бесчинства. Но Святое Семейство было под десницей Бога, - потому в полной безопастности.
   На помощь запершемуся в Иерусалиме алчному Сабину, по его письму, вновь выступил из Сирии со своими легионами Квинтилий Вар. Проходя мимо Сепфориса, римский военоначальник штурмом взял его, жителей продал в рабство, а город сжег.
   Расправишись с галилеянами, римляне двинулись к Самарии, но не причинили этому городу никакого вреда, так как жители его не принимали участия в смутах. На всем пути к Иерусалиму Вар "наводил порядок", устраивая пожары и подвергая население насилию.
   Узнав о приближении римских легионов, повстанцы сняли осаду с Иерусалима. Из столицы Иудеи навстречу Вару двинулись , еще недавно осажденные в ней, родственники царя Ирода и римляне. Военачальник Сабин, ограбивший со своим легионом Иерусалимский храм -  Бет - Амикдаш, предпочел не попадаться на глаза Квинтилию Вару и удалился из города к морю.
   Вар разослал по еврейской стране часть своего войска для отлова виновников возмущения. В результате было казнено (через пригвождение к кресту) две тысячи человек. На аннексированной  Римом израильской земле до служения Иоанна Предтечи и Иисуса Христа сменилось несколько прокураторов, - дошла очередь и до Понтия Пилата...
   А в окрестностях Кумрана близ Мертвого моря к пророку Иоанну был глагол Божий. И пошел он в пустыню Иудейскую проповедовать, говоря: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Тогда Иерусалим и вся Иудея , и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои ( Евангелие от Матфея 3:5,6).

   Что же это за Иоанново крещение? Коротко - покаяние и исповедание. Бог предусмотрел две цели в проповеди и служении Иоанна. Во-первых, он подготовил сердца израильтян к приходу и явлению их долгожданного Мессии, Иисуса Христа.  Во-вторых, он стал связующим звеном между эрой закона и пророков и Евангельской эрой, начавшейся тремя годами позже в результате смерти и воскресения Иисуса Христа.
   Служение Иоанна, - кратковременное и преходящее, - не было эрой само по себе, а явилось периодом перехода. В своей проповеди Иоанн главным образом подчеркивал два момента: во-первых - покаяние, во-вторых - открытое исповедание грехов. Те, кто принимали эти условия, были крещены  Иоанном в водах Иордана, в знак публичного свидетельства о том, что они покаялись в своих прошлых грехах и посвящали себя лучшей жизни.
      Вспомним, что  Иисус тоже был крещен Иоанном, но Он не совершил ни одного греха, в котором ему нужно было бы исповедаться или покаяться. Следовательно Его крещение не было похоже на крещение остальных людей, крещенных Иоанном. Он был крещен во исполнение (завершение) всякой и всей праведности. Иисус сознательно установил стандарт поведения. Будучи крещен Иоанном, Он показал образец того крещения, которое Он желал видеть в жизни Своих последователей.
   Итак,  Иоанново крещение - это был внешний акт послушания, которым верующий только приготовлял себя к Новой, Вечной Жизни через искупительную смерть и воскресение грядущего Христа.

   P. S. Совсем недавно в интернете мелькнула заметка одного  "исследователя" земной жизни Иисуса Христа. В ней он высказал такую  "гипотезу", что Иосиф - Обручник вместе со своим пасынком Иисусом, мастерили кресты для распятия участников банды под водительством Иуды, и для всех тех несчастных мятежников, которые были схвачены римскими солдатами в результате зачистки, проведенной Квинтилием Варом по еврейской стране.
   Как то не верится, чтобы богобоязненный и благочестивый еврей  мог взяться за такую работу, а об еще маленьком Иисусе и говорить нечего. Думается, что в соседнем Сепфорисе, сгоревшем от пожара, устроенного римлянами, нашлось более благородное дело, - возводить, например, новые дома.