Малоизвестные страницы истории

Исторические факты (как и факты современности) в очень разной степени известны широкой публике. Общественное внимание может вместить очень немного...

Все русские знают про Куликовскую битву, про Полтавскую, про Бородинскую. А вот про Молодинскую - далеко не все. А ведь значение ее для русской истории никак не меньше. Я впервые про нее прочитал в книге В.Н. Каленова "История Хатунской волости". Будучи человеком военным, Вячеслав Николаевич очень толково описал сражение между русскими и превосходящими их крымскими войсками, развернувшееся летом 1572 года на обширном пространстве между Окой и Москвой (в обширности этого пространства выразилось военное искусство князя Михаила Воротынского, сумевшего не дать противнику сосредоточиться); битва при Молодях - лишь один, самый яркий, эпизод этого сражения. Через год Иван Грозный казнил воеводу; может быть, тогда и возникла традиция умолчания об этой войне. Сегодня мы больше помним о сожжении Москвы Девлет Гиреем в 1571 году; в следующем году он расчитывал добить Московское царство, и для этого были все предпосылки. Но добить не удалось.

Другой малоизвестный эпизод ближе к нам по времени, зато дальше в пространстве - это Парагвайская Великая война 1864-1870 годов. О ней я узнал из предисловия Г.С. Померанца к одному из томов "Антологии выстаивания и преображения". Я с удивлением прочитал, что самой кровопролитной войной Нового времени была война, о которой я никогда даже не слышал. Конечно, самой кровопролитной она была по относительным цифрам, хотя и абсолютные впечатляют: население страны сократилось с 1,3 миллиона до 200 тысяч, взрослые мужчины погибли почти все; женщины тоже активно участвовали в войне на ее последней, партизанской стадии. Это была война Парагвая против Бразилии, , с 65 года на стороне Бразилии участвовала и Аргентина.

Парагвай заинтересовал меня еще в юности, когда по "Немецкой волне" я услышал чтение книги И.Р. Шафаревича "Социализм". Игорь Ростиславович убедительно доказывал неожиданную вещь: что социализм - отнюдь не изобретение Нового времени, попыток устроить социалистическое общество было на протяжении истории немало. Самая успешная - государство инков. Суть социализма: граждане являются рабами государства и получают все средства существования только от него. В XVIII веке инкскую модель попытались воспроизвести иезуиты на территории Парагвая. Меня очень заинтересовал вопрос, на который я до сих пор не знаю ответа: знали ли об опыте иезуитов Сен-Симон, Фурье и Маркс? Наверное, знали - они были людьми образованными, с широким кругозором.

Еще об одной странице истории, гораздо более важной, чем все битвы вместе взятые, я впервые прочитал у А.П. Назаретяна - о неолитической революции и предшествовавшему ей кризису верхнего палеолита. Вероятно, я и раньше что-то об этом слышал, но не задумывался о том, как трудно было нашим предкам перейти к земледелию (закапывать в землю столь нужные для еды зерна в эфимерной надежде через несколько месяцев получить богатый урожай). Недавно мне встретилось любопытное предположение, высказанное замечательным блогером Артемом Ферье: что неолитическая революция могла произойти только после того, как возникло рабство (свободный охотник никогда бы не стал добровольно копаться в земле, а раба можно было заставить). Я рассказал это Акопу Погосовичу, но он поднял меня на смех: рабство возникло гораздо позже; однако можно ли считать это окончательно установленным?..

Некоторые другие устоявшиеся мнения Артем Ферье опровергает очень убедительно. Например, что причиной разгрома Руси Батыем была ее раздробленность. На самом деле именно раздробленность позволила Руси выстоять; да и явилась эта раздробленность в большой степени как ответ на набеги степняков (крупная армия из центра не могла бы успевать вовремя на них реагировать). От мощного централизованного Хорезма монголы камня на камне не оставили. Артем Ферье разворачивает на 180 градусов известную метафору о прутике, который ничего не стоит переломить, но собранные в метлу прутья не сломаешь; метлу можно разрубить одним ударом топора, а рубить прутики по одному долго и нудно, и обязательно останутся не перерубленные. Другой общепринятый миф, опровергаемый Артемом Ферье: что войны не нужны простому народу, их устраивают толстосумы, чтобы еще больше набить свои карманы... Впрочем, это уже другая тема.

(Опубликовано в Живом Журнале 10 ноября, 2015)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.