За крепостной стеной Наукограда

Таня Даршт
Есть в России города, которые до недавнего времени не значились на карте. Эти официальные города были скрыты  грифом секретности. Хотя по большому счету даже непосвящённому было понятно, что они связаны так или иначе с оборонной промышленностью, если периметры этих городов обнесены колючей проволокой, а информация о них - только для служебного пользования.
Было время, когда будущие знаменитые учёные толком и не знали, куда их направляют.Это потом они на капустниках весело шутили:"Эй, вы гости-господа, долго ль ехали, куда?!" и "Перед прочтением - сжечь!".
В этих российских городах живут и трудятся учёные, а также простые люди, которые обеспечивают жизнедеятельность может и небольшого, но важного и сложного организма отдельно взятого Города N, обобщённо  назовём его так, ибо города эти похожи друг на друга как близнецы.
Существование таких городов никогда  не было секретом  для иностранцев. И во времена так называемого железного занавеса те, кто слушал "вражьи голоса" исключительно из любви к джазу, мог с любопытством слышать поздравления из-за океана в адрес важных персон  закрытых научных кругов, например, с днём рождения.
Немного истории: города закрытого типа стали возникать после Великой Отечественной, на основе секретных КБ, этот вопрос курировал Лаврентий Берия. А сейчас исчерпывающие сведения о любом таком городе можно найти в Википедии и увидеть его название на топографических картах.
...Люди, работавшие в городах подобного типа были "невыездными", то есть путь за границу им был закрыт на определённый срок в зависимости от должностной инструкции. И в гости к себе пригласить родственников они не могли. За эти "неудобства" режима секретности они получали небольшой коэффициент к зарплате и жизнь текла своим чередом. Какова же была эта жизнь, к примеру, рядовых инженеров? Схема была одна: заканчиваешь ВУЗ, на последнем курсе тебя отбирают представители  предприятий, в том числе и закрытых городов и ты - баловень судьбы! Потому что тебе обеспечено общежитие, интересная работа и ты автоматически становишься "белой костью" российской интеллигенции, ибо наука государством поддерживалась, а оборонка интенсивно развивалась. И градообразующими предприятиями любого закрытого города были именно научно-исследовательские и производственные предприятия оборонной промышленности. И что особенно ценно с точки зрения сегодняшнего опыта утраченной базовой политики, - возле городов за колючкой располагались сельскохозяйственные спутники - совхозы и животноводческие фермы, которые снабжали своей продукцией эти города, а они, в свою очередь, заботились о техническом состоянии сельскохозяйственной базы своих кормильцев. И не только: если вспомнить песни Высоцкого "товарищи учёные, доценты с кандидатами" выезжали по осени на уборку картофеля, свёклы и это демократичное явление было повсеместным и относились к нему вполне лояльно.
Всё изменилось с Перестройкой: такие организации как горкомы профсоюза были ликвидированы, произошли структурные изменения в научных подразделениях и производственных образованиях. В кулуарах вспоминались послевоенные времена, когда наукой руководили кадровые военные, которые ни бельмеса не смыслили в науке, зато крепко знали, что такое приказ. И затосковали по крепкой руке... Поговаривали, что настанут времена, когда руководить наукой будут современные менеджеры, которые не знают предмета науки, но знаю всё о науке продаж, и которым плевать на национальный вопрос и патриотизм...
Мировая глобализация всё явственней проступала на лице закрытых городов: с перестройкой всеобщая ваучерезация всей страны закрытым городам аукнулась тоже и наука стала самостоятельно выживать, по-своему деградируя год от года: росли аппараты руководящих работников от науки и сокращалось число учёных-теоретиков и практиков, появился новый вид  общественной формации - новые русские, которые к науке  тянули свои липкие  ручёнки и прихватизировали-таки некоторые её отрасли: отечественная наука стала работать "на дядю". Это только потом, через некоторое время и  на волне борьбы с коррупцией разоблачили Адамова, министра Росатома, когда в науке, выражась бандитским языком, были поделены территории... А сколько мозгов утекло за границу в этот период всеобщей неразберихи?! Никто не считал.Однако всё же цифра такая наверняка есть.
Что же сейчас происходит за крепостными стенами Наукоградов? Должна вас разочаровать, произнеся сакраментальное: люди выживают. Ибо, если на большой земле с перестройкой открылись новые возможности, то в закрытых территориальных образованиях люди ограничены утверждёнными местной властью законами о закрытых территориальных образованиях, которые ограничивают и без того ограниченные возможности тех, кто, обладая незаурядными способностями в науке, и волею судеб, сочтя себя везунчиками,  оказался в своё время в данном месте. Не секрет, что стоимость жилья и вообще проживания в закрытых городах в настоящее время приравнивается к столичным цифрам. А возможности - далеко не идентичные. Постоянно сокращается количество рабочих мест  специалистов по обеспечению жизнедеятельности работающих на базовых предприятиях. Заметьте,  аббревиатура Наукоград уже практически не актуальна, зато расширяется сфера платных услуг и вынуждает быть востребованной.
Молодых специалистов, решивших "посвятить себя науке", - теперь единицы, да и те руководствуются по большей части практическими соображениями: закрытый город по-прежнему притягивает романтиков, готовых ехать  " за туманом ", равно как и  за ипотечными кредитами, предоставляемыми на льготных условиях предприятиями закрытых территориальных образований молодым кадрам. О кабальных условиях этих мероприятий речи не идёт: соглашаться с ними - вынужденная необходимость.
"Умом Россию не понять" - это не только классика, но и аксиома... Но не всё упирается в блага и деньги - есть люди, преданные своему делу, понимающие свой долг - служить науке, - они и есть потенциал и мощь, и гордость России! Так неужели нужно ждать тревожного  колокольного набата, чтобы этот потенциал был востребован?! Закрытые города имеют статус ветеранов: средний возраст его действующего научного контингента давно перевалил за пенсионный. Преемственность поколений поколебал низкий уровень жизни учёных, невостребованность в научные государственные проекты ценных специалистов и необоснованно маленькие зарплаты на фоне постоянного удорожания жизни: к слову - прожиточный минимум на душу населения закрытых городов в силу специфики ввоза товаров и продуктов, строительных материалов - выше, чем на большой земле, а зарплата - ниже! Парадокс или закономерность? Вопрос к Правительству страны, региональным властям, верстающим бюджеты.
Характерной особенностью  нашего времени становится и то, что право учёного, проживающего и работающего на территории закрытого города, всё чаще сводится к "крепостному праву", которое в России отменено, как известно, в 1861 году, а не к праву "крепостного", от слова "крепость" , которая  охраняет покой всей Державы. Так может тогда открыть эти заповедные территории с их заводами, лабораториями, спецоборудованием, отпустить с Богом редких специалистов и золотые мозги нации на вольные хлеба в Европу или в ту же Америку, где они будут ещё как перспективны и востребованы?!  Или всё же  вспомнить поговорку: "Мой дом - моя крепость", создать лучшие условия для тех, кто обеспечивает безопасность и  только тогда спать спокойно?!