Читая Хемингуэя

Александр Георгиевич Гладкий
Моя графомания началась с того, что я, проводив в мир иной Человека, с которым дружил почти тридцать лет (в моих рассказах Константинович), решил записать, рассказанные им жизненные истории, происходившие с ним в течение его большой жизни. Записал без всякого умысла, просто так, «чтобы помнили». Некоторые разместил в интернете, получил положительные отзывы талантливых авторов, которых уважаю, что подстегнуло дальнейшую «писанину».

В основу всех моих историй положены реальные события, происходившие со мной или знакомыми мне людьми. Я считал это большим плюсом произведения, боялся отступить от действительности, даже в ущерб художественным качествам опуса.

Но вот недавно, перечитывая Хемингуэя, я обнаружил, что с точки зрения классика, я делал все неправильно и тем путем, которым я шел, успеха не добиться. Полагаю, что все читали великого писателя, но кто-то, может быть давно и уже забыл прочитанное. Думаю, будет уместно напомнить некоторые мысли мэтра, изложенные им в произведении «О писательстве».

По мнению Хемингуэя нельзя писать о реальных событиях: «Еще плохо писать о том, что действительно с вами случилось.
Губит наверняка.
Чтобы вышло толково, надо писать о том, что вы сами придумали, сами создали. И получится правда».

В сущности, в реальной жизни совсем не много событий, которые бы следовало описывать в художественной форме. В основном, суета сует и ничего значимого, достойного быть «написанным пером».

Далее мастер продолжает: «Все толковое, что ему удалось написать, он выдумал сам. Ничего этого не было. Было другое. Может статься, что лучше. Никто из его родных так ничего и не понял. Считали, что все, что он пишет, он сам пережил.
В том же и слабость Джойса. Дедалус в «Улиссе» - сам Джойс, и получается плохо. Романтика, всякое умствование. А Блума он выдумал, и Блум замечательный. Миссис Блум он выдумал тоже. И это настоящее чудо.
То же самое с Маком. Работает слишком близко к натуре. Впечатления надо переплавлять и создавать людей заново».

Не бояться отступить от реальности, фантазировать призывают эти рассуждения мэтра, и все получится.

А насколько близки каждому автору вот эти мысли классика: «А бывало и так, что он не мог не писать. И вовсе – не чувство долга. Независимо – как перистальтика.  А после иной раз казалось, что теперь у него никогда ничего не получится. Но проходило какое-то время – и он чувствовал снова: чуть раньше, чуть позже он напишет хороший рассказ.
И это давало большую радость, чем все остальное. Вот почему он писал. Он не так представлял себе это раньше. Вовсе не чувство долга. Просто огромное наслаждение. Это пронзало сильнее, чем все остальное. И, в добавок, писать хорошо было дьявольски трудно».

Полагаю, что точку зрения великого писателя на творческие подходы полезно знать всем авторам.