А. Куприн и Православие-1

Марков Геннадий
                Рождественский рассказ в творчестве Куприна

                «Православная жизнь» - январь 2016 года

В прошлом году (7 сентября) исполнилось 145 лет со дня рождения Александра Ивановича Куприна (1870-1938) – классика русской литературы, автора многих известных романов, повестей и рассказов: «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет», «Юнкера», «Белый пудель»…
В семье Куприных как святыню берегли икону с образом тезоименитого святого благоверного князя Александра Невского. Согласно семейному преданию, мать Куприна, Любовь Алексеевна, по совету старца заказала ее и повесила в изголовье кроватки своего сына, чтобы тезоименитый святой уберег младенца: мальчики в семье умирали. Благодаря матери, Куприн вырос человеком православного мироощущения. И в последние минуты своей земной жизни писатель остался христианином. По воспоминаниям жены Куприна Елизаветы Морицевны, он перекрестился и попросил прочитать «Отче наш» и «Богородицу».
Во многих своих произведениях Куприн использовал библейскую тематику. Так, в 1908 году он создал повесть «Суламифь» - переложение ветхозаветной «Песни песней» Соломона. Писатель превосходно знал Православное богослужение. Например, в рассказе «Анафема» Куприн процитировал тексты чина Торжества Православия, совершаемого в первое воскресенье Великого поста. А в рассказе «Мирное житие» А.И.Куприн описал чтение «ефимонов» - чин великого повечерия в Великий пост, на котором прочитывается Великий канон Андрея Критского.
Среди героев текстов Куприна часто встречаются представители духовного звания или люди, связанные с Церковью по роду своей деятельности: священники, дьяконы, регенты, певчие, церковные старосты, семинаристы, иконописцы… Писал он и о многих чтимых святых: Иоанне Кассиане Римлянине, Николае – архиепископе Мир Ликийских, о Сергии Радонежском и Серафиме Саровском… Многие купринские тексты не оставят равнодушным православного читателя: «Два святителя», «Пасхальные колокола», «Молитва Господня», «Московская Пасха», «У Троице-Сергия», «Обиходное пение», «Сад Пречистой Девы», «Слово Святейшего», «Светлый конец»… Купринские произведения немыслимы без атрибутов церковной жизни: упоминания колокольного звона, описания икон, наименований церквей и монастырей, атрибутов церковного убранства… Исследовательница А.Б.Гришина, говоря о персонажах текстов А.И.Куприна, замечает: «(…) Герои часто накладывают на себя  крестное знамение, благословляют, взывают к святым угодникам, молятся перед сном». В 2010 году в издательстве Сретенского монастыря, в серии «Библиотека духовной прозы», вышел сборник Куприна «Русская душа», в который вошли самые значительные купринские произведения, связанные с Православием.
Некоторые купринские рассказы посвящены Пасхе с ее радостной возвышенной ночью («Пасхальные колокола», «Леночка», «Бонза», «По-семейному»…) или Великому посту («Жрец», «Мирное житие»…) В творчестве Куприна достаточно большое место занимают и рассказы, события которых происходят на Рождество, и, как правило, в них есть место чуду. В купринском рассказе «Палач» изображается следующая ситуация: бедный путник, как когда-то Святая семья, просится на ночлег в ночь Рождества Христова, начиная с богатых домов и заканчивая бедными, но все отказывают просителю. Все, кроме презираемого палача. Путник оказывается  Генрихом Вторым, изгнанным герцогом, и он удостаивает палача рыцарства как высшей чести.
В рассказе «Чудесный доктор» А.И.Куприн изображает Рождество в бедном семействе бывшего управляющего домом Мерцалова, страдающем от нищеты. Нечем встретить праздник, не на что купить лекарство для больной дочери. Никто не дает в долг. Мерцалов в ночь отправился просить милостыню. В саду на скамейке он разговорился с прохожим, оказавшимся доктором Пироговым. Доктор посетил семью Мерцалова, оказал врачебную помощь и тайком оставил деньги для семьи. После этого визита жизнь в доме Мерцаловых изменилась к лучшему.
Рассказ «Тапер» также имеет достаточно простой сюжет. На рождественскую елку ждут музыканта-тапера. Но они уже все оказываются разобранными по богатым домам, и служанка привела мальчика-музыканта, страшась, что хозяева отругают ее за неисполнительность. На вечере происходит судьбоносная встреча мальчика-тапера с выдающимся композитором  Антоном Рубинштейном,  который станет наставником юного дарования. Впоследствии мальчика ждет шумная слава известного пианиста. Приглашение на рождественский вечер стало для него настоящим чудом: нищета грозила погубить юный талант. Куприн мастерски передает радостную атмосферу рождественского пространства: «Огромная елка стояла посредине, слабо рисуясь в полутьме своими фантастическими очертаниями и наполняя комнату смолистым ароматом. Там и здесь на ней тускло поблескивала, отражая свет уличного фонаря, позолота цепей, орехов и картонажей».
Рассказ «Бедный принц» доказывает, что в разработке жанра рождественского рассказа Куприн был близок Ф.М.Достоевскому («Мальчик у Христа на елке»), А.П.Чехову («Ванька»), Л.Н.Андрееву («Ангелочек»). Куприн, как и перечисленные писатели, вводит в рождественский рассказ социальные мотивы. Герои «Бедного принца» - «паныч» и «уличные мальчишки». В рождественский вечер произошло чудо: они подружились. Но это чудо, ставшее счастьем для «паныча», длилось недолго. Взрослые разрушили эти отношения, потому что «уличные мальчишки» - это «микробы…, ангины и дурные манеры».
В купринском рассказе «Миллионер» бедный чиновник Аггей Фомич Малыгин пришел на рождественский вечер, устроенный журналистом Ракитиным, с целью занять у кого-нибудь денег. Он в отчаянном положении: болезненная жена на сносях, у сына нет обуви, а дома совсем нет денег. Все персонажи жалуются на тяжелую жизнь, а начальник почтовой конторы Шмид рассказывает историю о том, как он чуть не сделался богачом на карточной игре, но выигрыш неожиданно выпал его сопернику. Затем о выигрышах рассказывают другие персонажи. Взаймы Малыгину на вечере не дали. Он стал мечтать по дороге домой, как найдет потерянный кошелек с миллионом рублей. Мечта оборачивается безумием героя. Герой стал предаваться страстным грезам, поддавшись искушению, и это привело его к сумасшествию. Таким образом, творчество Куприна дало яркие страницы для истории русского рождественского рассказа.
Замечательный русский писатель Константин Паустовский однажды проникновенно сказал: «Мы должны быть благодарны Куприну за все: за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа».