Жил - был счастливый человек

Наталья Айрумова
Очень хочется верить, что расхожий лозунг «Незаменимых людей  нет!», широко известный благодаря  борьбе за президентские посты двух американцев В.Вильсона и Ф.Д.Рузвельта, никогда не приживется в нашем обществе.

Потому что, как показывает практика, на территории нашей страны такие "незаменимые люди" издревле были и есть. И, именно благодаря им, общество неукоснительно движется вперед.

И славных соотечественников, прославивших науку и культуру республики в ХХ веке, очень много и 87 лет со дня рождения одного из них, конечно же, не круглая дата, но, к сожалению, ту самую круглую «не заметили» как и многие другие, так как,по прошествии лет,остается все меньше и меньше их коллег  и соратников.

И,если бы не робкое упоминание имен столь достойных людей в узком кругу магистрантов и аспирантов, то молодое поколение начало бы отсчет значимых побед в истории страны лишь… с собственных достижений. Но,все-таки, в очередной раз не грех вспомнить и тех,кто стоял у истоков, и задуматься - их Судьба это трудный путь к мечте или просто счастливый случай?   


К числу незаменимых, безусловно, принадлежит и талантливый кинорежиссер и сценарист Латиф Абидович Файзиев - народный артист и лауреат государственной премии  республики, в течение двух лет возглавлявший Узбекский театр драмы им.Хамзы (ныне Узбекский национальный академический драматический театр.)
 


На пути к счастью
 
Мудрые люди утверждают,что и "удачный экспромт и счастливый случай" рождаются, благодаря многочисленным репетициям и внутренней готовности самого homo sapiens,то есть человека разумного.Хотя и роль капризной и непредсказуемой богини Фортуны отрицать не решаются.И пример Л.Файзиева в очередной раз подтверждает справедливость этих выводов.

Ведь, именно благодаря врожденному таланту,проявленной раскованности и дерзости в восприятии мира,будущий знаменитый кинематографист еще в ранней юности узнал свою формулу счастья и сполна ею воспользовался.
 
Надо заметить,что капризная богиня Фортуна с детских лет была к нему на редкость благосклонной и,несмотря,на войну,разруху и голод, юный Латиф все же сумел осуществить свою мечту,став актером, а затем и известным режиссером.
Только,такой счастливый человек,как Л.А.Файзиев, в сложные годы умудрился прожить жизнь,насыщенную ярким творчеством,покорив все жанры киноискусства.



Начало

Будущий лауреат международных конкурсов родился в необычной семье.Его отец Абид Файзиев в разные годы стал одним из организаторов Ташкентского государственного цирка, и Узгосфилармонии, а позже - директором Театра юного зрителя им. Ю.Ахунбабаева.
   
Латиф был его старшим сыном, и,как водится,после школы регулярно забегал в этот театр на репетиции и спектакли. А еще мальчик сочинял неплохие стихи и даже выступал с ними на радио.

Когда началась тяжелая, кровопролитная война,то с 1941 по 45 год,все ташкентские и эвакуированные театры стали еще активнее работать, регулярно выпуская патриотические спектакли, помогающие жителям преодолевать бытовые трудности и сохранять твердую уверенность в грядущей Победе.

Подспудно веря в свою удачу, юный Латиф потихоньку стал учить наизусть некоторые роли,в том числе и тексты персонажей из пьесы М.Геловани «Письмо с фронта». Это не прошло незамеченным и,когда в ноябре 1941 года один из актеров не явился на спектакль, то именно ему поручили его заменить.

Первая «проба» прошла успешно, и вскоре двенадцатилетний подросток был зачислен в послужной список второго состава театра. Отец и мать были рады успехам своего первенца и даже начали строить радужные планы на будущее.

 
 
За старшего

Но все планы остались лишь в мыслях, потому что в декабре 1941 года Абид Файзиев получил повестку и,уходя на фронт,поручил своим друзьям из ТЮЗа взять шефство над сыном, подающим большие надежды.В те годы юному Латифу пришлось одновременно учиться в школе и служить в театре. Он вместе со старшими постоянно выезжал с концертными бригадами на призывные пункты и в госпитали,выступая перед призывниками и ранеными.

В 1943 году на отца пришла «похоронка» и четырнадцатилетний подросток остался в семье «за старшего»,помогая  матери растить младших ребятишек. Конечно, это была большая нагрузка на неокрепший организм,но других помощников не было.Его редкое трудолюбие восхищало школьных педагогов и служителей театра. Поэтому, после окончания войны Л.Файзиев, в числе других актеров, был награжден медалью «За доблестный труд».      

Режиссеры и зрители постоянно отмечали талант симпатичного юноши, участвующего во многих спектаклях. И всем казалось, что путь Латифа на подмостки столичного театра предопределен - осталось лишь получить специальное образование. 



Ученье свет

Учиться Латиф любил,однако,в будущем зависимая актерская карьера не прельщала молодого человека, поэтому он сделал свой обдуманный выбор в пользу режиссуры.И опять, благосклонная к нему Фортуна, «помогла» осуществить и это желание, «приблизив» заветный вуз к родному городу. 

Все произошло в 1946 году, когда в Ташкент приехала комиссия из Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), которую возглавлял известный режиссер и сценарист, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственных премий И.А.Савченко.

Узнав об этом, Латиф сразу подал документы на режиссерский факультет,а на вступительном экзамене,сумев произвести положительное впечатление на мэтра, был единогласно принят в число студентов его мастерской.
 
Это была большая победа,потому что,набранный курс состоял из целого созвездия талантливой молодежи,а некоторым из них довелось даже повоевать. Так,в годы ученичества среди его однокашников были будущие корифеи мирового кинематографа: М.Хуциев, С.Параджанов,Ф.Миронер,Л.Данилов, Ю.Закревский и А.Коренев. 

Занять среди них достойное место и сохранить на долгие годы студенческую дружбу и партнерские отношения самому молодому студенту, скромному ташкентскому парню Латифу Файзиеву помог завет отца:
« ...чтобы ты ни делал сынок, ты должен это делать во имя идеи той культуры,в которой ты воспитывался!».
    
В годы учебы Латиф, как актер и помощник режиссера,участвовал в создании фильмов «Третья атака», «Звезды», «Южный фронт» на студии им. А.Довженко. А после внезапной смерти своего учителя И.Савченко он вместе с А.Аловым и В.Наумовым завершили  работу над его последним историко-биографическим фильмом  «Тарас Шевченко», награжденным в 1952 году Государственной премией СССР.


Сложная карьера

В 1951 году после успешной защиты диплома, выпускник ВГИКа вернулся домой  и поступил на Ташкентскую киностудию (ныне «Узбекфильм» им.К. Ярматова). В тот период ему очень повезло с наставником, талантливым режиссером Наби Ганиевым - признанным  родоначальником узбекского кино,который охотно работал с дебютантами,передавая им свой опыт и знания.

Два года Л.Файзиев работал в качестве ассистента режиссера в команде Наби Ганиева, приняв участие в создании киноочерков «Академик Канаш» и «Ферганская долина» и более двадцати документальных лент. Среди них документальный фильм в трех частях «По Аму-Дарье», который до сих пор вызывает больший интерес специалистов. Но,к удивлению дружного коллектива, должность ассистента Н. Ганиева нисколько не прельщала молодого дипломированного режиссера, мечтавшего об игровом художественном кино.


Счастливый случай вскоре «подвернулся» в виде оригинального сценария художественного фильма, написанного по пьесе Хамзы «Бай и батрак».
Сценарий приняли и,созданный совместно с А.Гинзбургом фильм, уже в 1953 году вышел в прокат и имел стабильный успех на постсоветском пространстве.

Благодаря этим двум режиссерам, зрители познакомились с искусством выдающихся многих актёров Узбекского национального академического драматического театра,среди которых были: М.Кузнецова,Л.Назруллаев и другие. Молодой режиссёр многому научился на съёмках этого фильма,в том числе,он сделал для себя и вывод о первичности сценарного материала, значительно влияющего на постановочный процесс.

Следующий фильм,который снял Л.Файзиев,был «Священная кровь» по роману известного узбекского писателя Айбека(Муса Ташмухамедов).Картина была сложной и,после ее выхода в прокат,критики отметили,что режиссёр не просто проиллюстрировал роман,а сумел дать ему еще одну кинематографическую жизнь.
 
Большим явлением в его биографии стал  и очередной военно-приключенческий фильм  «Крушение эмирата», созданный в соавторстве с известными российскими режиссером В.Басовым и оператором Т.Лебешевым по сценарию В.Крепса в 1955 году. В нем снимались известные актеры: Е.Самойлов,В.Краснопольский,С.Диванов,Г.Юматов, и В.Балашов.
 

В узбекской национальной кинематографии это был первый цветной полнометражный фильм, благодаря которому режиссер по праву занял свое достойное место среди режиссеров, работающих в игровом художественном кино. 

В 1971 году Л.Файзиев, создав фильм-балет «Ожившие миниатюры» по мотивам поэмы поэта А.Навои "Семь планет" на музыку композитора Манаса Левиева,автоматически стал основоположником нового для узбекского кинематографа жанра.

Практически,благодаря его режиссерскому сценарию,на экран был перенесен один из лирических балетов ГАБТа им.А.Навои,поставленный балетмейстерами З.и И.Акиловыми.В этом картине главные партии исполнили народные и заслуженные артисты республики: и другие.   
      

В те годы режиссер работал много и увлеченно, снимая не только художественные ленты, но и сюжеты для популярного в народе сатирического киножурнала «Наштар», который  выпускался на киностудии «Узбекфильм.В периодических номерах этого журнала использовались документальные и игровые киносюжеты с участием известных кино-и-театральных актеров.   
 


Музей счастья

В мегаполисе сегодня пока нет музея режиссера–экспериментатора Л.Файзиева, который на протяжении многих лет был одним из первых в кинетоматографии республики. Ему удалось снять около трех десятков оригинальных фильмов, практически во всех жанрах. Многие из них были отмечены и строгими членами жюри на международных кинофестивалях, и многочисленными киноманами в ближнем и дальнем зарубежье.
 
Но,благодаря стараниям его музы и преданной супруги С.Г.Файзиевой, ставшей на протяжении тридцати четырех лет свидетельницей всех его творческих поисков и  достижений, мемориал заменяет небольшая ташкентская квартира в типовом многоэтажном доме.
 
На ее стенах и стеллажах хранятся призы и дипломы кинорежиссера,несколько сотен  фотографий и переписка,книги,документы и сувениры.
Все они рассказывают о разных периодах жизни Л.Файзиева, создавшего такие всемирно известные узбекские кинофильмы: «Звезда Улугбека», «Священная кровь», «Второе цветение», «Родившийся в грозу» («Наташа ханум»), «Легенда старой крепости» («Темур Малик»), «Сыны отечества», «Цветок любви»,«Легенда о чинаре».
А также о его крепких, дружеских связях не только с сокурсниками, но и с деятелями культуры из республик Центрально-азиатского региона и других стран.

На благо искусства ему удалось использовать творческий потенциал таких талантливых актеров, как В.Титова,Л.Хитяева,а также многих композиторов и художников.
 


Большой успех
   
К сожалению, в наши дни большинство кинозалов, несмотря на привлекательные фойе, всевозможные игры, буфеты и клеткам с заморскими волнистыми попугайчиками остаются полупустыми даже на пышных кино презентациях.   
Справедливости ради, стоит отметить,что и в минувшем веке далеко не всем режиссерам удавалось создать картину, способную собрать большое количество зрителей на постсоветском пространстве, не говоря уже о дальнем зарубежье. 

Но,вот у счастливого режиссера Латифа Абидовича это хорошо получалось.
К примеру,в 1979 году ему удалось снять яркое зрелище, рассчитанное на  киноманов всех возрастов. Это был совместный узбекско-индийский фильм «Приключения Али Бабы и 40 разбойников» по мотивам восточных сказок (сореж.У.Мехри), с увлекательным приключенческим сюжетом,с запоминающимися актерскими работами и музыкой.

Он был создан в павильонах «Узбекфильма» по эскизам художника Э.Калантарова, с  музыкой композиторов Р.Д. Бурмана и В.Милова. А главные роли в картине сыграли  известные харизматичные актеры обеих стран: Ролан Быков,Хема Малини,Фрунзик Мкртчян, Закир Мухамеджанов,Зинат Аман,Елена Санаева,Прем Чопра,Софико Чиаурели. 
   
В те годы этот фильм приобрели многие страны. И впервые картина узбекско-индийских кинематографистов получила международную премию ЮНИСЕФ.В 1980 году фильм оставался в числе лидеров советского кинопроката (5 место),собрав 52.8 миллиона зрителей и на 32-месте в истории кинопроката на постсоветском пространстве. На  радость детям, эту приключенческую картину и в наши дни частенько демонстрируют на телевизионных экранах.
 
После успеха «Али Бабы…» режиссер еще дважды возвращался в Индию,чтобы поработать с индийскими коллегами над фильмами «Охотник или по закону джунглей» и «Легенда о любви», в которых рассказывалось о беззаветной любви индийской девушки Сони и юноши из Бухары Иззата.Кстати, по просьбе режиссера работу над «легендой» консультировал народный артист СССР, лауреат государственных и международных премий, композитор М. Ашрафи, написавший еще в 1969 году по мотивам  аналогичного сюжета балет «Амулет любви».
 


Птица счастья

Во многих своих картинах Л.Файзиев успешно выступил как сценарист  и режиссер -постановщик. Но среди самых значимых работ в его фильмографии особняком стоит необычная по тем временам социальная лента «Птичка – невеличка»,созданная в 1961 году по одноименной повести народного писателя республики Абдуллы Каххара.

Именно эта «птичка», нежданно-негаданно "залетевшая" на кинопробы, впоследствии изменила всю его личную жизнь.Произошло это так. 
Известный писатель очень трепетно отнесся к экранизации своей повести,при этом большое внимание щепительный автор уделял именно подбору актеров.

Многие были утверждены,но главная роль девушки Саиды оставалась вакантной,потому что к претендентке предъявлялись особые требования,так как она должна была органично вписаться в актерский ансамбль,во главе с народным артистом СССР Шукуром Бурхановым.

В поисках подходящей девушки помощник режиссера"прочесал" уже многие столичные вузы и однажды, появившись в стенах ташкентского медицинском института,где в то время прилежная Светлана  училась на врача педиатра. Скромная девушка,выросшая в строгой семье медицинских работников, даже не помышляла о карьере актрисы кино,но из любопытства на пробы пришла. 
 
Когда восемнадцатилетнюю студентку в числе других представили режиссеру, то Абдулла  Каххар,присмотревшись к Светлане, посоветовал Латифу Абидовичу не делать из нее будущую «кинозвезду»,а … взять в жены.

Сказано-сделано и, благодаря «сватовству» известного писателя и мудрого человека, Светлана Ганиевна на 34 года, несмотря на недовольство родителей, связала свою жизнь с киноискусством. Мединститут она,конечно,закончила и даже семь лет проработала врачом,а потом занялась воспитанием собственных детей.



Наследники
 
Трех своих сыновей и ухоженный дом,где часто собирались друзья и коллеги, известные кинорежиссеры и актеры, писатели и музыканты,супруги Файзиевы никому не доверяли. Отец относился к подрастающим сыновьям довольно строго,боясь их избаловать,но при этом всегда привозил из дальних странствий желанные подарки.В свободное время он учил их ухаживать за садом, а вечерами внимательно расспрашивал об успехах в школе.

Когда мальчики подросли, Латиф Абидович стал приобщать жену к кино и даже взял ее на работу в свою команду. Легкая на подъем Светлана Ганиевна участвовала в создании нескольких фильмов, была ассистентом художника по костюмам и декоратора, «дослужилась» до  ассистента режиссера, охотно исполняла обязанности лечащего врача съемочной группы.

Вопрос отцов и детей никогда не портил дружескую атмосферу счастливой семьи. Но в глубине души родители надеялись,что их сыновья продолжат славную кинематографическую династию. Но не случилось.

Однако все же, один из трех - младший Фуркат - пошел по стопам отца. Он еще в детстве снялся в эпизодах его фильмов, а позже талантливого юношу заметили и ныне хорошо известные узбекские режиссеры Э.Ишмухамедов, поручивший ему роль Авиценны в картине «Юность гения», и А.Хамраев – роль главного героя в лирической комедии  «Невеста из Вуадиля». После школы Ф.Файзиев, по совету отца, закончил режиссерский факультет ВГИКа и в настоящее время продолжает успешно работать киноактером и режиссером.


 
Сложные времена

В годы перестройки сложные времена наступили в кино индустрии республики. И даже счастливый человек - режиссер Л.Файзиев - вместе с единомышленниками часто задумывался и печалился о судьбе государственной киностудии «Узбекфильм», оставшейся без надлежащего финансирования, и об актерах, оказавшихся не у дел.Но,вопреки всему,оставался верным своей счастливой звезде. 

Конечно,сложный период отрицательно отразился на его здоровье и за короткий период режиссер  перенес три инфаркта. И лишь присутствие рядом жены и личного лечащего врача, продлили на некоторое время его жизнь.

Несмотря на болезнь, он вместе с сыном Фуркатом упорно продолжал работать на созданной им же в 1992 году первой частной на постсоветском пространстве киностудия "Faizi Cinema". Снимали они очередной телевизионный художественный фильм под названием «Врата судьбы» по одноименной пьесе Ш.Башбекова с актерами Д.Камбаровой и Х.Нурматовым в главных ролях.


Ну,а что будет дальше, Счастливый человек тогда не загадывал.
Однако в тревожном октябре 1994 года случился четвертый смертельный инфаркт.  Через  некоторое время последний фильм Л.Файзиева был закончен его сыном и вышел на экраны страны. Это стало своеобразным памятником для баловня г-жи Фортуны.


Сегодня еще неизвестно, продолжат ли славную династию кто-либо  из пятерых подрастающих внуков, которые частенько пересматривают старые кинофильмы знаменитого деда актера и режиссера... в общем, очень Счастливого человека,у которого все задуманное в жизни получилось.