Се - человек. Пророчество Даниила

Томас Твин
Ветхозаветный пророк Даниил, вероятно, не подозревал, какой интерес вызовут четыре стиха девятой главы: ведь его книга полна и ярких сцен, и геополитических перспектив. Но христианский мир потрясли именно эти вещие строки:

       «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было
        преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда
        вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей:
        с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь
        седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в
        трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос,
        и не будет;
        а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как
        от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина,
        а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет
        мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя" 
        (Даниил 9:24-27)

Принято считать, что в них пророк предсказал точные даты восстановления Иерусалима, смерти и воскресения Христа, разрушения храма и смерти его разрушителя - Тита.
Сторонники этой точки зрения принимают за основу самые разнообразные события, имена и даты, но, проявляя немалую изобретательность, неизменно приходят к одному и тому же выводу: «Истинно свидетельство его».
Такая устойчивость результата по отношению к различным отправным данным подозрительна уже сама по себе.

Дело в том, что за точку отсчёта (год выхода повеления о восстановлении Иерусалима) толкователи принимают самые разные даты: 444,453, 455, 457, 520, 535, 537, 588 и даже 597.

Каждая из перечисленных дат имеет сторонников и противников, которые вскрывают недостатки чужих и отстаивают достоинства своей точки отсчета, затем прибавляют к ней 483 и - вопреки элементарной арифметике - точно попадают в годы Христа!*.  Расплывчатая формулировка предсказания и дефицит исторических материалов открывают неограниченный простор для фантазии и почти гарантируют успех каждому соискателю. Стоит ли удивляться, что авторы-апологеты, по-разному толкуя историю и Даниила, дружно приходят к необходимому результату? В данном случае экзегеты сознательно или интуитивно следуют известной максиме Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало выдумать».

Иного мнения о пророчестве придерживаются еврейские «книжники и фарисеи», которые опираются на другие переводы текста и считают героем предсказания НАРОД Израилев**.
Наконец, исследователи-атеисты доказывают, что последние главы книги Даниила написаны гораздо позже - во втором веке до н.э. - и посвящены событиям эпохи МАККАВЕЕВ***.

------------------------------------------------------
     *Православный А.П.Лопухин в «Библейской истории Ветхого Завета» ведет отсчет от «второго и окончательного
       указа о восстановлении Иерусалима (в 457 г.)».
       Диспенсационалисты-футуристы считают повелением те письма, которые Артаксеркс вручил
       Неемии в 444 г. до н.э.
       Свидетели Иеговы отталкиваются от 455 г. до н.э.
       Адвентисты Седьмого Дня возвращаются к дате 457 г. до н.э., но совершенно иначе понимают
       слова Даниила о последней, семидесятой седмине.
       Величина 483 лет = 7*69 (т.е. 7 седьмин + 62 седьмин) и жестко задана в пророчестве.
    **Например, слова «Христа Владыки» переводят как «Помазанника Владыки» (т.е. народа Божия), а «помазан был
       Святый святых» - как «освящена была Святая святых» (т.е. святилище).
***«Современные ученые полагают, что первая часть книги, повествующая о приключениях Даниила при
       вавилонском дворе, возникла в III в. до н.э., в то время как остальной текст, описывающий при помощи
       апокалиптических символов маккавейский период и его последствия, lатируется правлением Антиоха IV
       Эпифана (167-163 гг. до н.э.)» (Л.Шиффман. ОТ ТЕКСТА К ТРАДИЦИИ)
------------------------------------------------------

Таким образом, "неоспоримое" свидетельство пришествия Христа оказывается для многих весьма и весьма спорным.
Почему же Всевышний не избрал более убедительное знамение – к примеру, безо всяких околичностей назвал будущим Мессией Иисуса из Назарета, сына плотника Иосифа и непорочной девы Марии?
Неужели высшая мудрость заключалась в выборе какого-то смутного «повеления» за точку отсчета важнейших событий?
Не великого свершения, поразившего современников, врезавшегося в память потомков, зримого и бесспорного (например, освящения храма, возведения стены и т.п.), а ПРИКАЗА, то ли устного, то ли письменного, отданного неизвестно о чем, неизвестно кем, кому и когда!*

      * * *

Помимо неоднозначности, «единственно верную» интерпретацию пророчества подрывает и множество совпадений, событий, высказываний, связанных с ним и разбросанных по книгам Исайи, Иеремии и самого Даниила.

Возьмем для начала обстоятельства озарения. Даниил уверяет, что после смены власти в Вавилоне он расшифровал слово Господа о 70 годах вавилонского плена**, возвещенное Иеремией, затем помолился Богу и тут же получил откровение о 70 седминах, отведенных народу и Иерусалиму***.
Не странно ли, что Даниил справился с посланием Иеремии так поздно – ЧЕРЕЗ 50-60 лет ПОСЛЕ ЕГО ВОЗВЕЩЕНИЯ – и как раз НА ПЕРВОМ ГОДУ ПРАВЛЕНИЯ НОВОГО ЦАРЯ? а ведь Даниил прославился своим умением БЫСТРО разгадывать труднейшие загадки.
Быть может, он не знал о книге Иеремии или слово Господа не заинтересовало его? Но Иеремия после захвата Иерусалима Навуходоносором в 597 году до н.э. специально отправил к переселенцам в Вавилон письмо со словами Господа!****.

Невозможно представить, что Даниилу – влиятельнейшему члену иудейской колонии в Вавилоне - не было известно содержание этого послания. Невероятно и то, что его и остальных изгнанников не интересовали сроки изгнания.
Да и само пророчество Иеремии звучит гораздо проще, чем, например, сны Навуходносора или слова на стене, с которыми иудейский мудрец справлялся за ОДНУ НОЧЬ или за ОДИН ЧАС*****.

------------------------------------------------------
     *До сих пор продолжаются споры о том, что понимать под восстановлением Иерусалима:
      заселение города, восстановление храма, возведение крепостных стен или строительство
      зданий. В зависимости от ответа на этот вопрос автором повеления называют Господа Бога,
      Кира Персидского, Дария Мидянина, Артаксеркса. Повеление или Слово было устным или
      письменным, содержало обещание, приказ или распоряжение об обеспечении безопасности
      и снабжении стройматериалами.
      Оно адресовалось Иеремии, Даниилу, Зоровавелю, Ездре, Неемии...
      Соответственно варьировалась и дата этого повеления – от 597 г до 444 г до н.э.
    **«В первый год Дария, сына Ассуирова, из рода Мидийского, который поставлен был царем над
      царством Халдейским, в первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет,
      о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над
      опустошением Иерусалима» (Даниил 9 1-2)
   ***«когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро
      прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы  и вразумлял меня, говорил со мною
      и сказал: `Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего
      вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний; итак вникни в слово
      и уразумей видение». (Даниил 9 21-23)
  ****«И вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между
      переселенцами и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу, которых Навуходоносор
      вывел из Иерусалима в Вавилон, - после того, как вышли из Иерусалима царь Иехония и царица
      и евнухи, князья Иудеи и Иерусалима, и плотники и кузнецы... Ибо так говорит Господь:
      когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе
      слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие” (Иеремия 29 1-10)
*****«И Даниил вошел, и упросил царя дать ему время, и он представит царю толкование сна.
      Даниил пришел в дом свой, и рассказал дело Анании, Мисаилу и Азарии, товарищам своим,
      чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне, дабы Даниил и товарищи его
      не погибли с прочими мудрецами Вавилонскими. И тогда открыта была тайна Даниилу в ночном
      видении, и Даниил благословил Бога небесного» (Даниил 2 16-19)
      «Тогда Даниил, которому имя Валтасар, около часа пробыл в изумлении, и мысли его смущали
      его. Царь начал говорить и сказал: Валтасар! да не смущает тебя этот сон и значение его.
      Валтасар отвечал и сказал: господин мой! твоим бы ненавистникам этот сон, и врагам твоим
      значение его!» (Даниил 4 16)
      «Тогда отвечал Даниил, и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай
      другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» (Даниил 5 17)
------------------------------------------------------

Странно и другое. Даниил постигает смысл пророчества Иеремии, но НЕ ИЗЛАГАЕТ его. Вместо этого он молится и заносит в книгу ответ Бога, в котором также встречаются число 70 и слова про возвращение народа и восстановление Иерусалима.
Понятно, что речь Гавриила представляла собой ту заветную расшифровку пророчества Иеремии, которую Даниил уже и САМ «СООБРАЗИЛ по книгам» без посторонней помощи. Зачем же спешил к нему архангел Гавриил с запоздалыми разъяснениями?

Складывается впечатление, что умудренный придворной жизнью Даниил, достигший к этому времени 75-80 лет, спешит использовать выгодную политическую конъюнктуру во благо своего многострадального народа. Новый царь явно благоволит к престарелому царедворцу: он назначает его на высшие посты в государстве*, в меру сил защищает от врагов** и даже постепенно склоняется к иудейской вере***.

Более благоприятного момента трудно ожидать. Искушенный в дворцовых интригах Даниил убеждает царя отпустить пленных иудеев, упирая на слово Иеремии, перелицованное на злобу дня. Смысл этой перелицовки прояснится после уточнения ключевых выражений в тексте Гавриила-Даниила.

------------------------------------------------------
      *«Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во
       всем царстве, а над ними трех князей, - из которых один был Даниил, - чтобы сатрапы
       давали им отчет и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил
       прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял
       уже поставить его над всем царством” (Даниил 6 1-3)
       «И Даниил жил вместе с царем и был славнее всех друзей его” (Даниил 14 2)
    **«Царь, услышав это, сильно опечалился и положил в сердце своем спасти Даниила,
      и даже до захождения солнца усиленно старался избавить его». (Даниил 6 14)
   ***«Когда же Вавилоняне услышали о том, сильно вознегодовали и восстали против царя,
      и сказали: царь сделался Иудеем, Вила разрушил и убил дракона, и предал смерти
      жрецов» (Даниил 14 28)
      «И воскликнул царь громким голосом, и сказал: велик Ты, Господь Бог Даниилов,
      и нет иного кроме Тебя!» (Даниил 14 41)
------------------------------------------------------

Слово «Христос», как известно, означает «Помазанник, Мессия» и вовсе не является именем собственным. Поэтому выражения «до Христа Владыки» и «предан будет смерти Христос» можно заменить на более нейтральные - «до Помазанника Владыки», «предан будет смерти Помазанник». И тогда сразу вспоминаются слова пророка Исайи, который от имени Бога величал Помазанником… персидского царя Кира*.  Бог объявлял «Пастыря» Кира исполнителем своей воли, поручал восстановить Иерусалим и возвести храм!**  И Кир действительно дал разрешение на возвращение иудеев и восстановление храма***...
Что же получается, «Помазанник» Даниила – это Кир?!

------------------------------------------------------
        *«Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе
          народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись»
         (Исаия 45 1)
     **«Который (Бог) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь
          построен!» и храму: «ты будешь основан!» (Исайя 44 28)
          «Я воздвиг его (Кира) в правде и уровняю все пути его. Он построит город Мой и отпустит пленных
           Моих, не за выкуп и не за дары, говорит Господь Саваоф» (Исайя 45 13)
   ***«Но в первый год Кира, Царя Вавилонского, Царь Кир дал разрешение построить сей Дом Божий» (13)
          «И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения
           царя Персидского, доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не
           отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет.
           А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии,
           возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно
           и письменно, и сказать: так говорит Кир,  царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог
           небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из
           всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда            идет». (2-я Пар 36 20-23)
          «Так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел
           мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет
           Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева,
            Того Бога, Который в Иерусалиме». (1 Книга Ездры, 1:2-3)
------------------------------------------------------

Пророчество, правда, сдвигает Мессию во времени на целых «семь седмин и шестьдесят две седмины» (483 года), но это, скорее всего, просто недоразумение. Зачем автору потребовалось разбивать 69 седмин на 7 + 62, если эти 7 седмин ничего не знаменуют?
Вероятно, оригинал выглядел чуть иначе: «до Помазанника Владыки семь седмин и ПОСЛЕ - шестьдесят две седмины».
Примем во внимание и то, что термин «повеление», который вызывает столько споров, можно перевести как «Слово».
Тогда загадочная фраза примет следующий вид: «с того времени, как выйдет Слово о восстановлении Иерусалима, до Помазанника Владыки семь седмин и после - шестьдесят две седмины».

Для полноты картины осталось определить время выхода этого Слова. Отступим от первого года правления Помазанника Кира (539 до н.э.) назад на семь седмин и получим год (588), от которого, вероятно, отсчитывали свои 70 лет плена Господь Бог и Иеремия, - год разрушения храма, опустошения Иерусалима и начала вавилонского рабства.

Похоже, что хитроумный Даниил
назвал повелением Слово Господа Иеремии об Иерусалиме,
приурочил его к катастрофе 588 года,
заменил годы седминами,
отделил от них семь седмин
и получил нужный ему результат:

======================================================
именно сейчас, в 539 году до н.э., должно начаться восстановление Иерусалима и храма,
а исполнить Слово Господа надлежит Его Помазаннику – Киру Персидскому.
======================================================

Самому же Киру (или его роду) пророк наобещал почти 500 лет благоденствия*. Для вящей убедительности Давид вложил свою замысловатую схему в уста посланника Бога - архангела Гавриила.

------------------------------------------------------
      *Слова «предан будет смерти» можно перевести и как «прервется, пресечется», а многозначительное «и не
        будет» - в дословном переводе звучит как «и не будет иметь ничего».
------------------------------------------------------

Эта гипотеза предполагает, что праведный Даниил способен ради великого дела пойти на подлог. Возможно ли такое?
За ответом придется вновь обращаться к самому Даниилу.

Конечно, было бы опрометчиво судить о характере человека по его собственной комплементарной книге. Однако, некоторые черты личности проступают наружу вопреки желанию автора, стоит лишь представить себе его положение и возможный ход мыслей в 540-539 гг. до н.э....

      * * *

Итак, престарелый сановник приближается к концу своих дней. Давно уже пройден пик его могущества и славы.
В отличие от Навуходоносора нынешний правитель Вавилона Валтасар не прибегает к его советам и даже забыл о его существовании*. Хуже того – царь покушается на иудейские святыни.
Приближается большой языческий праздник, на котором Валтасар и его многочисленные гости будут пить из священных сосудов Иерусалимского храма. Сам царь, его вельможи, их жены, наложницы, рабы…
Еврейская община бурлит. Если возмущение вырвется наружу, беды не миновать. Спасти положение мог бы персидский царь Кир, войска которого осаждают Вавилон, но город окружен двойным рядом неприступных укреплений и осада затягивается на неопределенное время. А ведь Кир не раз во всеуслышание заявлял, что угрожает только метрополии, а порабощенным народам несет освобождение. Надо лишь помочь персидскому владыке, и он не забудет этой услуги.

Что ж, Даниил никогда не боялся рисковать. Много раз его жизнь висела и будет висеть на волоске – и когда он разгадывал сны Навуходоносора, и когда проникал в раскаленную печь, и позже – когда завистники отдадут его на растерзание львам. Не испугался он и на этот раз.

Ксенофонт и Геродот рассказывают, что неприступный Вавилон был взят ХИТРОСТЬЮ и ИЗМЕНОЙ.
К Киру перебежали два знатных вавилонянина, Гобрий и Гадат, которые указали ему уязвимые места в городских укреплениях и помогли составить план захвата крепости.

Ночью, когда весь Вавилон предавался безудержному пьянству по случаю очередного праздника, персы отвели воду из Евфрата и тайно вошли в город по обмелевшему руслу реки. Коллаборационисты провели их ко дворцу и в ту же ночь с Валтасаром было покончено**.

Если теперь задаться классическим вопросом: «Cui prodest?» - кому выгодно подобное развитие событий, то сразу обнаружится, что в выигрыше оказались Даниил и его соплеменники. После переворота победители-персы вознесли иноплеменника Даниила на самые вершины власти***, а его народ отпустили на родину.

Вероятно, 80-летний Даниил, освободивший свой народ из Вавилонского плена, мнил себя новым Моисеем, который в 80 лет спас евреев от плена Египтского. Возможно, и 62 седмины (434 года) были навеяны воспоминаниями о 430-летнем пребывании евреев в стране фараонов. Важнее другое: пророк Даниил совершил государственную измену, чтобы освободить свой народ.

Конечно, наша версия не лишена недостатков, но не идеальна и традиционная интерпретация. Некоторые ее изъяны перечислены выше. Можно указать и другие.
Так, например, в заключительной части пророчества упоминается седьмина, в течение которой прекратятся жертвы, на крыле святилища «будет мерзость запустения» и погибнет «опустошитель». Все эти события обычно относят к 70 году нашей эры, когда Тит захватил Иерусалим и разрушил храм. Однако, Тит НЕ ПОГИБ, а умер своей смертью, и НЕ В ЭТУ СЕДЬМИНУ, а через 11 лет. Нелепо говорить и о мерзости запустения на несуществующем крыле разрушенного святилища.

Зато греческий царь Антиох IV в течение одной седьмины действительно осквернил святилище, водрузив в него статую Зевса и принеся ему в жертву свинью, опустошил Иерусалим и погиб в военном походе. Но это случилось за 200 лет до Христа.

------------------------------------------------------
          *Для толкования таинственных слов царь вызывает своих мудрецов, но среди них нет самого знаменитого
           толкователя – «главы тайноведцев и гадателей».
           Валтасар не знает даже имени Даниила и царице приходится знакомить царя с любимцем Навуходоносора.
           «Есть в царстве твоем муж, в котором дух святого Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет,
            разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою
            тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, - сам отец твой, царь, потому что в нем, в Данииле,
            которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять
            сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение»
           (Даниил 5 11-12)
       **«Между тем Кир узнал, что в Вавилоне наступает такой праздник, во время которого все горожане целую
            ночь пьют и гуляют… теперь мы нападем на них в тот момент, когда многие из них спят, другие
            пьяны, и никто не соблюдает никакого порядка… «Конечно,— согласились люди Гобрия,— не будет ничего
            удивительного, если ворота царского дворца окажутся даже не запертыми»... В эту ночь только
            стемнело, Кир поднял множество людей и с их помощью открыл рвы для речной воды. Лишь только это
            было сделано, как вода, ночью же, хлынула во рвы, и русло реки в            городе стало проходимым для
            людей. Когда этот участок реки стал, таким образом, подготовлен для прохода, Кир передал приказ
            хилиархам персидской пехоты и конницы построить каждую тысячу… они двинулись в путь...
            Продвигаясь как можно быстрее, они подошли, наконец, к царским дворцам. Тут воины, шедшие с
             Гобрием и Гадатом, обнаружили, что ворота дворца заперты. Но те, кто должны были напасть на
             стражников, застали их пьющими при свете яркого огня и вмиг разделались с ними так, как
             полагается с врагами... Как только воины Гадата увидели ворота раскрытыми, они ринулись внутрь
             и, преследуя и избивая врагов, устремившихся обратно во дворец, добрались до царя. Они застали
             его уже на ногах, с обнаженным акинаком в руках. Воины Гадата и Гобрия тут же покончили с ним…
             Когда с наступлением дня вражеские воины, занимавшие укрепленные цитадели, узнали, что город взят,
             а царь погиб, они тут же сдали и эти укрепления»
             Ксенофонт. Киропедия. М., Наука. 1976. 7, 5. стр. 172—173.
            «Персидский царь отвел реку… после того, как вода в реке спала настолько, что доходила людям
             приблизительно до колена, персы… вошли в Вавилон. Если бы вавилоняне заранее узнали замысел Кира или
             вовремя заметили его действия, то, конечно, не только не позволили бы персам проникнуть в город,
             но даже совершенно уничтожили бы врага. Ведь они могли просто запереть все идущие к реке ворота,
             и взойдя на стены по обоим берегам реки поймать персов, как в ловушку… Город же Вавилон был
             настолько огромный, что по рассказам тамошних людей, горожане, жившие в центре, не знали, что
             враги уже заняли окраины. В это время, по случаю праздника, они плясали и веселились до тех пор,
             пока слишком хорошо не узнали свое ужасное поражение»
             Геродот. История. Кн. 1, 191. стр. 84.
      ***«Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а
             над ними трех князей, - из которых один был Даниил, - чтобы сатрапы давали им отчет и чтобы царю
             не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем
             был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством» (Даниил 6 1-3)
------------------------------------------------------



Продолжение следует.


(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).