Новый сосед

Георгий Хруслов Составитель
НОВЫЙ СОСЕД

- В квартиру напротив, наконец, въехали жильцы, по крайней мере одного я видела, - сказала жена за завтраком. «Квартира напротив» имела свою историю. Мы переехали в этот город и поселились в этом доме больше пяти лет назад, а «квартира напротив» уже пустовала. То ли наследники не могли договориться между собой, то ли владельцы ждали, пока цены на жильё вырастут ещё больше.
- Зовут Александр Иванович, фамилия Сидоров, - продолжила жена.
- Откуда ты это знаешь? – спросил я, в очередной раз удивляясь способности женщин добывать информацию «из воздуха».
- Почтальон оставила извещение на ценное письмо, просила передать.
Через пару дней утром, уходя на работу, я сам столкнулся у лифта с соседом. Мы поздоровались. Его «Доброе утро!» прозвучало вежливо, но сухо. Никаких лишних слов. Я сел в подошедшую кабину лифта. Он сбежал вниз по лестнице, пружиня на поворотах. Выйдя из подъезда, мы разошлись в разные стороны.
- Пётр Иванович, - улыбнулся я. – Ты такой же Александр Иванович, как я Иван  Александрович.  Скорее всего дагестанец, вспомнил я свои поездки в Махачкалу: выше среднего роста, тёмные волосы, широкое лицо, прямой лоб, сильно выступающий подбородок, каре-зелёные глаза, густые брови, высокий и узкий нос. Что ж, я не отдел кадров, чтобы проверять свои догадки.
С двумя промозглыми столицами мы с женой расстались добровольно.  Захотелось пожить, наконец, в сухом тёплом климате, поесть вдоволь фруктов, и не синтетических, китайских или «евростандартных», а выращенных в настоящем, экологически чистом и «правильном» саду. Выбрали Северный Кавказ: ещё не юг, но уже не север.  На удивление быстро и просто решился вопрос с жильём и работой. Был и запасной вариант отступления:  квартира в столице и загородный дом оставались в собственности жены.
Знакомые делали круглые глаза: по доброй воле отправиться в горячую точку.  Но Будённовск и Беслан были уже позади,  а снаряд, как известно, дважды в одну воронку не попадает.
Жизнь в городе, а точнее в городке или большом посёлке действительно оказалась лёгкой и приятной. На окраине были посажены фруктовые сады, разбиты огороды. Жители держали всевозможную живность. При нас во дворе обсуждалось ЧП, как сторожевая овчарка запрыгнула в загон и - вместо того, чтобы стеречь - загрызла овцу. «Кормить надо было зверюгу», - вертелось у меня на языке.
Поход на рынок превращался в сплошной источник положительных эмоций. Цены на все товары были смехотворно низкими, не будешь ведь покупать яблоки у соседа, если у самого в саду яблони ломятся от плодов. Вот только рыбу привозили издалека, из прудового хозяйства, «своей» реки поблизости не было.
Я работал консультантом в филиале политехнического университета по предмету «иностранные языки/технический перевод». При филиале был также производственный цех, где занимались ремонтом разной техники. Им я помогал с переводом сопроводительной документации. Жена устроилась бухгалтером-экономистом в «импортно-экспортной» компании, которая наводнила Кубань подержанными иномарками. Сейчас она собиралась на два дня в областной центр на семинар повышения квалификации. Какую ещё там квалификацию требовалось повышать, мне было неясно. По-моему, главный принцип, который они и так хорошо усвоили, был очень простой: купить подешевле, продать подороже.
- Лилия придёт в понедельник, приготовит тебе первое и второе,
- наставляла меня жена. - К стиральной машине не подходи, а то устроишь потоп, как в прошлый раз. Без сюрпризов, пожалуйста!
Автобус с сотрудниками компании скрылся за поворотом, а я стал размышлять, что бы полезного сделать за эти дни. Идея! Почищу-ка я столовое серебро - предмет гордости жены, фамильная ценность ещё дореволюционной работы. Сам по себе набор  был скромным: 3 столовых ложки, 3 вилки, 3 ножа, 3 чайных ложки, салфетница, щипчики для сахара. Всё это хранилось в футляре с серебряной же застёжкой. Жена не раз сетовала на то, что серебро потемнело от времени, но почистить его мне не доверяла:
 - Ты только всё испортишь.
Я нашёл нужные статьи в интернете, но результатами поиска остался недоволен. Давались советы использовать раствор уксуса, нашатырного спирта, соды или поваренной соли. А если действительно станет только хуже? На работе я отправился к начальнику производственного цеха и рассказал ему о своей проблеме. Тот только махнул рукой, открыл шкаф и достал небольшую бутылку с какой-то жидкостью.
- Используем для протирки контактов. Наша собственная разработка. Протрёте ей своё серебро, подождёте десять минут и потом промоете серебро в тёплой мыльной воде. Протрите мягкой тряпочкой, посушите на открытом воздухе. Заблестит ваш драгметалл, как новенький.
- Большое спасибо. Сколько я вам должен?
- Нисколько. Считайте себя членом экспертной комиссии.
Дома я выполнил все инструкции начальника цеха. Когда я смыл жидкость, серебро действительно заблестело в лучах солнца. Я выложил серебряные изделия на столик на балконе, и, чтобы не сидеть без дела, пока они сохнут, пошёл в кабинет разобрать книжные завалы на письменном столе. Переставляя книги на стеллажи, я увлёкся чтением, и прошло, наверное, полчаса, пока я не вспомнил о серебре. Пора! Я открыл балконную дверь и в первую минуту не поверил своим глазам. Серебра на  балконе не было!
Удар был настолько силён, что у меня участилось сердцебиение. Что я скажу жене? Как объяснить то, что произошло?  Положив под язык таблетку валидола и немного придя в себя, я тщательно осмотрел балкон. Никаких следов пропавших вилок, ножей и прочего инвентаря не было. Рядом с балконом крепилась пожарная лестница. Но это «рядом» составляло не менее трёх метров, которые надо было пройти по узкому бортику третьего этажа. Проделать такой трюк мог только акробат, возможно, альпинист или скалолаз.
Что делать?  Я вышел на площадку, подошёл к двери нового жильца и, сам не зная зачем, нажал кнопку звонка. Не сразу за дверью раздалось: - Кто?
По голосу было слышно, что человек стоит не прямо перед дверью, а в глубине коридора и в стороне от двери. Щиток от «глазка» поднимает скорее всего не рукой, а зонтиком или тростью. (Впрочем, до трости ему ещё далеко). Ох, как непрост этот «Александр Иванович». Если бы кто-то вздумал стрелять через дверь, «на голос», пуля прошла бы мимо хозяина квартиры.  Неспроста этот человек  не пользовался лифтом, который у специально обученных людей превращается в западню для противника. Неспроста сверхкороткая «армейская» стрижка, - такого не схватишь за волосы в борьбе. А мозоли на рёбрах ладоней говорили об упорных занятиях контактными восточными единоборствами, о разбитых в крошево соломенных тренажёрах макивара.
 - Это я, ваш сосед напротив.
Щёлкнул замок, дверь приоткрылась.
- Вы один? Ну, входите, раз пришли. Чему обязан?
Мы прошли в небольшую, метров 20 квартиру, аскетично обставленную, сели за стол, и я рассказал Александру, как он представился, о своей беде. Он не выразил ни малейшего удивления, только спросил:
- А почему вы пришли ко мне? Обратились бы в полицию.
- Мне почему-то кажется, что вы можете помочь человеку в любой ситуации. Как человек военный вы привыкли ставить задачи и решать их.
- А почему вы решили, что я военный?  - заинтересовался Александр.
- Это не передать словами, но видно сразу по осанке, по взгляду, по выражению лица. – Первый раз Александр улыбнулся. – Да вы психолог! Попробую решить вашу задачку. Начальником райотдела полиции здесь работает мой  друг, боевой товарищ по горячим точкам.. Наведу у него справки, как говорится, о криминогенной обстановке в районе. Скорее всего это подростки. Не будет уважающий себя вор по балконам лазить. Напишите мне список украденных вещей.
Я вернулся в свою квартиру слегка обнадёженный. Александр сел к телефону,
набрал личный номер начальника полиции, известный немногим. «Мы делим поровну и воду, и патроны», - вполголоса произнёс он пароль, слова из песни спецназа.
- Саша, это ты? Ты в городе? – закричали в трубке.
- Да вот, решил у вас обосноваться. За 20 лет службы выслужил квартирку в 18 квадратных метров, по метру за год.
– Немедленно приезжай ко мне.   
- Вадим, у меня с ходу дело к тебе. Помоги распутать один узел.
- Сделаем. Ты, главное, приезжай.
Александр подъехал к заросшему цветами, фруктовыми деревьями и благоухающим кустарником двухэтажному особняку в элитном микрорайоне города. После обмена новостями и воспоминаниями – «А ты помнишь…?» он перешёл к делу.
- У меня три просьбы. Во-первых, поспрашивай своих ребят. не предлагает ли кто в городе столовое серебро на продажу.
- Большая партия?
- Всего 14 предметов плюс футляр.   
Перехватив удивлённый взгляд друга, Александр нехотя пояснил:
- Это личное. Соседа обокрали. Просил помочь.
Он коротко объяснил ситуацию.
- С балкона, говоришь? Не вопрос! Найдём мы твои тарелки. Есть у меня один верхолаз на примете. Паркуром увлекается. Это вроде нашей полосы препятствий, только в городских условиях.
- Вадик, не тарелки, а столовый набор из серебра. И не мой он, а соседа.
- Да какая разница! Главное, ты объявился.  Всё такой же правдоискатель, борец за справедливость.
- Уж какой уродился.
- Ладно, ладно, не обижайся. Скажи лучше, что делать думаешь?  Давай ко мне в замы. Вместе мы тут быстро порядок наведём.
- Поживём – увидим. Пока слушай дальше. Во-вторых, завтра с 15 до 17 часов нужно перекрыть движение вдоль Жёлтого Луга. Придумай что-нибудь правдоподобное.
Жёлтый Луг – излюбленное место прогулок горожан, отделённое от города большим полем роскошных подсолнухов. Городские власти поставили рядом с полем скамейки и беседки.
- Не вопрос!  Ничего и придумывать не надо. Завтра с утра объявим внеплановое учение по гражданской обороне, поставим знаки объезда участка дороги.
- И третье. Нужна подходящая экипировка.
- Съездим хоть сейчас, заглянем в одно местечко. У нас там общий с военкомом «склад трофейного оружия». Всё никак не соберёмся уничтожить и списать его.
«Склад» оказался сухим, тёплым подвалом, где под тремя замками – один надёжнее другого - на деревянных и металлических стеллажах, в коробках и ящиках хранилось всевозможное оружие, как в кинофильме «Ворошиловский стрелок».  Александр выбрал хорошо знакомый ему израильский пистолет-пулемёт «Узи» с укороченным стволом, две ручных гранаты  Ф-1 («эфки») и «стреляющий» нож десантника. Бережёного, как говорится…
Тем же вечером Вадим активизировал свою  агентурную сеть, и уже на следующий день поступила информация что 10-классник Зелим Ибрагимов, сын амнистированного боевика Абдурахима Ибрагимова, хвастал в школе массивным серебряным ножом, говорил, что сделает из него кинжал и будет носить на поясе. Александр лично знал Ибрагимова-старшего и понимал, что  просто так к нему не придёшь и не скажешь: «Верни серебро!» Нужен был  чрезвычайный план. И этот план он нашёл. Для его выполнения требовался автомобиль с надёжным водителем и убежище, где можно было бы спокойно пересидеть несколько дней. И опять выручил Вадим, который передал Александру ключ от загородного дома и объяснил, как туда проехать.
- Пятнадцать километров от города. Место необжитое, народу мало. Вот попросят меня из органов, буду там огурцы сажать. А машину я для вас одолжу со штрафстоянки, хозяин всё равно только через два дня вернётся.
Александр внимательно слушал, ничего не записывая и только кивая головой.
Создавалось впечатление, что для Вадима вообще нет неразрешимых вопросов, и, улучив момент, я сказал об этом Александру. Тот без улыбки подтвердил:
- Да, с ним как за каменной стеной. Он меня из таких переделок вытаскивал.
– И помолчав, добавил: - Ну, и я в долгу не оставался.
На следующее утро к нам присоединился Анатолий, курсант закрытого военного училища, и, как я понял из их разговора, дальний родственник Вадима.
 После занятий школьники, как всегда, отправились на свой мини-стадион, чтобы поиграть в футбол. За их игрой внимательно наблюдал широкоплечий мужчина в свитере. с каре-зелёными глазами. В перерыве он подошёл к Зелиму.
- У тебя хорошие данные, парень. Сейчас мы в области формируем юношескую сборную по футболу. Хочешь, запишем тебя в резерв. Через год, если проявишь себя, попадёшь в основной состав. Согласен?
Глаза Зелима загорелись. Наконец-то с ним обращаются как со взрослым.
- Согласен, - еле выдавил он из себя, - мокрый от игры, и от волнения.
- Тогда подпиши заявление. И на следующее занятие принеси справку от врача, что тебе не противопоказаны занятия спортом.
- Где подписать?
- Вот здесь.
Александр нагнулся, сделал лёгкое движение корпусом,  -  и паренёк буквально влетел на заднее сиденье машины. Там его уже ждал Анатолий. Ошеломлённый Зелим даже не сопротивлялся. Машина рванула с места. Зелим запротестовал:
- Да вы что делаете? Вы знаете, кто мой отец?
- Знаем, знаем! Сейчас и он узнает, что с тобой случилось. Ты не бойся, погостишь у нас пару дней, и вернёшься домой.
Александр достал мобильный телефон, подключил антиопределитель номера.
- Здоровья и долгих лет жизни тебе, уважаемый Абдурахим. Не хотим огорчать тебя, но твой сын у нас. Он взял то, что ему не принадлежит. Верни то, что он передал тебе вчера, и получишь его обратно целым и невредимым.
- Кто говорит? Где мой сын? Да я за него всех вас порву на куски!
- Предлагаю поговорить спокойно и всё обсудить. Встречаемся через час в кафе «Фиалка».
Нас прикрывал Вадим, который занял в кафе соседний столик. В его присутствии никто не осмелился бы напасть на нас.
- А-а-а, так это ты, капитан. Ну, здравствуй, Александр Асламбекович.
- И тебе не хворать, Абдурахим.
- Не знаю, как тебя теперь называть, капитан Котов, спецназ ГРУ. Наверно, до полковника дослужился.
- Да хоть горшком назови, только в печь не сажай.
- Вот не думал, не гадал, что ещё доведётся встретиться.
- Гора с горой, как ты знаешь, Абдурахим, не сходится а человек с человеком всегда сойдётся.
- Как же ты, Александр Асламбекович, решился на такое дело? И ради кого? Ради безродного гяура?
- Горы потому и не сходятся, что они у нас разные. Он – мой сосед, Абдурахим. И он попросил меня о помощи. Я эту помощь ему обещал, ещё не зная, что здесь замешан твой сын. Теперь для меня назад дороги нет. Так я понимаю наш горский кодекс чести. Русские прямо говорят: «Ближний сосед лучше дальней родни».
- А ты помнишь 99-ый год,  Дагестанскую войну? Ведь это я помог тебе тогда бежать из плена. Твой допрос был назначен на вечер, я перенёс его на утро. Ночью ты и ушёл.
- Не преувеличивай своих заслуг, Абдурахим! Я бы и так бежал. Это – моя земля, я знаю на ней каждый камушек. И если хочешь знать, это я готовил постановление о твоей амнистии.  Так что мы с тобой квиты.
- А сейчас не боишься за себя, за семью? У тебя ведь тоже двое сыновей растут. Погодки Салим и Вячеслав, так ведь?
- Вот что я тебе скажу, Абдурахим, и второй раз повторять не стану. За себя я давно не боюсь, на мне ты последние зубы обломаешь. С женщинами вайнахи не воюют, за них я спокоен.  Моих сыновей ты не отыщешь, даже я сам не знаю, где они сейчас. Но если надо будет, они появятся, как призраки, в твоём доме. Если тронешь стариков, я найду тебя хоть на краю света и уж тогда тебе не поздоровится. Ты моё слово знаешь. И опять тейп пойдёт против тейпа? Подумай сам, стоит ли начинать кровную вражду из-за дюжины серебряных бирюлек.
- А если не отдам их, то что будет?
- Ещё не решил, но ничего хорошего не жди, ты меня знаешь. Нечего натаскивать волчат себе на смену. Как говорится: «Здесь вам не тут!»
- Хорошо, хорошо, обойдёмся без угроз. Мирное время, а у тебя всё такое же каменное сердце, как и раньше. Это была просто шутка. Мы сами хотели вернуть эти ложки, просто решали, как это лучше сделать. Кому вообще нужно это барахло!  А где ты предлагаешь провести обмен?
- Мы привезём твоего сына на Жёлтый Луг завтра к 16 часам.   3-ья беседка после поворота. Возьми с собой только шофёра и охранника, если хочешь.
Мы не допрашивали сына Абдурахима – Зелима, только спросили, кто совершил кражу. Оказалось, что это был, как и предполагал Вадим, сам Зелим. Он перелез на наш балкон с пожарной лестницы, ещё не планируя кражи, а просто красуясь перед дружками, но когда увидел разложенное на столике серебро, не смог удержаться. Отец наполовину отругал сына, наполовину похвалил.
Александр и слышать не хотел, чтобы я непосредственно участвовал  в операции. Я только должен был убедиться, что серебро то самое. От каждой стороны, по его плану, в обмене должны были принять участие не больше трёх человек.
Анатолий с шофёром поехали за сыном Абдурахима, рассчитывая время так, чтобы подъехать к назначенному месту ровно к четырём часам. Зелима вывели из дома, где он провёл сутки, с завязанными глазами, уложили на заднее сиденье и тронулись с места. По «сценарию» я должен был находиться в 5-ой беседке. Получив серебро, Анатолий должен был принести и показать его мне. Александр прикрывал  наши действия.
До половины «сценария» всё шло, как было задумано. Абдурахим с шофёром и охранником остановились на полпути к беседке, где дожидался Александр. Анатолий пошёл к их машине, чтобы забрать свёрток с серебром. И тут случилось непредвиденное. Из густо растущих подсолнухов на дорогу вырвалась группа людей, пять человек, которые, что-то крича и беспорядочно стреляя из охотничьих карабинов, бросились в нашу сторону. Рядом с  автомобилем просвистели пули. Александр не торопясь снял с плеча пистолет-пулемёт и, не целясь, дал короткую очередь поверх голов нападавших. Те, видимо, не ожидали огневого отпора и остановились. Александр кинул гранату. Нападавшие побросали карабины на землю и подняли руки. Абдурахим, также с поднятыми руками, бросился в нашу сторону:
- Не стреляй, Александр Асламбекович, прости меня, это всё мой брат Муса, дядя Зелима, вбил в свою баранью голову, что мы сами освободим мальчика. Собрал родственников и устроил засаду. Что теперь будет?
- Да ничего не будет. Перестреляем вас, как куропаток, и скажем, что так и было.
- Ещё раз прости. Дай команду не стрелять, чтобы не задеть Зелима.
- Нет уж, своим людям отдавай команды сам.  А мне передай серебро. И оружие я забираю, наверняка разрешения на него нет.
Александр вручил мне свёрток с серебром, шутливо сказав
- Получите и распишитесь!
Я от всей души поблагодарил его, но чёрт меня дёрнул добавить:
- Опасный вы человек, Александр. Не хотел бы я быть на стороне ваших врагов.
Александр помрачнел:
- Вот вы к чему клоните. Так ещё не поздно вернуть серебро Зелиму. Пускай считает его своей добычей или трофеем – уж как посмотреть. Заодно извинитесь перед ним за доставленное беспокойство.
- Да нет, Александр, вы меня не так поняли. Не думайте, пожалуйста, что напрасно со мной связались. Но как-то не по себе, от того, что мы нарушили закон, похитили человека, пускай даже не всерьёз. Вы ведь знали с самого начала, что в любом случае отпустите Зелима?
Александр горько усмехнулся:
- Начнём с того, что нарушил закон и похитил человека я, и ответственность за это лежит на мне. Ничего я не знал и действовал по обстановке. А если бы Зелим куда-нибудь уехал или заболел и не пришёл на стадион, что тогда? Весь план пришлось бы менять, и я снова не исключаю силовые варианты. Вот говорят: «Добро должно быть с кулаками!», только где же ваши кулаки, когда доходит до дела?  Я против самосуда, и правосудие для меня – не орудие мести, но бывают ситуации, на которые надо быстро и адекватно реагировать. «Зеркально» или даже с опережением. Другого языка враг не поймёт.
Я уже сам не рад был, что заговорил на эту тему. В конце концов никто не пострадал, а победителей, как известно, не судят.
Так закончилась история с похищением «фамильного серебра».
В тот же день вернулась жена, довольная передышкой в ежедневной рутинной работе. Помимо занятий на самом семинаре, они осмотрели город, были на воскресной ярмарке, купались в реке. Ради этого, наверное, и устраивают подобные семинары.
- Ну, как ты тут без меня жил? Не скучал? А я такую дивную вещь там купила – серебряный половник, как раз подходит к нашему набору серебра. Сможешь его отчистить?

P.S. На День защитника Отечества мы с женой подарили Александру серебряную флягу в фирменной упаковке из бархата.