Habent sua fata libelli. Книги имеют свою судьбу

Марина Троицкая
     Я не могу жить без книг.Я могу быть голодной, я не умру от жажды, я не замерзну на морозе, но я рассыплюсь пеплом , если меня лишить чтения.Наверное,я люблю книги даже больше чем людей. Но, это, конечно, смотря какие люди.Поэтому вы понимаете, как мне больно и горько видеть, что исчезает тип - любитель книги.И вот теперь, когда со времени изобретения книгопечатания прошло почти семь столетий,когда цивилизация достигла высочайшей ступени своего развития, все решили писать книги, а покупать желающих практически нет.Ранее типов или, назовем, подвидов любителей книг было много.Рассмотрим два типа - тот, который мне близок и любим - библиофилы; и немного коснемся чуждых мне - библиофобов. Библиофил - это человек с умом и вкусом, он любит книгу,как друг, он холит свои книги, как"король своих наложниц" - мечтал так Виргилий. Библиофилом был Александр Македонский! Он, завладев драгоценной шкатулкой Дария, поместил в нее не сокровища персидского царя, а "Илиаду".В былые времена государи любили книги, сколько бесценных рукописей дошло до нас благодаря щедрости просвещенных государей. Тогда число богатых библиотек равнялось числу родовитых семейств.Есть ли сейчас библиофилы? Не знаю. Думаю, последние два столетия библиофилами были учителя, художники, литераторы - люди в основном со скромными доходами. Иной спросит - а зачем тебе нужно общение с книгами? Отвечаю - книги спасают от скучного человеческого общения, которого порой трудно избежать,они позволяют забыть на время неприятности, обиды, которые отравляют наше существование,  книги открывают тебе неведомые миры. А теперь библиофоб, полная противоположность библиофилу. Самодовольные люди, обязанные своим возвышением встречающимся погрешностям в прогрессе цивилизации, гордятся тем, что не читают и презирают книги.. Библиофил наделен вкусом, безошибочным чутьём, он счастливый человек, который никогда не будет скучать в уединении, ибо с ним его книги.Библиофил выбирает книги, Библиоман - копит их без разбора. Библиофил оценивает и ставит книгу на полку, лишь после того, как изучит её вдоль и поперёк.Библиоман - взвешивает и измеряет.Кстати,библиофил может превратиться в библиомана, если вдруг внезапно разбогатеет и поглупеет.Библиофил роется в старых книгах - ищет жемчужину в навозной куче, знает, что не одно литературное сокровище таилось под истрепанной обложкой. А есть еще книжник.Книжник - двусмысленное слово, их множество во всех языках:человек, сохранивший любовь к книгам, но не имеющий средств,любитель, уличный торговец. Сейчас книжников нет и это есть следствие прогресса. Книжник, торгующий старыми благородными фолиантами, умер. Я говорю об этом с горечью и ожесточением! Я предприняла эту попытку рассуждений и раздумий о типах любителей книг ,желая сказать, что посвятив свободное время чтению хорошей книги , вы тренируете ум, мудро развиваете  свой разум, улучшаете вкус и возвышаете свою  душу.И в этих рассуждениях мне удивительно помог известный библиофил Шарль Нодье.