З. Прилепин и Православие

Марков Геннадий
      Захар Прилепин: «Света в мире больше, чем сумрака».

                июль 2015 года

          7 июля исполняется 40 лет со дня рождения Захара Прилепина – одного из самых популярных современных российских писателей, известного читателям  многочисленными произведениями: романами «Санькя» и «Обитель», сборниками повестей и рассказов («Восьмерка», «Я пришел из России»)… Кроме этого, Прилепин создал биографическое повествование о писателе Леониде Леонове, вышедшее в легендарной серии «ЖЗЛ», написал ряд литературоведческих работ, составил большое количество интереснейших антологий. Прилепинские книги уже переведены на  большое количество иностранных языков. Захар Прилепин – многодетный отец: в его семье – четверо детей.
         Настоящее имя писателя – Евгений Николаевич Прилепин. Он родился в деревне Ильинке Скопинского района Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Прилепин закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Будущий писатель трудился разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне (1996, 1999 г.). В 1999 году Прилепин оставил службу и устроился на работу журналистом в нижегородскую газету «Дело», вскоре став ее главным редактором. Параллельно он стал работать над своим первым романом («Патологии»). Прилепинские произведения стали активно издавать с 2003 года. Несмотря на свою писательскую популярность, Захар Прилепин до сих пор занимается активной журналистской деятельностью и в настоящее время является генеральным директором «Новой газеты» в Нижнем Новгороде, одним из организаторов сайта «Свободная пресса», ведет авторские колонки в ряде изданий... Прилепин всегда был человеком с активной и неоднозначной гражданской позицией, занимавшимся политической деятельностью.
        Прилепинские произведения – тексты, в которых много трагического. Но это необходимо автору не для  потворства низменным страстям читателя, а для постижения смысла человеческого бытия, часто совмещающего в себе низкое и высокое. Писатель говорит: «И вера, и безверие уживаются, увы, с любыми взглядами. Потому что человек часто веру под себя приспосабливает. (…) Мы же воюем? А вера была всегда, и все это время мы воюем, убиваем, грабим, обижаем близких — и ходим, ставим свечки после этого. Если бы вера была как четвертовальное колесо, если бы она сразу рубила нам руки и головы за грех, то может быть, мы лучше бы понимали». В произведениях Захара Прилепина часто присутствует православная тематика. Писатель, считающий себя верующим человеком, нередко рассуждает о православных ценностях в своих интервью. Он так вспоминает о своем приходе к вере: «Особенного импульса не было, это пришло постепенно и было обнаружено опытным путем. Потому что Его присутствие настолько очевидно, и степень Его приближенности к человеку очень высока. (…) Вы знаете, у нас на кухне, над столом, — целый парад святых (…): святой Игнатий, святой Глеб, святая Кира, святой Евгений и т.д. А так, конечно, я как человек, живущий в Нижнем Новгороде, почитаю Серафима Саровского, много раз бывал и в сторожке его, и трогал кору тех деревьев, которые еще его помнят». Захар Прилепин называет Православие «куполом», защищающим и объединяющим Россию и русскую культуру. Писатель говорит:  «Мы последний оплот Православия в мире». В одном из интервью Прилепин концентрированно сформулировал свой государственный идеал: «Социально ориентированная, традиционалистская страна, являющаяся купелью для многих народов, веротерпимая, с центрообразующей православной верой». Писатель часто говорит о роли семьи в передаче духовных ценностей, называя поле религии и поле литературы «двумя главными ландшафтами, в которых детей стоит держать»: «Это должно быть построено на непрестанном семейном примере. Обращением к религиозности и литературе, равно как к истории, должна быть вся жизнь пронизана, вся она должна быть этим насыщена. Только таким образом, через пример родителей дети могут это воспринять. Вот папа с мамой зашли в церковь, вот у них полочка религиозной литературы, дети все читают молитву, папа всё время с книгой, библиотека в каждой комнате. Мы при детях за столом всё время ведем разговоры о том, что происходит… Только вот это». 
В прошлом году широкий читательский интерес вызвал прилепинский роман «Обитель», получивший престижную премию «Книга года». «Обитель» повествует о жизни соловецких заключённых в 20-х годах прошлого столетия, но многие считают «Обитель» романом о вере. Немаловажно, что дед писателя в свое время был соловецким заключенным. Конечно, православный читатель должен ознакомиться с прилепинским романом и составить об этом тексте свое мнение. Роман «Обитель» вызвал полярные оценки критиков с точки зрения выраженности в нем православных идей. С одной стороны, существует мнение критика Александра Свирилина: «Несмотря на пронизанность христианскими мотивами, «Обитель» повествует отнюдь не об обретении веры. Перед нами не богоискательство, а отстранённое богосозерцательство. Острое осознание незримого присутствия Бога, растворения во всём божественного начала при полном его неприятии и нераскаянии». А вот у исследовательницы Ларисы Шориной – противоположное мнение о романе: «…Герои романа «Обитель»  сражаются с бесами, которые в крайних ситуациях Соловков становятся порой зримыми. Некоторые из героев пытаются найти руку помощи своего Ангела, а некоторые отдаются на полное поругание бесов. (…) На первом плане череды образов монахов ; Владычка Иоанн и отец Зиновий. (…)  И Владычка, и отец Зиновий – братья-враги – прозорливы, потому что оба молитвенники и, очевидно, оба правы перед Богом, не отступив в главном. Они принимают страдания как неизбежность падшего мира, стараясь помочь другим сохранить (…) человеческую суть. (…) Роман построен на двух кардинальных для русской культуры и истории символах – монастырь и лагерь.  (…) И роман Захара Прилепина «Обитель», с его пониманием, что русский мiр возможен только в ощущении бесконечного Божия милосердия ко всем падающим и упавшим под ударами жизни, позволяет прояснить некоторые смыслы». 
        Однажды Захар Прилепин сформулировал свое писательское кредо: «Сопереживание, вера в то, что жизнь — чудесный дар и стоит им дорожить. Что наши печали не стоят печали, что наше раздражение смешно, что света в мире больше, чем сумрака. Не то что я хотел бы убедить в этом читателя — я, в первую очередь, себя бы хотел убедить».