Тема Россия между Достоевским и Соловьёвым - 9

Пикасо
Как нужно нам приблизиться к Достоевскому, как правильно овладеть его мощным действующим в народным теле духовном потенциалом - ЭТО ПРОРОЧЕСКИ ЯВЛЕНО В ЛИЧНОСТИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЁВА.

Трудно сказать, есть ли в нашей культуре другой, кто сказал о Достоевском столько ВЕРНОГО И ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ДЛЯ ВСЕЙ "НАЦИИ",( по мне: Нация - Россияне, Национальность - Русский...) как ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ. Но именно ему принадлежат слова, которые с тех пор, кажется, не осмелился повторить или опровергнуть ни один "россиянин":  "... НИКТО ИЗ НАС НЕ МОЖЕТ ЦЕЛИКОМ ПРИНЯТЬ ЕГО ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ...",  "... СТОРОННИКАМ ЕГО ИСТИННОГО ИДЕАЛА НЕЛЬЗЯ БЕЗ ОГОВОРОК СТАНОВИТСЯ ПОД ЕГО ЗНАМЁНА...".

" Если мы согласны с Достоевским, что истинная сущность ( российского национального духа), его великое достоинство и преимущество состоит в том, что он может ВНУТРЕННО  ПОНИМАТЬ ВСЕ ЧУЖИЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ЛЮБИТЬ ИХ, ПЕРЕВОПЛОЩАТЬСЯ В НИХ, если мы признаём  (РОССИЙСКИЙ) народ вместе с Достоевским способным и призванным осуществить в братском союзе с прочими народами идеал  всечеловечества - то мы уже никак не можем сочувствовать выходкам того же Достоевского против евреев, поляков, французов, немцев, против всей Европы, против всех чужих исповеданий".

Что позволило великому ( российскому) Философу Соловьёву сказать эти слова о великом  (российском) писателе?.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ИСТИННОЕ, ТО ЕСТЬ СВОБОДНОЕ ОТ СУБЪЕКТИВНЫХ И ( НАЦИОНАЛЬНЫХ) ПРИСТРАСТИЙ ПРОНИКНОВЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВО ДОСТОЕВСКОГО, В КОТОРОМ ( РОССИЙСКАЯ ) МЕЧТА, ( РОССИЙСКАЯ ) ИДЕЯ ВЫГОВОРИЛАСЬ С НЕУДЕРЖИМОЙ СТРАСТЬЮ И СИЛОЙ, А ТАКЖЕ ОСОЗНАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЕЛИКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДЕЛО, КОТОРОЕ, КАК ЭТО ЯСНО ПОКАЗАЛ ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ, ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОВРЕМЕННО И ВЕЛИКИМ ВСЕМИРНЫМ ДЕЛОМ. ИБО В ЭТОЙ ЖЕ НЕУКРОЩЁННОЙ СТРАСТИ ТАИЛАСЬ И СЛАБОСТЬ, ИМЕВШАЯ НАЧАЛО В ЛИЧНОСТИ ПИСАТЕЛЯ, ИЛИ , ЕСЛИ ГЛУБЖЕ, В САМОМ (РОССИЙСКОМ) ХАРАКТЕРЕ, И ВИДИМАЯ ТОЛЬКО ПРОСВЕТЛЁННОМУ ВЗОРУ МЫСЛИТЕЛЯ.

Перепечатано по существу: моего мировоззрения.