Как стать святым?

Сергей Чекалин
                "Я задумался сделаться святым и стал молиться богу.
                За сарайчиком, где начинался наш огород,
                высокий тын отделял двор от улицы -
                уютное место, никто не видит. И здесь я
                подолгу молился, глядя на небо..."
                И.Е.Репин. Из книги "Далёкое близкое"

      Как мы знаем, Репин не сделался святым. И слава Богу! Зато он сделался великим художником. И ещё нельзя сказать, что было бы лучше для нас: его постное лицо в обрамлении не менее постного нимба, в подобающих местах, куда ходят молиться, или его произведения в других подобающих местах, куда ходят для другого духовного общения.


      «Юноше, обдумывающему житьё, решающему - сделать бы жизнь с кого,  скажу не задумываясь -  «Делай её с товарища Дзержинского».

      Это совет В.В.Маяковского, данный им в поэме «Хорошо!» Но к святости это не имеет никакого отношения, скорее, наоборот. Я попробую найти советы, как стать святым, в наше не очень святое время. Это, конечно, довольно сложно будет осуществить, но, эта овчинка стоит выделки, потому что дело это для твоей же вечности. Значит, можно и постараться. Надо просто пробежаться назад, в историю, разыскать в ней такие действия, которые приводили к святству. Для этого можно воспользоваться беспрекословно точными историческими сведениями, приведёнными в «Житиях святых». Кто бы возражал?! Способов этих окажется очень много, это и хорошо, есть из чего выбирать, ориентируясь на свои возможности и способности.

      Способ 1-й. Стать Апостолом, как, например, Пётр, Павел, Иоанн, Иуда и другие, иже с ними. Не годится, поезд уже ушёл.

      Способ 2-й. Стать евангелистом, как, например, Марк, Матфей, Иоанн, Лука. Тоже не годится, тоже поезд ушёл, эти места уже заняты и бесповоротно.

      Нет, это всё не наши святые, не российские просиявшие. Я посоветую поближе к нашим соотечественникам. Но я не буду советовать стать святым по деяниям царей или священнослужителей, для многих нас такое состояние вообще невозможно. Обратимся к сравнительно простым людям и их деяниям.

      Способ 3-й. По примеру преподобного Антония из местечка Любеча под Черниговом, а также Феодосия из города Василева, что близ Киева, постриженного Никоном. Найди себе место уединённое, выкопай пещерку, молись почаще и усердно трудись, не давай себе ни днём, ни ночью покоя, питайся через день сухим хлебом, даже в меру пей воду, зелень (отварную) вкушай без масла, одежду носи ветхую и рваную, а под ней колючую власяницу, для сна не ложись, а спи сидя, почаще плач и бей земные поклоны, будь заступником бедных, обижаемых и притесняемых. Если чего не будет тебе доставать из насущного (хлеба, других припасов для трапезы и раздачи бедным и обиженным, из одежды чего-нибудь), не ищи, а молись Богу и жди, когда это всё у тебя появится.

      Способ 4-й. Примерно подобный способу 3. Стань затворником, как преподобный Исаакий, бывший богатый купец из Торопца. Ну, положим, нам трудно стать богатыми купцами, чтобы сравниться с Исаакием. Но это совершенно не обязательно, поскольку чем-то и мы владеем, что перед затворничеством надо будет раздать бедным и несчастным. Исаакий пришёл в затворничество в пещеру к Антонию, о котором речь была выше. Поэтому, делай как Исаакий: одень на голое тело власяницу, а сверху накройся сырой козлиной кожей, которая на тебе высохнет и обнимет так, что станет очень колко от власяницы, заберись в тесную каморку, чтобы в ней невозможно было протянуть ноги, но всё равно на бок спать не ложись, спи только сидя, как сможешь, да и то недолго, с вечера до полуночи кланяйся и пой псалмы. Питайся просфорами через день, воду пей, но понемногу. Так проведи хотя бы семь лет, как Исаакий. А после этого испытания, не снимая власяницу, обуйся в протоптанную обувь, также и зимой, не переобувайся, а ходи в рваной обуви, чтобы ноги примерзали к земле, в церковь приходи раньше всех и стой неподвижно, а по окончании службы уходи из неё позже всех.

      Способ 5-й. По аналогии с преподобным Никитой из Переяславля, чудотворцем,  святыми Кириллом и Симеоном Столпниками. Сядь нагим, как Никита, в тростниковом болоте и предоставь тело твоё комарам и мошкам. Потом надень на себя тяжёлые вериги, на голову напяль каменную шапку, затворись на столпе и молись, не переставая, о своих тяжких грехах. Душа твоя тем самым очистится перед Богом и удостоится благодати, а у людей – святости.

      Способ 6-й. Выбери себе в глухом лесу дуплистое дерево, с дуплом аршина в четыре по окружности, питайся года три-четыре травой и кореньями, как и задумал это Господь с сотворения мира, не разговаривай даже с собой, а безмолвно очищай свой ум духовным созерцанием. Потом построй себе хижину, примерно такую же тесную, как и дупло, и проводи в ней свою жизнь в молитве и бдении. По пять дней в неделю ничего не ешь и не пей, а в субботу и воскресенье пей совсем немного воды и закусывай небольшим куском хлеба. Благодать Божия вскорости не замедлит явиться к тебе, прозвучав звоном колоколов и вспыхнув божественным светом.

      Способ 7-й (последний, думаю, что пора на этом закругляться, поскольку принцип получения святости очень понятен). Он во многом отличается от предыдущих способов. Найди себе компанию единомышленников. Вместе отыщите какого-нибудь богоотступника, еретика. С этим делом сейчас очень просто, поскольку, можно сказать, что любого хватай с улицы. Закрепите на нём табличку с надписью: «Он сатана и воин сатаны», посадите его на верх автомобиля, закрепите там, чтобы не свалился, и возите по улицам селений и городов. Лучше городов, а ещё лучше – Москвы, по её пробкам. А то и засадите этого еретика в погреб, чтобы он не мог выбраться из него, а то и отрежьте этому богоотступнику язык, чтобы он не мог больше богохульничать. Но самое действенное – сожгите его заживо, заказав для этого железную клетку у предпринимателя, который занимается художественной ковкой. Тут уж наверняка больше этот богоотступник и еретик не сможет охмурять народ своими действиями. Ведь из заточения он может и освободиться или кто-то может его освободить, может и без языка к народу обращаться, сейчас, ведь, неграмотного не сыщешь. А уж пепел, давно известно, ничем таким себя не проявлял. И тогда на тебя, а то и на твоих товарищей единомышленников, свалится Божья благодать, как, в своё время, немногим более пятисот лет назад, рухнула она на потом ставших преподобными Иосифа Волоцкого и Геннадия Новгородского.
 
      Эти варианты не являются окончательными, можно разыскать и другие, Христа ради уродливые.