С. Копылова и Православие

Марков Геннадий
             Песни С.Копыловой – «глоток свежего воздуха»…

                «Православная жизнь» - март 2016 года

         В этом году наступает своего рода десятилетний юбилей песенной творческой деятельности Светланы Вадимовны Копыловой – известной исполнительницы авторских православных песен-притч, в прошлом – достаточно популярной актрисы. Конечно же, исполнительница занимается сочинительством песен больший период, но за точку отсчета чаще принято считать выход первых авторских альбомов или дисков. Именно десять лет назад,  в 2006 году, вышли два первых студийных альбома С.Копыловой: «Дар Богу» и «Отечество наше родное». С тех пор исполнительница, как правило, выпускает один или два альбома ежегодно, и к ним всегда есть устойчивый интерес не только со стороны православных слушателей.
         Светлана Копылова родилась 22 февраля 1964 года в Иркутске,  в рабочей семье. Она так рассказывает о своих детских годах, прошедших в Иркутской области: «Мне кажется, что все мое детство пронизано золотыми «лучиками». Это и красота Божьего мира,  и любовь тех, кто меня окружал». С.Копылова закончила  Иркутский авиационный техникум, а в 1983 году поступила в Московское театральное училище им. Б.В.Щукина и уже во время обучения начала сниматься в кино. Позднее актриса призналась: «За большинство сыгранных мною ролей мне пришлось каяться на исповеди. Это и «Меня зовут Арлекино» - хит конца 80-ых, картина, с которой я объездила полмира и была даже в Австралии и Новой Зеландии, и много других, о которых не хочется вспоминать. Не стыдно, пожалуй, за фильм Вадима Абдрашитова «Время танцора» и за какие-то незначительные роли…».
В своих многочисленных интервью Светлана Копылова часто рассказывает о своем приходе к Православию: «Моя мама окрестилась лет через шесть после того, как я стала ходить в храм. Так вышло в жизни. что я пришла к Богу раньше мамы, раньше папы, раньше тети и бабушки. Хотя крестилась я в 13 лет, но стала Православным человеком намного позже. У меня уже родился сынок Дмитрий, и я стала носить причащать его в храм каждое воскресенье. (…) Как-то я встретилась со своей старой знакомой Мариной. Она жена одного моего однокурсника по Щукинскому училищу. Мы с ней где-то встретились, и она поведала свою историю, как пришла к Богу. Рассказала так просто, что меня это тронуло, и я восприняла слова о вере и об Иисусе Христе с открытой душой. Она же пригласила меня прийти в храм во имя Илии Пророка в Обыденном переулке в Москве, куда она сама ходила. Этот храм никогда не закрывался, он старинный и очень красивый. Мне это понравилось, а еще батюшки здесь оказались такие добрые, отзывчивые, что захотелось приходить еще». Сейчас Светлана Копылова является прихожанкой храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва). Протоиерей Артемий Владимиров является ее духовником, и он однажды сказал: ««Светлана Копылова получила от Бога дар детской, истинной и искренней веры. Вера в Воплощенное Слово и в Церковь всколыхнула в ней прежде затаенное поэтическое чувство. Как отрадно, что исходящее из ее женского сердца слово не туманное и неопределенное в его значениях, не вялое и путаное, но простое, ясное и… прекрасное».  С.Копылова активно занималась сбором средств  на восстановление храма в селе Липовка Задонского района Липецкой области. (В строительстве этого храма когда-то принимал участие митрополит Воронежский святитель Тихон Задонский).
В начале творческого пути Светлана Копылова писала тексты для песен некоторых известных исполнителей популярной музыки: Валентины Толкуновой, Кристины Орбакайте, Игоря Саруханова, Вячеслава Малежика… Но, по словам С.Копыловой, пришло время, когда у нее «абсолютно перестали получаться светские песни». Исполнительница вспоминает: «Сначала у меня были баллады – это жития святых в стихах, потом песни, потом появились песни-притчи. (…) Меня называют первооткрывателем жанра песни-притчи. Стихи, канты – не мое, а песня-притча – это поучительная житейская история, возможно, с неожиданным объяснением или финалом, заставляющим задуматься, трогающим сердце. Ведь известно, что Господь говорил притчами, и это было самое лучшее воздействие на человека: не путем назидания, обличения, поучения. Нет, рассказчик как бы исподволь подводит слушателя, и тот сам для себя делает выводы, примеряя услышанное на себя». Протоиерей Артемий Владимиров отметил, что «любимые герои Светланы – Царственные страстотерпцы. Праведный отрок Артемий, блаженная Матрона Анемнясевская, преподобномученица Елизавета, человек Божий Алексий… Смиренные, чистые, кроткие, любящие, молчаливые, молящиеся, страдающие, умирающие и побеждающие…». Исполнительницу особенно радует, когда ее творчество приближает людей к вере. С.Копылова вспоминает об одной такой истории:  «…Однажды после концерта ко мне подошел молодой человек (дождавшись, пока я раздам автографы)… Он терпеливо ждал, потом подошел самым последним ко мне и говорит: «Вообще-то я человек неверующий». И вдруг у него покатились слезы, подбородок дрожит… И добавляет: «Был»… Вот это для меня самая большая награда».
Приведу несколько типичных отзывов о творчестве Светланы Копыловой: «Ваши песни как глоток свежего воздуха в смоге сегодняшней эстрады»; «Ценю неимоверно таланты Светланы. Слава Богу за ее творчество и слезы, которые еще способны показаться на глазах у тех, кто слышит ее песни и стихи»; «Песни Светланы Копыловой – чистый родник, однажды напившись из которого, ты уже не можешь пить воду из грязной лужи, или даже из-под крана»; «Встреча с творчеством Светланы Копыловой просто потрясает. Ее незамысловатые рифмы идут прямо в сердце, а довольно простые мелодии ее песен-притч входят в какой-то непостижимый резонанс с твоей душевной и духовной сущностью и остаются там навсегда»; «Песни Светланы Копыловой волнуют до глубины души. Благодаря гармоничному сочетанию музыки и пронизанных любовью и искренней верой слов, она точно передает глубокий духовный смысл евангельских притч, с глубокой верой рассказывает о святых подвижниках»; «От ее песен хочется жить, и жить светло и правильно»…
Светлана Копылова является лауреатом многочисленных конкурсов духовной песни, обладательницей церковных наград. Например, лауреатом международного Александро-Невского фестиваля православной патриотической песни, международного фестиваля «Небо славян», регионального фестиваля «Серебряная псалтырь», московского фестиваля «Поющий ангел», Троицкого фестиваля авторской песни «Исповедь сердца»…