Глава 4

Евгения Подберезина
 На следующий день Петр зашел проститься. Ему явно было не по себе: он боялся разговоров об их совместном с Лизой будущем, суетился, поминутно смотрел на часы. Сунул бывшей жене 500 евро: «Купи себе что-нибудь, Лизонька …» Катя поехала в аэропорт проводить отца.

   Лиза стала думать, как с пользой потратить деньги. На новый деловой костюм  – много, на ремонт – мало. Разве что поменять смеситель в кухне и душ в ванне. Вспомнила заповедь покойной свекрови: балуй себя при любой возможности. И решила по примеру свекрови провести выходной в SPA-салоне, понежить тело и порадовать душу, а уж потом заняться хозяйственными покупками.

   Вместо приятного визита  в салон Лизе пришлось сидеть в прокуренном кабинете следователя Виктора Лапсы и отвечать на неприятные вопросы. Следователь был широкоплечим мужчиной средних лет с неожиданно тихим вежливым голосом. Он предложил Лизе сигарету, а когда она отказалась, спросил разрешения закурить и стал неспешно листать дело о насильственной смерти Беаты.

   -- Что вы делали вечером 9 февраля?

  -- Я была дома, несколько раз звонила свекрови, но она не брала мобильник. Дочка занималась на курсах и пришла домой после девяти.

   -- Это ведь именно вы обнаружили свекровь мертвой, у вас были ключи от ее квартиры?

   -- Свекровь сама их мне дала. Не дозвонившись Беате, я на следующее утро пошла к ней.

   -- Да-да, у меня есть ваши письменные показания о том, что вы увидели в квартире и что предприняли. Время смерти Беаты Николаевны от шести до девяти часов вечера предыдущего дня. Получается, что алиби у вас нет …

   -- Вы поймите, что у меня не было никаких причин желать свекрови смерти! У нас были прекрасные отношения близких людей.

Следователь усмехнулся и аккуратно погасил окурок.

 --- Знаете, большая часть убийств совершается как раз близкими людьми. Но я ни в чем вас пока не обвиняю, просто уточняю некоторые детали. Вы знали, что свекровь оставила завещание, в котором упомянуты в качестве наследников вы и ваша дочь Екатерина?

   --  Свекровь говорила, что собирается оставить внучке квартиру, но я не придавала этому значения. Меня вполне устраивает мое собственное жилье, а дочка еще школьница. Мы обе были привязаны к Беате.

  -- Я так понимаю, что вы с покойной часто общались. Не было ли у нее врагов или недоброжелателей?

  -- Да ее все любили, она была солнечным человеком, понимаете! Вот только с Эмилией, соседкой, у Беаты отношения испортились. Прежде они приятельствовали, но Миля, как звала соседку свекровь, обиделась из-за какого пустяка и перестала здороваться. Очень может быть, что Эмилия решила-таки помириться, пришла к свекрови, а вместо этого они стали выяснять отношения. Миля женщина крупная, мощная, она могла случайно толкнуть Беату …

   Следователь поднял руку и покачал головой, останавливая Лизу.

   -- Спасибо, что проинформировали насчет отношений покойной с соседкой, но выдвигать версии – это моя работа. Пока можете быть свободной, но нам еще придется не раз встретиться. Я советовал бы подумать относительно адвоката: он может вам пригодится. Да, и еще. У меня тут в списке контактов Беаты значится некий Сергей Белецкий. Вам известен его мобильный или домашний телефон?

   Лиза достала свой мобильник, открыла список контактов и продиктовала номер Сергея. Они – главные подозреваемые, это яснее ясного, и он, может быть, в большей степени. Молодой любовник, который решил ускорить получение лакомого кусочка наследства. Она вспомнила казавшееся таким искренним потрясение Сергея, когда она сообщила ему о смерти Беаты, его раненые глаза потерянного человека. Нет, он не мог быть убийцей, он нуждался  в Беате, а в не ее деньгах. Да и откуда ему знать, что после пяти месяцев знакомства женщина оставила ему целый капитал!

   С другой стороны, если отойти от эмоций и предположить,  что Сергей знал о завещании … Он вполне мог случайно открыть ящик комода и увидеть тот конверт, и кто может поручиться, что он не поддался соблазну? Толкнуть  миниатюрную женщину в расчете, что она упадет и убъется, а он как будто и рук не замарает … Рискованный и неоправданный расчет. Беата могла отделаться ушибом или переломом, а вот их отношениям точно пришел бы конец. Нет, что-то не вяжется, решила Лиза.

   Логичнее было представить невольной убийцей Эмилию. Женщина она была недалекая и, как выяснилось, злопамятная, а весила вдвое больше Беаты. С ногами сорокового размера и мужскими ручищами. Такая если толкнет – не поздоровится. Может быть, Беата, очень не любившая конфликтов, сама позвала Милю на чай со своим знаменитым имбирным печеньем, чтобы помириться. А получилось все иначе.

   «Надо встретиться с соседкой и поговорить. Может, всплывут какие-то новые детали того вечера, - решила Лиза. – Я должна что-то предпринять, не ждать же в самом деле, пока мне предъявят нелепое обвинение в убийстве! На хорошего адвоката денег нет, надо самой себя защищать».

   В юности Лиза мечтала стать следователем или адвокатом. Она зачитывались судебными  речами известных защитников, пленяясь  их несокрушимой логикой, красноречием, умением разбить в пух и прах обвинение и добиться оправдания своих подопечных. Родители ее желания стать адвокатом  не одобряли, уверенные, что у Лизы нет для этого данных, «Да и без знакомств в адвокатуру не пробиться», -- уверял ее отец, - у тебя там нет будущего, ты не борец!

   «Вот с этого и начался мой заплыв по течению, -- подумала Лиза. – Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Как легко я дала себя уговорить, не сделав даже попытки добиться своего! Закончила филфак, устроилась корректором в газету, оттуда перешла в журнал, даже не пытаясь  все эти годы что-то поменять, попробовать пробиться в настоящую журналистику. А теперь даже собственная дочь меня не уважает.»

   Лиза почувствовала себя  несчастной, маленькой и никому не нужной. Катя права: к чему уговаривать себя, что она любит свою работу корректора? Да, она вполне профессионально справляется со своими рутинными обязанностями, но разве нельзя было попробовать писать? Ведь в школе ее сочинения учительница по литературе читала перед всем классом, хваля не только за грамотность, но и хороший литературный язык и богатое воображение.

   -- Так. Пора прекращать острый приступ мазохизма и самобичевания, -- решила Лиза, утирая ладонью слезы. – Лучше поздно, чем никогда. История Беаты вполне может стать сюжетом увлекательного романа. И кто мешает мне попробовать его написать, провести свое собственное расследование ее гибели? Я ничего не теряю, а прибрести могу многое. Может, Катя на свою мать посмотрит другими глазами, а если у меня получится, предложу текст нашему редактору -- печатать в журнале с продолжениями. Мой статус на работе изменится. Да уж, размечталась, одноглазая …

Когда Катя училась в пятом классе, она однажды придя из школы, сказала:

   -- Мам, закрой один глаз и скажи, какая у тебя заветная мечта.

  -- Побывать в Париже и Риме, -- не задумываясь ответила Лиза.

  -- Размечталась, одноглазая! – хохоча, прокомментировала дочка.