Сарафан

Татьяна Пороскова
Мне давно хотелось надеть старинный сарафан. Такой, в каких ходили на Вологодчине в давние времена. В девяностые годы такие сарафаны хранились почти в каждом доме, как память о матушке или бабушке.Они лежали на чердаке или в старинных тяжёлых сундуках. Иногда их проветривали вместе с другой одеждой на солнышке.

Они были грубые и тяжелые. Почти все одного покроя, или в клетку или в рябую полоску, или изо льна, или из шерсти, зимние.

В такой сарафан обрядили меня впервые, когда у кого-то  не было пары для танца. Обрядили меня в сарафан. Я вся утонула в нём. И сказали:
-     Репетировать некогда. Сейчас придёт из района автобус, и поедем выступать.
А мне как раз не на чем было доехать до района, чтобы добраться до Вологды. И я безропотно позволила надеть на себя этот  сарафан.
- Не переживай. Справишься. Только делай то, что другие и всё время притопывай.
- А я не знаю частушек,  да и петь не умею.
- За тебя споют.

И вот мы в парах. Мужчин, как всегда, меньше.
Я в паре с опытной женщиной.
Ходим, притопывая под гармошку.
Потом мелодия метелицы становится всё быстрее. И фигуры меняются.
Одна пара сменяет другую.
Меня подхватывают то одни руки, то другие.
Тяжёлые подолы сарафанов завеваются от ног на сторону.
А надо ещё успевать и притопывать.
А кто-то и частушечку вставит:

Девушки, зима- не лето.
Не посеешь в поле рожь.
Девушки, не ваша воля.
Не полюбишь, кого хошь.

Фигуры мчатся почти вихрем. Потом стихает мелодия, и все ходят по кругу.

Прошло с тех пор четырнадцать лет. Я знала, что  у Веры есть сарафан, который носила мама. Бережёт она память о маме. Но разрешила мне надеть его. А прялка пылится на чердаке. Хотелось мне и за прялочку сесть. Но лестница времянка высока.
 Кофты подходящей не нашли с золовкой. Платочек накинула. Сарафан был сшит на хрупкую девчушечку.
До чего же необычно после искрящейся в темноте синтетики ощутить на себе эту одежду.
Всё в ней просто. Ноги прикрыты. Руки свободны. Ничего не тревожит.

 Земля взрастила лён.
Отголубел он своими непорочными глазами цветочками.
Упал подкошенный на сырую земельку.
Потомился под дождём и солнышком.
Снова на ветру в снопу постоял.
И много ещё чего делали с ним, пока не легла прочная нить в кросна, пока не притронулись к нему руки умелые…
Сарафан - исконная русская женская одежда.