Передай другому

Ольга Не
Бывает, что ночью бредёшь по степи в кромешной тьме, когда и вокруг – ни огонька, и на небе - ни звёздочки. Тогда древний страх завладевает душой, и кажется, что во всём мире ты один-одинёшенек навсегда. Но вдруг блеснёт в отдалении огонёк костра или завиднеется свет в окошке на окраине, и сразу – теплеет на сердце и радостно становится: чего бояться – люди ведь кругом.
Так же и в жизни: когда сгущается туман равнодушия и накрывают с головой волны непонимания, вдруг во мраке душевного одиночества блеснёт огоньком чья-то добрая улыбка, согреет ласковое слово, тёплым солнечным лучом коснётся души доброта незнакомого человека – и нет уже отчаяния, хочется жить и любить весь мир, где столько хороших людей…Да что там! И самому захочется стать хорошим ;).
                ***
Уже далёкий 1985 год. Теперь и не узнать, что случилось в отделе подготовки кадров, только в нашу группу вызов на курсы повышения пришёл с опозданием на 12 дней. Я впала в лёгкую панику: была моя очередь ехать, а опоздание на занятия на 2 недели, с учётом дороги, оптимизма не внушало.
-А всё равно поезжай, - распорядился Мишка, мой начальник и по совместительству оппонент на семинарах, - разберёшься, я в тебя верю. Заодно Ленинград посмотришь: когда ещё в Питер попадёшь!
...Путь на курсы повышения был неблизок: с поезда – в метро, потом – автобус, потом – квартал пешком, с тяжёлым, полным тёплых вещей, чемоданом: мама, проходившая практику в Ленинграде, не раз рассказывала про тамошний климат.
Ну, вот и искомое здание. Дверь – на запоре, что меня немало удивило. На звонок вышел хмурый вахтёр и объявил, что все ушли: вечер пятницы.
- Но мы же выслали письмо...
- Так рабочий день уже кончился, может, завтра кто будет, но вряд ли.
- Как???
- Так здесь только администрация, они завтра выходные, занятия в другом корпусе.
- Вы можете кому-нибудь позвонить, чтобы мне дали общежитие?
- Попробую. Войдите, - милостиво разрешил он.
Поставив у двери чемодан, я присела на стоявший рядом с каморкой охраны стул.
...Из всех телефонов лишь один отозвался, и голос на другом конце провода предложил мне «подъехать в филиал» на окраине, «если успеете». Вздохнув с облегчением и вручив мне список телефонов, охранник вежливо выпроводил меня за ворота, ему не терпелось усесться к телевизору.
Осенний день уже готовился перейти в вечер. Вспомнив про «если успеете», я поймала такси. Водитель был патриотом своего города, и поездка превратилась в экскурсию. Впрочем, многие достопримечательности были уже знакомы по маминым рассказам, студенческим фото и телепередачам. Хотите верьте, хотите – нет, за поездку я уплатила по минимуму и, отпустив такси, бодро, несмотря на тяжёлый чемодан и сумку с едой, зашагала по улице.
Но вот, наконец, и желанный филиал института повышения квалификации. Увы, дверь закрыта, никаких признаков жизни за ней не ощущалось. Я беспомощно огляделась вокруг. Улицы почти опустели, на небе облачка споро собирались в тучки. В растерянности я побрела по улице, надеясь найти работающий телефон-автомат: надо же хотя бы попробовать дозвониться хоть куда-нибудь!
Заветная будка, наконец, обнаружилась на улице с домами-хрущёвками. И вновь – неудача: выдав унылые длинные гудки по нескольким номерам, при наборе очередного автомат сожрал мою последнюю «двушку» (для тех, кому ещё…поясню: звонок по телефону-автомату тогда стоил 2 копейки) и замолк.
«Вот это квест!»,- скажут современные любители экстрима, но тогда это слово мне в голову и придти не могло: не было в речи столько англицизмов. Интересно, что я не столько испугалась, сколько почувствовала себя виноватой: «Вот балда! На курсы повышения попасть не смогла!»
Меж тем на улице начинало смеркаться, осень, да и 59°с.ш. вносят лепту. В стёкла кабинки уже стучали капли дождя. Ещё редкие, но набухшие влагой тучи выглядели многообещающе. Ясно было, что переночевать в парке на лавочке не получится, а что делать?
«Человеку некуда идти!», - всплыла в памяти фраза. Да, некуда, но стоять с чемоданом и сумкой в телефонной будке неудобно и бесперспективно. Подхватив вещи, я распахнула дверь и выскочила под дождь, на безлюдную улицу.
Окна хрущёвки, так похожей на родной дом, приветливо светились. И что меня сюда принесло! У нас ещё светло, сидела бы сейчас за ужином, любовалась закатными отблесками, а теперь…
«Не раскисать! Будь, что будет!», - я решительно открыла дверь ближайшего подъезда (о, благословенные времена, когда ещё не знали домофонов и консъержей!). Ведь о доброте и культуре ленинградцев легенды ходят!
Внутри «хрущёвка» оказалась намного комфортней моего дома: просторный подъезд, широкая лестница. Я позвонила в квартиру, перед которой стояла. Послышались быстрые шаги, и дверь распахнулась.
- Вы к кому? – женщина чуть моложе моей мамы была крайне удивлена.
- Извините, - заикаясь пролепетала я, - можно от вас позвонить? У меня автомат монету съел, - я приехала в командировку, а там закрыто,- заторопилась, боясь, что дверь перед моим носом закроется.
- Ну, что же мы стоим? Проходите, - женщина посторонилась, пропуская меня с вещами, - Катя, поставь чайник и достань печенье! Это моя дочь, - пояснила, запирая дверь.
Конечно, мне разрешили звонить, сколько угодно, звонили сами, пока я пила чай, оставляли ночевать. Конечно, я не согласилась, тем более, что вахтёр курсов предложил мне вернуться туда: «Всё-таки под крышей будете».
Чем я могла отблагодарить этих милых женщин? Только оставить им пару бельфлёров, которыми в те годы по осени был полон город.
30 лет с тех пор прошло, не помню адреса этих женщин, их лиц, помню только уют и тепло их дома.
                ***
Говорят, всё повторяется в этой жизни, только декорации меняются.
Текущий 2016 год. Подмосковье. Дочь с внуком собирается снять квартиру, главное достоинство которой, как выяснилось, низкая плата. Как там существовали предыдущие съёмщики, для меня загадка: без ремонта жить в этой берлоге нельзя. Так что сижу, жду рабочих, с которыми договорилась по объявлению. Дочь в Москве, на работе, внук – в садике, я – в Сети. День клонится к вечеру.
Неожиданно раздаётся звонок: «Мы на другом объекте, придём поздно вечером, устроит?» Как будто не знают, что мне деваться некуда: времени искать других рабочих нет: городок маленький. Ладно, ждём-с. Брожу по Интернету, и вдруг с неудовольствием ощущаю, что с лестничной клетки отчётливо тянет отвратным сигаретным дымом. Виноваты щелястая дверь и форточка, открытая, чтобы выветрилось наследие предыдущих жильцов.
- Кто там смолит, как сапожник? – ворчу и выбегаю в джинсах и водолазке на лестничную клетку. Оглядываюсь – никого, смотрю вверх, вниз и вдруг спиной ощущаю некое движение. Поворачиваю голову – плавно, как в замедленной съёмке, сзади меня захлопывается входная дверь. С английским замком…
Безнадёжно потолкав дверь (надо же что-то делать!), радуюсь, что мобильник в кармане и звоню дочке: у неё второй ключ. Та, тяжко вздохнув, отвечает, что ещё в Москве. Значит, будет не раньше, чем через час-полтора. В подъезде, конечно, тепло, но не настолько, чтобы за это время не простудиться. Такси не вызвать: деньги и номер телефона остались в квартире. Что остаётся делать?
Из всех соседних квартир на мой звонок откликнулись только в одной.
- Кто там?
- Соседка. Откройте, пожалуйста, - протянула я, жалобно.
- Добрый вечер! Вы к кому?
- Понимаете, у меня дверь захлопнулась…а дочь нескоро приедет.
- Понимаю, - женщина улыбнулась, - проходите, не мёрзнуть же вам в подъезде.
И опять, как 30 лет назад, был уют и тепло, с извинениями, что к чаю мало что может предложить: живёт практически одна, сын приезжает на выходные. Разговор тёк неспешно, о том, как лучше устроиться жить в доме. Вскоре приехала дочь, и мы распрощались.
Нет, в этом доме точно витала аура доброты: на следующий день я подошла к подъезду со связкой рулонов обоев. Прикидывая, как бы половчее открыть дверь подъезда, вдруг почувствовала, что они резко потеряли в весе. Повернула голову: молодой человек поддерживает обои.
- Позвольте вам помочь, - изысканная формулировка вначале привела меня в ступор. Следующей мыслью было: «Я что, так плохо выгляжу?»
- Да я и сама…
- А зачем? Мне же нетрудно, всё равно на 5й этаж.
- Хорошие у вас в подъезде люди! Как в моём детстве.
- Спасибо! Да я сюда к маме. А Соседи у нас, и правда, хорошие.
- Это вам спасибо!
Пустяк, а приятно! Только как за это благодарить? Обидятся ведь.
Судьба сама подсказала, как.
                ***             
Вокзал. Покупаю обратный билет. До отхода поезда – всего ничего, а надо ещё спуститься на перрон, дойти до вагона…Передо мной – дама старшего пенсионного возраста. Аккуратно, но весьма небогато одетая, суетливо подаёт в окошечко кассы стопочку паспортов: едет с подругами на Кавказские воды. Отсчитывает деньги, всё более нервно перебирая купюры, вынутые из потрёпанного кошелька, шаря по карманам пальто и закоулкам дамской сумочки. Понимает, что задерживает очередь, и от этого ещё больше теряется.
- Ещё 1200, - раздаётся голос кассирши.
- Сейчас-сейчас, - суетится дама, в который раз открывая кошелёк.
- Нет, это навсегда, - ропщет очередь, сколько можно, опоздаем!
- Извините, - у дамы (старушкой её назвать как-то не хочется) дрожат руки с набухшими венами, вот – 600 рублей, а больше…у меня нет.
- Так возьмите билеты в один конец, потом приедете, - хором советуют кассирша и страдальцы из очереди.
- Нет-нет, я издалека приехала, мне это так тяжело! Автобус, метро с пересадками, - она разговаривала сама с собой. - Как же так, собирала-собирала…Вы отложите пока билеты, я племяннику позвоню, он через час-два подвезёт, хорошо?
- Как вы это себе представляете? Я уже напечатала. На эту дату билетов мало, я их придержать не могу. Или берите, сколько сможете, или я аннулирую…, - кассирша протянула назад пачку денег.
- Нет-нет, я пойду, - дама, едва не плача, дрожащими руками пытается собрать купюры, не растеряв.
Я вдруг до боли ясно представила себе, как эта женщина откладывала деньги на долгожданную поездку, как радовались они с подругами отдыху на курорте, как шла она по скользкой улице под дождём и снегом, как ехала с пересадками и переходами в толпе, и, когда, казалось, вот они, заветные билеты, в руках, - такая неудача! Всё сначала, да ещё будут ли билеты? Путёвки-то – на определённое число. Даже очередь прониклась, перестала возмущаться.
В критические мгновения мозги соображают быстрее любого процессора. Так, сколько там в кошельке? На билет, на такси, еда в дорогу есть…О, радость! Как по заказу, остались ещё 600 рублей! Не солить же их!
- Подождите, вот, - я положила новенькие купюры поверх её кошелька. Девушка, стоявшая за мной, как-то резко вдохнула воздух.
- Что…как…куда? – задрожали не только руки, но и губы. Она не сразу поняла меня.
- Вам. На билеты, - чётко выговаривая, произнесла я.
- Вы кто? Какой номер? – неожиданно быстро сориентировалась дама, - сейчас запишу.
Она достала клочок бумаги с расчётами, видно, стоимости билетов. Догадливая кассирша уже протягивала ручку. Я быстро продиктовала телефон, одновременно вытаскивая свой паспорт: времени оставалось в обрез.
Дама, не веря своей удаче, сгребла напечатанные билеты на всю компанию, и быстро лепетала, светясь от радости: «Спасибо вам! Не волнуйтесь, я обещаю, племянник вам обязательно внесёт на счёт. Может, через час, может через два: мне ещё дозвониться…»
Мне, честно говоря, было уже не до неё. Придут деньги на телефон или нет, меня мало почему-то волновало. Может, потому, что радость в глазах человека дороже денег?
Уже добежав до вагона, я подумала: «Наверное, так и надо благодарить: передавать чужую доброту, как эстафету». «Поступками мы создаём среду, в которой детям жить».
                ***
Поезд мчал меня сквозь сырую тьму. Уже ближе к ночи телефон пискнул. «Леонид Петрович оплатил…». Я улыбнулась.
                ***
   http://www.proza.ru/2015/01/07/158