Бабенки - Земляные Струги

Михаил Латышев
        Сегодня мы отправимся в заречную часть села Кын  - хутор Бабенки, живописное место на берегу Чусовой. Река Кын глубоким распадком прорезает хребты, пробиваясь к Чусовой. В её устье две горы, Мёрзлая и Плакун, словно Сцилла и Харибда, раздвигаются и выпускают воды Кына в Реку Теснин.

Луговая гора Плакун образует высокий и длинный береговой мыс с останцами скал, напоминая могучий корабль. Он будто встал на стоянку у берега Чусовой, спустив сходни с нижней палубы, хутора Бабенки, к самой воде. Кто и когда жил "на борту" этого корабля?

Оказалось, что под горой у Кыновского завода действовала некая Бабенская пристань на реке Чусовой. Хотя, согласно многим источникам, на реке Чусовой числилось семнадцать пристаней. Семнадцатую пристань ищут до сих пор, а тут восемнадцатая нашлась?

*** ЭПОХА ЖЕЛЕЗНЫХ КАРАВАНОВ ***

Отправимся от Кыновской пристани на лодке вниз по Чусовой и полюбуемся Бабенками издалека. Дома на хуторе протянулись линиями верхних и нижних улиц далеко вдоль берега Чусовой, вплоть до Гребешков. На верхней палубе огромного крейсера Плакун-Горы едва заметны флюгеры метеостанции.

После Кыновского перебора воды Чусовой устремляются к Криушинскому перебору. Даже в высокую воду здесь кыновляне осторожно проводят свои лодки. Чусовая шумно бурлит и брызжет, на дне полно больших каменных ершей и подводных глыб, и только опытный лоцман проведёт гружёную лодку. А каково было пролетать баркам? Вдалеке остаются Троицкий храм, пристань и дамба с памятником эпохе Железных караванов.

Перенесёмся по реке Времени в ту эпоху.
В 1760 году для Кыновского завода строили гавань для спуска барок из пруда на реке Кын в Чусовую. Понадобилась и дамба, которая защищала барки от течения на Кыновском переборе. В результате устье Кына удлинилось метров на двести за счёт судоходного канала.

На берегу у дамбы ставили амбары, "магазины", в которых хранилась продукция завода для погрузки на барки и коломенки. Возвели высокую каменную Кыновскую пристань. Историк Н. Попов говорит о существовании ещё одной пристани в Кыну. В "Хозяйственном описании Пермской губернии" он ссылается на опись Кыновского завода от 1802 года, сделанной перед сдачей завода в аренду А.А. Кнауфу:
"… при заводе числятся две пристани Кыновская и Бабенская… на реке Чусовой, из коих при первой чугун и железо, а при последней руду нагружают в строимыя при них коломенки".
Зачем понадобилась вторая пристань?

Ответ я нашёл в исследовании Е. Иглиновой и С. Гринкевича "Население Кыновского завода в XVIII - начале ХХ вв".
Оказывается, с момента пуска и до 1817 года заводу хронически не хватало воды, часть механизмов бездействовала. Река Кын была маловодной и едва наполняла пруд при одной плотине. Барон Александр Николаевич Строганов нашёл нетривиальный выход из положения.

В 1783 году на реке Нердве, притоке Обвы, Строганов строит железоделательный завод для переработки чугуна Кыновского завода. Елизавето-Нердвинский завод называется в честь Елизаветы, малолетней дочери Александра Николаевича. Той самой, ставшей женой Николая Никитича Демидова, через которую породнились две  прославленные династии уральских промышленников.

В 1789 году Строгановы возводят чугунолитейный завод с двумя доменными печами на реке Сюзьве, притоке Камы. В том же году барона не стало, а завод называют в честь его младшей дочери Екатерины – Екатерино-Сюзьвинским. Действие домны Кыновского завода с 1788 по 1799 годы было запрещено по указу Пермской казенной палаты, об этом сообщает В.Г. Бобылев в Историческом описании Кыновского завода графов Строгановых (XVIII-XIX вв.):
"… остановленную с 1788 года при Кыновском заводе домну вроде запасной возобновить позволить, которая бы существовать могла на случай остановки настоящей в действии при Екатерино-Сюзьвинском заводе".

Итак, в конце XVIII века барон А.Н. Строганов решает временно перенести производство железа, а затем и чугуна, по причине маловодности Кына. Но единственными надёжными рудниками остаются Баранчинские, других таких у Строгановых нет. Тогда как с Баранчинских рудников доставлять руду на Сюзьву?

*** БАБЕНСКАЯ ПРИСТАНЬ ***

Александр Николаевич заранее продумал логистику, когда добытую руду обжигают на месте и везут её 120 верст на лошадях с Баранчи через Серебрянский завод и Ослянскую пристань до Кына, для погрузки в коломенки. Затем 200 верст руда сплавляется в коломенках до  Екатерино-Сюзьвенского завода по Чусовой, Каме и Сюзьве. Наконец, часть чугуна с этого завода снова водным путем отправляется на переделку в Елизавето-Нердвинский завод – задачка решена!

Вот так, за гаванью на берегу Чусовой появилась Бабенская "рудничная" пристань. На целое десятилетие Кын-Завод остался в запасе, а Строгановы ограничились производством на внутренние нужды грузовых якорей для своих флотилий да цыренных полиц (днищ огромных цренов, солеваренных сковородок).
В Кын-Заводе было две пристани - Кыновская и Бабенская.

По Описанию Кыновского завода 1816 года при Бабенской  пристани тогда числился "дом господский о 4 перерубах – ветхий (52 руб.)". 
Кыновские судовые мастера освоили строительство коломенок и полубарок. По расценкам 1845 года, "каждая коломенка обходится до 200 руб., а полубарок - 140 руб.", сплав каждой коломенки требовал труда в среднем 30 бурлаков (по Бобылёву).

Загадка пристани вроде бы прояснилась, да не совсем. Ниже по течению Чусовой за камнями Мултык и Востряк, близ устья реки Бабенки расположена бывшая вогульская деревня. И её имя - тоже Бабенки! Могла ли находиться Бабенская пристань там? Ведь к той деревне была проложена дорога с Кунгурского тракта, берущего начало от Ослянской пристани.

Полагаю, что Бабенская пристань была на окраинах Кыновского завода либо у Долгого Луга, чуть ниже по Чусовой. К деревне Долгий Луг шла мощёная камнем дорога от Кыновского завода. Коломенки строились в Кыну. Грузить чугун и руду удобно было тут же.
На месте той вогульской деревни, на расстоянии в 13 вёрст от завода пристань была бы неудобна.

Полагаю, что при устройстве пристани Строгановым понадобились приписные крестьяне с вогульской деревни Бабенки (ныне Заречная). Кыновские крестьяне были "расписаны" в заводе, а бабенковских перевезли к пристани. Тогда было обычной практикой переселять для нужд пристаней и заводов не то, что несколько человек -  целые деревни!

Например, деревню Мартьянову с устья Мартьянихи всю переселили для работы казённой Плешаковской пристани. И ничего, "переехали"! Вот только крестьяне сохранили её название, как свою фамилию – Мартьянова. А ведь можно голову сломать, почему пристань в деревне Мартьяновой называется Плешаковская, а речка Мартьяниха находится в другом месте, выше по Чусовой.

*** ТАИНСТВЕННОЕ НАЗВАНИЕ ***

С устройством Нижней мельничной плотины село Кын разрастается, часть людей расселяется ниже по течению Чусовой, "на хуторе" над Бабенской пристанью. В конце XIX века Строгановы строят на этой окраине заводскую больницу, расположенную близ скал Гребешки. Это также способствует переселению людей к Бабенской пристани.
На Плане Кыновского завода 1901 года хорошо видно, как люди охотно строили дома на склоне Плакун-Горы. На уральские заводы переселялись крестьяне и мастеровые не только с Севера, но и с Юга России, привнося свою лепту в топонимику местных названий. Селились они компактно, по окраинам.
Хутором назвали крохотное селеньице под Мёрзлой горой.  Теплее от этого не стало, и тот "хутор" прозвали Зябловкой. Бабенки тоже стали "хутором".

Те, кто не знаком с историей этого древнего названия, может произнести его неправильно – "бабЁнки", через "Ё". Как тогда понимать слово Бабёнки? Сherchez la femme?

Не секрет, что в эпоху "железных караванов" на Чусовой в бурлаки брали женщин - и платили им вполовину меньше. На плотбищах и сплаве леса женщины часто работали плотогонами наравне с мужчинами. Иногда весной в деревнях на Чусовой вовсе одни бабы оставались. Которые мужики сами на сплав пойдут за бурлацким заработком, а самые бедные не по своей воле бурлаками отправлялись. За них в волостное правление приказчики сплавных контор уплачивали недоимку и уводили без согласия.
В деревнях оставались "чусовские амазонки"?

Река, плёс, деревня - откуда пришло это название? Почему именно так называли окраину села? Есть разные версии.

*** ВОГУЛЬСКАЯ ВЕРСИЯ ***

Бывшая вогульская деревня Бабенки, расположенная в 13 км ниже по течению Чусовой, упоминается с 1694 года. Рядом устье речки с тем же самым именем. Постепенно вогулы совсем обрусели и смешались с русскими.
Алексей Иванов считает, что "… название "Бабенки" — русифицированное "Бебяки", то есть, люди рода Бебяка. Вогульское имя Бебяк зафиксировано среди имён чусовских манси; Бебяком звали и вогульского князька - гонителя святого Трифона".

Мне кажется, что с объяснением А. Иванов поторопился. Вы только взгляните на карту России, на которой остались с именем Бабенки названия старинных русских поселений:
деревни Бабенки в Тверской и Калужской области (и на окраине Калуги), в Смоленской и Владимирской области, в Ивановской области и так далее.
Наконец, одна из окраин Москвы была до 2012 года деревней Бабенки Подольского района Московской области. С середины XIX века её умельцы, токари по дереву и кости радуют нас знаменитой расписной Бабенковской игрушкой!

По многим описаниям русских Бабенок, местные жители называют свои селения не иначе, как "бАбенки", с ударением на первый слог, произнося второй слог через "Е", а не через "Ё". Более того, на картах Шуберта 1860 года деревня на окраине Москвы называется Бабинки. Причём и в варианте "Бабинки" ударение на первый слог звучит более вероятно, чем на второй.
Возможно, не в пермских "бебяках" тут дело?

*** РУССКАЯ ВЕРСИЯ ***

В XVIII веке село Кын посетил известный учёный и путешественник Иоганн Георги. После посещения Бабенок в 1773 году он отметил: "В деревне 12 домов, в 9 из них живут аборигены-вогулы. Они язычники. В остальных живут строгановские крестьяне, называющие свою деревню Малой заставой, так как вели досмотр проезжим по Чусовой товарам...".

Малая застава. Это ключ! Многие из деревень-Бабенок на окраинах городов Калуги, Рязанщины и Смоленщины, Владимирщины и Твери, да и Бабенки на окраине Москвы исторически были ничем иным, как заставами.
Интересно, что близ города Харькова, который стоит на месте древнерусского Харьковского городища, тоже есть село Бабенки Богодуховского района.
И не всегда эти "Малые заставы" звались Бабенками, иногда – Малыми Бабами. Неужели, сherchez la femme?

Бабами называли идолов половецких и финно-угорских племён.
Бабами на Руси звались и колоды, которыми заколачивались сваи в заболоченные берега среднерусских рек для строительства пристаней, и вкопанные столбы стен, столбы у колодцев. Бабенки – это огороженные тесаными столбами деревянные укрепления, городцы и небольшие заставы на въезде в город или село.

Русские поселения с таким именем расположены по берегам речных заливов (Бабенский залив на реке Мологе). Городки строили, как правило, рядом с устьем небольшой речки-притока.
Так же предпочитали селиться в Прикамье древние коми, чье родовое святилище находилось у Плакун-Горы в устье реки Кын.

Пристани у высоких береговых мысов рек средней и северной России также называли Бабенками. Интересно, что "бабенка" (баба, бабайка)  - это большое весло из цельного бревна, употребляемое вместо руля на лодьях, барках и мокшанах. 

*** БАБЕНКИ – ЗЕМЛЯНЫЕ СТРУГИ ***

Одним из старинных исторических названий является Бабенская княжеская крепость-пристань на Оке, близ устья реки Бабенки. В 1152 году Юрий Долгорукий в глуши таинственной Мещеры, на высоком кургане на берегу Оки основал пограничную заставу. Это был Городец-Мещерский, город-крепость Ростово-Суздальского, а позже Владимиро-Суздальского княжества. Позже, в 1471 году его переименовали в Касимов. Поблизости находится целый ряд древних городищ - Земляной Струг, Столбище, Баишевская и Сынтульская крепости.

Исследователи Анатолий и Фаина Игнатьевы попытались раскрыть тайну городища Земляной Струг. В древности в лесах мещерской низменности, в сплошных болотах и озёрах было очень мало пригодной для проживания и даже для укрытия земли – "тверди". Хочешь выжить – наскреби хотя бы холмик земли!

Игнатьевы в статье "О Земляном Струге" пишут: "Судя по находкам (вблизи этого городища – прим. авт.), первыми на холме Земляного Струга поселились люди из финно-угорских племён. Предположительно, это были поселенцы из племени мещеры, родственного мордве. Малодоступные места в лесах и островки суши среди болот назывались "твердью", где в случае опасности, прятались местные жители. Так, о походе в 1229 году князя Юрия Всеволодовича говорится: "Мордва вбегоша в лесы своя, в тверди".

Записи Писцовых книг города Касимова 1627 года, опубликованные Вельяминовым-Зерновым, исследователи сопоставляют с находками на городищах и со старыми картами Рязанщины:
"Пустошь, что была деревня Скребякина, на речке на Бабенке, а в ней двор князь Тахмаметя Шаморданова...".

По их мнению, эта "пустошь", древнее поселение Земляной Струг, ранее называлась Скребянкой. Судя по названиям на старых картах, Скребянкой ранее называлась река Бабенка. Скребянка явно была древнерусским поселением. По Словарю Даля слова "скрести, скребывать и скребать" означают "скоблить, драть, чесать, царапать; счищать или сдирать что-либо полуострым орудием, поставленным на ребро".

Бабенки и Столбища были заставами, "земляными стругами" древнерусских городцов на Мещере. "Земляная лодья" с вёслами-бабенками русских поселенцев превращалась в крепость.

*** БАБЕНКИ – ЗАСТАВЫ РУССКИХ ПОСЕЛЕНЦЕВ НА ЧУСОВОЙ ***

Русские люди, продвигаясь на север по рекам бассейнов Волги и Оки, селились на "тверди" – высоких береговых мысах, ставя городцы, крепости-заставы. Первым домом для них была их же лодья, первыми сваями – вёсла-бабенки. Лодья-дом с двускатной крышей, прообраз северных и чусовских барок, была тем танком, с помощью которого удавалось закрепиться на земляных насыпях, Земляных Стругах.

Русские поморцы, пришедшие в Прикамье и низовья Чусовой с Севера, тоже двигались и зимовали в лодках-жилищах – "ледянках". Они укрывали лодью-дом "буйном" из оленьих шкур. На память близ села Кын осталось название речки Ледянки и деревни с тем же названием.

Бабенки остались на Руси в древнерусских неличных именах (в 1684 году в летописях упоминается некто Максимко Бабенков), в названии потесей и вёсел на барках, мокшанах и дощаниках, в названии застав на окраинах древнерусских городов.

Каким образом вогульская деревня ниже села Кын стала Бабенками? На Чусовую манси пришли в XII- XIII веках, занимая иногда те поселения, в которых ранее жили коми-пермяки. Манси изначально звали это поселение иначе, имя их "пауля" говорило о способе расчистки земли с помощью гари, выжигания леса.

Поселение в Кыну было названо Бабенками, скорее всего, русскими поселенцами до горнозаводской эпохи. Известно, что коренные предки коми нередко уживались в своих поселениях вместе с пришлыми северными славянами, русскими поморцами.
При переселении крестьян из Оханского и Соликамского уездов в Кын-Завод оно только укрепилось. Это было удобное место для рубки бабенок, стругов и лодей.
Да и застава, ввиду угрозы нападения чужаков - будь то разбойники-новгородцы, воинственные племена манси или татар, никогда там лишней не была.

*** ГОРА ПЛАКУН –  РУССКОЕ СЛЁЗОВО ***

В.К. Соколова в "Исторических преданиях Рязанской области" открыла для меня новую сторону в названии хутора и Плакун-Горы.
По рязанским легендам, "сплавщики прикручивали канаты к каменным глыбам-бабам, стоявшим около берега. Только так они могли провести лодки через опасное место и впоследствии назвали его Бабенки". Перебор Чусовой напротив Бабенок в Кыну тоже изобилует глыбами-ташами.

В.К. Соколова в "Исторических преданиях …" упоминает, что на Оке в том месте был Бабенский погост. На холме хоронили купцов, погибших от рук ушкуйников, речных разбойников. И это место погребального плача называлось Слёзово. Позже там появилось село Селизово.

На Чусовой на высоких холмах не только древние коми устраивали святилища. До сих пор кладбища чусовских сёл и деревень расположены значительно выше поселений. Всё просто – чтобы вешним половодьем не нарушило захоронения. При прощании с близкими над горой раздавался плач - плач жён и дочерей, старух-плакальщиц. Таково было Слёзово на Оке. Таковой была Плакун-гора близ кыновских Бабенок.

*** ПРОГУЛКА ПО КЫНОВСКИМ БАБЕНКАМ ***

Настала пора прогуляться пешком по старинному поселению "низовских" - тоже людей особенных. Они из тех, кто привык "ходить по воде" на плоскодонках и баркасах, как когда-то их предки ходили на батах, долблёнках и скребянках, ледянках и илимках. Лодки, небольшие баркасы лежат на берегу, у домов в Бабенках там и сям.

В качестве якорей вы можете увидеть траки от тракторов и прочую "чугунину", вплоть до старинных барочных лотов (если повезёт). Здесь царит дух рыбаков и сплавщиков. В безумное половодье 2015 года неожиданно возродилась и Бабенская пристань!

Пройдя на лодке от Усть-Серебряной до Кына, мы стали причаливать к берегу. Оказалось, что кыновляне не растерялись и понаставили у берега на мелководье деревянные бабы с мостками, причалами – прямо, как встарь! Я не верил своим глазам.

Начните прогулку со спуска к Кыновской пристани и дамбе, откуда отправлялись Железные караваны.
Постойте немного у памятника той эпохе. С дамбы открывается вид на судоходный канал. По нему вылетали кыновские барки на гребни волн "караванного вала" навстречу бойцам Чусовой. "Выйдешь на Каму – помянешь тятю да маму".
Бабенки отсюда видны, как на ладони.

Вернитесь по улице Кооперативной к новому красивому мосту через Кын. Ваш путь лежит мимо памятника Медведю, мимо двухэтажного особняка с теперешней Почтой России. Не сворачивая, идите прямо в "нижние" Бабенки.

На сельской улице с деревянными мостками-тротуарами вы услышите вкусный запах свежеиспечённого хлеба. Вы увидите, как старинные дома кое-где вросли в землю по самые окна, как куда-то деловито направляются козы во главе с бородатым вожаком.

По проулкам выходите на берег к пристани. Рыбацкая жизнь неспешно идёт своим чередом, мимо время от времени проплывают кыновские плоскодонки.
Коршуны охотятся за рыбой, стремглав падая в воду на переборе. Великая река после него замедляет бег и величественно несёт свои воды мимо высоких скал по правому берегу, украшенных дремучими елями в шишках.
Вдалеке на горизонте белеет красивая одинокая скала напротив Долгого Луга. Берег Чусовой здесь нереально плоский, сливающийся с зеркалом воды на мелководье. Вот она – красавица Чусовая!

О былой жизни заводчан до революции напоминают сохранившиеся двухэтажные дома. В одном из них была лавка Кыновского кооператива, первого в России. Сейчас там до сих пор работает магазинчик. Вас удивят разнообразие украшений и наличников на домах, любовь кыновлян к своей земле и своему дому. Отважно и почти отвесно карабкаются избы и огороды по скальным склонам Плакун-Горы. Детский сад для ребятишек украшен деревянными фигурками рыб, зайчиков, медведей и лосей.

Во дворах приткнулись телеги,  ретро-автомобили и мотоциклы. Старые лесовозы, 130-е ЗиЛы до сих пор на ходу. На одном из старинных домов вы увидите настоящую "огненную доску" с цифрой "1846", фирменную вывеску "Саламандры", одного из первых в России обществ страхования от огня. Всё так и "дышит" историей.

В конце хутора верхние улочки от метеостанции сбегаются к нижним у большого каменного гребня, под которым уютно расположилась пасека. Мимо бывшего заводского госпиталя поднимается в гору "верхняя" дорога к дивному Долгому Лугу. "Нижняя" дорога на окраине села выходит на большую луговину перед живописными скалами Гребешки.  Стадо коров на лугу дополняет картину.

Чусовая становится хризолитово-бирюзовой, когда бескрайнее небо над ней переливается тысячами оттенков синего. Она невероятна, когда горные луга от берега уходят ввысь до самых небес, а темно-зелёные ели отражаются в воде. Такой необычайной красотой мне запомнился Кын в заречном хуторе Бабенки.

*** ПОСЛЕСЛОВИЕ ***

На этом оканчивается мой рассказ, а село Кын оканчивается перед каменными "перьями" Гребешков. В этом месте плёс на Чусовой образует со старицей остров в виде "сердечка".
Проплыть, проехать мимо Кына, что-то увидев вскользь – недостаточно. Обязательно пройдитесь пешком. Почему? Потому что только лично, "через собственные ноги" может дойти до сердца любовь к родному краю.


©Михаил Латышев

В статье были использованы следующие материалы:

1.Материалы Кыновского музея

2.А.В. Иванов "Мessage: Чусовая", 2007 г.

3.Иглинова Е., Гринкевич  С.А. "Население Кыновского завода  в XVIII - начале ХХ веков", http:// enc.lysva.ru/

4.Соколова В. К. Исторические предания Рязанской области. // Литературоведческий сборник. - Рязань, 1972. - С. 62;  Почему наши села так называются. // Уч. зап. РГПИ. - М., 1965. - Т. 38. - С. 105; Село Бабенки на реке Оке, http:// history-ryazan.ru/

5.В.Г. Бобылев. Историческое описание Кыновского завода графов Строгановых (XVIII-XIX вв.). 1976 год. Архив Краевого научно-производственного центра по охране памятников (Пермский край)

6.Игнатьев А., Игнатьева Ф. "О Земляном Струге", http:// starposad.ru/

7.От Арктиды и Биармии до Руси Московской, http://regionproekt29.ru/patriots/history/navochud/