Не услышат снова клича Вернуть название Калича!?

Нил Крас
ИЗ  ПЕРЕПОЛНЕННОЙ  КАССЕТЫ  «ИСЧЕЗНУВШИЕ ГО'РОДА ПРИМЕТЫ»


Помните?
« … Он оком опытным героя / Взирает на волненье боя. / Уж на коня не вскочит он, / Одрях, в изгнанье сиротея, / И казаки на клич Палея / Не налетят со всех сторон!» - А. С. Пушкин, Полтава, 1829.

Не ощущаете ни с кем, ни с чем хотя бы отдалённое сходство?
Поднапрягитесь! Всё ещё: «Не-е...»? Жаль ...
Недаром наш земляк писал: «За книгой с детства, кроме скуки, он ничего не ощущал … »  (Н. А. Некрасов, Притча о «киселе», 1865.) 
И не зря улица его имени проходит вдоль самого крупного в городе рынка!
«При чём здесь рынок?», - спросите. Ещё как - «при чём»!
Однако … «спешите медленно». Так говорили в послевоенные годы не только в Одессе, но и в её подражательнице, в Виннице.

Ах, как страстно взывал я ещё в мае 2011-го года о восстановлении названия «Калича» («Названия улиц Винницы — последние переименования»)!
А казаки и в ус себе не подули!
И кануло название - после всех переименований (по местной, так сказать, инициативе и по президентскому Указу) - в лету!

А ведь слово «Калича» произносилось в Виннице не реже, чем в Киеве «Крещатик» или «Подол». В Киеве произносят «Крещатик» и «Подол» до сих пор, а в Виннице? Ответ знаете вы не хуже меня.

Чтобы быть справедливым, надо признать: и в Киеве немало исторических названий исчезло. Ну, например, «Евбаз». Не слыхали? А, правда, с какой стороны вам это было услышать? Тогда почитайте в ВикипедиИ — Еврейский базар. Просуществовал без малости сотню лет. И исчез, а с ним — и это, народом данное, название официального Галицкого базара. Я остатки его - в пятидесятые годы прошлого столетия - ещё помню. И - строительство на месте этого базара огромного универмага «Украина», цирка. Была когда-то Галицкая площадь, теперь, со времени тех же 50-х - площадь Победы.
«Виновницей» прекращения существования Еврейского базара явилась трагедия Бабьего Яра: еврейская община, располагавшаяся поблизости, была зверски стёрта с земли со всеми её обитателями в годы оккупации Киева гитлеровской армией.
В Киеве, тем не менее, осталось так много старинных названий!
В Виннице же и источник появления слова Калича - в буквальном смысле слова - не иссяк, и исторических названий — по пальцам можно пересчитать. Словом, могла бы Калича до сих пор существовать. Но…

Вот что пишет ВікіпедіЯ на украинском языке (статья “Каліча”):
“Калі'ча — невелика річка, що протікала територією історичного центру Вінниці, права притока Південного Бугу. В теперішній час майже повністю прибрана в труби під землю.
Сучасне значення слова Каліча — неофіційна назва частини міста в районі центрального універмагу, на згадку про єврейський ринок, що раніше містився тут.”
Далее басня про «еврейский рынок» повторяется с «уточнениями»:
“Калічею нині називається частина міста в районі площі Гагаріна, де до побудови центрального універмагу містився ринок під такою назвою. Каліча на площі перед нинішнім універмагом був дуже дешевий і практично 100% єврейський базар, де щодня можна було купити буквально все.”
Никакие ссылки не приводятся (!), а ведь автор оперирует «точными» фактами и цифрами (типа 100%). Возражения напрашиваются сами собою.

Во-первых, что касается того, что «современное значение слова Калича — неофициальное название части города в районе центрального универмага». Эта часть города официально и не официально уже давно всеми называется «площадь Гагарина» (ей-то - более полустолетия!). Никто не говорит, например, об универмаге «на Каличе», а — «на площади Гагарина».
 
Во-вторых, опять же никто-никто не вспоминает «про еврейский рынок, который раньше располагался тут». Тем более, что Калича — слово не еврейское, а украинское, потому что  е в р е й с к и й  рынок, если и был тут, то около ста лет тому назад — и кто из винничан об этом знать или помнить - из собственного опыта - может? Потому что те, кто этот рынок ещё посещали, никогда ни воспринимать, ни называть Каличу еврейским рынком также не могли: евреев-продавцов там было не более одного процента (или ещё менее), а покупателей-евреев - пропорционально - не более того, что на любом другом рынке города (Центральном - на Замостье, «периферийном» - у старогородского моста на бывшей улице Свердлова, пр.).  Откуда же взяться понятию «еврейский рынок Калича»?

И, в-третьих, «практически 100% еврейский базар» (здесь кавычки не только выделяют цитату, но используются мною и для придания этому словосочетанию иронического смысла) не «был очень дешёвый» (лишь перед его закрытием, при распродаже потерявших товарный вид остатков) и на нём нельзя было «ежедневно» «купить буквально всё». Здесь автор статьи спутал базар Каличу с одесским «Привозом». На Каличе были, как и на всех других рынках, так называемые базарные дни, в остальные дни недели выбор был весьма скуден: евреи - я это повторяю - ничего съестного не продавали, а украинцы-селяне вынуждены были пропалывать буряки на выделенных им колхозами делянках. Лишь по воскресным дням базар был полон товаром.

На мой взгляд, автору статьи следовало бы знать , что «В 1897 г. русским языком в той или иной степени владели только 24,6% иудеев. Социальная структура российских евреев была следующей: 43,6% - мелкие ремесленники, 15% - рабочие, 10% - служащие, 6,6% - плотники, 3,1% - слесари, 2,2% - крестьяне; 1% евреев состоял на военной службе; остальные были юристами или врачами, занимались торговлей или не имели определённых занятий» (http://www.krotov.info/library/02_b/es/smertny_20.htm). Начало существования базара Калича приписывают как раз на конец XIX-го века. Он мог - на перекрёстке дорог - возникнуть и находиться намного раньше, но подразумевают именно время, когда начали сворачивать базар рядом с Иерусалимкой.

Я не хочу здесь вдаваться в детали прав евреев на землевладение в конце 19-го - начале 20-го веков в России. Замечу только следующее: до реформ Александра II-го никаких таких прав у евреев не было. Потом разрешили евреям брать в аренду и управлять помещичьими землями; позднее - в пределах черты оседлости - евреи получили право землю у помещиков и покупать. Но нельзя было евреям купить и клочка крестьянской земли!
Если кто-то из читателей знает, так пусть назовёт нам фамилии винницких евреев, владевших сельскохозяйственными угодьями! Я о таких нигде не читал.

Могли ли быть у евреев приусадебные участки на Иерусалимке, где одна хибара напирала на другую? Держали они там коров, овец? Несколько кур — возможно. Однако своих едоков на этих кур и куриных яиц хватало.
По заверениям автора, получается, что 2,2 % еврейского (не всего, а только еврейского!) населения обеспечивали «стопроцентную еврейскость» базара Калича. Какая-то доля процента общего населения, говоря другими словами, кормила всю Винницу! Такой эффективности сельского хозяйства не достигла до сего времени ни одна страна: ни США с её огромными фермерскими хозяйствами, ни Израиль с его, прославившимися высокими урожаями и надоями, кибуцами; о СССР с его колхозами-совхозами я уже и не вспоминаю …

На базаре могли торговать евреи-перекупщики (заготовители, как их называла советская система потребительской кооперации). То есть те, кто скупал у селян «сырую» продукцию, очищал её, сортировал и отвозил на базар для продажи. Состоял базар на 100% из таких продавцов? Даже на выдумку хитрый Манилов (и о нём ниже пойдёт речь), давший сыновьям такие странные имена как Фемистоклюс и Алкид, не смог бы сие вообразить.
А в советское время  т е о р е т и ч е с к и  свою продукцию на базар Калича могли бы привозить еврейские колхозы. Что, никогда не слышали о таковых? Почитайте тогда тут: http://grimnir74.livejournal.com/4933768.html . И вы поймёте, что им самим после «сдачи хлеба государству по обязательству полностью и в срок» ничего не оставалось. И — не только хле'ба: разнарядка была на всё, что употреблялось в пищу и на корм. На базаре торговать? Шишь!

Не могли на рынке сидеть и продавать свою продукцию еврейские предприниматели. Или вы видели набросок кисти Натана Альтмана, изобразившего торгующего на базаре Калича крышками водопроводных-канализационных люков, прочими чугунолитейными товарами Боруха Моисеевича Львовича? Или - предлагающего покупателям строительный кирпич А. В. Фейгенбаума?
 
Да, были на базаре Калича евреи-продавцы. Хорошо это помню. Продавали они старье или изделия собственного кустарничества. Какую-нибудь детскую одежонку, пошитую из где-то раздобытого куска материи. Какую-то, опять же детскую, обувку. Детское — потому что «сырья» на взрослую не хватало, потому что умения шить более пристойное не было, и так далее. Среди продавцов были и жестянщики, выставлявшие для продажи где-то найденный дырявым и ими запаянный таз, рукомойник, кастрюлю, прочую металлическую утварь. Товары ширпотреба (широкого потребления) при всех потугах советской власти оставались в дефиците. Основной же сбыт самодельных «промышленных товаров» происходил не на Каличе, а в конечной части замостянского рынка, позднее — на толкучке в районе Тяжиловского шоссе.

Я ещё не указал самое, может быть, существенное. Базар Калича располагался на месте бывшей Хлебной площади. То есть, там в прошлые времена осуществлялась купля-продажа зерна, муки, выпеченного хлеба. Часто на таких площадях продавали скот.  И, конечно, там были трактиры, кабаки (шинки). Буквально вплотную к площади примыкали два городских кладбища: православное и католическое. И собирались в подобных местах нищие, калеки, попрошайки. На хлебном рынке они могли и что-то из съестного (в первую очередь, хлеба) раздобыть, и за пожертвованные им копейки в дешёвом трактире горячую простую пищу вкусить.

В пятидесятые годы я слышал рассказ, что Калича — от слова «калеки» (увечные), что по-украински звучит (как собирательное понятие!) “каліч” («калеки»). “Каліка” по-украински — это не только «инвалид», но и - «нищий - попрошайка», «паломник». Правда, этой версии, изложенной в «Моей Виннице», была противопоставлена версия с оврагом, при переправе через который калечились (“калічилися”) лошади — и я не стал отстаивать то, что не мог подтвердить какими-нибудь документами, пр.

Так вот, евреи могли держать шинки на Хлебной площади. Могли участвовать в оптовой и посреднической торговле сельскохозяйственными продуктами. Но это был не тот базар, который потом возник на месте Хлебной площади. Этот новый базар был, выражаясь языком торговли, базаром розничной продажи, на котором свой товар предлагали, в основном, крестьяне - производители относительно небольших количеств пищевых продуктов. Так - я себе всё это представляю - было в начале ХХ-го века, в послереволюционное время и - «недаром многих (тех) лет свидетелем Господь меня поставил» (Пимен в «Борисе Годунове» А. С. Пушкина) - в послевоенное время до самого закрытия базара Калича.

Одним словом, я не рекомендую никому писать о том, что сам(а) никогда не видел(а), о чём нет других сведений, кроме как «одна жінка казала».
Базар Калича — это был не только базар. Это было место встреч и обмена информацией: новостями, слухами, «тайнами». И идти на базар (что привезли? какие цены?), и возвращаться с базара (с самому себе внушённым ощущением удачных, по низкой цене отличных покупок) в особо приподнятом настроении было приятно. И своя ноша (тяжёлые корзинки) была не в тягость. Лишь изредка случались «проколы»: дома, в тепле выяснялось, что вместо купленного в мороз фунта масла «дёшево» приобретено замороженное в форме листа (такой формы было сливочное масло всегда, так как летом оно продавалось на чистом листке лопуха) молоко, лишь с поверхности покрытое тонким слоем масла.

На базар ходили часто: холодильников не было, погребков со льдом — тоже, а есть хотелось ежедневно. В рабочие дни «забегали на базар» в перерыв или урвав немного рабочего времени. По воскресеньям же базарили на всю катушку.
Базары, в том числе - вблизи центра города расположенный базар Калича, были далеко не последними атрибутами городской жизни — и писать о них, повторяю, как бы между прочим, никому не советую.

Почему же название «Калича» настолько мне нравится, что я и вам  впредь пользоваться им желал и всё ещё желаю? (Впустую, однако.) Конечно, о базаре Калича вы, возможно, и без меня кое-что слышали или читали. Это, впрочем, не исключает того, что я сообщу ещё вам неизвестное. Потому и пишу снова о Каличе.  В шестой раз! В первый - ещё в «Моей Виннице» (глава «А теперь - по левой стороне», стр. 122-124 во 2-м издании книги), потом - в «Виннице 1911-го года» (глава XVII - «Где кончали и где начинали базарить»). И ещё - в «Названиях улиц Винницы...», «Что в имени тебе моём?». И тут: http://www.proza.ru/2015/09/16/738. Ну и вот сейчас…

Отвлечёмся на несколько минут и я расскажу о том, что видел в начале 90-х годов здесь, в Германии. Город Лейпциг, в котором я провёл свои первые девять немецких лет, возник в болотистой местности, пересекаемой несколькими реками. Болота осушили, с наводнениями, построив отводные каналы, научились справляться, а речушки - почти все - запрятали под землю. Главной из захороненных была Плайсе, протекавшая через центр города. Её не стало в 50-годы, при ГДР. Немедленно после воссоединения Германии начались шествия по городу молодёжи с плакатами «Плайсе — на свободу!». И уже давно город снова украшают большие отрезки открытой для всех реки. Как их используют, что планируют дальше — поройтесь в интернете сами.

А я возвращаюсь в район бывшего винницкого базара, к речке Каличке.
Гляньте на эту карту: http://bestmaps.ru/goroda/vinnica?k=google/osm. (Мне пришлось нужный фрагмент развернуть, чтобы на коллаже отразилась вся необходимая картинка). Каличка, как вы видите, впервые «видит свет» только у своего окончания (устья). На отрезке длиной от силы 150 метров: от улицы Князей Кориятовичей (б. Свердлова) до впадения в Южный Буг. А ведь от бывшего базара Калича до впадения Калички в Южный Буг (по воздушной  п р я м о й  линии!) - более одного километра. На карте показано, что от промежутка между улицами Театральной (не «состоявшейся» улицей имени дарителя городу Реального училища Цаля Вайнштейна) и архитектора Артынова до улицы Князей Кориятовичей речушка Каличка заключена в трубу. Ах, если бы её хотя бы частично вывести на поверхность, укрепить бы берега, высадить бы по обеим сторонам деревья, проложить бы пешеходные дорожки, расставить бы скамейки …

Тут я напоминаю себе и вам гоголевского Манилова: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.»
Но что поделаешь? Недаром имя Манилова стало нарицательным, а меня в октябре 1961 г. по радио (!) с трибуны XXII-го съезда КПСС заразил неизлечимой хворью - маниловщиной Н. С. Хрущёв: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» Сколько мне ещё надо прожить, чтобы его предсказание для того «нынешнего», тающего на глазах поколения сбылось? Специально перебрался в ФРГ, чтобы как один из того «нынешнего поколения» оправдать великое предвидение Первого секретаря ЦК КПСС. Стал по документам немцем: известно, что средняя продолжительность жизни немцев существенно выше, чем у москвичей. Но сердцем чую: тут всей немецкой медицины не хватит — и это я как врач хорошо понимаю! Однако как бывший - в те маниловско-хрущёвские годы - комсомолец ничего с собой поделать не могу. Из памяти не выходит лозунг политического плаката того времени - «Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!»

И поклялся я немедленно возвратиться назад после свершения предсказанного Первым секретарём чуда. Я ведь успел пожить и при «победившем по всему фронту» сталинском социализме, и при хрущёвском социализме с уже видимыми «сияющими далями коммунизма», и при брежневском «развитом социализме», и при горбачёвском «социализме с человеческим лицом» (интересно было бы ведать, с какой рожей советский социализм был до того!), и - последнюю четверть века - при не выходящем из кризисов, по данным прессы некоторых стран, капитализме. Ещё бы хоть чуточку — при коммунизме, откуда - тут-то сомнений никаких - попадают только в рай. С не меньшей вероятностью, чем влетают туда террористы после нажатия кнопки на «поясе смертника»...

Не поэтому ли от моих нынешних писаний проку не больше, чем от «Третьей Программы КПСС — программы построения коммунистического общества, принятой на XXII съезде КПСС»? На том же маниловско-хрущёвском  и с т о р и ч е с к о м  (других, по партийному определению, не бывало) съезде ...

Всё же не потеряем из виду предмет нашего исследования — речку Каличку. Обратите внимание, что на карте от бывшей площади Калича (в развилке трамвайных путей) по направлению Южного Буга ветвятся то ли овражки, то ли жилки  р а з д а в л е н н о й  Калички. Каждый новый многоэтажный дом с его глубоко залегающим фундаментом, с его непомерным для русла речушки грузом, вызывающим определённые смещения слоёв почвы - это как водружённый на наши плечи трёхпудовый мешок с картошкой, смещающий позвонки и межпозвоночные диски, нарушающий кровообращение в грудной клетке … А если с таким грузом ходить постоянно? Начало было положено в 50-е годы сооружением углового четырёхэтажного дома напротив базара. До того времени от улицы Хлебной и до улицы Гоголя стояли только одно-двухэтажные домишки. Тут Вы меня поняли, а строители это и без моих наводящих страх намёков хорошо знают. Но, видимо, при сооружении того, что находится теперь на месте базара Калича, рассчитывали на авось. Потому и превратили это сооружение в саркофаг с весьма подмоченной во всех смыслах репутацией.

В заключение — мой комментарий к трём фотоснимкам базара Калича (нижний и маленький снимки - из неизвестных мне источников - «гуляют» в интернете).

Посмотрите на расцвет (перед скорым увяданием и погибелью) рынка Калича в 1961 г. С таковым им я прощался. А познакомились мы, если не сумели подсчитать - подсоблю, 70 лет тому назад. Тогда ещё не был он окружен таким красивым забором. Не было весовой (на фото — зданьице, «встроенное» в забор). Там брали на время продажи настольные весы с гирями (везти тяжёлые весы с гирями на базар отваживались только самые экономные: пользование базарными весами стоило, конечно, денег), там взвешивался - в присутствии покупателя - объёмный  (или) особо тяжёлый товар. Другое здание - в глубине базара - холодильник (в основном, для мяса, масла, сметаны, прочих быстро портящихся продуктов). Овощи, фрукты, ягоды, грибы были собраны, сорваны, срезаны с грядки, дерева, куста, в лесу, как правило, на рассвете в день продажи.
Там же находились представители ветеринарной службы, проверяющие мясо, сало. Например, на инвазию (в основном, свинины) личинками трихинелл. Поедание такого мяса приводит к заболеванию (см. в ВикипедиИ). Если ничего плохого не обнаруживали, то ставили чернильный штамп на жилистую часть (она при разделке мяса потом срезалась), на шкурку сала.

Прилавков маловато. Но и продавцов, как и покупателей — не густо. Время года и время дня, как и день - явно не базарные. Это, возможно - ранняя весна. Базары расцветали в июне — сентябре. В «Моей Виннице» я описал, чем славились винницкие базары. Это — в разделе «Парк культуры и отдыха», в рассказе о гастролировавших в городе московских, ленинградских и других «северных» театрах (см. тут - в Прозе.ру или же - на страницах 303-304 во втором издании книги).

Другой снимок сделан в разгар лета, рано утром (направление теней — строго на запад). Базар полон продавцами: места за прилавками заняты, немало торгуют с земли. Но многие покупатели ещё спят (воскресенье) - и повалят на базар к 10-11-ти часам.

А самый маленький снимок уже украшают новая гостиница и находящаяся в разгаре стройка Центрального универмага. Скорее всего — состояние площади в середине 60-х годов: базар Калича, взятый в клещи с юго-запада, пока ещё жив. Пока ...

Вот и вся соломонова притча о базаре Калича.
Как не хочется продолжать чтение далее этого места:
«25  И вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли: ...»
(Ветхий завет. Книга притчей Соломоновых. Глава I.)!

P. S.
01.07.2016

23-го мая 2016 г. винничанам сообщили о предстоящей реконструкции площади Гагарина (Каличи). О целях реконструкции только намекнули: «В рамках рекoнструкцiї плoщi передбaчaється переклaдaння трaмвaйнi кoлiї, влaштувaння дренaжнoї системи, кaпiтaльний ремoнт прoїжджoї чaстини з дoтримaнням неoбхiднoгo нaхилу, щoб не зaтримувaлaсь вoдa пiсля oпaдiв.»
24-го июня 2016 г. тот же интернет-портал ВИННИЦА.info вернулся к теме реконструкции Каличи, раскрыв некоторые детали (http://www.vinnitsa.info/news/u-vinnitsi-na-ploshchi): «Директор Вінницької транспортної компанії Микола Форманюк розповів, що така масштабна реконструкція стала необхідною через річку, що протікає під площею.
«Роботи проводяться для того, щоб покращити колійне господарство на площі Гагаріна. Під площею знаходиться річка і болото, тому колійне господарство осідає і від цього руйнується колія, що заважає руху нашому трамваю», - зазначив посадовець.»
Почему возникло это болото, г-н Форманюк не разъяснил. Не исключаю, что он этого и не знает. Хотя сведений, полученных в средней школе, и здравого смысла для понимания проблем Каличи вполне достаточно.

Представьте себе, что в пределах города Южный Буг «поместили» в трубу и сверху засыпали землёй. Появились новые территории для постройки чего-то, прокладки другого чего-то, отпала необходимость в мостах через реку, пр. Но как-то забыли о речушках и ручейках, впадающих в Южный Буг на том протяжении, на котором реку спрятали в трубу. Теперь эти притоки упираются в непроходимую стену.  А вода в них прибывает и прибывает… Постепенно бывшие берега реки всё шире и шире заболачиваются – и конца этому процессу нет. О подобной «мести» природы за попытки её «преобразовать» предупреждал ещё К. Маркс. Но кто ведал об этом в 19-м веке, когда, по моим представлениям, начались первые попытки засыпать глубокий Каличенский яр (овраг, лог), или Каличенскую балку?
Потом заключили отрезок речки Калички в трубу и с удовлетворением потирали руки. Далее построили на месте бывшего русла реки высокие дома… И вдруг удивились, что подземные воды в этом месте поднялись: "С чего бы это?!"

А ведь здравый смысл должен был подсказать, что рельеф этой местности свидетельствует о впадении в протекавшую здесь (приблизительно, из района нынешнего ПКиО) Каличку на(под)земных потоков со стороны нынешних школы №2, улицы Пирогова и универмага. Овраг, судя по преданиям, был глубокий (посмотрите хотя бы на левый берег Калички в районе лицея №7) и никаких признаков того, что теперь эти подземные притоки иссохли, нет.  Но «впадают» они в чугунную стенку трубы, в которую упрятали Каличку. И вода подымается. И уровень площади Гагарина (Каличи) и проездных путей поднимают, и поднимают. Каличку пытаются придавить всё более мощным весом. И конца этому не будет.

Выход один. Докопаться до бывшего русла Калички (оно теперь очень глубоко). Укрепить «берега», предусмотрев в них отверстия для притоков. И построить через освобождённую из подземелья речушку мосты для дороги, трамвайных путей. Это, в конце концов, затребует меньше средств, чем бесконечный процесс «реконструкций»…