Так, Легенда? Или проза жизни?

Александр Абакумов
      Уважаемый читатель, эта завершающая глава может быть Вам не понятна, если Вы не прочитали предыдущие, поэтому будьте снисходительны.

      В середине марта 2016 года я получил ответ из Архангельского архива на свой очередной запрос. Лучше бы этого момента не было совсем. Как иногда приятно заблуждаться и оставаться  в неведении. Надо было ранее остановиться на достигнутом, но нутро победило. Я в нокауте. Почти все написанное можно выбросить в урну (это я погорячился). Легенда моего рода, с ореолом значимости исторического имени протопопа АввАкума, рассыпалась в прах и превратилась в прозу жизни. Надо ли поменять название для описания моих фантазий? Исполни архивариус добросовестно свою работу по моему первому запросу еще в 2013 году, никакого «разбора полетов» семьи протопопа АввАкума не было бы и в помине (не однозначно).

      Как же разгрести и объяснить все те «сказки», что уже опубликованы в интернете? В них много интересного и, главное, я верю в их основу. Промолчать и оставить все как есть, введя читателей в невольное заблуждение? Не честно. Удалить? Жалко своего труда  и нескольких лет жизни. Сделать для своих детей бумажную версию и забыть об остальном? Тоже не по-людски.

      Начиная работу, я принял для себя концепцию последовательного во времени описания поисков и размышлений о корнях рода, фамилии Абакумовых с Моржегор. Я не представлял, к чему может привести такой выбор. В отличие от придуманного художественного произведения  окончание моего сюжета не зависит от автора (при условии моей честности). Получилось как в реальном запутанном детективном расследовании: много тумана, много раздумий и непредсказуемый финал. Но, и в том и в другом случае присутствует логика в действиях и поступках людей, а каждый последующий найденный факт, дата, событие, имя сужают возможности их интерпретации и указывают на ошибки, допущенные в более ранних рассуждениях.

      В чем же весь «сыр-бор»?

      Наш незаконно рожденный ребенок Фетинии от Прокопия АввАкумова сына, 1669 года рождения, оказался совсем  не мальчиком, а девочкой, снова с неизвестным именем, возможно с другим прозвищем и местом рождения. Взамен, в Моржегорской Николаевской пустыни, по  ревизиям 1719 и 1745 годов, нашелся еще один наш более ранний предок: Афанасий (ок.1610-1620?), а вместо «незаконно рожденного» Василия по прозвищу АввАкумов (1669) –  монастырский крестьянин Василий Афанасов сын АввАкумов, 1644 года рождения!!! Прожил он 84 года – аж до 1728! У него имелись, уже известные нам дети: Федот и Влас. Но, что удивило меня, родились они, когда отцу было 55 лет – Федот, а Влас вообще в 58 лет! Не каждый даже сегодня решится на это. Больше АввАкумовых по всей Моржегорской волости не нашлось. И еще, в это время при монастыре жило всего четыре семьи монастырских крестьян, включая нашу. В списке же населенных мест Моржегорской волости, деревни при монастыре не было. Очень интересный факт: деревни нет, а жители есть!

      Все это я узнал из архивной справки.

      Что из этого следует? Сначала о главном, о том, что касается предмета моего исследования.

      Как же тогда могла образоваться в Моржегорах наша фамилия? Я нашел четыре возможных способа. Пойдем от самого простого к самому вероятному.

      Первый: без всякого влияния имени протопопа АввА-кума, а от какого-то своего родоначальника по имени АввАкум, родившегося около 1580-1590-ых годов. Это самый логичный и самый наипростейший   вариант. Его даже не надо доказывать. Вот он, на виду. Единственное, что   настораживает –  это получение редкого библейского имени АввАкум каким-то человеком, то ли крестьянином, то ли отшельником, то ли беглым …, то ли …, в общем, неизвестно кем (имея в виду социальный статус человека). И если бы не прошедшие годы поисков, я наверняка бы  принял эту версию без больших размышлений. Она  красива и заманчива – примерно в то же время начала образовываться Николаевская Моржегорская мужская пустынь. Можно было бы присвоить своему роду этот факт и стоять у истоков строительства монастыря. В качестве кого? Отшельника? Монаха? Строителя?

      Но нет, пожалуй, не единственное. В справке приведены данные на 1719 и 1745 года и это означает, что за более чем столетний период со дня рождения Афанасия могло произойти множество событий, которые каким-то образом могли повлиять на образование сначала прозвища, а затем и фамилии нашего рода.

      Отсюда вытекает второй способ: волей какого-то случая прозвище образовалось под влиянием имени протопопа АввАкума, побывавшего в тех местах в 1664, 1666 и 1667 годах. Вероятность посещения им монастыря довольно высока, но только на короткое время. В семи верстах, выше по реке, находился небольшой церковный приход и волостной центр.  Наверняка, там была почтовая станция для отдыха. Какой необычный случай мог произойти в Пустыни, кроме возможной пламенной проповеди протопопа среди малочисленной братии и крестьян? Как этот случай мог повлиять на образование прозвища нашей семьи? И была ли наша семья в том месте и в то время именно там? Нам не дано этого узнать. Поэтому, я снова с большим сомнением отношусь и к этому варианту.

      Третий: все-таки от имени протопопа АввАкума, но через домочадку его семьи  Фетинию, и после события, произошедшего в 1669 году. По дороге на Мезень она родила ребенка, причем, он мог быть только девочкой. Сейчас я это  понял сразу, благодаря проведенным ранее обширным поискам истоков зарождения фамилий Абакумовых по всей Архангельской области.

      Если мы примем, временно, за аксиому последний вариант, что будем иметь? Как связать воедино все предыдущие расклады с новыми данными? Возможно ли это? И почему не мальчик, а девочка?

      Допустим, ребенок  родился в Моржегорской Николаевской пустыни или в какой-то рядом стоящей деревне в доме Афанасия, которому в 1669 году могло быть около 50-60 лет. Сыну Василию – 25. В семье могли (должны) были быть и другие Афанасовы дети. Жена Афанасия гипотетически могла быть повитухой и принять роды. Фетиния осталась жива! Ребенка крестят по старому обряду  в приходской церкви, как незаконно рожденного, дают какое-то имя и прозвище. Северные священники к тому времени еще не «перестроились» на новую службу. Это событие вполне могло послужить той главной причиной появления нашей фамилии в Моржегорах. Прозвище, от имени главы семьи АввАкума, «прилипает» ко всему нашему семейству Афанасия. Отдохнув некоторое время, все «бредут» дальше. Через сто верст по дороге на Мезень, где-то около Ичковской деревни Ступинского прихода, не доходя до Холмогор, Фетиния по каким-то причинам умирает. Ребенка пристраивают кормилице в семью крестьянина Фомы. Далее «по тексту» с небольшими поправками. Все логично, правдоподобно и вписывается в Легенду. Почему же тогда не мальчик, а девочка? Только один, но суще-ственный факт говорит против мальчика и в пользу девочки: в дальнейшем род протопопа АввАкума нигде не смог себя проявить через его имя по мужской линии! А должен бы. Потому и не мальчик!

      С девочкой все понятно. При замужестве она меняет семью и получает другую фамилию. В этом случае мужская ветвь протопопа АввАкума прерывается на его сыновьях. В первой части Легенды я уже вкратце затрагивал эту версию, но под другим углом зрения. Я не хочу прибегать к уловкам: возможен другой путь в истории рода протопопа АввАкума – если прозвище ребенку дали не АввАкумов, а, например, Протопопов! Может быть, найдется такой энтузиаст, кто займется этой версией, но я ему не завидую. Почему? Возникает противоречие между разными прозвищами: «прилипшим» к нашей семье (АввАкумов) и прозвищем ребенка (Протопопов). В это трудно поверить из-за их путаницы.

      А не могла ли Фетиния умереть при родах в Моржегорах? Это совсем уж мало вероятно из-за сложности объяснений произошедших в последующие годы событий в семье АввАкума. Они были рассмотрены ранее. И встает вопрос образования нашей фамилии  в Ичковской деревне. Длительные «гуляния» Григория-домочадца туда и обратно тоже сомнительны. Расстояние до Холмогор 150 верст – не мало, по тем временам.

      И, наконец, четвертый способ (небольшая вариация третьего): наша Моржегорская ветвь пошла от Холмогорского следа, где фамилия АввАкумовых могла образоваться по предыдущему варианту. Допустим, все описанные  события произошли в какой-то из деревень Ступинского прихода под Холмогорами. Фетиния умирает во время родов. Повитуха пристраивает новорожденного ребенка к кормилице, женщине недавно родившей сына крестьянину Фоме в деревне Ичковской. Сам Фома мог родиться около 1630-ых годов. А не мог ли он быть тогда младшим родным братом Афанасия (т.е. уже  не Моржегорского, а Ичковского?, 1610-1620?)? Пожалуй, мог. А  его старшим сыном (братом Василия)? Тоже вероятно. Если так, то в любом случае они должны были в 1669 году жить одним двором с Афанасием. А уход Василия в Моржегоры должен был произойти после получения семьей устойчивого прозвища - АввАкумовы. Другие братья Василия Афанасьевича, если они были, тоже могли выделиться из семьи. Но об этом чуть позже.

      Что может говорить в пользу этого варианта? Василий  оказался в Моржегорах единственным АввАкумовым, без братьев. Фома тоже единственный АввАкумов в Холмогорах. Это подозрительно, ведь семьи раньше были многочисленными. Деревня при монастыре начала образовываться предположительно в конце 17, начале 18 века, что может говорить о переселении семьи Василия Афанасова АввАкумова откуда-то из другого места. Она  не могла быть их постоянным местом жительства в течение 100 лет до этого. Увы, данных о 17 веке у меня нет. В Московском РГАДА ничего не нашли по Моржегорам. Да и не могло библейское имя АввАкум быть в то время широко распространено на севере вне монастырей.

      Что может говорить против? Отсутствие (или не знание) данных о родственных связях между нашими ветвями в течение последующих 200 лет. А они должны были быть. В Холмогорах проходили торговые ярмарки, и не проехать мимо Ичковской деревни по дороге туда было не возможно.

      Остановимся на последнем варианте? Холмогорские и Моржегорские ветви кровники? Сегодня этот факт может подтвердить или опровергнуть только генетическая экспертиза – нам это надо? Но, какая интересная вырисовывается последовательная линия с севера на юг – Холмогоры, Моржегоры, Верхняя Тойма и Сольвычегодск расположены вдоль Северной Двины по Холмогорскому тракту.

      Обратим внимание на Моржегорскую жизнь семьи Василия Афанасова сына АввАкумова (1644-1728), сопоставим ее с «Холмогорским следом» и «Верхнетоемским следом».   Для этого надо вычислить ответ на один вопрос: почему сыновья Василия: Федот (1699-1770) и Влас (1702-1777), родились так поздно? Вторичная женитьба или великовозрастный брак? Тогда, были ли у него сыновья от первого брака? Сколько их? Где они?  Их даты рождений могли бы быть между 1670 и 1690 годами. Но, обнаружить других Васильевичей с фамилией АввАкумовых мне не удалось. А должен бы.

      Теперь снова придется вернуться к жизни Григория после 1672 года и рассмотреть все описанные ранее события с учетом новых данных: могли ли они измениться? Постараюсь кратко.

      Григорий покидает Мезень, забирает четырехлетнюю  девочку из семьи Фомы и перебирается в Холмогоры. В 1682 году образовывается Холмогорская епархия, появляются духовные проблемы. В 1684 году Агриппина «отлучается» с Мезени в Холмогоры. В 1685 году Агриппина выходит замуж за Григория в Холмогорах. Возможно, все предыдущие годы связь с крестьянской семьей Фомы из Ичковской деревни не прерывалась – в Холмогорах ежегодно проходили по несколько раз различные торговые ярмарки, и крестьяне округи наверняка бывали на них. Не исключается помощь Григорию продуктами, возможно семья Фомы за четыре года привязалась к девочке и ей не так просто было расстаться с ней. Пока все по тексту.

      В 1688 году Афанасий совершает побег с Мезени на свадьбу к племяннице, но не в Холмогоры и не в Моржегоры, а … в Ичковскую деревню, по месту жительства жениха!? Не могла ли 19-летняя внучка протопопа АввАкума стать женой 44-летнего Василия? Венчание могло быть в Ступинской приходской церкви. Возможных причин такому неравному браку множество. До рождения сыновей Федота и Власа у них могли быть дочери, а первенцем мог бы быть будущий иерей Шенкурского Благовещенского собора – Андрей АввАкумов. Не могли ли они после 1688 года, но до 1695, перебраться в Моржегоры? Встреча с отцом Прокопием, дядькой Иваном и бабкой Анастасией могла произойти или в Ичковской или уже в Моржегорах в 1693 году. Все довольно складно, но тогда мы, Моржегорская ветвь АввАкумовых, можем быть кровными потомками протопопа АввАкума по его женской линии, а  с Холмогорскими АввАкумовыми – по мужской линии Василия.

      Были ли еще сыновья у  Афанасия? Например, будущие Верхнетоемские Федка и Фомка Афанасовы?  Ведь, если последние родились где-то около 1640-1650-ых годов, то они вполне могли к 1678 году перебраться на Верхнюю Тойму и обосноваться в Починке. Починок же означает вновь возникшее сельское поселение, а двор у них был один на двоих, что вполне логично. Отсутствие прозвища АввАкумов может объясняться их уходом из семьи раньше событий произошедших в 1669 году или  принятым тогда способом идентификации русских людей по двум именам – личному крестильному и отцовскому. Да и они сами могли при записи в Переписной книге 1678 года скрыть свое прозвище, т.к. на новом месте его никто не знал. Время то было сложное. Однако есть два но.  Фома Холмогорский и Фомка Верхнетоемский от одних родителей – как-то не стыкуются. И рядом в Починке жили две семьи АввАкумовых.

      У Афанасия могли быть  младшие братья, например, будущие Верхнетоемские Васка и Илюшка АввАкумовы? Их года рождений могли быть между 1620-1640 годами. А братья Василия  могли быть Пермогорскими «Матюшкой Аввакумовым з братьями», после 1686 года перебравшимися под Сольвычегодск? И если наша фамилия образовалась по четвертому способу, то все они были бы АввАкумовыми, а их дети в начале 18 века получили бы нашу фамилию от прозвища отцов.

      Я склоняюсь к  последнему варианту. Очень уж много раз наша фамилия  показала себя в 17 столетии в различных местах Архангельской земли. Да и года примерно сопоставляются друг с другом. В этом случае Холмогорские, Моржегорские, Верхнетоемские и Сольвычегодские следы АввАкумовых могут идти от одного предка – отца наших установленных предков,  через его сыновей: Афанасия и Фому (Ичковских), внуков Васку и Илюшку (Верхнетоемских), Василия (Моржегорского), «Матюшку Аввакумова з братьями» (Пермогорских)!  Увы, прямых доказательств нет.

      Ну, что же, наша Легенда в пределах семнадцатого века  остается Легендой, а в восемнадцатом она превращается в «прозу жизни». Читателю я честно рассказал все, что знаю. Поверите вы или нет, вам и решать. А я еще, возможно, поковыряюсь в прошлом, может быть, мне еще раз повезет?

      Вот такой неожиданный финал в поиске истоков моей фамилии на Архангельской земле.