В страну Вису на крыльях Пашкунджи

Михаил Латышев
     "В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы". (Повесть временных лет)

     На Урале живёт много разных национальностей и этносов. Можно ли всех нас назвать "уральскими людьми"? Великий "котёл народов" переплавил на Урале народы заволочской чуди, бьярмы и веси, коми и печоры, югры и волжских булгар, финнов, тюркских племён и русских. Не случайно встречаешь упоминания о твёрдом уральском характере, о том, что в армии и в спортивных командах ценятся уральцы – "железные люди".

КТО МЫ? ОТКУДА МЫ?
КТО ЖИЛ ДО НАС НА КАМЕННОМ ПОЯСЕ?

     Археологи добывают для нас знания о людях, которые сотни и тысячи лет назад жили в Предуралье и в Зауралье, об их занятиях, общности и культуре. Но много ещё артефактов, костищ и городищ скрыто от нас, не исследовано, а, возможно, и потеряно навсегда. Тогда на помощь исследователям приходит … слово.

     Да! Названия гор и рек, урочищ и селений хранят древнюю историю о тех, кто впервые увидел их и назвал по-своему. Менялись народы – менялись и названия, да не все! Река Кын сохранила название от пермяцкого "холодный, мёрзлый", а бывшая вогульская деревня Ёква (выше села Кын по Чусовой) сохранила название Праматери всего сущего Эк-Вы.

     Когда находишь интересное название на карте и бродишь по местам старинных поселений на Чусовой, то представляешь себе, как тут раньше "жили-были … ". Так начинаются русские сказки. Теперь же на их местах остались лишь удивительно живописные луга - словно в грузинских сказках, "было – да и не было ничего!"
Или, всё-таки, было? Кто были в древности хозяева на Чусовой и в Прикамье?

     *** ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКИ СЕВЕРА ***

     Начнём со сказок. Предания и мифы, сказания тоже помогают исследователям древних времён, многое рассказывают нам об истории народов из кладовых народной памяти. Кто в детстве не читал русских сказок об Иван-Царевиче верхом на Сером Волке, о Змее-Горыныче, о страшной Бабе-Яге?

     Когда видишь мансийскую чамью (сомъях), высокий лабаз на столбах из деревьев – видишь наяву Избушку-На-Курьих-Ножках. А у обских хантов и частокол с черепами вокруг был в обычае. Яга – это вообще-то шуба из вывернутых наружу кусочков меха (волка, лисы, собак), иногда - из гагарьих шеек, перьями наружу. Носили такую женщины, шаманы угро-финских племён – вот вам и Баба-Яга!

     Древняя чудь искала в горных уральских копях руду и металл для выплавки, рыла осадочные породы клыками кабана, рогами оленей. В обзоре "Россия. Полное географическое описание нашего отечества" (СПб., 1914) описывается, как чудины защищали руки, надевали на них шкурки с головы мелкого зверя, просовывая в ухо большой палец – вот вам и варежка!

     Кроме камней, в горе чудские люди встречали останки пещерных носорогов и медведей, древних ящеров (первые люди на Урале, наверное, встречались "живьём"?) Вот вам и Горыныч Змей!

     На бляхах Пермского Звериного Стиля часто изображен человек-божество не только на ящере, но и верхом на волке – вот вам и Серый Волк! Гуси-Лебеди – тоже пришли к нам из древних мифов о птицах-божествах.

     Совсем уж непохожи на русские сказки известные уральские сказы П.П. Бажова – перенятый на русский лад эпос древних угро-финнов, с божественным Лосем (олень Серебряное Копытце), с Подземным Змеем (Великим Полозом). Матерь и властительница всего сущего в ярусе жизни людей между землёй и небом (Хозяйка Медной Горы), превращается в змейку-ящерку, символ потоков дождя, соединяющих небо и землю.

     Сказания народов Края Земли обогатили нас и подсказывают нам наши корни. По латыни finis означает "предел", "край". Возможно, в буквальном переводе все племена "крайние, живущие на краю известного нам мира" – это … "финны"!

     В древнем карело-финском эпосе "Калевала", собранном Элиасом Лённротом в середине XIX века, повествуется о сотворении мира и рождении чудесного ребёнка (Спасителя) девой Марьяттой. Вот вам и библейский сюжет в рунах (песнях) дохристианской эпохи!
     Главный герой, Вяйнямёйнен, устраивает землю и сеет ячмень, поднимает заклинаниями ветер и переносится в страну Севера, Похьёлу (Финляндию).
Почти как у Пушкина, "…Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи туч…"

     Нас завораживают таинственные колдовские образы, пришедшие к нам от древних и с Восточного края земли. Например, по исследованиям сибирского этнографа В. Богораза, "ещё в конце XIX века колымчане верили, что и реки, и леса, и горы населены различными мифическими существами. В реке есть водяницы, водяные бабы, в лесах - лесной хозяин, в горах - горный хозяин… есть еще упырь, железнозубый еретик, пужанка, чудинка и суседко".

Колымчане? Финны? Помилуйте, господа, а Урал-то здесь при чём?

     Секрет прост. Перекрёстком древнего Великого переселения народов было Прикамье, наш Вавилон, в том числе бассейн реки Чусовой. Так у нас, на языческом Урале, появились сказания о духах Неба и Земли, Лесов и Рек, образы человека-лося, человека-птицы, перевоплощение и соединение птиц и зверей в одно целое.

     Чтобы перенестись в те времена, не нужна машина времени, достаточно будет вспомнить сказки и своё детство. На новогодние праздники до сих пор детей наряжают в зверюшек (зайчиками обычно). Я почему-то всегда хотел быть Медведем – и только им!

     Недавно у коллег спросил в шутку – кем бы они были, если бы суждено им было появиться на свет не человеком, а зверем? Взрослые люди "на полном серьёзе" вдруг стали мне наперебой рассказывать, кто из них "по жизни" белочка, а кто-то, оказывается, лиса!

     В замечательной киносказке Марка Захарова "Обыкновенное чудо" Волшебник (Олег Янковский) превращает медведя в юношу (Александр Абдулов). Как всегда, сказкой является только какая-то её часть. Я точно знаю, что я  - Медведь! А кто Вы?

     В свой первый приезд в село Кын я увидел на берегу реки памятник Медведю в жертвенной позе, символу Прикамья. Такой далёкий Кын оказался таким близким для меня. Это Медвежье место и мой рассказ – о людях, которые здесь жили когда-то под родовым Знаком Медведя.

     Кын – Обыкновенное Чудо.

     *** ПЕРВЫЕ ЛЮДИ НА ЧУСОВОЙ ***

     Когда на Чусовой появились первые люди? В 1983 году археолог А. Ф. Мельничук в бассейне Чусовой (близ устья Сылвы) открыл древнейшую стоянку неандертальского человека на Урале (Ельники II). Её возраст — около 250 тысяч лет! Каменный век. Вот и ответ.

     По сообщению А. Иванова, "… археологи называют два пути проникновения неандертальцев на Урал. Первый путь — из Средней Азии на Южный Урал и далее на Чусовую". Второй путь проникновения неандертальцев на Урал "… шёл с Кавказа по Волге и Каме".

     Археолог М. В. Талицкий в 1939 году исследовал на этом пути неандертальскую стоянку Пещерный Лог (ниже города Чусового) и показал, что возраст этой стоянки  - "мустьерское время" (75 тысяч лет). Неандертальцев вытеснили кроманьонцы, которые появились на Урале в середине последнего, вюрм-валдайского оледенения. Они были охотниками-кочевниками.

     В 1965–1968 годах начальник Камской археологической экспедиции, академик О. Н. Бадер открыл стоянку кроманьонцев на берегу Усьвы в бассейне Чусовой (в гроте скалы Усьвинские Столбы). Возраст стоянки оказался 35–40 тысяч лет.

     В новом каменном веке (энеолите) люди поселились на нижнем течении Чусовой. Об этом говорит стоянка Боровое Озеро возле деревни Гари. Гарино-борские племена, кроме охоты и рыболовства, уже приручают домашних животных и занимаются земледелием. Границы родовой территории отмечали "писанцами" – наскальными рисунками на камнях. Изображения утки (она же – олень!) найдены на камне Балабан близ Староуткинска.

     В XVII–XVI веках до нашей эры на Урале начинается эпоха бронзы. Культ оружия приносят воинственные турбинцы из необъятных пространств Сибири. На Нижней Чусовой в погребениях Турбинского могильника найдены уникальные образцы оружия: кинжалы, кельты, чеканы. Загадочные воины-турбинцы и их кузнецы держались обособленно от местных племён, их путь лежал дальше, к берегам Балтики. Они ушли, а наши уральские предки остались.

     *** ПРЕДКИ ПЕРМСКИХ НАРОДОВ ***

     В бронзовом веке,  с конца IX по III век до н. э., на среднем Поволжье и в бассейне Камы, (севернее – вплоть до Печорского Приполярья) расцветает Ананьинская культура, праматерь последующих культур и народов!

     Первый могильник ананьинцев открыт в 1858 году П.В. Алабиным и И.В. Шишкиным у села Ананьино близ Елабуги. Ананьинцы вели уже осёдлый образ жизни. Они уже возводили наземные бревенчатые жилища. Жить общиной – не просто слова.

     На поселении Конец Гор близ устья Чусовой обнаружены разделённые на секции длинные дома с расположенными по их продольной оси очагами. Среди ананьинцев были и низкорослые, плосколицые типичные монголоиды, и представители европейского типа. Предположительно, в северо-восточной части ананьинской общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), а в западной — волжские финны.

     Ананьинцы, "лесные всадники", принадлежали к финно-угорской языковой группе. Они занимались скотоводством, охотой, рыболовством и собирательством. Занимались ткачеством, прядением, умели изготавливать посуду и керамику, обрабатывать кожу и кости.
     А самое главное – ананьинцы освоили чёрную и цветную металлургию, бронзолитейное и кузнечное дело! В раннем периоде Ананьинской культуры сосуществовали как бронзовые, так и железные орудия труда и оружие.

     Вот когда в Прикамье и на Урале появилась своя металлургия.
     Самое интересное, КТО ИХ НАУЧИЛ?

     Оказывается, кроме скифской культуры и культур восточных кочевников Евразии, на Ананьинскую культуру оказала большое влияние колхидская и кобанская культуры с Кавказа. Не исключено, что по кавказским традициям и благодаря "тесным связям" с Кавказом ананьинцы освоили технологические приёмы обработки железа.

     *** НА КРЫЛЬЯХ ПАШКУНДЖИ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦЫ МИРОВ ***

     Тайна зарождения культуры Прикамья стала мне приоткрываться. В детстве я зачитывался грузинскими древними народными сказаниями, которые Т. Разикашвили собирал в Кахетии и Пшавии. Изданные в Тифлисе в 1909 году, они были в 1971 году перепечатаны Институтом грузинской литературы им. Шота Руставели в Тбилиси.

     Меня удивляли иллюстрации в виде рисунков, будто с отлитых металлических блях, и больше всего поражала самобытная мифология древнего Кавказа. Герои сражались с Дэвами, фантастическими существами, которые были полулюдьми-полузверями необычайной силы, олицетворявшими злые силы природы.

     Отважных юношей поджидали страшные Гвелешапи, заслоняющие солнце, со зловонным запахом – олицетворение наказующей силы предков. Мировое Дерево (яблоня) строит иерархию миров. От наземного мира с прекрасными садами, где обитают люди, - до подземного мира, в котором обитают тотемические божества. Это похоже на сказки народов Севера.

     Самая любимая моя сказка в детстве была о крылатой и справедливой Пашкунджи! Это полузверь-полуптица, с телом льва и крыльями орла. Переход от невинного юноши к взрослому мужчине изображается в сказке как его падение на белой овце в подземное царство, на "бабкину крышу мягкую, бабкину крышу ватную".

     Бабка, выхаживающая младшего сына царя, - Праматерь древних времён, от которых ведется отсчёт возникновения самого народа, это - вечная бабка (у манси – Эк-Ва). И только с Пашкунджи юноша может вернуться в надземный мир из мира предков, в благодарность за спасение её птенцов от Гвелешапи. Пашкунджи может преодолевать границы между мирами!

     А иначе зависнешь между мирами навсегда – вот это и есть смерть… Пашкунджи – это крылатое божество, вместилище всех сил предков и положительных сил земных духов.

     Возможно, от культур скифов и Кавказа – ананьинцам, а от них - предкам коми-пермяков могли "передаваться" полулюди-полузвери, крылатые божества и подземные ящеры, иерархия верхнего и подземного миров с "вечной бабкой", Праматерью всего сущего. Вместе с искусством литья бронзовых и железных фигурок и блях, разумеется.

     Преодолеем и мы на крыльях Пашкунджи границы миров и очутимся снова в Прикамье, в Биармии.

     *** В БИАРМИЮ, СТРАНУ ВИСУ ***

     Во второй половине раннего железного века (III в. до н.э. - V-VI в. н.э.) в лесном Прикамье и северо-востоке Европы из Ананьинской вырастает Гляденовская культура. Она выделена А.В. Шмидтом, который в 1932 открыл Гляденовское костище в окрестностях Перми. Эта общность уже относится к древнему этносу коми.

     В III-V вв. н.э. наступило Великое Переселение Народов! В это время в Прикамье мигрировала большая группа угорских и саргатских племен из урало-сибирской лесостепи с новым погребальным обрядом - курганными могильниками. Под давлением угорских племен часть гляденовцев ушла на Север, а оставшиеся люди ассимилировали пришельцев. Образовались новые финно-язычные культуры, в том числе в Верхнем Прикамье – Ломоватовская культура.

     Эта культура V-IX веков была распространена на Верхнем Прикамье от широты Перми до истоков реки Камы и ее притоков. Большое количество предметов и артефактов культуры в известной коллекции Теплоуховых было найдено в конце XIX века на берегах реки Ломоватовки. Ломоватовцы занимались подсечным земледелием, скотоводством и охотой, бортничеством и рыболовством. Развиты прядение, ткачество, обработка кости, кож и дерева, гончарное дело.

     Люди жили в легких наземных домах столбовой конструкции либо в наземных бревенчатых домах с канавками, очагами и погребами. В городищах строились целые центры металлургического производства.

     Искусные изделия делали в "продвинутых" литейных и кузнечных мастерских, "продуманно" устроенных.  Причём металлургами зачастую были женщины! То был "золотой век Пермского звериного Стиля", по словам историка А.А. Спицына.

     Прикамье находилось на пересечении трех путей из Сибири в Европу, в Византию и в Среднюю Азию. С другой стороны, это были своеобразные ворота в Сибирь на дороге из Скандинавии, Ирана и Средиземноморья. Со времён Великого Переселения начинается история Камского Торгового Пути, по которому шел обмен высококачественным кремнем, яшмой, днепровским янтарем, свинцом и оловом, различными изделиями скифов, Египта, Вавилона. 

     Территории к северу и востоку за Великим Волоком, Северным торговым путём по Сухоне, Северной Двине (где лодьи приходилось перетаскивать волоком) – назывались Заволочьем, в котором обитала та самая "чудь заволочская".

     "Варяги", скандинавы называли эту страну Биармией, а народ - бьярмой. Заволочскую чудь нередко звали "весью" в русских летописях (а мы до сих пор говорим "по городам и весям").

     В VIII-IX веках снова оживилась торговля по Камскому пути. Прикамье заняло место международного поставщика мехов в мире. В обмен через Прикамье пошли караваны со среднеазиатским и древнеиранским (сасанидским) серебром, арабскими и византийскими монетами, дорогими восточными тканями (китайскими – в том числе).

     Как существовала известная дорога "из варяг в греки", так на востоке, в Прикамье, пересекались три речных пути "из варяг в бьярмы", "из бьярм в греки", "из манси в персы".

     Получается, об Уральских горах в древние времена знал не только Геродот. По свидетельству А. Иванова, китайские географы называли их "Юли-Боли". Арабы и булгары называли Пермское Приуралье по-своему - страной Вису.

     Историк А. Угрюмов в очерке "Кокшеньга" пишет: "В 921-922 годах в столицу Волжской Булгарии (город Булгар) приезжала делегация от эмира арабов. В её составе прибыл ученый географ Ахмед ибн Фадлан. Он беседовал с царём Булгарии о его стране и соседях, записывая всё услышанное.

     Записки Фадлана не затерялись, и из них стало известно, что к северу от Волжской Булгарии жили народы вису и "юра" (югра). Коми и сейчас порой называют Вишеру по-прежнему – Висер. (Архипова Н.П., Ястребов Е.В. "Как были открыты Уральские горы").

     *** ДРЕВНИЕ ХОЗЯЕВА ЧУСОВОЙ ***

     На основе Ломоватовской возникла Родановская культура, культура предков современных коми-пермяков. В то же время в бассейне реки Сылвы и её притоке Ирени селились и древние тюрки. Их археологическая культура – Неволинская. Впервые её артефакты обнаружены в большом могильном кургане близ села Неволино, рядом с городом Кунгуром. Однако предки коми не ужились с древними тюрками. Кому суждено было стать хозяевами Чусовой?

     Историк А. Белавин сообщает: "О массовой гибели людей в конце VIII - начале IX вв. свидетельствуют поспешные коллективные захоронения, совершённые прямо на неволинских поселениях …". Белавин полагает, что была война между древними финнами (предками коми) и древними тюрками (предками болгар и печенегов).  Одержали верх древние финны.

     "Предки болгар вывели соплеменников из огня сражений на Нижнюю Каму и Среднюю Волгу", - пишет А. Иванов. Предки коми-пермяков, в IX-XV веках занимали земли на верхнем течении Камы с притоками, от Чусовского озера на севере до реки Чусовой на юге, что совпадает с границами Перми Великой XIV века согласно житию Стефана Пермского.

     ДРЕВНИЕ ФИННЫ НА ПРАВАХ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ДАЛИ ИМЯ ВЕЛИКОЙ РЕКЕ  - ЧУСОВАЯ!
     Чус-ва. Если "ва" – это "вода", что значит "чус"?

     Есть красивая версия Г.А. Меньшикова, что название Чусовой - от слова коми "чуоси", что значит "покровительница", "священная". И вправду, древние люди часто селились в пещерах и гротах скал Чусовой, в которых были захоронения и святилища.

     Однако, как сказал А. Иванов: "… ближе всего к истине подошла топонимист А. С. Кривощёкова-Гантман. Она доказала, что слово "чус" — это архаичное, вышедшее из употребления коми-пермяцкое слово, обозначающее … "ущелье", "каньон". Чусовая в средней, наиболее выразительной своей части протекает в теснинах между утёсами-бойцами".

     ЧУСОВАЯ - РЕКА ТЕСНИН!

     Как жили родановцы на ней и верхней Каме?
У предков коми на мысах береговых террас строились городища с площадью около 3 тысяч кв. метров с укрепленными валами (до трёх), частоколом и рвами. Крыши бревенчатых изб крылись берестой. Кроме горнов, плавильных печей, гончарных и косторезных мастерских отдельно строились жертвенники, культовые сооружения. На более низких террасах и в пойме  рек рядом были селища более простых людей. Зарождались настоящие протогорода!

     В хозяйстве ведущая роль была уже у пашенного земледелия с началами паровой системы. Помимо скотоводства, большую ценность приобрели пушная охота и сетевое рыболовство. Профессиональными ремеслами родановцев становятся металлургия, металлообработка и ювелирное дело. В кузнечном деле предки коми добились получения сырцовой стали, освоили цементацию, сварку. Древние финны построили для своего времени высокотехнологичную, развитую цивилизацию!

     В IX веке к Заволочью стали проявлять интерес жители Скандинавии - норманны. Сначала они пытались проникнуть в эти богатые пушниной края с запада, через Финский залив, реку Неву и Ладожское озеро. Однако здесь они встретили сплоченный фронт славянских и чудских племен.

     Они не только не покорились пришельцам, но объединенными усилиями изгнали их из родных пределов в 862 году (Историк А. Угрюмов, очерк "Кокшеньга"). Норманнам пришлось искать окольный путь в Заволочье через Баренцево и Белое моря. У предков коми был обмен и с вымской культурой, чепецкой культурой предков удмуртов, угорским населением сылвенской культуры и лесного Зауралья, с племенами башкир. Да и предки булгар не забыли древних финнов!

     Уже с Х века Пермское Приуралье, становится торговой факторией могущественной Волжской Булгарии. А. Угрюмов сообщает: "Булгары, как пишут арабские географы, ездили в страну Вису преимущественно зимой, на санях, запряженных собаками. Обозы сколачивались до сотни повозок и шли в сопровождении лыжников. Булгары везли народу Вису оружие: копья, мечи, ножи, топоры, серебряные и золотые украшения, ткани и выменивали на них меха, столь ценящиеся правителями Восточных царств, моржовую кость, воск, мёд".

     На Колве близ её впадения в Вишеру, напротив камня Полюд, с Х века существовали укрепленные селения пермяков, Чердынь и Покча, считавшиеся центром всего края и местом сбора дани с местных жителей (полюдья).

     Ведь, по свидетельству историка А. Белавина, в Х веке страна Вису платила налоги в казну царя Волжской Булгарии, который единолично решал, пройти или нет торговцу с партией товара через Вису-Чулман. Болгарские торговые фактории (касабы) существовали вплоть до XIV-XV веков. В касабах Афкуль, Ыбыр и Чулман на Камском Торговом Пути собирали налоги и проверяли купцов. Правила были и для "булгарских" и для "чулманских".

     Однако купцам из страны Вису не разрешали самим являться в Булгарию, кроме исключительных случаев. Арабский летописец Аль-Гарнати описывает такое редчайшее событие:
     "Я видел группу их в Булгаре во время зимы: лица красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен и в такой холод они носят льняные одежды! А на некоторых из них бывают шубы из превосходных шкурок бобров, мех этих бобров вывернут наружу. И пьют они ячменный напиток, кислый как уксус, он подходит им из-за горячести их темперамента, объясняющейся тем, что они едят бобров, и беличье мясо, и мёд". (А. Белавин "Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман".)

     Начиная с XI века, к родановцам проникают первые северные русские поселенцы, поморы. Иногда северные славяне проживали в одних поселениях с коми-пермяками (!). Новгородские купцы и ушкуйники с реки Вычегды волоком переправлялись на реку Колву, впадающую в Вишеру, откуда далее их пути шли в южном направлении на Каму и Волгу, а также на восток, по Вишере, в Сибирь.

     С русскими распространяется христианство и христианский обряд погребения. На реке Боровой с XI века зарождается солеварение. "Товарная биржа" Приуралья перестаёт быть только "меховой". В Булгарию, на Запад и Восток начинают поставляться слитки меди и бронзы, отборное зерно и … соль! (Весьма ценный товар раннего средневековья).

     В XII веке на Чусовую пришли "чужаки", на языке коми – вогулы. Сами себя они называли манси - "младшие братья". "Младшие" вытеснили "старших". Новые хозяева уже не строили протогородов, не вели сельского хозяйства. Манси  охотились, ловили рыбу, пасли оленей.

     Они жили в стойбищах, состоящих из лёгких переносных чумов, которые передвигались вслед за оленьими гуртами. Вслед за манси на Чусовой и в Прикамье  обжились русские люди. Но это уже совсем другая история. Прапермская Атлантида, Биармия окончательно ушла от нас в Реку Времени.

     *** ОТКРЫТИЕ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ***

     Что осталось нам от страны Вису?
С 1759 года Барон Николай Строганов стал строить чугунолитейный и железоделательный завод на реке Кын близ устья у Чусовой. Строгановы были известные меценаты и коллекционеры, по их просьбе управляющие в вотчинах скупали у крестьян все найденные "любопытные и изящные предметы", которые попадали в строгановскую "коллекцию редкостей".

     И вот на реке Кын была обнаружена первая бляха, на которой изображён "Медведь в жертвенной позе". На ней изображена голова медведя с двумя передними лапами по обе стороны носа. О месте находки Медведя в Кыну строгановскими "прикащиками" было записано: "Найден в береговых осыпях реки Кын при строительстве завода". Видимо, при строительстве было разрушено родовое святилище князей рода коми.

     В мире найдено шесть блях с Медведем, из них пять в Кыну и одна близ Салехарда, их можно увидеть среди экспонатов Эрмитажа и Пермского краевого музея. Именно эта кыновская находка дала основание выделить Пермский Звериный Стиль из остальных аналогичных культур. В изображениях Звериного Стиля других народов Медведь НЕ встречается!

     Управляющий имениями Строгановых В. А. Волегов в археологической коллекции сделал первое собрание "чудских древностей", артефактов Пермского Звериного Стиля. Их описание в 1841 году дал писатель П.И. Мельников (Андрей Печерский).
Династия лесоводов и краеведов Теплоуховых (Александр Ефимович и сын Фёдор Александрович) не забыла труды Волегова.

     В 1868 году граф С.Г. Строганов писал А.Е. Теплоухову: "…все находки в старинной Биармии могут быть очень важны для науки, поэтому, Александр Ефимович, я обращаюсь к Вам; не из-за одной прихоти, а от имени науки я прошу способствовать мне в отыскании археологических памятников означенной эпохи и радушно и щедро расплачиваться моими средствами".

     Кроме Кына, произведения Пермского звериного стиля находили у Думной Горы в Полевском, в городищах и могильниках нижней Чусовой. Больше всего - в Гляденовском костище, на Гляденовской горе близ города Перми. (А.Иванов "Message: Чусовая").

     Как рассказал А. Иванов, "… учёные долго отказывали Пермскому звериному стилю в праве быть "пермским". Поначалу считалось, что "шаманские изображения" заимствованы или из скифского звериного стиля, или из сибирского звериного стиля, или из персидских изображений на посуде. Только Ф. А. Теплоухов первым всё-таки признал, что древние пермяки попросту не могли столь долго (больше тысячелетия) обезьянничать".

     На скифских и персидских образцах не могло быть, например, ещё и лосей, а сибирские произведения звериного стиля уступают по уровню мастерства. Теперь окончательно признано, что Пермский Звериный Стиль – уникальный результат уральской истории и мифологии!

     В начале ХХ века историк А.А. Спицын представил альбом "Древности Камской чуди" из собрания "шаманских изображений" Теплоуховых на всеобщее обозрение. Публика была просто потрясена "чудовищным стилем".

     *** МЕДВЕДЬ – ПРЕДОК ВСЕГО РОДА ***

     Почему именно Медведь с Кыновской бляхи стал символом Прикамья?
Медведь  всегда занимал совершенно особое положение из добываемых зверей в верованиях многих народов северной части Европы и Азии, независимо от языковых и племенных границ. Кстати, у древних финнов были медвежьи  культовые обряды, сохранились медвежьи песни Калевалы. Именно у финно-угорских племён самым почитаемым зверем в мифологии, с большим уважением и опаской,  был Медведь!

     Медвежьи головы на бляхах показывали трехчастное строение мира как по вертикали: от Верхнего мира через Средний к Нижнему; так и по горизонтали: от верховьев до низовьев рек.
     На культовых "медвежьих" праздниках делались священные выкладки из головы и лап Хозяина Тайги во время жертвенного камлания.

     То, что на бляхе с кыновским Медведем изобразил древний художник, позднее обнаружено археологами на святилищах. У Медведя просили прощения за убийство и старались задобрить его ритуальным праздником, на котором угощали Медведя … его же мясом! Тогда дух Медведя вернётся в жизнь.

     Археолог и искусствовед Е.И. Оятева даёт трактовку изображений Медведя на Кыновских бляхах. На них изображён предок всего рода, "Человек-Медведь". Кыновские Медведи – четырёхпалые без пятого большого пальца. Большой палец человека и животного  – это его душа. Медведь без большого пальца – это оборотень, человек в шкуре медведя, Медведь-Человек!

     Кыновские бляхи с небольшими ушками служили нагрудными подвесками. Князя рода узнавали по нагрудному родовому медальону. Так сказывается в народной поэме о древнем герое коми Кудым-Оше. После смерти князя у коми было принято его "знак" (нагрудный родовой медальон) уносить на святилище, возвращая "первопредку". Для нового владыки отливался новый символ власти. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами, защищали владельца.

     *** СВЯЩЕННАЯ КЛЯТВА: НА ЛАПЕ МЕДВЕДЯ! ***

     На этой медвежьей клятве были основаны признания в судах древней культуры. Люди цепенели от священного страха перед Медведем, искренне верили, что Медведь покарает нарушителя клятвы и найдет виновных. Особенно страшились ложной клятвы на Медведе. Ведь, если ложно скажешь "Разорви меня медведь, если я лгу", то Медведь неминуемо найдёт и разорвёт тебя!

     На этом я закончу цикл "исторических" сказаний о Кыне и всем читателям дарю пожелание, которым заканчиваются грузинские сказки:

Мор там, пир здесь,
Отсев там, мука здесь,
Еласа, меласа,
Висел кувшин на мне,
Сказителю, слушателю
Счастье – вам и мне.

©Михаил Латышев

     *** ГАЛЕРЕЯ ПЕРМСКОГО ЗВЕРИНОГО СТИЛЯ ***

Какие ещё образы встречаются в произведениях Пермского звериного стиля, кроме Медведей?
Подробная их классификация есть на сайте "Пермский Звериный Стиль" (http://perm-animal-style.ru). Привожу в качестве справочной информации часто встречающиеся образы.

     ЧЕЛОВЕКОЛОСИ

     Образ человеколося, как и Медведь - "визитная карточка" Пермского Звериного Стиля. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует! Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный/подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

     "Люди-лоси-птицы" - самый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля третьего порядка. Существуют изображения второго порядка: люди-лоси и люди-птицы. Образ человека с птичьим клювом и лосиной головой над человеческим лицом произошел, возможно, от слияния двух родовых групп и соответствующих культов.
Особо отметим ноги с раздвоенными копытцами у многих человеколосей. Мировая культура знает о таких существах: фавны, сатиры, а также лешие и подобные языческие божества.

     ЯЩЕРЫ

     Ящер представляет собой Нижний мир, глотающий головы-души и извергающий их для нового рождения. Существует космограмма, показывающая устройство мира в представлении создателей звериного стиля. Герой находится на двух ящерах, стоящих один на другом. Один из ящеров - рыба, плывет в мировой воде, а на рыбе — собака, которая держит на себе средний человеческий мир. Эта схема повторяет иранские мифы о мироустройстве, где земля держится на быке, а он, в свою очередь, стоит на огромной рыбе. Откуда чудь узнала о подземных ящерах и драконах?

     Лев Баньковский обратил внимание на слова одного из самых первых исследователей пермского звериного стиля Д.Н. Анучина: "можно считать несомненным, что среди приуральской чуди было широко распространено представление о каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогами и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями и щитками вдоль спины, и оканчивающимся более или менее коротким хвостом".

     Действительно, палеонтологи обнаружили в Прикамье и в Приуралье останки ящеров пермского геологического периода именно с такими внешними признаками, которые перечислял Д.Н. Анучин. Причем найдены они были в тех же пермских медистых песчаниках, в которых, по записям академика И. Лепехина, "жившая тут чудь только самую лучшую руду отбирала", "лазя под землей наподобие кротов, отковыривала лучшую руду кабаньими клыками".

     БОЖЕСТВО В ОКРУЖЕНИИ ЛОСЕЙ

     Альви - одно из основных божеств бьярмов, создателей пермского звериного стиля. Обычно изображается в позе хозяина "руки в боки". Нередко в амулетах есть указание на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела "столбиком" словно сразу после рождения.

     Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Он давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели, совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Альви стал покровителем людей-лосей и всегда окружен небесными лосями.

     Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой, ведь он мог продлить жизнь человека и послать удачу. В цикле изображений "святое семейство" показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями. Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет всю Вселенную!

     Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты  - Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. По некоторым интересным мансийским преданиям, Светлый мальчик был создателем земли - из собственных соплей!

     БОГИНИ

     Создатели пермского звериного стиля верили в существование трех миров и культ богинь-матерей. Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира - лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень - сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира - конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

     Культ богинь в пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на ещё гляденовском костище.
     Особый вид пластин - богини с солярным знаком, кругом на лбу.

     СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ

     Знаки солнечной богини, символ возрождения. Предположительно, закреплялись также на куклах-изображениях умерших, как символ возрождения, знак новой жизни.

     ПТИЦЫ

     Птицы играли огромную роль в жизни создателей Пермского звериного стиля. Боги могли превращаться в птиц. Земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая нырнула по приказу бога и достала со дна горсть первой суши - землю.

     Птицы с личиной на груди - первопредки народа бьярмов! Существовали птицы с одной головой и с тремя - вестницы богов, летающие в трех мирах. Элементы птиц - гусиные и утиные лапки распространены на шумящих подвесках, украшениях женского костюма. Женщины носили накосные украшения с изображениями-оберегами в виде птиц. Орлы были помощниками богов и вождей, крылатые собаки - помощники шаманов.

     Для сравнения - в западносибирском зверином стиле распространены изображения гусенка, образ Мир-Сусне-Хума, покровителя людей, сына небесного бога.

     ВСАДНИКИ

     Ещё в гляденовской культуре встречаются человекоподобные божества верхом на животном. В Историческом музее в Москве находится несколько фигур всадников на коне и бронзовый всадник - божество на волке.

     С расцветом пермского звериного стиля сюжет усложняется: появляются всадники на гибридах-ящерах, богини на коне и на лосе. Божество на лосе, небесном звере - движется по небосводу и наблюдает за порядком в мире. Божество на ящере следит за порядком в круговороте душ при контакте с Нижним миром.

     ХРОМОЙ БОГ-ФИЛИН
глава "Великий хромой" из книги Б. Эренбурга "Звериный стиль")

     На пластинах раннего железного века выделяется круглолицая человекоподобная фигура с большими глазами, руками-крыльями, иногда голова увенчана короной. Иногда на подвесках изображена только лик божества, который легко опознать по короне и характерным глазам. Ноги персонажа различны: одна нога короче или толще другой, что подразумевает хромоту героя. Как вариант, отсутствуют крылья, а фигура увенчана головой медведя. Хромота демонстрирует реальность боя божества со зверем и победу над ним.

Материалы, использованные при подготовке статьи

1. А.В. Иванов. "Message: Чусовая", 2007
2. Материалы Кыновского музея
3. Пермский звериный стиль, материалы http://perm-animal-style.ru/
4. Л. Баньковский, М. Ожиганова "Соль пермской земли", Соликамск, 2004
5. Пермский звериный стиль, материалы http://z-obereg.ru/
6. "Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки", Сыктывкар, 1994
7. А. Белавин "Камский торговый путь из Болгара в "страну Вису и Чулман"
8. А. Угрюмов Очерк "Кокшеньга".
9. В.Ф. Генинг, В.А. Оборин "К вопросу о гляденовской культуре", http:// ural.ru/
10. Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск, 1985, http:// ural.ru/
11. Родановская культура, сборник статей, http://ural.ru/
12. "Народные сказки, собранные в Кахетии и Пшавии Т.Разикашвили". Тифлис, 1909. Перепечатка: Институт грузинской литературы им. Шота Руставели, сборник "Грузинские народные сказки", Под редакцией проф. М.Я. Чиковани. Издательство Мерани, Тбилиси, 1971.
13. Д.М. Латышев, кафедра религиоведения УрФУ. Анализ сказки "Пашкунджи"