Свобода выбора

Павла Марганцовка
Запах свежей выпечки витал в воздухе, делая это место уютным. Сладкий густой какао оставлял ощущение поцелуя на губах, а принесенная официантом французская булочка была хрусткой снаружи и воздушной внутри, оставляя знакомый с детства привкус.
Так совпало, что к прекрасной еде, примешалось ожидание живой легкой музыки от моих друзей. Сегодня они впервые выступят на публике, хоть и в этом небольшом кафе, но все-таки.
- Я присяду? – Голос незнакомца был ничем не примечательным. Я кивнула, даже не повернувшись. Вокруг все шумели: придвигали стулья к столам, размешивали сахар чайными ложечками, смеялись, беседовали, флиртовали; жизнь кипела, как и всегда бывает в выходные в общественных местах. Я подумала, что это к лучшему, особенно для моих друзей, которые располагались на небольшой сцене. Кто-то досчитал до трех в микрофон, похоже, выступление скоро начнется.
 - Интересные ребята. – Вдруг произнес уже забытый мной незнакомец. Я повернулась и увидела седого мужчину в очках, сквозь них он смотрел на готовящихся к выступлению музыкантов.
 - Это они еще не начали петь. – Ответила я из вежливости, чтобы просто казаться воспитанной. Но при общении с незнакомцами я всегда начинала нервничать и цеплялась рукой за золотой крестик, который висел у меня на шее, чтобы повертеть его, успокоиться, и снова отпустить.
- Вы крещеная? – Поинтересовался незнакомец. Я только кивнула. – Почему?
- Родители крестили меня в раннем возрасте, у нас вся семья верующие. – Я пожала плечами, но крестик отпустила.
- А вы?
- Я тоже.
- Почему? – Не отставал мужчина, только сейчас я заметила на его лице добрую улыбку, с такой смотрят на маленького ребенка, когда тот перемазывается краской или пластилином.
- Извините, но я не хочу об этом говорить.
- Понимаю. – Кивнул дядечка и повернулся к сцене, так, будто его больше не интересовала ни я, ни мой крестик. Рука снова бессознательно потянулась к знаку религии.
- Извините. – Неожиданно, даже для самой себя, я возобновила разговор. – Вы что-то имеете против христианства?
- Нет, что вы. Я не имею ничего против любой религии. Но и не за.
- Вы атеист?
- Скорее агностик. – Я непонимающе посмотрела на него. – Это значит, что я не отрицаю бога, как такового, я просто склоняюсь к тому, что бога нельзя найти никаким научным способом, и от этого мне легче живется.
- Но, так же нельзя! Бог ведь смотрит и за вами тоже! Иначе зачем еще столько людей молятся ему?
- Зачем люди покупают смартфоны? Множество людей каждый день покупает новые телефоны, но это же не может заставить тебя его купить?
- Вы попадете в ад. – С ужасом ответила я, почти понимая, что он хотел до меня донести. 
- А если ада нет? – Спросил он в ответ. На его лице по-прежнему была отеческая улыбка.
- Еще скажите, что рая тоже нет.
- Даже если так, то что?
- Тогда теряется смысл во всем. – Ответила я серьезно. – Зачем вы тогда живете, совсем без веры?
- В мире множество прекрасных вещей, в которые можно верить.
 - И во что вы верите?
- В людей.
- Это как-то странно. Какой в этом смысл?
- Смысл жизни в том, чтобы жить. – Спокойно ответил мой собеседник. – Смотрите, начинается. – Сказал он и отвернулся к сцене.
Все выступление прошло как в тумане. Когда все закончилось, мужчина куда-то делся, а я поспешила к друзьям. Кажется, их пригласили играть еще и на следующие выходные.
Когда я вернулась домой, меня встретила мама и дюжина икон, стоящих на полочке в коридоре. Почему-то мне не очень хотелось на них смотреть. На кухне был готов ужин. Мама пила вечерний чай и смотрела в телевизор. У нее на шее тоже висел крестик - маленькое золотое распятие.
- Мам, почему ты веришь в бога? – Спросила я без задней мысли. Конечно, моя мама верила, но мы не часто ходили в церковь, только по большим религиозным праздникам. Она насторожилась.
- К чему такие вопросы?
- Просто, подумала почему люди верят в бога и решила спросить.
- Меня так воспитывали, - сказала мама, пожав плечами, - жить веря в Бога и следуя его законам – это праведная жизнь.
- Понятно. – И я замолчала, потому что в мою голову вплыли какие-то совсем невероятные мысли.
Этой ночью я плохо спала. Во сне мне виделся дьявол, сбивающий меня с пути, разрывающий мое сердце и смеющийся при этом.
Утро встретило меня ярко-оранжевым солнцем, запахом кофе из кухни и смутной тревогой, поселившейся в моем сознании, как на краю горизонта пристроилась, казавшаяся маленькой, туча. Днем полил дождь. Я сидела в аудитории, когда услышала тихий топот капель по пластиковым окнам. Тихо гудел проектор, сопели и шептались другие студенты, а я смотрела на все это со странной смесью чувств, каким-то недоверием, удивлением и чуточку страхом. Теперь мне казалось, что явь от меня ускользала, что я упускаю какие-то мысли, чтобы не заострять на них внимания.
Дождь закончился так же быстро, как начался, на небе остались пушистые серые тучки, заслоняющие солнце. Я подумала бы, что пути господни неисповедимы, но теперь такая мысль казалась кощунственной, неправильной. При чем тут бог? Еще в школе на экологии нас учили, что такое круговорот воды в природе. Это просто физика и химия и это не удивительно, правильно и нормально.
Я остановилась, когда уже почти вплотную подошла к вчерашнему кафе. Понедельник, внутри почти пусто, но тот странный мужчина сидел там. Сама еще не понимая, что делаю, я забежала внутрь. В нос ударил запах корицы, миндаля, выпечки и горячего шоколада, но сейчас было не до этого. Сейчас все эти дополнения реальности казались серыми и безликими, бессмысленными.
- Что вы сделали со мной? – Спросила я, усаживаясь напротив. Я пристыжено опустила глаза, понимая, что моя фраза прозвучала, как обвинение.
- А, это вы? А что с вами? – Он даже не удивился, как будто привык к таким вот случайным разговорам.
- Все потеряло смысл, если нет бога, что остается?
- Я не говорил, что бога нет, и не пытался заставить вас потерять веру. – Мне снова стало неловко, он говорил правду, я ведь могла просто пропустить мимо ушей его слова. Он потягивал кофе и читал. Я обратила внимание на книгу, глянцевая страница с картинами какого-то художника и маленькие черные буквы, заполняющие собой другую блестящую белую половинку.
- Почему, тогда…
- Наверняка вы переживали кризис веры, я только дал вам толчок для размышлений.
- Я просто не могу понять.
- Понять и принять веру - это разные вещи. Вера не материальна, это не несколько видов бутербродов в кафе, которые ты выбираешь и заказываешь. Никто не знает наверняка, есть бог или нет. Это видение мира, только и всего.
- Вы еще больше меня запутали.
- Взгляните на это с другой стороны. Представьте себе на секунду, что вы никогда не верили ни в какого бога. Станет ли вам труднее выбирать, чем перекусить?
- Но это мелочь.
- Жизненно важная мелочь. Качество жизни напрямую зависит от качества еды. И что же, отсутствие веры, как то влияет на твой выбор? – Я задумалась. Так может, я никогда не верила?
- Не влияет. Но есть же заповеди, они ограничивают…
- Смотрите, если бы не было заповеди «не убей», вы бы пошли убивать? – Я отрицательно помотала головой. – Люди имеют разум. Конечно, люди также имеют организм, инстинкты, рефлексы – все, что есть у животных, но самое главное у человека есть разум, воля, способность ценить что-то кроме потребностей тела. Если человек не убивает, только потому, что верит в бога, и нет другой причины. Представьте, что он сделает, когда вдруг придет к осознанию, что бога нет? Конечно, религия прекрасно ограничивает такие губительные порывы, но разве духовно развитый человек способен на убийство во имя убийства? – Я молчала. Незнакомец смотрел куда-то в свою чашку, говорил он просто, не как фанатик, а как человек, который много размышлял над этим. Он не вываливал лихорадочно свои мысли, он строил логическую цепочку. Причины, по которым он пришел к такому следствию.
- Тогда походы в храм, для исповедания…
- Обратная сторона медали: в каждой религии есть бог, заповеди и возможность все искупить. А еще религия говорит нам, что страдание – путь к праведной жизни, но если всю жизнь человек страдает, что потом? На смертном одре он думает, что все сделал правильно, если вдруг окажется, что нет рая и ада, что будет? Этот человек страдал, лишал себя радости, сознательно, чтобы оказаться на небесах, а их нет. И что тогда? Не проще ли позволить себе жить, наслаждаться жизнью, каждым днем радоваться, если выдалась такая возможность. Всегда все можно преодолеть, нужно только хотеть этого.
- Но если бог есть?
- Вот какая неувязка, бог, судя по религии, любит людей, своих детей. Если это так, то почему люди должны страдать? Он этого хочет? Тогда, это извращенная любовь. –Я внутренне дернулась, как легко этот человек богохульствовал.
- Тогда легче не верить.
- А вы не допускали мысли, что бог – это не религия?  Вдруг, это что-то, из-за чего появилась вселенная, из-за чего деревья пускают корни, а вы сейчас можете беседовать со мной? И этому вселенскому нет никакого дела до того, как вы распоряжаетесь своей жизнью. И все это взаимосвязано. Что, если не какая-то личность управляет вами, а вы сами?
Я инстинктивно схватилась за крестик и стала его вертеть.
- Если так, то почему люди болеют и умирают, они этого не хотят, никто не хочет болеть.
- У всего есть причины, даже у болезней. Вы хорошо питаетесь, занимаетесь спортом?
- А наследственные болезни, а рак?
- Ваши предки делали выбор, давным-давно, с кем заводить ребенка, вашего дедушку, или вашу бабушку. А рак такое же следствие, из того, что делали предки. И опять же, в силах человека найти средство от болезни и лечится, и в силах следить за своим здоровьем так же трепетно, как за здоровьем собственного ребенка, хотя и этим многие пренебрегают.
- Допустим, а если кого-то убивают, скажете, это тоже его вина?
- Нет, это вина убийцы.
- Значит, мы не можем управлять своей жизнью. – Я победоносно выдохнула и с улыбкой смотрела на собеседника, но он по-прежнему тепло улыбался.
- Большей частью, все-таки, можем. Вы словно пропустили наш диалог до последнего предложения.
- Простите. – Я смутилась, сама не зная, за что извиняюсь. Внутри стало как-то пусто, нужно было навести порядок, почему-то я думала, что странный мужчина поможет мне в этом. Пока я молчала, он снова перелистнул страницу книги и отпил кофе.
- Вы агностик, почему тогда говорите о боге, как о чем-то существующем?
- Я не знаю, и никто не знает, существует ли бог. И я допускаю, что он может существовать. И я уважаю веру других людей. Это видно, когда бог есть у человека в душе, и когда он есть в голове. Помните, мы говорили с вами об убийстве? Это замечательно, что существует религия, она ограничивает многих людей в порывах совершить грех, но мое мнение – религии придуманы человеком, и зачастую религия является оружием, средством уничтожения людей. Вспомните конкистадоров, действующих во имя религии? Я уже не говорю о террористических актах, в наше время, но в истории масса примеров. Но я ни в коем случае не говорю, что религиозные люди не правы. Вера – выбор каждого. Это внутренняя свобода, знать, к чему ты стремишься и почему.
В голове светлело, и я поняла, что не давало мне покоя, почему я так испугалась того, что какой-то незнакомец верит во что-то иное. Я была зависима от стереотипов, не могла увидеть то, что видел он, свободу выбора.
Я поблагодарила его и ушла, на улице ярко светило солнце. Подумав, что пути господни неисповедимы, я улыбнулась. Внимательно смотря по сторонам, я перешла дорогу, чтобы пойти домой по людным улицам, всматриваясь в лица случайных прохожих, и от души мысленно желая им свободы.