Экскурсия в Кыновский музей

Михаил Латышев
     Село Кын мы мечтали увидеть давно и первая же поездка туда впечатлила. В один из ноябрьских дней моросил дождь. Решив скоротать время в местном музее, мы пришли к большой избе с вывеской Кыновского Народного Дома. У него оказалась интересная история.

     *** КЫНОВСКОЙ НАРОДНЫЙ ДОМ ***

     Строгановы устраивали в чусовской глухомани маленький "Петербург" с духовной жизнью, где можно было посетить храм, театр. Прошение о Театре служащие Кын-Завода подали графу Григорию Строганову в 1840 году. Граф затею одобрил и выделил помещение. Труппу актёров составили служащие, учителя и врачи, лесные и горные смотрители. К ним присоединились их жёны. Они же были режиссёрами и музыкантами.

     В 1869 году построено новое деревянное здание заводской Чертёжной, в котором Сергей Григорьевич Строганов выделил целый зал для народного Театра, отапливаемый печами - более чем на сто мест, да ещё с балконом! Когда стоишь прямо на сцене и видишь старинный механизм подъёма занавеса, то кажется, что зал вот-вот начнёт заполняться. Мужики, сняв шапки, будут негромко переговариваться в ожидании, когда же вспыхнут лампы, зазвучит музыка и перед ними развернётся волшебное действо.

     По описанию Ф.А. Треногиной, жители Кына в Театре проводили музыкальные вечера, на сцене ставились пьесы А. Островского, Н. Гоголя. Спектакли посещали и жители уездного города Кунгура, Серебрянского и Коноваловского заводов. Летом народный театр устраивал праздничные гулянья заводчан в деревушке на Чусовой с характерным названием Весёлый Луг.

     С начала XX века в Чертёжной появился камерный оркестр и светский хор. Организатором и руководителем стал студент Петербургской консерватории Александр Конюхов, сын диакона Свято-Троицкого храма. Занимались в оркестре и хоре дети служащих завода, давая концерты для жителей села. В селе Чертёжную стали звать Народным Домом.

     Кыновский театр плодотворно работал и в советское время. Сейчас его нет, в Чертёжной остался Дом Культуры и краеведческий музей.

     *** ЭКСКУРСИЯ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ***

     В небольших залах музея компактно разместилась интересная коллекция, в которой погружаешься в историю уральской жизни, начиная с окаменелостей палеолита и открытия пермского геологического периода, сделанного сэром Родериком Мэрчисоном.

     Вы окажетесь в мире древних хозяев на Чусовой, у предков коми-пермяков. На высоком мысу Плакун-Горы ставятся первые городища. Женщины постигают таинства металлургии. Люди, птицы и медведи, волки и лоси перевоплощаются друг в друга в фигурках Пермского Звериного Стиля. У них одна Вселенная из нескольких миров.

     Мужчины на широких лыжах идут на зимнюю охоту по льду Реки Теснин, по белой ворге.

     Вот на берегах священной Чуоси появляются манси, пришедшие с восточных склонов Каменного Пояса. Удивительно, но они побеждают татар в битве 1240 года в устье Чусовой! Вы увидите, как на "медвежьем празднике" племя ублажает дух Лесного Старика.

     Появляются и русские поморы, пришедшие с Севера. Мелькают века, и вот на вешней воде покачиваются лодки дружины Ермака. Им надо успеть до зимы преодолеть Уральский хребет и перевернуть этот мир, открыв новую страницу России.

     Путешествие во времени перенесёт Вас в заводской Кын времён Строгановых.  Появляются первые старообрядцы, скрывающиеся от гонений на Урале. Строится пристань и первые дома. Воздвигаются плотины, задуваются первые домны.

     Служат молебен перед отплытием каравана барок, выжигают уголь и везут его к пылающему жерлу печи. В кричной отбивают первосортное железо для ведущих ярмарок России. На барки грузят пушки и ядра, которым суждено вышибить дух из армии Наполеона раз и навсегда.

     Темп преобразований стремительный и уже раскинулось по логам между Ильинской и Мёрзлой горой целое село, дымят трубы нескольких фабрик, крутятся водобойные колёса плотин.

     На высоких уступах гор солнце освещает часовни. В тёмной зелени елей, как белоснежный корабль, поднимается над долиной Кына Свято-Троицкий храм в русско-византийском стиле. Колокольный звон наполняет пространство.

     Летит птица-тройка, Россия набирает ход!

     На заводе появляются новейшие турбины, молоты и станки.

     Только отменили крепостное право – и в далёком от столиц селе Кын открывается первый в России бизнес.
     Бывшие крепостные, рядом блистательный граф Строганов – и они вместе участники, составляющие бизнес-план, распределяющие первую прибыль? Уму непостижимо, но это так.

     И вот первая фирма на паях выпускает диковинное литьё, чугунные вазы и пепельницы, листовой металл, утюги и топоры. Появляется первая сеть кооперативных магазинов со снижением цен.

     По вечерам идут представления лучших русских пьес в Театре. Это не столица? Это заводское село?! Невероятно!

     Для разрешения споров и учёта мнения простых людей действуют третейский "домашний" суд и Правила благочиния, общественные собрания.

     Высокие заработки людей, которые работают по 4-6 часов, отдыхают во все православные праздники и на лето получают большой отпуск для работ по хозяйству, притом отстраивая двухэтажные дома – это что, было реально?
     Сейчас о таком можно только мечтать.

     Жизнь-то была налажена.
     Вместо грабительских кредитов были заводские кассы взаимопомощи, ссуды в кооперативе.
    Городское реальное училище и павленковская библиотека, школы, аптека и больница, приют для беспризорных, заводские пенсии по старости – пожалуйста, вот "решения социальной сферы" XIX века.
     Недаром сельчане говорили: "Кын – золотое донышко!"

     Именно там, в народном музее Кына, я оценил вклад династии Строгановых в развитие России и понял, какой они хотели её видеть.

     В Кыновском заводе к началу XX века ими была на деле создана модель развития России.

     В тайге "с нуля" налажено производство высококачественной продукции с использованием последних достижений в технологиях. Создана инфраструктура плотин, дорог и мостов, пристаней. Инвестиции финансировались как за счёт прибыли, так и впервые за счёт кредитования под залог ценных бумаг – складских свидетельств.

     Впервые в России создана коммерческая фирма с акционерами из рабочих и служащих на паях, обеспечивая доступность продукции и товаров населению по низким ценам. Развито страховое дело с участием одной из первых российских страховых компаний – "Саламандры".

     Строгановы считали Россию самодостаточной и полагали, что успехи бизнеса, основанного на собственном производстве, должны быть во благо каждого. Высокий уровень жизни простых людей оказался приоритетом и конкурентным преимуществом для владельцев земли и заводов.

     Строгановы видели Россию свободной и духовной, когда у каждого человека, неважно из какой семьи, есть все возможности выучиться на профессию или открыть дело, иметь достаток, быть образованным и занимать достойное место в обществе.

     Простите, а тогда за что боролись в 1917-ом году? У меня нет ответа.

     Немного ошарашенный, я вышел в тот день из музея и вернулся в реальность XXI века.

     Храм-корабль дожидался реставрации.
     На обочине разбитой дороги стояла телега, выпряженная из-под лошади.
     Народ в резиновых сапогах топал в магазин – не купить, так хоть посмотреть!
     Аптеки и больницы не было и в помине.
     Кын нёс хмурые синие воды мимо остатков разрушенной плотины по дну спущенного пруда.
     Караульная изба у призраков-цехов и руин пожарки казалась нонсенсом – нечего караулить.
     Ветер гнал волны Чусовой биться о камни заброшенной пристани.

     Мне захотелось пожить в тех временах, когда горные заводы жили такой особенной, цельной жизнью.
     И я … шагнул обратно в мир железных караванов.

     Рядом с Народным Домом в бывшем Корпусе паровых машин расположился Музей Горнозаводского флота. Освещения там не было. Открыв тяжёлые ворота, я увидел, как среди каменных стен в полумраке качаются на тросах лодки. И древние долблёнки, сбитые парой для устойчивости, и длинноносые кыновские плоскодонки.   
     Прямо как в пушкинской сказке о спящей царевне!

     Днища крестьянских лодок укреплены "кокорами" (нижняя часть ствола дерева с комлем) так же, как и когда-то днища барок.
     Лодки, рисунки по устройству барок, снимки сплавов – всё напомнило ту невероятную эпоху, когда русские люди придумали по весне "наливать" реку Чусовую, спуская дружно заводские пруды.

     Барки выпускали в стремительный и смертельно опасный полёт по гребню "караванного" вала мимо грозных бойцов, поджидающих жертву.

     Не ожидал увидеть в глубинке такой чудесный музей. А ведь он тоже Народный!
     Его создали простые люди. Рождает ещё наша земля самобытных "светочей".

     *** НАРОДНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ ***

     Есть люди - энтузиасты, которые пытаются сохранить нашу память и историю. Они собирают частички прошлого для поколений будущего.
     Хочу рассказать о настоящих подвижниках уральского краеведения, жителях села Кын.
     Отец и сын Соломины, Виктор Васильевич и Владимир Викторович создали Кыновский музей, собирая материалы и документы.
 
     Они восстановили со старинных негативов фотографии Кына XIX века.
     Соломины посвятили истории родного села на Чусовой свою жизнь!

     Виктор Васильевич Соломин родился в селе Кын в 1924 году. Он прошёл Великую Отечественную Войну и закончил её в Румынии, был командиром миномётного расчёта, принимал участие в боях на Курской дуге. После войны Виктор вернулся в своё село. Работал столяром, как его отец и дед.  Сначала столярничал в Кыновском Цехе №2 Лысьвенского метзавода, а после закрытия Цеха обучал столярному делу ребятишек в Кыновском детском доме.

     Виктор Соломин с 1949 по 1961 годы заведовал сельским клубом, в 1968 году назначен директором Кыновского районного Дома Культуры. Клуб был одним из лучших в области и к боевым наградам Виктора Васильевича добавились трудовые, в том числе орден Трудового Красного Знамени.

     В 1986 году Виктор Соломин решил создать краеведческий музей при Доме Культуры. И стал собирать по крупицам фонды. Знание фотографии помогло ему отпечатать снимки из истории Кыновского завода со старых негативов, создать фотоархив музея. Виктор Васильевич организовал школьную группу "Поиск" для сбора экспонатов музея. Он передал своё дело сыну Владимиру, родившемуся в 1948 году.

     Владимир Викторович Соломин был хранителем фондов Кыновского краеведческого музея с 1990 года и внес большой вклад в его сохранение и развитие. Знаток родного края, он не только проводил замечательные экскурсии, но и писал стихи.

     Владимир Соломин публиковал статьи об истории Кына и его современной жизни в газете "Искра", в которой он был внештатным корреспондентом.
     Владимир Викторович в 1997 году был удостоен Рабкоровской премии имени Г. Занадворных.

     Он говорил: "История рождается сегодня. Её делаем мы, каждый из нас, и ничего важнее этого не может быть".

     В 2002 году скончался Виктор Васильевич Соломин, через два года не стало и его сына Владимира.
     Для нас, ныне живущих, крайне важно сохранить этот бесценный Народный музей на кыновской земле.

     Он ещё существует.
     Протекает крыша, коробится пол. Вроде не выгоняют. Заведующая может провести для туристов экскурсию.

     Но так бесконечно продолжаться не будет. Нужна поддержка властей, чтобы начатое дело не пропало.

©Михаил Латышев