О внутренней свободе

Евгений Терещенко
«Свобода, освобождение – вот что должно быть целью человека. Но он не в  состоянии избавиться от рабства во внешней жизни, пока остается рабом во внутренней».
Г.Гурджиев.

Внутренняя свобода, если говорить о ней в целом, включает в себя несколько элементов.

1.Независимость от наследственных психических свойств характера, способных отрицательно влиять на нашу жизнь. Различные отклонения в психике, психопатии, могут вести к депрессиям, неуравновешенному внутреннему состоянию, неадекватным внешним поступкам.

2.Независимость от привычек, направляющих нашу жизнь по проложенной, укатанной колее и ограничивающих внешнюю свободу.

3.Независимость от интеллектуальных и эстетических увлечений, страстей, ведущих к отождествлению с объектами чувств, утрате осознанности, хаотичной внешней жизни.

4.Независимость от нравственных пороков: корысти, ревности, зависти, тщеславия, гордыни, колкого самолюбия и так далее. Понятно, что эти пороки, определяющие настроение и поведение человека, должны быть, если не побеждены, то поставлены под контроль.

5.Независимость от страхов, коренящихся в наследственной чувствительности, в богатом воображении, в негативном жизненном опыте и т.д. Это могут быть страхи перед смертью, тяжелыми болезнями, потерей близких людей, одиночеством и т.д.

6.Независимость от физического тела, зачастую слабого, хилого, болезненного, или, другими словами, независимость от неприятных ощущений холода, голода, боли и др., способность переносить их терпеливо и спокойно.

7. Независимость от мировоззренческих установок, убеждений религиозных, политических, научных, философских и т.д. «Человек выше субботы» - провозгласил Христос, и наши отношения к людям не должны быть связаны с их принадлежности к той или иной идеологии, тому или иному социуму.

8.Независимость от привязанностей к жилью, вещам, людям, животным. Это самые труднопреодолимые, для обычного, нормального человека зависимости, и от всех них, вряд ли нам стоит избавляться. Только на очень высокой ступени единения с Богом, для человека пропадают различия между чужими и своими, ближними и дальними, родными и неродными людьми.

Возможны и другие зависимости, лишающие нас внутренней свободы, я перечислил лишь основные из них. Очень трудно достигнуть высокой степени внутренней свободы, это удавалось только людям святым, «просветленным». Обычному же человеку можно лишь расширить ее границы.