Открытие

Лидия Орлова
               
                О, сколько нам открытий чудных...!  А.С.Пушкин

 Не каждый  день являл мне в детстве новый уголок мира, и вспоминается об этом не всё, однако, помню действительно замечательные открытия, - новые места, люди, машины, деревья, еда, книги..., -  что встречались по ходу моего развития! И размышления недетские  посещали - о взрослых, о друзьях, о радостях и смерти. Сейчас-то  это всегда со мной, как прослойка жировых накоплений, питающая меня между значимыми  событиями моей жизни. Новостей, слава Господу, вокруг хватает, но меня они мало касаются, за исключением технических, таких, как ТВ, компьютеры и  всякие гаджеты, которые дополняют и украшают мое тихое существование, но не изменяют радикально мою личность, не формируют. Да  куда уж в таком возрасте! А тогда мельчайшая букашка, божья коровка, там, или  стрекоза, или растение во дворе, или малыш-братец, или река, - все дивило и заставляло думать об их назначении или цели моей жизни. Было понятно, зачем на свете корова, ягоды, птицы, а люди - зачем? И вообще, когда меня не было у мамы, где я была и куда деваются люди после жизни  - бабушка, дядя, соседи? Как это - нас  больше не будет? Как это -  раньше, до рождения, нас  не было? Мне никто  не мог объяснить этого толком. Потом, по мере изучения  в школе физики, химии, биологии, я пыталась объяснить себе все эти вопросы законами природы, законом сохранения энергии, но не все сходилось в моих  решениях. Однако эти вопросы отодвинулись  другими животрепещущими проблемами, например,  надо было срочно одолевать после окончания курса гидов науку работы с аудиторией. Было страшно выступать перед людьми этакой всезнайкой, командовать людьми, - идите туда, смотрите сюда, это -  то, это -  сё. Необходимый минимум знаний о предмете показа, Павловском парке, у меня был, но вот как, к примеру, объяснить группе ребятишек из Тьмутараканска,  что эта лесистая  часть парка, называемая Самое красивое место, красива, и не как их тайга, а по-другому,  а Молочный домик, совсем не дворец, интересен тоже -  своей историей, имеющей  отношение и к нашим дням? Как-то неловко было  с умным видом талдычить при немолодом руководителе группы, видимо, учителе, принципы педагогики  царской семьи в 18 веке, в век Просвещения, когда  не считалось зазорным  державным отпрыскам  заниматься  не царскими делами - работать в саду, огороде, доить корову, стоять за токарным станком и т.п. Но этот руководитель группы совсем небедных детей из Сибири не прочь был послушать о простых человеческих радостях и трудностях государевой семьи, и меня его внимание вдохновляло  на дальнейшее развитие моей экскурсии от формального следования  официальным  методикам и рекомендациям -  по ходу маршрута раскрывать моменты непростой русской истории и  становления классицизма в парковом строительстве -  к повести о патриотизме, любви, ненависти, верности и предательстве в царской семье, - и все это на фоне прекрасной архитектуры, искусства и  природы Павловска, частью первобытной, частью рукотворной. Детишки, подуставшие от безусловной красоты Павловского дворца, сначала довольно вяло глядели на простую прибрежную рощицу, пока им не было объяснено, что роща не обычная, а мемориальная, воссозданная  на полуострове речки Славянки в  память членов семьи Павла, -  так отмечали их печальные уходы , -  посадками все новых саженцев, сначала двух дочерей Павла, потом родственников Марии Федоровны, потом и самого Павла... Или указывая на живописную речную долину и называя цифру сто,  которой исчислялась парковая флотилия в оны времена, я видела, как тут же  оживлялись лица моих слушателей, видимо, сразу  представлявших себе эту живописную водную кавалькаду с костюмированными пассажирами с факелами, в окружении выступающих на прибрежных сценах  музыкантов и певцов. Около Пиль-Башни ребятишки как будто заскучали, глядя на внешне скромный павильон, обманно расписанный под руину, но я взбадривала их историей этой бывшей пильной мельницы, превращенной потом в холодную купальню-мыльню с роскошным интерьером, - диванами, картинами, фарфором, библиотекой , - для отдыха после купания. Мы шли дальше, к Концу света, как называется одна колонна в этой части парка, и при взгляде на хмурый овраг детишки особенного восторга тоже не выражали, но при упоминании о стенаниях и метаниях  в этих местах вдовствующей императрицы после гибели мужа, ее "ангела",она так называла этого неуравновешенного человека, они меньше болтали по телефону, становились более внимательными к нашему маршруту, и вдумчивее вглядывались в глубь Мавзолея с печальными фигурами у саркофага с траурной урной . А Розовый Пальвильон, залитый солнечными бликами и отсветами блиставших окружающих прудов, воплощение классицизма, с его близостью к природе, рационализмом и симметрией,   был ими воспринят в еще более  радужном свете, когда они услышали о лицеисте Пушкине, со своими патриотическими стихами в честь победы над Наполеоном прибегавшем сюда из Царского Села на встречу Александра Первого. Это было видно по повеселевшим лицам моих слушателей и  паузам в их переговорах.
  Так стала для меня  очевидной необходимость в дальнейшей экскурсионной работе подкладывания сугубо человеческой подоплеки в  просвещении на любую тему, - будь то рассказ о классических красотах, либо история, -  военная история, архитектурная, любой познавательный материал я могла теперь подавать только с позиций истории Человека, истории жизни. К автобусу  мы выходили из парка через Театральные ворота мимо Павильона Росси, и я напоминала, что недалеко отсюда мы видели Зеленый театр,Воздушный театр, чуть подальше Амфитеатр, на другом берегу театральными кулисами деревья обрамляют места для зрителей и слушателей тех замечательных представлений и концертов, отзвуки которых теперь были слышны со стороны дворца, а раньше гремели и от Вокзала -Курзала, где раздавались менуэты, марши, польки, мазурки, а со стороны Парадного поля слышалась часто барабанная дробь марширующих гвардейцев и охраны. Свой рассказ о парке я тогда закончила  строками из стихов Набокова:
    ...мечтать о прошлом, золотом,
  и вдруг припоминать, в тревоге, в умиленье
  мучительном не то, что знать бы всякий мог,
  а мелочь дивную, оттенок, миг, намек, -
  звезду под деревом да песню в отдаленье.
И взрослые, и детишки, остались довольны нашей прогулкой по Павловскому парку.


Лахти. Апрель. 2016 год.