Дворец уральских индейцев

Михаил Латышев
     На реке Чусовой много исторических мест. Но есть ещё и места совершенно загадочные, которые ждут своих открывателей, исследователей! Есть реки, которые ныряют под землю и выныривают снова на поверхность. Есть свои "храмы Мачу-Пикчу" и сокровища древних цивилизаций.

     Уральский "котёл народов" при Великом Переселении дал много новых наций и народностей. В Прикамье жили древние предки коми и тюркоязычные племена. На смену владычеству древних булгар с восточных склонов Урала на берега Чусовой пришли племена манси. Зачастую в селениях с коми-пермяками жили северные славяне из пришедших русских поморов. Исповедуя разные веры и культуры, все они являлись аборигенами этой суровой страны Вису-Чулман, настоящими "уральскими индейцами".

     Сейчас взрослые нередко развлекают детей "пиратской романтикой", когда вооружённые до зубов лихие молодцы носятся с чёрными флагами, эмблемами с черепом и костями, в кого-то "пуляя". Уложив "юных пиратов" спать, они за ужином смотрят новости об очередных, недетских атаках вооруженных людей, снова под чёрными знамёнами, не заморачиваясь на сходстве.

     Предлагаю вернуться "back in the USSR", как сказал один из великих битлов – ведь в 70-80-е годы в нашей стране пацаны почти в каждом дворе играли в "индейцев". "Братья по крови", "Белые волки", Гойко Митич в вечной роли Чингачгука, Большого Змея – нас в детстве навсегда поразила романтика диких рек и высоченных гор, скал и прерий. Мы были отважные могикане, смелые ирокезы, кочующие среди племён коварных делаваров.

     Оставим большие города, перенаселённые презренными бледнолицыми и отправимся с заплечными мешками и в лёгких мокасинах на берега священной Чуоси – туда, где ночью у наших вигвамов будет гореть костёр, и мы будем смотреть на огонь вместе со своими "скво", боевыми подругами.

     Наш путь лежит к индейскому храму-скале на Чусовой, которую бледнолицые наивно называют камень Кирпичный. Те, кто встал на тропу туриста, могут отправиться пешим порядком или на железных конях из села Кын по Бобылёву Логу через Мерзлую Гору. Для нормального индейца пробежаться шесть вёрст – просто разминка!

     На покосе напротив бойца Кирпичного есть избушка с печью. Можно договориться в Кыну с местными племенами о том, чтобы в ней переночевать, выкурив Трубку Мира. Но к бойцу Кирпичному можно пройти и по Чусовой.

     Наши каноэ с верными лайками оттолкнутся от берега близ Усть-Серебряной, где мы остались в прошлом путешествии, и легко заскользят вниз по течению. По пути мы узнаем немного о чусовских названиях. За рассказом и не заметим, как пройдём с дюжину вёрст.

     *** В ЗАЩИТУ ИСТОРИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ КАМНЕЙ ***

     После устья Серебряной река Чусовая делает большую петлю, поворачивая на запад и затем на юг у Рудниковой горы.
     Название это горщицкое, старательское. В долине Серебряной добывали золото, находили платину. В деревне Усть-Серебряной жили старатели.
Затем Чусовая возвращается к тонкому горному перешейку шириной около 200 метров. На излучине река ударяется о хребет и поворачивает почти на 180 градусов к северу. В этом месте расположен необычный камень, наклонные пересекающиеся плиты которого напоминают жилище вогулов - чум! Но в советское время Е.М. Ястребов по ошибке назвал этот камень Юртой.

     Дальше идёт "вредный", мелководный перебор Кисели. Выберем левую протоку вдоль острова. По левому берегу нам открывается тот самый Весёлый Луг! Хорошее когда-то у кыновлян было время! Любили они на праздники ездить в деревушку из одной улочки вдоль Чусовой.

     В основном названия камням давали древние "аборигены", затем сплавщики. Важно сохранить историю первоначальных названий на Чусовой, в которой отражена и история разных народов, и особенности географии и климата. Например, Лёвинским назвали камень у деревни Лёвиной, названной по имени первопоселенца. Темняшами называли серые неприметные камни, опасные подводные части которых можно не заметить. Об узком каменном "горле" говорит древнеиранское название камня Мултык.

     Тонкие пласты обязательно назовут Гребешками, Рёбрами, Гребнями. Есть на Чусовой пять бойцов Печка, три бойца Шайтан, два Лысана, два Сокола, два Котла. Соколом, кстати, называли камень, похожий на грудину лося (а не в честь птицы!). Всего три камня удостоены быть Высокими. Если на вершине камня располагалось кладбище – камень назовут Могильным. Когда не сохранилось письменных доказательств об истории жителей Чусовой, единственным "артефактом" остаются … названия!

     Печально, но в этом вопросе, как говорил герой С. Юрского в фильме "Интервенция", "…все хотят стать "наполеонами". Даже по улице невозможно пройти из-за наполеонов!".

     В недавно выпущенном путеводителе по рекам Урала камень Дыроватый на реке Серге назвали … Пьющая Лошадь. Но, помилуйте, как сверять старые и новые карты, как анализировать исторические документы и летописи? Сегодня Вам показалось, что это лошадь пьёт у реки…. А завтра?

     Уважаемые картографы и авторы путеводителей! Каждое стёртое название превращает ни во что память сотен поколений об этом месте, генетическую и историческую.
     Кому-то камень у села Чусовое показался похожим на Корабли – так и переименовали знаменитые Коньи Уши, название которых вело вглубь финно-угорской мифологии о подземных мирах.

     Вот так в 1970-е годы, при обустройстве Всесоюзного маршрута №58 на реке Чусовой появились "Юрты", в которых тут никто не жил, а старинные названия бойцов зачем-то поменяли. Их можно узнать сейчас лишь по подписям С.М Прокудина-Горского к снимкам да по Лоции-путеводителю "Река Чусовая" от 2010 г.

     Кто теперь разберёт, когда и кем были изменены имена бойцов на картах?
У деревни Харёнки камень Зелёная Шапочка (а на нём красивый сосновый бор!) переименовали в … Харёнки. Воробьёв камень у села Слобода назвали Слободским.
     Вы не поверите, но красивую скалу ниже, близ устья реки Каменки сплавщики звали камень Кукушкин, а вовсе не Каменский! Это как на реке Масловке назвать камень Масляным близ деревни Масловки, в которой на маслобойке масло делают.

     И пошло-поехало! Царь-Боец Высокий стал Великаном. Близ Старой Утки камень Красненький стал Осыпью, а камень Богатый – Богатырём. Боец Лодышный у  деревни Мартьяновой стал Владычным (а он-то похож на корабль!). Камень Боец у деревни Волеговой стал Копной, Кумашный – Гладеньким.  Посмотрите, насколько ценнее и точнее, интереснее старые названия, чем фантазии новоделов.

     Сплавщики на Чусовой ласково звали пригожих девушек с красивыми бровями Охонями, было такое женское "дорогое имячко" на Урале. Ну, тяжело им было месяцами на сплаве без женского внимания. Камень с тонкими волнистыми дугами-бровями и был Охонины Брови, а стал – Афониными Бровями! Вот они, современные нравы.…
     Но это всё цветочки, ягодки – это когда названия камней путают друг у друга.

     *** ЖЁЛТЫЙ – КРАСНЫЙ ПЕРЕД ГЛУБОКИМ ГОРЛОМ ***

     Красными называли камни либо потому что они красивыми казались, либо по цвету лишайника. Богатые на руду горы звали тоже Красными. Напротив Весёлого Луга по правому берегу Чусовой наша лодка идёт вдоль красивой гряды камней. Ваше внимание привлечёт большое красновато-рыжее пятно лишайников в центре предпоследнего утёса. Возраст лишайников достигает двух сотен лет! Либо поэтому, либо из-за старательских копей, всю гряду раньше звали Красной Горкой.

     Об этом мне рассказал один из местных жителей, который посетовал на "реформаторов", установивших на скале табличку с другим названием - "Жёлтый".
     За этим камнем после излучины по левому берегу обнажились отвесные, будто срезанные гигантским ножом, каменные плиты-лещади на склоне Дмитриевой горы. Их так и зовут – Плиты. К ним с правого берега подходила старая дорога с Усть-Серебряной, чтобы пройти по луговине, а после брода подняться по логу этой горы и уйти в село Кын.

     Дальше по правому берегу поднимаются скалы из красивого жёлтого известняка со светло-песочными прожилками на волнистых дугах. Вот этот камень и был раньше Жёлтым! Жёлтыми или Богородскими на Чусовой обычно называют камни, густо поросшие богородичной травой, цветущей сочным жёлтым цветом, реже – из-за жёлтых лишайников, цвета вкраплений.

     Теперь на камне Жёлтом висит табличка с надписью … "Красный" (Красная горка). Банально перепутали названия двух соседних камней. Туристам – хоть Фиолетовым назови, а у местных это до сих пор вызывает недоумение, у них-то вся лоция – в голове, ещё по дедовским рассказам!

     Начинается перебор поглубже, оттого он зовётся – Хороший! Лодка идёт не так сумбурно, как по Киселям. Перебор Хороший быстро несёт наше каноэ в сужающуюся пасть уральских Сциллы и Харибды. Здесь Чусовая снова делает крутой поворот от высокого хребта Дмитриевой горы.

     Под суровыми нависшими каменными стенами река Чусовая пыталась "продолбить" могутную Дмитриеву гору, но не смогла, получилась узкая расщелина – Горло, самое узкое и самое глубокое место на всей Чусовой. В половодье тут глубина до 10-12 метров, в межень – до 7-9 метров будет, в донных ямах обитает налим.

     Оно похоже на Журавлиное Горло перед Сулемским плёсом. Ниже по левому борту неприметной серой скалой в лесу высится камень Темняш. Он сторожит забывчивых сплавщиков подводными камнями-ташами на перекате. До стоянки у бойца Кирпичного остаётся не более двух километров.

     *** ЗАГАДКИ ДВОРЦА УРАЛЬСКИХ ИНДЕЙЦЕВ ***

     Справа над Чусовой продолжает нависать высокий хребет Красной горки и Жёлтого камня, сплошь испещрённый чёртовой дюжиной глубоких логов. Между остроконечных еловых вершин выглядывает безымянный белокаменный Зубец. Дичайшее место!

     Наконец, взгляду уральских индейцев открывается слева высотный горный луг бывшей деревни Кирпичной, стоявшей здесь с XVIII века. Чалим каноэ к левому берегу. Наверх ведёт дорога к бывшей деревне. Жили люди здесь тем, что глину для огнеупоров печей Кыновского завода добывали. Глины тут и вправду отменные, не раз велосипеды намертво вставали!

     Ниже по течению в километре отсюда, у камня Коробейного, в Чусовую справа впадает речка Кирпичная, чьи верховья уже на территории Свердловской области. Дальше от её устья справа большая луговина с названием Участок, на которой жители деревни Кирпичной устраивали летний выпас скота, а с 1932 по 1974 г там был одноимённый посёлок спецпереселенцев.

     Обо всём этом Вы тут же забудете, когда увидите главную красу этих мест - боец Кирпичный! Опасный боец Кирпичный во времена железных караванов обносили заплавнями.

     Он будто из громадных кирпичей сложен. Да не просто сложен – местами мягкий известняк вытесан столь ровно, с колоннами и прямыми углами, портиками и балконами, что не верится, будто это не дело рук человеческих. Дворец древней цивилизации "уральских индейцев", не иначе. А почему бы и нет? Ведь открыли же на Урале Аркаим!

     Кирпичный – совершенно нереальный, загадочный дворец с потайной пещерой на склоне.
     Полагаю, все "приличные уральские индейцы" непременно должны отдать дань этому дворцу, нашему Мачу-Пикчу среди чусовской пармы.

     Иногда видится, будто по балконам и террасам Кирпичного расхаживает сам Понтий Пилат в мыслях, как же ему поступить с этим странным Иешуа… Что увидите Вы?

     *** ХИТРЫЙ КОЛГАН ***

Напротив деревни, чуть выше бойца Кирпичного, по правому берегу расположено устье легендарного Колган-Лога. Это глубокое ущелье, украшенное скалами, тянется сюда с востока. По его дну бежит речка Колган. Колган (старорусское) – "хитрый, изворотливый". Река ныряет на километр-полтора под землю, "прячется", потом выныривает. На ручьях-притоках речки Колган остались следы старательских копанок. Рудознатцы умели хранить свои тайны, "темнили".

     Искали удачу тут не только старатели XVII-XVIII веков, но и, возможно, древняя "чудь белоглазая, чудь белобрысая". Недаром рядом на реке Серебряной такие же лога издавна зовутся Чудскими. В годы Великой Отечественной войны (в 1944 г.) на Колгане была обнаружена единственная пока на Чусовой алмазная россыпь!

Можно поразмышлять над названием Колган-Лога и по другим поводам. Колганом, например, называли растение, усиливающее мужскую силу и, наверняка, то, что оно усиливало.
     С другой стороны, "колганом", "колгашкой" называлась раньше грубой выделки посудина: деревянный ковш, коновка, корытце для пойки телят. А лог у Колгана глубокий, напоенный водой. Так называли и чашку, вытесанную из дерева для валянья хлебов, либо глиняную чашку, в которой пекут хлеб и каравай. В грубых вытесанных чашах-колганах дымилась чага при совершении обрядов финно-угорских племён.

     Мне по душе ещё одна версия.
Всё-таки, в это место чудь ходила. Ведь Колган-Лог - средоточие старых чусовских путей: в Ослянку и далее к вогульской деревне Копчик; к устью реки Серебряной и выше, на Борихин Ключ; в село Кын. Ходили сюда по старательскому и охотничьему делу. Подниматься по Колган-Логу нелегко, устье заболочено. Пробираться по лесным трущобам здесь легче зимой, на лыжах.

     Первыми изобрели лыжи древние предки коми, уральские индейцы. В национальном музее Коми г. Сыктывкара хранится деревянный кусочек лыжи, передняя часть которой украшена скульптурной головой лося.

     Она обнаружена в 1964 году экспедицией Г.М. Бурова в Княжпогостском районе республики Коми при раскопках Висского I торфяника. Первая лыжа оказалась из эпохи мезолита, VI тысячеление до н. э. Её возраст 8000 лет! Найденная в Коми лыжа могла служить в ритуалах, посвящённых великану-охотнику Йиркапу.

     По преданиям, великий охотник Йиркап летал на чудесных лыжах необыкновенной скорости. "Сделал лыжи — они сами идут. Как шапку положит на них, они стоят, шапку взял - помчались лыжи, как стрела…"

     Лыжа символизирует крыло птицы, которая для коми является национальным символом. В полёте Йиркап мог догнать любого зверя, даже чудесного голубого оленя! Так вот, древние предки называли лыжи "колгами". На "колгах" только сюда и дойдёшь!

     *** В СЕЛО КЫН ЧЕРЕЗ БОБЫЛЁВ ЛОГ ***

     Напротив бойца Кирпичного тянется каменистый пляж. Среди камней и раковин моллюсков необычно выглядят цветущие шапочки растений, к осени украшенные красными сполохами конского щавеля. На правом берегу под бойцом уходит прибрежная дорога, заливаемая в половодье, к устью речки Кирпичной и камню Коробейному.

     На ночлег можно остановиться в палатке. С высоты горного луга бывшей деревни Кирпичной открываются необычайные виды и на ущелье Колган-Лога и на гору Кирпичную. Особенно красив индейский храм Кирпичного на закате, когда солнце золотит его строгие колоннады, балконы и отвесные стены.
Наступает ночь, на живописные просторы приходит туман, обволакивающий стога. В холодное время можно переночевать в "будке" - небольшой избе с печуркой, принадлежащей кыновским жителям (желательно, по договорённости с ними).

     С восходом солнца, сложив вигвамы, мы потушим костёр и уберём топоры с индейской тропы. Наш поход завершается сухопутным путешествием к селу Кын через Мёрзлую Гору.
Дорога по бескрайним красивым лугам поднимается к северо-западу на крутую вершину Мёрзлой горы. Слева к ней подходит лесовозная дорога, превращающая дальнейший путь в глиняный. Поэтому проще при спуске на западный склон горы выбрать на развилке правую дорогу, которая идёт прямо по Бобылёву логу и частично обрушена потоками ручьёв.

     *** БОБЫЛИ С МИШАРЯМИ ***

     Бежит с вершин Мёрзлой Горы по логу речка Бобылёвка. Дорога с лога приводит нас на покатую луговину с остатками деревенской околицы. Красивое место! Здесь, на верхотуре, когда-то селились над всем Кыном те самые "бобыли". Кто они были?

     Слово "бобыль" старинное, к концу XIX века приобрело просторечную окраску и означало просто одинокого, иногда бездомного человека. Жить бобылём – жить одному.

     Однако в России с XV века бобыли являлись сословием крестьян без земельного надела, "нетяглых", не несущих государственных повинностей. К середине XVII века бобыли стали облагаться оброком, "бобыльщиной", в половинном размере. К бобылям относили и кочевые народности, занимающиеся скотоводством и охотой, а не пахотным хозяйством.

     Особенностью Урала является то, что бобыли сохранились как сословие и после введения подушной подати в 1718—1724 гг. Хотя в остальной России бобыли потом слились с крестьянами. На Южном Урале, в волостях Башкиро-мещерякского войска бобыли жили "явочным порядком", не оформляя никаких документов. Среди них встречались финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), башкиры и чуваши.

     Были там и татары-мишари - уникальный татарский этнос, возникший из Великого котла народов Урала с XI века от древних финно-угорских племён мещеры и тюркоязычных племён. Это были мещеряки, которых в XIX веке считали "отатаренной чудью".

     Если бобыль переходил на службу государству, его называли тептярём. 18 апреля 1790 года по именному указу императрицы Екатерины II из бобылей Уфимской и Вятской провинций было предписано сформировать пятисотенный конный казачий полк. В 1798 г. было образовано Башкиро-Мещерякское войско, и бобыли переходят на казачью службу.

     В настоящее время потомки мишарей проживают на севере Башкирии и в Пермском крае, по реке Быстрый Танып. Бобыли и мишари селились ранее и в окрестностях Кына. На память близ Кына осталась речка Мишариха с одноимённой деревней. Как ни удивительно, кыновская речка Ломовка поблизости также имеет отношение к мишарям, которые в середине XVII века, получив земли в Симбирской губернии, расселялись южнее в города Верхний и Нижний Ломов, на побережье тамошней реки Ломовки.

     В самом селе Кын бобыли жили обособленно, отдельной улицей в Бобылёвом логу. По этой улочке мы и спустимся с гор окончательно к площади у белого магазинчика на улице Кооперативной, аккурат перед мостом в Бабенки.

     *** ПОСЛЕСЛОВИЕ ***

     Если у Вас нет лодки, тогда пешком, на лыжах или железном коне, в любое время года Вы можете отправиться по Бобылёву логу на юго-восток от центральной площади Кына. Чтобы к вечеру уже видеть отсветы солнца на древних каменных стенах у священной реки.

     Наше путешествие к индейскому храму бойца Кирпичного подошло к концу. Пора возвращаться в цивилизацию. Убрав боевую раскраску и следы борьбы с глиной, примем по возможности городской вид. На станции мы смешаемся с бледнолицыми в толпе, и ничто в нас уже не выдаст жрецов таинственного храма у речки Колган.

©Михаил Латышев