Психология в новом тысячелетии

Влад Лившиц
   Школьная система стоит перед нелегкой реформой невиданного масштаба и сложности. В результате ее педагоги займутся обучением, а психологи развитием, используя весь арсенал психологии и медицины (мы сознательно используем термин развитие, поскольку трудно дать точное определение термину воспитание). Другого пути нет. Вместе с миром изменились дети, в некоторой степени их мозг. Пора психологический конвейер запустить на полную мощность.
За последнее время мир неузнаваемо изменился. Глобализация, смешение культур, инфотехнология и многое другое. А как человек? Неужели его не затронула эволюция? Еще как, причем к привычной акселерации добавилось еще более существенное изменение в ментальной сфере. Попробуем с этим разобраться и предложить выход из сложной ситуации.

 Появились необычные обычные дети. Сначала забили тревогу педагоги. С каждым годом им все труднее стало обучать детей. Дети не могли усидеть на уроках. Не отличались вниманием, плохо читали и говорили. На замечания учителей не реагировали. Особенно трудно приходилось учителям пятых классов. По классическим психологическим представлениям кризиса пятиклассников не предполагалось, а он есть. Среди "слабеньких" учеников попадаются и уникумы. Тестирование показывает, что интеллект у них достигает до 130 единиц! Это уровень таланта. Однако с ними было не легче. Школьные программы их не интересуют, а в том, что им нравится - они превосходят учителя. Обратились к психиатрам. Они поставили диагноз: СНВГ - "синдром нарушения внимания с гиперактивностью или без нее". Если родители не возражали, то прописывали седативные препараты. Однако постепенно стали отказываться от медикаментозного лечения - оно помогало временно, а затем наступало ухудшение. К тому же, всех детей ведь не посадишь на лекарства (это та же игла!). Методом проб и ошибок пришли к неожиданному выводу - произошли некоторые изменения в мозге. Поскольку такие "нарушения" стали правилом, то нужно не природу "исправлять", а менять радикальным образом наши представления о детях и методах их воспитания и обучения. Так и возник глобальный психологический кризис. Он начался в США, где значительно уже реформировали школы и систему школьного и родительского воспитания. Постепенно эта волна изменения психологии детей докатилась и до нас. Теперь она у нашего порога!
   Перинатальная психология возникла в Вене по инициативе докторов Густава и Грабера. Перинатальная психология (ПП) изучает обстоятельства и закономерности психического развития ребенка от зачатия до его рождения. Причем еще до рождения ребенок находится в плодотворном диалоге со своей матерью и ее биологическим и психологическим окружением. Поэтому качество будущих людей зависит от заботы о них во время их пребывания в утробе матери. Теперь началом нового человека считается не момент зачатия, а решение о том, чтобы заиметь ребенка! Вывод: только при психологическом благополучии беременных женщин можно получить качественное поколение людей. Они должны быть здоровые психически и физически, воспитанные на философии ненасилия, умные и уверенные в себе, наполненные любовью к окружающим, легко адаптирующиеся к социальной среде. При таком подходе радикально меняется и наше представление о самих родах. Интересно отметить, что ребенок, оказывается, активно участвует в процессе своего рождения через воздействие своими гормонами на организм матери! Перинатальный психолог должен стать ключевой фигурой в самом начале формирования новой личности. Он, конечно должен присутствовать и при родах.

 После того как перинатальный психолог выполнит свою миссию, наступает пора детского психолога. Задача родителей, педагогов в детских садиках и, конечно, детского психолога обеспечить дальнейшее становление нового человека. Ведь до трех лет ребенка необходимо сформировать почти наполовину его личности. Подготовить к жизни в обществе, привить навыки общения с детьми и взрослыми, развить речь, дать основы этики. Список этот длинный и его невозможно полностью привести здесь. Важно подчеркнуть, что обращение с современными детьми имеет особенности, которыми нельзя пренебрегать. Вот некоторые принципы воспитания: уважение ребенка, возможность принимать самостоятельные решения, свобода выбора, без унижения, подробные объяснения всяких заданий, партнерство, безопасная среда, давать выход повышенной энергии, устанавливать границы дозволенного, обращаться как с взрослым, прислушиваться к нему. Однако дети верят не словам, а поступкам родителей и взрослых. Эти некоторые из правил относятся как к родителям, так и педагогам.     Следует учесть, что у детей нового поколения ассиметрия функций полушарий мозга уменьшилась, поэтому обучение детей с опорой только на абстрактное мышление и речь уже не подходит (особенно в начальной школе). Получается, что и система воспитания, и обучения в школе должны меняться. Вот о чем пишет нейропсихолог профессор А. Семенова по вопросу смены педагогической парадигмы в школе: "Когда детям с первого класса предлагают освоить понятие "Икс", это вызывает недоумение. В двух первых классах нужно давать уроки этики, сценического искусства, дизайна, музыки и др." К счастью, такие технологии обучения уже имеются (например, Вальдорфская школа). К сожалению, в школе психологов мало. Хотя ежегодно выпускается много психологов, но большинство их них не попадают ни в детские садики, ни в школы. Из-за низкой зарплаты они предпочитают идти в фирмы - в подразделения для работы с персоналом.
    Во многих школах  уже давно работают школьные психологи, которые помогают педагогам решать психологические проблемы со школьниками и также в необходимых случаях консультируют и педагогов по вопросам профессионального выгорания. На плечах школьных психологов лежит задача борьбы с курением и наркоманией и других асоциальных явлений. Помогают школьные психологи и родителям. В каждой школе задачи психологов разнятся, что зависит как от администрации, так и особенностей детей. Однако тут следует сделать одно важное замечание. Если в школе метод преподавания и воспитания отстали от требований времени, то школьный психолог будет бороться с последствиями устаревшей парадигмы. Роль весьма неблагодарная!

    Когда в школе с некоторыми классами возникает проблема, то на помощь призывают школьного психолога. Его назначают классным руководителем, в качестве дополнительной нагрузки (по аналогии с педагогами-предметниками). Такой опыт, хотя и небольшой уже имеется. Результаты подтверждают целесообразность использования психологов в таком направлении. Однако это не носит пока массового распространения. Возможно, по двум причинам. Во-первых, из-за сужения роли психолога в учебном процессе школы. Во-вторых, отсутствие подготовленных для такой роли психологов.

    В современном мире детей подстерегает множество опасностей. Они общеизвестны - наркомания, угроза заражения ВИЧ, курение, правонарушения, терроризм. Психолог по безопасности поведения стремится подавлять нежелательные тенденции. Но тут отметим, что у детей новой генерации большая предрасположенность к наркотикам. Их привыкание к ним происходит быстрее, а излечение - медленнее. Такая же предрасположенность у них и к агрессии. Психологи по безопасности создают и группы психологической поддержки для специалистов социального типа. К таким группам, например, относятся группы супервизии. Поскольку среди детей имеются очень талантливые дети с музыкальными, художественными и интеллектуальными способностями, то креативные психологи (психологи по творчеству) помогают выявлять таких детей (уже с дошкольного возраста) и дают рекомендации родителям по их дальнейшему обучению.

   Медицинские и клинические психологи уже достаточно традиционная специализация психологов. Медицинские психологи помогают лечению соматических больных в больницах и реабилитации пациентов с хроническими заболеваниями. Клинические психологи обычно работаю в психиатрических отделениях в паре с психиатрами, как для уточнения диагноза, так и при лечении психологическими методами пациентов, страдающих психическими заболеваниями.

    Большие изменения затронули семью. Более половины теперь семей неполных, а также в гражданском браке. Большой проблемой является насилие в семье (между взрослыми, по отношению к детям). Психологи должны оказывать психологическую помощь при распаде брака, особенно защищать от пагубного воздействия конфликта взрослых на детей. Как показывают многолетние исследования, нецивилизованный развод может уменьшать продолжительность жизни детей (особенно мальчиков) до двух лет!

   После основополагающей работы Ллойд де Моз по психогенной теории истории, стало ясно, что в целом исторический процесс связан с господствующим в обществе психогенным стилем поведения. Он предопределяет как ход истории, так этические нормы (сейчас идет формирование помогающего стиля). Психоисторик занимается психологическим анализом политических лидеров страны, их психоисторией и прогнозирует дальнейшие изменения психогенного стиля и стиля мышления в обществе.

    Мы перечислили некоторые современные основные направления психологии. Они все присутствуют в реальности. Однако новая генерация людей требует адекватного ответа психологии к реальности. Возникает сложная проблема соединения мозаичной работы психологов разных направлений в единую систему. На наш взгляд, надо создать психологическую сеть в городе, психологический конвейер. Особенно он важен для детей (от беременности матери до окончания основной школы). Психологический конвейер должен возглавлять в городе инфопсихолог-администратор сети. Однако создание такого конвейера невозможно без нового взгляда на роль психологии в обществе.

   В 2006 году  опубликовал свой  Психологический манифест. В нем обосновывалась мысль, что психология должна стать ведущей наукой. Такой прогноз был сделан еще в 60-е годы прошлого столетия известным бельгийским психологом Жаном Пиаже. Нужно создать систему личностно-ориентированного управления обществом. Нам до этого очень далеко. Свидетельством тому кризис с воспитанием и обучением детей новой генерации и волна терроризма.

    Новая парадигма психологии заключается в том, что нужно повернуть социальную систему общества к детству и периоду беременности женщин, к каждой личности отдельно. Система обучения должна учитывать новую ситуацию с изменениями созревания мозговых структур в утробе матери и раннем детстве ребенка, с радикальными переменами в психологии детей.
    От мозаичной структуры психологической помощи, пора начинать строить психологический конвейер, который позволит передавать ребенка как бы из рук в руки от одного психолога к другому. В такой ситуации психолог становится основной фигурой, а педагоги и другие специалисты превращаются в его помощников. Впоследствии волна перемен достигнет  взрослых и затронет все общество. Однако об этом пока рано мечтать. Будем надеяться, что в этом тысячелетии человечество еще сделает реальные шаги к тому, чтобы психология стала ведущей наукой и практикой в обществе.


ССЫЛКИ

1. Философское образование детей и подростков в изменяющемся мире.
(http://shkolanovogoveka.ru/filosofskoe-obrazovanie.html)

2.Хороший учитель – это…
(http://shkolanovogoveka.ru/xoroshij-uchitel-eto.html)

3.Психология терроризма: мотивы и особенности                (http://psj.ru/saver_people/detail.php?ID=72924)
Такой опасный социально-политический фактор, как терроризм, который еще десятилетие назад был в нашей стране событием из ряда вон выходящим, превратился чуть ли не в повседневную реальность современной жизни.
 Фактически в значительной степени утрачены такие дисциплинирующие и цементирующие общественную жизнь начала, как патриотизм, чувство долга, нравственность, интернационализм.
Терроризм в любых его проявлениях является одним из самых опасных, разрушительных и насильственных деяний, направленных против человека.
 Террористы – это особый класс людей. В своей значительной части это своего рода подвижники с отрицательным знаком, отмеченные избранностью и двойственным отношением к жизни: с одной стороны, они хотят сделать ее справедливой и правильной, а с другой – уничтожают ее, убивая многих для достижения своих идеалов.
 Наиболее характерные черты личности террориста:
1.       Комплекс неполноценности. Он чаще всего является причиной агрессии и жестокого поведения, которые выступают в качестве механизмов компенсации. Комплекс неполноценности ведет к сверхконцентрации на защите своего «Я» с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью.
2.       Низкая самоидентификация. Террористическая группировка помогает индивидууму избавиться от недостатка психосоциальной идентификации, выполняя функцию психостабилизирующего фактора.
3.       Самооправдание. Очень часто политико-идеологические мотивы указывают на главные побудительные причины вступления на путь терроризма, но, как правило, они являются формой рационализации скрытых личностных потребностей – стремления к усилению личностной идентификации или групповой принадлежности.
4.       Личностная и эмоциональная незрелость. Большинству террористов присущи максимализм (крайность в требованиях, взглядах), абсолютизм, часто являющийся результатом поверхностного восприятия реальности, политический и теоретический дилетантизм.

4. Дети нового поколения: семя нового сознания (Франческа Барбагли)
(http://lib.icr.su/node/986)

5. Люди поколения «Игрек» — кто они?
Пока люди из поколения Икс сомневаются, люди из поколения Игрек смело придумывают, как изменить мир. Они не индивидуалисты, готовы работать в команде, и много работать, если это интересно. И главный вывод, они пойдут скорее за мечтой, нежели за деньгами.