Саварона

Вячеслав Прытков
                «Савароны»  -  шедевры  яхтостроения.
Внучка Джона Августа Роблинга,по проекту которого был построен Бруклинский мост в Нью-Йорке, Эмили Роблинг Кадваладер (1881 – 1941 ) решила ни в чём не уступать своему великому деду.Вместе со своим мужем она приняла участие в постройке больших великолепных яхт,ставших новым шагом в развитии не только американского яхтостроения.Все три яхты носили одно название «Саварона» и были больше близки по своим размерам к океанским лайнерам.               
Так «Саварона 1» достигала длины 185 футов,следующая – «Саварона 11»,построенная в 1928 году имела большую длину – 294 фута.Она обошлась Кадваладерам в 2 млн. долларов.Для ежегодного содержания с экипажем в 41 человек «Саварона 11» нуждалась в 200 тыс.долларов.На яхте впервые устанавливались гидростабилизаторы,значительно повышающие устойчивость огромного корпуса судна в штормящем море.Они предотвращали крен яхты,даже стоящей на якоре.Владелица «Савароны 11» любила демонстрировать прекрасные мореходные качества своего судна перед многочисленными зрителями,собиравшимися на коктейль на берегу гавани.Ванны и туалеты яхты были выполнены из мрамора,верхом изящества стали золотые краны.Один из друзей Эмили – Эдвард Т. Стотесбари объяснял наличие золота тем,что такие краны не нуждались в ежедневной полировке.               
Однако,294- футовое великолепие на плаву вскоре стало не удовлетворять Эмили Кадваладер.Поэтому она заказывает новую яхту «Саванора 111»,ещё больших размеров.Её проектировал известный морской дизайнер Уильям Френсис Гиббс.Яхта была построена в 1931 году на немецкой верфи «Blom & Voss».Она имела длину 408 футов,водоизмещение «Саваноры 111» доходило до 4646 т.За неё Кадваладерам пришлось выложить около 4 млн. долларов.Экипаж судна достигал 83 человек.Яхта была способна развивать среднюю скорость до 17 узлов. 11 водонепроницаемых переборок обеспечивали «Саваноре 111» безопасность в плаваниях.В огромном стальном корпусе располагались 12 просторных купе,каждое с ванной и душевой.Каюта Эмили была настолько большой,что она называла её «мои аппартаменты».Но гигантские размеры судна имели свой минус,так как значительная осадка яхты осоставила 20 футов,то она могла заходить только в главные коммерческие порты.Во время визитов «Саварона 111» обычно оставалась на рейде,а её пассажиры добирались до берега на вспомогательных плавсредствах.               
Эмили Кадваладер – наследницу кабельно-проводного концерна ожидали совсем не лучшие времена.Страну охватила глубокая депрессия,в тиски налогообложения попало большинство богатых людей Америки.Эмили пришлось эксплуатировать свои огромные яхты вне пределов США,избегая непосильных расходов. «Саварона 111»,построенная в Германии,уже не вернулась в Америку,совершив несколько круизов в Атлантике,вокруг Европы.               
Цена на «Саванору 111» упала до трети стоимости,затраченной на её постройку,и продолжала снижаться.Эмили окончательно решила продать свою яхту.В 1938 году «Саванору 111» приобретает турецкое правительство для Мустафы Кемаля Ататюрка – основателя и видного деятеля Турции.На борту яхты он устраивал приёмы и визиты.Однако,президент Турции недолго использовал «Саванору 111»,затем судно перешло в состав вмс Турции,как учебное.После сильного пожара в 1979 году «Саванору 111»,уже называвшуюся Gunes Dil («Великая дама») принялся восстанавливать турецкий бизнесмен Кахраман Садык-оглы,арендовав яхту на 49 лет.Перед дизайнером Дональдом Стаки встала нелёгкая задача сохранить былое великолепие судна и привнести в него новые современные элементы.Яхта получила  дизель-электрические моторы мощностью 3000 л.с.Для именитых гостей создавались идеальные условия во время круизов – 17 просторных кают-люкс,тренажёрные залы,медицинский центр,турецкая баня-хамум и все виды водных развлечений,включая виндсерфинг,водные лыжи,мотоциклы,дайвинг оборудование.В память о президенте Ататюрке его каюта превращена в мемориальный музей.Летом яхта совершает круизы по Средиземному морю. «Саварона 111» удостоена награды 2012 года для мировых элитных яхт.               
Так это судно с момента своего рождения и олицетворявшее в своём названии красоту и грациозность лебедя обрело вторую яркую жизнь.               


Пояснения к тексту:               
Саварона  -  название лебедя,прилетающего на зимовку в Африку.               
Бруклинский мост  -  (1870 – 1883)  старейший висячий мост в США,длина -   
1825 м,пересекающий пролив Ист-Ривер и соединяющий районы Бруклин и
Манхэттен в Нью-Йорке.Включён в список национальных исторических до
стопримечательностей.

                Вячеслав  Прытков.