О некоторых глубинных причинах нынешних

Александр Дудчак
европейских проблем.

Не та уже Европа, совсем не та… Сытая, спокойная, безопасная, с высоким уровнем социальной защиты – такая Европа осталась в прошлом, и в украинской майданной агитации.
Всего лишь за несколько последних месяцев во Франции и Бельгии в результате крупных террористических актов погибло более 160 человек. Неспокойно в Германии – глава контрразведки Германии Маасен предупреждает о возможных террористических актах:  «ИГИЛ планирует проводить теракты против Германии и ее интересов».
Сообщения об акциях протеста по разным поводам – от повышения стоимости обучения в вузах до невозможности фермерам сводить концы с концами, от выступлений антифашистов до националистических маршей против пришельцев из проблемных стран. Теперь еще добавились беспорядки, устраиваемые «беженцами».
Что же произошло со старушкой-Европой? Чем она приболела? И насколько серьезны ее проблемы?
Европа никогда не была однородной – как до начала евроинтеграции, так и теперь, когда ее раздирают противоречия. Само понятие «европейские ценности» - очень условно и плохо поддается конкретизации, оставаясь в большей степени лозунгом, рекламным плакатом. Что такое нынешние «европейские ценности»? Религия? Культура? История? Уровень жизни? Отношение к семье и ближнему своему?
Конфессиональное разнообразие не позволяет отнести религию к каким-то общеевропейским ценностям – есть и католики Италии и Испании, лютеране Германии и Англии, православные Греции и Болгарии. А еще большие мусульманские анклавы выходцев из Алжира, Туниса и других арабских стран во Франции, турок и курдов в Германии… И не имеющий четких границ «Европейский халифат», практически созданный по сетевому принципу из прибывших по своим и чужим паспортам «беженцев» из Северной Африки и Ближнего Востока.
Высокий уровень жизни также у разных стран был в разные по продолжительности периоды. В финском городе Тампере есть «Музей быта финна». Можно заметить, что до середины 70-х годов обычный финн жил уж точно не лучше советского человека, а в благополучии страны немалая заслуга сотрудничества с Советским Союзом. Но запомнившиеся мощные социальные программы скандинавских стран, так называемый «скандинавский социализм» имел общее с социализмом лишь в том, что образование, медицинское обслуживание полностью или в значительной мере оплачивались государством. Причина поддержки всех дорогостоящих для капитала социальных программ в развитых странах Запада – мощный пример Советского Союза и стран социалистической ориентации с их реальными правами на труд, образование, отдых, охрану здоровья – каждого гражданина. В том, что было так недооценено в советские времена и считалось таким же естественным и неотъемлемым, как дышать – в уверенности в завтрашнем дне, в том, что голодной смертью никому не дадут умереть, а дети обязательно получат образование.
После убийства СССР нужда у глобального капитала в таких затратах просто исчезла. Но еще на пару десятилетий коллективный Запад поддерживал высокий уровень жизни за счет грабежа ресурсов бывшего Союза.
У капитала нет родины еще и потому, что он умеет проникать сквозь границы, как нож в масло, и для него нет значительных различий между людьми – будь-то граждане страны происхождения этого капитала или прибывшие иноземцы, или граждане стран, в которые уже удалось проникнуть – все это лишь рабочая сила, фактор производства. Задача рабочей силы – быть эффективной, то есть стоить минимально и приносить максимальную прибыль. Снижение себестоимости можно организовать за счет снятия с баланса предприятий всей социальной инфраструктуры и увеличения коммунальных платежей, стоимости медобслуживания и образования. В конце концов, все эти дополнительные расходы простого труженика через систему ЖКХ (в т.ч. и через повышенные тарифы на электроэнергию, газ, воду и пр.) осядут на счетах корпораций.
Еще одна важная причина кризиса в Европе в том, что первоначальные идеи евроинтеграции свое отыграли. Когда формировался костяк будущего ЕЭС, затем ЕС, объединялись равные по уровню развития страны. Пусть даже разные по размерам экономик в абсолютном выражении. Ликвидация границ между странами, принимающими участие в интеграционном объединении, приносила несомненную выгоду от ликвидации таможенных платежей и сокращения времени на таможенные процедуры. С 1979 по 1999 года существовала Европейская валютная система с международной расчетной единицей «экю» - до перехода к валютному союзу, что позволяло активизировать экономическую деятельность. При появлении единой европейской валюты (для 17 из 28 стран-членов ЕС) появилась экономия на конвертации валют при международных расчетах.
Для США на протяжении долгого периода Евросоюз (на тот момент – Европейское экономическое сообщество) необходим был в Европе для противостояния с Восточноевропейским блоком в целом, и с СССР в частности. После появления «свободных» стран – бывших прибалтийских республик и бывших стран-членов Совета экономической взаимопомощи, Запад не удержался от распространения влияния и на них. Точнее, ЕС под давлением США, продолжили расширение Евросоюза не в интересах своих же членов. ЕЭС долго «переваривал» принятие в свои ряды Греции (1981 г.), Испании и Португалии (1986 г.). Но после смерти СССР борьба усилилась уже между союзниками – ЕС и США. Навязывание Евросоюзу одним махом целой пачки новых членов, таких как Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения, Литва, Эстония, Латвия, Кипр и Мальта – нанесло серьезный удар по темпам роста экономик и благополучию стран-основателей Евросоюза. И, заодно, по привлекательности появившейся евровалюты – евро. При этом Европе навязали сторожевых псов интересов США – Польшу и Латвию – это, скорее, североамериканские штаты в составе Евросоюза.
Евросоюз был удобен для управления извне его странами-членами через единые надгосударственные структуры. Чем пасти каждую страну в отдельности – легче было загнать их в одно стойло.
С одной стороны ЕС это:
 - общая валюта для 19 из 28 государств, входящих в еврозону, а остальные 9 государств, с валютами, жестко привязанными к евро (на особых правах, как всегда, функционирует фунт стерлингов – валюта нынешней Британской империи);
- наднациональные органы управления;  жесткие требования по соблюдению макроэкономических показателей экономик стран-членов (дефицит бюджета, инфляция и т.д.).
А с другой стороны, ЕС - это:
- Объединение конкурирующих между собой стран-участниц, со своими правительствами, каждое из которых со своими социальными программами;
- страны с различными уровнями развития экономик, различным научно-техническим потенциалом,  различной зависимостью от экспорта и т.п.
В дополнение к этому различия в возможностях доллара и евро ставят Европу в заведомо проигрышную ситуацию. Для ликвидации этих противоречий Европе необходимо было или продолжать интеграцию до уровня единого государства (как предлагала Германия – до уровня конфедерации), или оставлять право каждому государству иметь свою собственную валюту. Можно возразить и сказать, что конечной сверхзадачей и было создание единого политического и экономического организма с высшей стадией интеграции – политического союза. Но это оказалось недостижимой целью, к которой уже никто и не стремится. Франция никогда не согласилась бы признать главенство Германии, и наоборот. А, например, Швецию и Данию никогда не устроят размеры румынских и болгарских пособий и зарплат.
Евросоюз иногда сравнивают с «Титаником». Это справедливо лишь отчасти – нет необходимости топить ЕС, есть необходимость создавать проблемы геополитическому конкуренту. Существует множество вариантов, как сделать пробоину в одном из отсеков этого «еврокорабля». И мы это видели на примерах доведения до дефолта Греции, кризисов в Италии и Испании.
Европа не была готова к новому виду войны – «демократической войне», когда враг не направляет танковые колонны и эскадрильи самолетов к границам.
Враг, как оказалось, может проникнуть далеко во внутренние территории, хорошо замаскировавшись, действуя скрытно и ассиметрично и под самыми благими предлогами – например, спасением обездоленных беженцев из Сирии. И к сотням сирийцев присоединились сотни тысяч других, очень похожих на сирийцев – от ливийцев до афганцев. Для того, чтобы дестабилизировать Европу достаточно просто сотен хорошо подготовленных специалистов, пусть они будут называться «игиловцами» – для организации терактов и создании атмосферы страха во всей Европе этого будет достаточно.
Но побочным эффектом будет колоссальная нагрузка на бюджеты европейских стран по содержанию остальных беженцев и давление на рынок рабочей силы.
Безработица во Франции – одной из наиболее пострадавшей от «беженцев» и терроризма стран, среди молодежи достигла 25%, общая безработица также рекордная – до 11%.
При этом считается, что общий уровень безработицы в ЕС несколько снизился и находится в пределах 5-летнего минимума. Безработица в 19 странах еврозоны в феврале 2016 г. составила 10,3%, безработицы среди молодежи (младше 25 лет) в феврале составил 19,4% в ЕС и 21,6% в еврозоне, по сравнению с 20,9% и 22,7% соответственно годом ранее.
Для сравнения – в России безработных всего – 5,8%, на Украине – 10%.
Когда Меркель приглашала беженцев в Германию, возможно, она была введена в заблуждение распространенным мнением о том, что немецкое государство настолько мощное, а образ жизни настолько привлекателен, что все пришельцы будет очарованы, и не смогут не выявить страстного желания ассимилироваться, выучить немецкий язык и раствориться в среде коренных жителей. Как будто до того не было опыта существования турецкого анклава в самом Берлине, не видели, как на футбольных матчах в Париже между сборными Франции и сборной, например, Алжира, почти весь стадион поддерживает Алжир. Осталось дождаться, когда пограничники стран ЕС начнут применять против беженцев не только слезоточивый газ, а и открывать огонь на поражение.
Вероятно, введение национальных валют вместо евро и восстановление границ в Европе – не за горами.