Яценюк все же уходит, удачно выбрав момент

Александр Дудчак
Сообщение об отставке главы Кабмина Украины Арсения Яценюка стало хитом новостей не только в СМИ Украины, но и далеко за ее пределами. Пожалуй, это и было основной задачей новости – населению Украины есть чем заняться и на что отвлечься. Чем меньше хлеба, тем больше нужно зрелищ.
Время для такой ожидаемой, и такой желанной для многих отставки Яценюка выбрано очень удачно. Невзирая на все противоречия между премьером и президентом Украины, отставка именно сейчас была выгодна и Петру Порошенко и Арсению Яценюку. Провальные для Украины итоги референдума в Голландии по Соглашению об ассоциации Украины и ЕС вызвало цунами негатива в стране. К этому добавился оффшорный скандал. Порошенко оказался под градом критики уже не только со стороны внутренней оппозиции. Его обвиняют в отсутствии реформ даже его американские покровители. А выделение новых финансовых подачек оговаривается необходимостью смены украинского Кабмина. Впрочем, США лукавят, а в прессе обещанный Штатами $1 млрд/почему-то называют кредитом. Но США пообещали даже не кредит, а «кредитные гарантии» - то есть они могли бы гарантировать возврат кредитов третьей стороне, рискнувшей одолжить Украине $1 млрд. По сути, США берут на себя функции коллектора по выбиванию долгов Украины. Но в декабре 2015 года даже они не рискнули выступить в роли гаранта, когда Россия готова была реструктурировать украинский долг в $3 млрд., и предлагала кому-нибудь из ведущих стран или глобальных финансовых организаций поручиться за Украину.
Смена главы Кабмина без развала коалиции и внеочередных перевыборов также на руку и Порошенко, и Яценюку. В случае назначения новых выборов и последующего формирования нового Кабинета министров, политические силы нынешнего президента и ушедшего в отставку премьера не имели никаких шансов сохранить за собой то количество министерских портфелей, которые имеют сейчас. На перевыборы и формирование новой коалиции рассчитывали условные оппозиционеры и обделенные партнеры. Юлия Тимошенко – гуру политических игрищ, ушла в оппозицию. Нетрадиционный радикал Ляшко со своими коровами также надеялся на передел сфер влияния в новом Кабмине. Ничего не потеряла бы, а скорей выиграла «Самопомощь». Каждая из этих политсил надеялась, что к ним на поклон придут и будут договариваться, но проведенная Блоком Петра Порошенко работа по сбору под свое крыло внефракционных депутатов может дать результат – народный депутат Украины от фракции БПП  Ирина Луценко заявила, что новая парламентская коалиция уже насчитывает 226-228 голосов. Этого достаточно для формирования коалиции без ставших в позу Тимошенко, Ляшко и Садового. И теперь можно ожидать, что уже «оппозиционеры» на полусогнутых, стараясь не создавать лишнего шума в прессе, поскачут наперегонки договариваться и убеждать, что их «бес попутал». Впрочем, может И.Луценко блефует…
Хоть Яценюка и пытались отправить в отставку ранее, и его уход не был неожиданным, все же формально он ушел по собственной воле. Ушел, но обещал вернуться. Даже попытался изобразить высоко поднятую голову, а на прощанье заявил, что видит «свои задачи шире, чем полномочия руководителя правительства. Новое избирательное законодательство. Конституционная реформа. Судебная реформа. Коалиционный контроль над курсом нового правительства. Международная поддержка Украины. Членство Украины в Европейском Союзе и НАТО. Это – часть моей программы». Всей его программой украинские граждане могли наслаждаться последние два года. И радости от нее никто, кроме самого Арсения Петровича, не испытывал. В нищающей стране ему удалось собрать личный миллиард долларов всего за два года своего последнего премьерства. Но вернется он или нет – зависит не от его желания, а от решений, принимаемых в Вашингтоне. Мавр Петрович сделал свое дело – экономика в руинах, технологичные производства практически уничтожены, связи с Россией разорваны, приватизация подходит к своему логическому концу – на очереди распродажа земли…
Нет, он не собрал на себя всех «собак». Эту почетную обязанность он оставил Петру Порошенко. Президент получил возможность укрепить вертикаль своей власти – на пост премьера прочат ставленника и земляка Порошенко – нынешнего спикера Верховной Рады – Владимира Гройсмана. Мажор из 90-х, Володя Гройсман быстро поднимался по карьерной лестнице, благодаря своему папе и сколоченному ему капиталу. По документам, начал свою трудовую деятельность уже в 14 лет, «работая» слесарем на МП «Школьник». Вероятно, на всякий случай родители верстали «трудовую биографию» любимому чаду. Зато уже в 16 лет, сразу поле окончания школы был назначен коммерческим директором предприятия своего отца ЧП «Юность».
До того, как попасть в высшие эшелоны украинской власти, Гройсман успел побывать мэром города Винницы. На этом посту успел отличиться «обновлением» транспортного парка. Создал уникальный проект финансовой и технической помощи – «Цюрихские трамваи для Винницы». Благодаря этому проекту в Винницу было отправлено 116 трамвайных вагонов из Швейцарии. Правда, «обновлением» это назвать сложно – все они были выпущены в середине 60-х годов 20-го столетия. Свой век они отслужили, и вместо утилизации были отправлены на Украину. Считается, что были подарены, но техника, отработавшая более полувека, нуждается в постоянном ремонте. Сколько было потрачено на закупку запчастей к ним – знает только сам Гройсман. Позже он под государственные гарантии закупил еще 30 автобусов и 40 троллейбусов. А незадолго до майдана, в 2013 году Швейцария выделила ему, как мэру Винницы 170 млн гривен на льготных условиях  в качестве «помощи на модернизацию системы теплоснабжения двух микрорайонов города»….
Отставку Яценюка должны утвердить во вторник в Верховной Раде. Но, кроме того, нужно будет еще и назначить нового премьера. Арсений Петрович пока питает надежду, что ему удастся еще немного посидеть в кресле премьера, хотя бы в качестве и.о.
В целом, смена Яценюка на Гройсмана или на кого-то другого не принесет значительных перемен для Украины. Будет продолжен все тот же курс на реализацию неолиберальной концепции, приватизация будет продолжена. Возможно, не будет такой откровенной русофобии в действиях Кабмина и новый премьер проявит хотя бы прагматизм в сфере сотрудничества с Россией.