Фартуки от Галины Федоровны

Зульфико
      - Почем Ваши фартуки, бабушка?
      - 5 сомони, - быстро подняла голову Галина Федоровна и тут же расплылась в улыбке.

      Молодой мужчина, стоявший перед ней, всегда платил за несколько штук, но фартуки не брал. Вот и сейчас он протянул 20 сомони и, улыбнувшись, пошел дальше. Правда приходил не часто, примерно раз в месяц. Наверное, как получал зарплату.
      - Спасибо Вам! Благословит Вас Господь! – успела сказать вослед бабушка.

      Галина Федоровна уже не первый год шила фартуки и продавала их у «Садбарга», бывшего Дома быта в Душанбе, а ныне большого торгового центра. Просить подаяние она не хотела и, в свои 70 с небольшим, хотела зарабатывать на жизнь, а не просить.

      Она заглянула в свой карман и пересчитала деньги, которые сегодня выручила от продажи: 15 сомони плюс 20 сомони от мужчины. Быстренько посчитала: 3 фартука продала, а еще 4 получаются не проданными, но деньги за них получила. «Очень хорошо!» - подумала она и сразу прикинула чего купит сегодня на ужин. «Хлебушек, молоко и полкило гречки. Хорошо бы булочку с изюмом в том магазинчике, но 2,5 сомони – это дороговато» - промелькнуло у Галины Федоровны в голове.

      - Почем фартуки? – спросила взрослая женщина в платке. От нее пахнуло жареными пирожками и луком.
      - 5 сомони, дочка, - торопливо ответила бабушка.
      - Дорого. Дешевле сделайте, - повелительно ответила женщина.
      - Так куда ж дешевле-то? Не могу, материал дорогой - смущенно ответила Галина Федоровна.
      - Да он у Вас простой! Где же он дорогой? Дайте по 3, я у вас 2 возьму, - не унималась покупательница.
      - Отдам 2 за 8 сомони, - немного сбавила цену бабушка и с надеждой взглянула на женщину перед собой.
      - Нет! Не пойдет, - отрезала женщина и пошла в сторону ларька, где жарили пирожки и чебуреки.
      - Ну нет, так нет. Не могу по 3, - тихо проговорила Галина Федоровна и робко пожала плечами.

      Материал она покупала по 5 сомони метр, но из-за маленькой ширины, из метра получалось только два фартука. 2,5 сомони фартук и столько же за работу. Если бы не приходилось ездить на китайский базар за тканью и приезжать с Профсоюзов сюда, на «Садбарг», то может и отдала бы по 3. А еще нитки и иглы для машинки. Хорошо хоть машинка не подводила. Она хоть и старенькая, 1967 года выпуска, но работала безотказно.

      Тут к Галине Федоровне подскочила девушка из другого ларька. На ломаном русском попросила 1 фартук. Девушку эту бабушка знала, она иногда угощала Галину Федоровну пирожками с картошкой. Без лишних разговоров заплатила 5 сомони и убежала. «Красавица!» - подумала бабушка и посмотрела ей вслед. «Только красится много, лицо испортит», - посетовала про себя пожилая женщина.

      Часа через два Галина Федоровна продала еще один фартук и стала собираться домой. 25 сомони выручка плюс 20 сомони подарок от сердобольного молодого мужчины. "Удачный сегодня день. Не зря я собаку во сне видела", - прошептала пожилая женщина.

      Зашла в магазин, купила буханку хлеба, полкило гречки, как и намечала, молоко же купит вечером с молоковоза, и, не устояв перед ароматом выпечки, купила булочку с изюмом. Она была еще горячей, соблазнительно пахнущей сдобой и равномерно румяной со всех сторон.
 
      Пожилая женщина не удержалась и надкусила ее прямо на улице. Сказать надкусила, это, конечно, слишком громко. Зубов-то почти не было. Сохранились пару корешков с боков и несколько таких же корешков где-то внутри.

      Посасывая мякиш булочки во рту и пытаясь жевать его остатками зубов, Галина Федоровна отметила про себя: «Немного сыровата. Еще бы пару минут и допеклась бы. А может духовка слишком печет». Подумав про духовку, бабушка вспомнила свою помощницу-духовку, в которой много лет пекла и булочки, и пироги, и рулеты. Дети и внуки обожали их. Несколько лет назад духовку пришлось продать. Нужно было оплатить лечение в больнице. К тому времени дети повзрослели, внуки выросли, перебрались в Россию и только изредка звонили по праздникам. Но звонков уже давно не было, почти год и 3 месяца. Последний раз звонили как раз к Новому году. А уже весна. Деревья позеленели, одуванчики везде, в палисаднике зацвела сирень, а вишня и алча уже отцвели. И потеплело. «Только бы дожди шли пореже, а то, если несколько дней не выйду, денег на хлеб не будет, а до пенсии еще далековато».

      Галина Федоровна так увлеклась своими мыслями, что не заметила, как дошла до конца улицы. Там стояла почти пустая 15 маршрутка и кондуктор зазывал пассажиров. «Ой! Повезло-то как!» - прошептала бабушка и прибавила шагу. Чаще всего, маршрутки были переполненные, и Галине Федоровне приходилось подолгу стоять, чтобы поймать транспорт, в котором было бы свободное место.

      С трудом забравшись на подножку маршрутки, она уселась у окна, сложила свои нехитрые пакеты на колени и трижды прошептала: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!». И немного помедлив, добавила: «Спасибо тебе, Господи, за то, что не оставляешь меня».

20 марта 2016г. © З.Г.