На переправе

Александр Георгиевич Гладкий
Июль 1944 года. Советские войска вошли в Чапунь и, как обычно, после похода по жаре солдаты потянулись к воде – реке Березине смыть усталость и пот. Пошел за ними на реку и семнадцатилетний Костик, а как же без него, если такое творится – Красные вернулись.

Собралось в Малой Чапуни - хуторах на берегу, около роты солдат, разместились во дворах и по старой линии окопов, оставшихся после Первой мировой. Паром неподвижно стоял на левом берегу Западной Березины из-за того, что трос зацепился за что-то на дне, а надо было провести разведку противоположного берега, побеседовать с жителями хуторов - Корухов, узнать обстановку. Командиру на глаза попался, глазеющий по сторонам Костик, без дела болтающийся по берегу.

- Эй, пацан! Сможешь пригнать паром на наш берег?

- Если надо, смогу,- ответил юноша.

- Надо и побыстрее. Давай, действуй!

Костя снял всю одежду, чтобы потом одеться в сухое и держась за трос, перебрался вброд на другой берег, попутно отцепив его от коряги на дне. На это ушло несколько минут, пришлось повозиться, погружаясь в воду с головой и по сторонам парень не смотрел. Забравшись на паром, Костик двинулся в обратный путь. Потихоньку перегоняя паром, он обратил внимание на странную тишину, повисшую в жарком воздухе, обернулся и увидел толпу немецких солдат, приближающихся со стороны леса к парому.

- Ком, - сказал офицер и поманил подростка пальцем, мол, давай паром сюда.

Константин молча погнал паром обратно и в этот момент оглушающий треск выстрелов ошеломил пацана. Это советские солдаты, залегшие в старых немецких окопах, открыли шквальный огонь по группе немцев, ищущих выход из окружения. Пули свистели в сантиметрах от подростка, но Бог хранил его и он невредимым спрыгнул в воду и быстро поплыл к берегу, где забился в прибрежный аир и затих.

Немцы не ожидали встретить противника в Малой Чапуни, не были готовы к бою и бросились в рассыпную в ближайшую заболоченную низину, поросшую кустами. Много убитых и раненых осталось лежать на открытом берегу. Ошеломив противника шквальным огнем, советские солдаты перешли в брод Березину и стали преследовать и вылавливать разбежавшихся немецких солдат в окрестном лесу. Почти вся группа немецких окруженцев, порядка семидесяти человек была уничтожена, а оставшимся в живых пленным не позавидовал бы и мертвый. Обозленные солдаты били и пороли штыками, дрожащих от ужаса, немцев, но Костик этого не видел.

 Как только бой сдвинулся от парома к лесу, он вылез из воды, отдышался, унял дрожь в теле, нашел свою одежду и пошел домой в Чапунь. Константин прошел уже почти половину дороги, когда услышал, что его зовут, обернулся и увидел двух бегущих к нему солдат. Командир, видимо, чувствуя за собой вину за то, что подверг такому риску жизнь юноши, поручил найти его и привести на беседу, но парень наотрез отказался идти обратно и продолжил путь домой. Страх и ужас, которые он ощутил в этот летний день, стали самыми сильными переживаниями в жизни. Смерть была в сантиметрах от парнишки, но прошла мимо.

Повзрослев, Константин жалел, что тогда не вернулся. Возможно, стал бы участником Войны, имел бы льготы, но тогда он об этом не думал. Рад был, что остался жив.