Г. Федотов и Православие

Марков Геннадий
             Георгий Федотов – исследователь древнерусской святости

                «Православная жизнь» - сентябрь 2011 года

        1 сентября исполнилось 60 лет со дня смерти Георгия Петровича Федотова – выдающегося религиозного мыслителя, историка, публициста... А 1 октября исполнится 125 лет со дня рождения этого замечательного человека.
Георгий Федотов родился в Саратове, в семье чиновника. Отец умер, когда Георгию было одиннадцать лет. Мать (в прошлом – учительница музыки) вынуждена была одна растить троих сыновей, а пенсия была невелика. Георгий получил гимназическое образование, хотя пришлось жить в интернате за казенный счет. В молодые годы он увлекся  марксистскими идеями, думая, что они могут помочь достижению идеальной свободы и социальной справедливости. Несколько раз за свои политические убеждения Федотов  высылался из Санкт-Петербурга. (Один раз – в Ригу). Несколько лет он учился в Германии, в Йенском университете, но в конце концов поступил на исторический факультет Петербургского университета, где стал учеником И.М.Гревса – выдающегося исследователя средневековья. Федотов стал преподавать, издал несколько книг по истории европейского средневековья.
         Постепенно он стал интересоваться историей православия. Поворотным для Г.Федотова стал период с 1917 по 1920 годы, когда он подружился с А.В.Карташевым – выдающимся историком Церкви. Воцерковление Г.П.Федотова происходило на фоне страшных событий революции и гражданской войны. Впоследствии он размышлял, была ли октябрьская революция неизбежностью, и отвечал на этот вопрос так: «Не все в русской политической жизни было гнило и обречено. Силы возрождения боролись все время с болезнетворным ядом. Судьба России до самого конца висела на острие – как судьба всякой живой личности». В 1918 году Федотов вместе с А.А.Мейером организовал религиозно-философский кружок «Воскресение», издававший журнал «Свободные голоса». Вскоре он вернулся в Саратов и до 1924 года преподавал историю средних веков в местном университете.
          В 1925 году Г.Федотов получил разрешение на поездку в Германию для проведения исследований по истории средневековья. Но обратно на Родину он уже не вернулся. Он переехал во Францию (в Париж), где около 15 лет был профессором Свято-Сергиевского православного богословского института. В ближайший круг федотовского общения входили Н.А.Бердяев – классик русской философии и Е.Ю.Кузьмина-Караваева (мать Мария) – поэтесса, впоследствии ставшая одной из величайших героинь французского Сопротивления и трагически погибшая в немецком концентрационном лагере незадолго до конца второй мировой войны. 
          В 1940 году, после немецкой оккупации Франции, Г.Федотов перебрался в США. С 1943 года он стал профессором Свято-Владимирской православной семинарии (Нью-Йорк), где трудился до конца жизни, успевая не только заниматься наукой, но и писать многочисленные публицистические статьи.
         Авторское наследие Федотова достаточно велико (около трехсот работ.) Его взгляды вызывали самые различные оценки, бурные дискуссии на страницах эмигрантской прессы. Некоторые федотовские эссе можно отнести к лучшим образцам русской публицистики, да и многие научные работы историка не потеряли своей актуальности до наших дней. Конечно, интересы Федотова как ученого эволюционировали. В доэмигрантский период своего творчества он был преимущественно историком-медиевистом (исследователем средневековья), и большинство его работ было посвящено различным аспектам европейского средневековья. В федотовских же работах эмигрантского периода на первое место выходит проблематика христианства и православия, рассматриваемая в контексте исторической судьбы России и русской культуры.
Конечно, его больше интересовала духовная культура древней Руси. В 1928 году Г.Федотов пишет фундаментальную монографию «Св. Филипп, Митрополит Московский». Св.Филипп привлек Федотова как борец против тирании Ивана Грозного, заплативший жизнью за свою мужественную позицию. Федотовская книга доказывала несостоятельность упреков некоторых эмигрантских авторов, считавших, что Церковь в России была равнодушна к общественной жизни. Самой известной книгой Г.Федотова традиционно считается выдающийся труд «Святые древней Руси», изданный в 1931 году. В России он был издан только в 1990-ые годы, и о книге в предисловии к ней с огромным уважением отозвался академик Д.С.Лихачев: «Это весьма серьезное научное исследование, посвященное древнерусским житиям святых, написанное превосходным автором прозы (...)». В своей замечательной книге Федотов проникновенно написал: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути». Он полагал, что на высших ступенях древнерусской святости «евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории». Человеку, интересующемуся культурой православия, могут оказаться полезными многие работы Г.Федотова. Например, «Стихи духовные» (1935), «Русское религиозное сознание: христианство Киевской Руси» (1946), «Республика Святой Софии» (1951)... 
         Одна из федотовских статей называется «Будет ли существовать Россия?» (1929). По мнению автора, многое будет зависеть от сохранения православной традиции. Не случайно Г.Федотов высказывает особую любовь к русскому Северу, «где и поныне белеют стены великих монастырей, хранящих дивной красоты росписи, богословское «умозрение в красках», где в лесной глуши сохраняются и старинная утварь, и старинные поверья, и даже былинная поэзия, старые города (Углич, Вологда), древние монастыри (Кириллов, Ферапонтов) должны стать национальными музеями, центрами научно-художественных экскурсий для всей России». В своей поздней работе («Христианская трагедия», 1950) Федотов писал о творческой роли христианства в истории европейской и русской культуры, и об этом свидетельствуют, по мнению автора, личности подлинно христианских художников и писателей. Например, Достоевского, творчество которого Федотов очень ценил. Понимание категории свободы Федотовым и Достоевским практически идентично. Г.П.Федотова глубоко волновала трагедия русской интеллигенции, и поэтому он пытался уяснить для себя, что она сохранила из традиционной духовности христианства, а что утратила.
        В федотовских трудах чрезвычайно много афористических высказываний о России. Например, «У всякого народа есть Родина, и только у нас – Россия»; «Трудно выразить лицо России, как все живое и близкое»; «Лицо России не может открыться в одном поколении, современном нам. Оно в живой связи всех отживших родов, как музыкальная мелодия в чередовании умирающих звуков. Падение, оскудение одной эпохи – пусть нашей эпохи – только гримаса, на мгновение исказившая прекрасное лицо, если будущее сомкнется с прошлым в живую цепь».  Складывается впечатление, что внутренне Федотов всегда оставался в России: в эмиграции он напряженно думал над ее судьбой, изучал прошлое и настоящее своей Родины.