Глава 11 Англия Матильда и Стивен

Инна Едрец
Не успел Король умереть, как все его планы, интриги и труды тут же рассыпались, точно замок из песка. Стивен, которому  он всегда доверял и никогда не подозревал, заявил претензии на трон.

Стивен являлся сыном АДЕЛЫ, дочери Завоевателя, вышедшей замуж за Графа Болэ. В отношении Стивена и его брата Генри прежний Король был весьма либерален,- назначил Генри Епископом Винчестерским, а для Стивена устроил выгодный брак, немало его обогативший.

Но все это не помешало Стивену немедленно раздобыть свидетеля - слугу прежнего Короля, который поклялся, будто Король перед смертью назвал Стивена своим наследником. На основании этого свидетельства Архиепископ Кентерберийский короновал Стивена. И новый Король, поспешно назначенный, не теряя времени прибрал к рукам королевскую казну, из которой взял денег, чтобы нанять иностранных солдат - для защиты своей власти.

Если бы прежний Король действительно сделал то, как говорил его слуга, то у него было бы меньше прав завоевать любовь народа, будто они стада овец и быков,- без их согласия. Но Король все же оставил всю территорию Матильде. Матильду поддержал РОБЕРТ, Герцог Глочестерский, и она решительно вступила в борьбу за трон.

Некоторые могущественные бароны встали на сторону Матильды; некоторые поддержали Стивена. И все они принялись укреплять свои крепости и замки. И снова многострадальный английский народ оказался вовлечен в войну, из которой никаких выгод он не мог приобрести, - кто бы ни одержал победу! И в новой войне обе партии, как обычно, грабили, мучили, жгли и разрушали...

Пять лет прошло после смерти Генриха Первого - и в течение этих лет произошло два опустошительных вторжения шотландцев под предводительством их Короля Дэвида. Но в конце концов армия Короля Дэвида была разбита - когда Матильда при поддержке брата Роберта и большого войска появилась в Англии, чтобы заявить свои права на трон.

Произошло сражение ее армии с армией Стивена, где Стивен сражался настолько отчаянно и отважно, пока его топорик и меч не сломались. Он попал в плен и был доставлен и заточен в тюрьму в Глочестере.

Затем Матильда полностью подчинилась власти священников, и они назвали ее Королевой Англии.

Но Матильда недолго наслаждалась властью. Жители Лондона предпочитали Стивена, а бароны считали для себя позором встать под власть женщины. К тому же нрав Королевы был столь надменным, что она обзавелась множеством врагов.

Жители Лондона подняли восстание и, в союзе с отрядами Стивена, взяли в осаду замок Королевы в Винчестере, где также захватили в плен ее брата Роберта. Так как Роберт являлся ее лучшим военачальником и солдатом, Матильда согласилась обменять его на Стивена.

Таким образом, Стивен вновь обрел свободу. И война возобновилась с новой силой.

Однажды Матильда оказалась в столь тесном положении в Замке в Оксфорде, когда была зима и снег засыпал все кругом, что ей ничего на оставалось, как бежать, завернувшись в белоснежные одежды, по снежному полю, в сопровождении двух преданных рыцарей. Они шли пешком, скрываясь и прячась от посторонних глаз, по замерзшей реке Темзе, дальше и дальше, пока не приобрели лошадей, а потом галопом - все дальше и дальше от своих преследователей.

Итак, Матильде удалось ускользнуть, но все равно она уже проиграла борьбу за трон! Признавая поражение, она удалилась в Нормандию.

Через два-три года после ее отступления, борьба за трон возобновилась - теперь в лице ее сына, молодого Генриха Плантагенета. Несмотря на молодость (18 лет), он был очень могущественным принцем, - благодаря тому, что матушка отдала ему всю Нормандию, а также через брак с ЭЛЕОНОРОЙ, разведенной супругой Французского Короля. Хотя и дурная женщина, но она обладала большими владениями во Франции.

Французский Король, Луи не испытывал восторга по поводу предприятия и помогал ЮСТАСУ, сыну Короля Стивена, завоевывать Нормандию. Но Генрих отбросил их объединенные войска из своей страны, а затем вернулся, чтобы помочь партизанам, которых Король держал в осаде в Уоллингфорде на Темзе.

Здесь, в течение двух дней, разделенные рекой, обе армии расположились лагерем напротив друг друга. И все уже готовились в новой отчаянной битве, когда ГЕРЦОГ АРАНДЕЛЛ, набравшись духу, объявил, что "неразумно продлевать убийства и невыразимые опустошения обоих королевств, потакая амбициям принцев-гордецов".

И многие другие бароны повторили и поддержали это мнение, и тогда Стивен и молодой Плантагенет спустились к реке, встали напротив друг друга и вели переговоры через реку. И к большому разочарованию Юстаса они заключили договор.  А Юстас в гордом негодовании развернулся и ушел и со своими сторонниками, утоляя злость, захватив Аббатство Святого Эдмунда, в котором сначала сошел с ума и вскоре умер.

Договор между монархами предполагал торжественный совет в Винчестере, где было решено, что Стивен  может сохранять корону на условии, что он признает Генриха своим единственным наследником. Также Уильям, другой сын Короля, унаследует фамильные владения своего отца; и что все королевские земли, которые Стивен раздавал, должны быть возвращены, а все замки, которые он разрешил построить, необходимо разрушить.

Таким образом они положили конец длительной войне, которая продолжалась 15 лет, и которая принесла столько горя и разорения Англии.

В следующий год Стивен умер, после неспокойного 19-летнего правления. Хотя Король Стивен был, относительно своего времени, довольно человечным и сдержанным правителем, обладавшим отличными качествами, главное, что нам известно - ОН УЗУРПИРОВАЛ ВЛАСТЬ. Возможно, он оправдывал себя, будучи твердо убежденным, что Король Генрих Первый сам был узурпатором. КАКОЕ НЕЛОВКОЕ ОПРАВДАНИЕ!!!

Народ Англии страдал в эти 19 лет гораздо больше, чем когда-либо. После разделения аристократии на два лагеря противоборствующих претендентов на престол, с развитием так называемой феодальной системы (которая превращала крестьян в урожденных вассалов, а точнее - рабов своих баронов), каждый барон имел личный замок-крепость. И в нем он правил, точно король маленького государства и, соответственно, совершал самые страшные жестокости и преступления по отношению к подданным. И никогда не было в таком количестве бесчеловечных издевательств на многострадальной английском земле, как в период правления Короля Стивена!

Писатели, жившие в те времена, с ужасом и содроганием описывают тысячи разнообразных способов издевательств над невинными людьми. Писатели повествуют, что замки наполнились скорее дьяволами, нежели людьми. Что крестьян, мужчин, женщин, стариков бросали в подземелья, где подвергали пыткам, жгли огнем, душили дымом, подвешивали за различные части тела, рвали плоть раскаленными щипцами, дробили кости, помещая людей в тесные ящики, набитые острыми наточенными камнями, - то есть умерщвляли несчастных тысячами способов - только чтобы отнять деньги, золото, серебро, завладеть землей, замком, присвоить чужую собственность...

В Англии  не осталось зерна, мяса, сыра, масла. Кругом простирались невозделанные заброшенные поля. Не было урожая. Пепел сожженных городов и унылое запустение - вот, что мог видеть случайный бродяга в те времена. Путники опасались внезапного нападения разбойников, которые подкрадывались, хватали, убивали, грабили... И с ранней зари до позднего заката можно было идти по разоренной стране и не встретить ни одного жилища...

Священники тоже иногда страдали и довольно сильно- от грабителей и мародеров. Но многие из них имели собственные замки. Поэтому они укрепляли свои крепости, сражались в полном рыцарском облачении, как настоящие бароны и потом бросали жребий на свою долю от награбленного.

Папа (или Епископ Римский), услышав отказ Стивена снизить свои амбиции, предал анафеме Англию. Это означало, что отныне не могли осуществляться церковные службы, браки, отпевания, погребения, не звонили колокола на куполах церквей и храмов. И любой человек имел право отказаться от этих вещей - будь то священник или простой продавец птицы. И любой мог продолжать приносить страдания несчастному народу. И во времена Короля Стивена в том и другом не было недостатка. И сам Папа внес личный "вклад" в общую копилку - совершенно отличный от вклада, принесенного иерусалимской вдовой Иисусу Христу.

Инна Едрец