А. Ахматова и Православие

Марков Геннадий
                Анна Ахматова: «Без веры нельзя».

                «Православная жизнь» - июнь 2014 года

       В июне исполняется 125 лет со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой – выдающейся русской поэтессы и переводчицы. Поэтесса считала хана Ахмата своим предком по материнской линии: свой псевдоним она образовала от его имени.
      Анна Горенко родилась в Одессе 11 (23) июня 1889 года, но в 1890 году ее семья переехала в Царское Село, о котором поэтесса говорила: «Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков...» Любила Ахматова вспоминать и о летних месяцах, регулярно проводимых под Севастополем: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень».
Свое первое стихотворение Ахматова опубликовала в 1911 году. В молодости она, наряду с Н.С.Гумилевым и О.Э.Мандельштамом, была яркой представительницей акмеизма – одного из художественных направлений русской поэзии серебряного века. Поэтесса занималась активной творческой деятельностью вплоть до последних дней своей жизни.
Судьба Ахматовой была трагична. В 1921 году был расстрелян ее бывший супруг  Н.С.Гумилев – классик русской поэзии. Много лет провел в заключении Лев Гумилев – сын поэтессы, впоследствии ставший выдающимся ученым-этнологом. Был арестован и погиб в лагере Николай Пунин – известный искусствовед, гражданский муж поэтессы. Вдовье и материнское горе отражено в поэме «Реквием», одном из известнейших ахматовских произведений. Ахматова неоднократно подвергалась травле. Так, небезызвестный член Политбюро ЦК ВКП(б) Андрей Жданов в августе 1946 года жестко охарактеризовал Анну Ахматову и ее поэзию: «Не то монахиня, не то блудница, а вернее блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой. (...) Ахматовская поэзия совершенно далека от народа».   Произведения Ахматовой подвергались жесткой цензуре, начиная с 1922 года, и поэтесса считалась невыездной до 1964 года. В советское время Ахматова остро ощущала одиночество и иногда чувствовала близость своей жизненной ситуации  судьбе Лотовой жены, в виде соляного столба застывшей рядом с покинутым родным пространством и не дошедшей до нового пристанища. («Лотова жена»)
       Анна Ахматова была глубоко верующим православным человеком. О.Михаил Ардов вспоминал: «Больше всего написанного на свете Ахматова любила Библию. Она великолепно знала Ветхий и Новый Завет. К цитатам из Писания она часто прибегала как в жизни, так и в творчестве...» Важно, что Ахматова была и «церковным» человеком, интересовавшимся церковной архитектурой, житиями святых, церковной службой и церковным календарем. В церкви она вела себя уверенно, как в родной обстановке: «Анна Андреевна, сосредоточенно крестясь, уверенной поступью шла по длинному храму вперед, а мы плелись за нею. (...) Анна Андреевна опустилась на колени перед иконой Божьей Матери, а мы вышли» (Л.К.Чуковская). Ахматова говорила: «И теософию, и антропософию не люблю. Все это мне чуждо. Я, как православная христианка, отрицаю это, осуждаю и не понимаю». Представители Православной Церкви всегда чувствовали искренность ахматовской тяги к Православию. А.Ильинская вспоминала: «Однажды Л.Бруни, с которым часто беседовал старец Нектарий, разговорился с ним об Ахматовой и попросил: «Благословите эту поэтессу». Батюшка сосредоточился, прикрыл глаза, а потом тихонько вымолвил: «Она достойна и праведна приехать в Оптину пустынь». (...) Ахматовой передали старческое слово о ней, и она приехала как паломница. Отец Нектарий благословил ее поселиться в келье». А.Найман вспоминал: «В советские годы, когда регулярное посещение церкви было для поэта практически невозможно, она по-прежнему говорила о себе как о человеке верующем, а время отмеряла по церковному календарю: «светлый, светлый Духов День», «Страстная неделя», «Святки», «разрешенье вина и елея», «канун Крещения»». Записные книжки Ахматовой пестрят пометками, касающимися церковных праздников.
      Все это нашло отражение и в ахматовском творчестве. Критик Ю.Айхенвальд однажды заметил, что Ахматова «религиозна, она благочестива, этот отпрыск новгородской старины, верная дочь православной церкви, носительница древнего благочестия. Но эта христианка влюблена, а любовь – это язычество». Известный в свое время критик Н.Недоброво писал в 1915 году о религиозном «строе» души поэтессы, которая «сама указывает на религиозный характер своего страдальческого пути. Ахматова знает упоение молитвы. Для такой души есть прибежище в Тайне Покаяния. Можно ли сомневаться в безусловной подлинности религиозного опыта, создавшего стихотворение «Исповедь»». Действительно, в 1915 году Ахматова уже была глубоко верующим человеком. Например, Б.Анреп вспоминал: «Во время одного из наших свиданий в 1915 году я говорил о своем неверии и тщете религиозной мечты. Анна Ахматова строго меня отчитывала, указывала на путь веры как на залог счастья: «Без веры нельзя»». А Н.С.Гумилев примерно в то же время благодарил Ахматову: «Ты научила меня верить в Бога и любить Россию». Академик В.В.Виноградов отметил, что «слова «молить» и «молитва» становятся любимыми словами лирической героини, а значит – и самой поэтессы». К тому же многие ахматовские стихотворения насыщены православно-христианской символикой и церковной атрибутикой: присутствуют образы православных храмов, фрагменты церковных ритуалов, ссылки на Священное Писание и житийную литературу. Юрий Тынянов в статье «Промежуток» обратил внимание на то, что в ахматовском творчестве «Библия, лежавшая на столе, бывшая аксессуаром комнаты, стала источником образов». Современная исследовательница ахматовского творчества Татьяна Дорофеева пишет о лирической героине сборника А.А.Ахматовой «Четки» (1914): «Высокое насыщение речи реминисценциями из Священного писания, словами церковного обихода, воспоминание житий святых отражает интуитивный порыв обратиться к многовековому опыту Церкви, применить его в качестве мерила и образца к собственной жизни». Для сборника же «Белая стая» (1917), ключевым, по мнению исследовательницы, является «мотив духовного, убежденно христианского понимания всего происходящего».
         Анна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года, в 76-летнем возрасте. В Ленинграде режиссер С.Д.Аранович провел несанкционированные властью съемки отпевания (Никольский собор), гражданской панихиды (Дом писателей) и похорон поэтессы (Комарово). Аранович использовал отснятые материалы лишь в 1989 году, включив их в документальный фильм «Личное дело Анны Ахматовой». О.Михаил Ардов вспоминал о последних днях и месяцах жизни А.А.Ахматовой так: «Моя мать, которая была с Ахматовой до последних минут, рассказывает, что вечером, ложась спать, буквально за несколько часов до смерти, Анна Андреевна хотела читать Евангелие и очень жалела, что у них не было при себе Библии. А когда месяца за два до ее кончины, навещая ее в больнице, я рассказывал о поездке в Троице-Сергиеву лавру, Анна Андреевна сказала мне: -Это лучшее место на земле...»