Н. Заболоцкий и Православие

Марков Геннадий
                Н.А.Заболоцкий: приближение к Евангелию

                «Православная жизнь» - май 2013 года

        24 апреля (7 мая)  исполняется 110 лет со дня рождения Николая Алексеевича Заболоцкого – классика русской поэзии и выдающегося переводчика. Даже если бы он написал лишь стихотворения «Очарована, околдована» или «Не позволяй душе лениться», то все равно бы вошел в историю русской поэзии. Но в творческом наследии Заболоцкого есть десятки не менее значительных стихотворений и поэм, великолепные переводы «Слова о полку Игореве» или грузинских поэтов...
        Н.А.Заболоцкий родился неподалеку от Казани, в семье агронома и сельской учительницы, и был крещен в Варваринской церкви этого города. Он был воспитан в лоне Православной Церкви, хорошо знал богослужение, пел на клиросе, хотя атеистические веяния эпохи в какой-то степени затронули и его сознание.
       С 1913 по 1920 год Н.А.Заболоцкий жил в Уржуме, где учился в реальном училище. В своих воспоминаниях об этом периоде жизни  поэт писал: «Каждую субботу и воскресенье мы обязаны были являться к обедне и всенощной. Мы, реалисты, построенные в ряды, стояли в правом приделе собора, гимназистки в своих белых передничках – в левом. За спиной дежурило начальство, наблюдая за нашим поведением. Дневные службы я не любил: это тоскливое двухчасовое стояние на ногах, и притом на виду у инспектора, удручало всю нашу братию. Мудрено было жить божественными мыслями, если каждую минуту можно было ожидать замечания за то, что не крестишься и не кланяешься там, где это положено правилами. Но тихие всенощные в полутемной, мерцающей огоньками церкви невольно располагали к задумчивости и сладкой грусти. Хор был отличный, и когда девичьи голоса пели «Слава в вышних Богу» или «Свете тихий», слезы подступали к горлу, и я по-мальчишески верил во что-то высшее и милосердное, что парит высоко над нами и, наверное, поможет мне добиться настоящего человеческого счастья.»
          Окончив реальное училище, Заболоцкий поехал в Москву, поступив сразу на несколько факультетов университета. Но вскоре, в силу жизненных обстоятельств, поэт оказался в Петрограде, где закончил отделение языка и литературы пединститута имени Герцена. После прохождения воинской службы Заболоцкий начал работать в одном из издательств, активно занялся поэтическим творчеством. В 1929 году выходит первый сборник поэта – «Столбцы», вызвавший весьма неоднозначную и нередко издевательскую оценку критики, не готовой к восприятию необычных сатирических и гротескных образов Н.А.Заболоцкого. Но уже этим сборником он заявил о себе как о поэте с яркой индивидуальностью. Следует признать, что в «Столбцах» Заболоцкий весьма свободно обыгрывал библейские образы, трансформируя их и соединяя с бытом. Но это было характерно для советской литературы 1920-ых годов, ниспровергавшей старые ценности.
          В 1938 году Заболоцкого арестовали и осудили по делу об антисоветской пропаганде. Поэт проявил колоссальную силу духа, выдержав самые жестокие допросы и не признав ни одно из обвинений. Впоследствии Н.А.Заболоцкий вспоминал: «Я все силы напрягал для того, чтобы (...) не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали...» Около шести лет поэт провел в лагерях, испытав все тяготы жизни политического заключенного сталинского времени. Он страдал и от того, что не может помочь супруге Екатерине Васильевне, оставшейся с двумя малолетними детьми в блокадном Ленинграде, а потом – в эвакуации. Супруга писала Николаю Алексеевичу, что очень сожалеет о потерянных годах, проведенных ими врозь из-за его ареста, а Заболоцкий успокаивал ее в ответном письме: «Когда ты очнешься, отдохнешь, разберешься в своих мыслях и чувствах, ты поймешь, что не даром прошли эти годы, они не только выматывали твои силы, но и обогащали тебя, твою душу, и она, хоть и израненная, будет потом крепче, спокойнее и мудрее».  Лишь в 1946 году Заболоцкого восстановили в Союзе писателей, и ему было разрешено жить в Москве. Он активно окунулся в творческую работу, стремясь наверстать упущенное... За оставшиеся 9 лет жизни и творчества Заболоцкому удалось добиться огромного читательского признания, и это время стало для него самым продуктивным.   
В этот период  Н.А.Заболоцкий часто задумывался о Господе и смысле бытия. Н.Чуковский вспоминал об одном эпизоде общения с Заболоцким: «Помню, сидя у меня, прочел он стихотворение о Боге, играющем на рояле, и привел меня в восторг. Я все позабыл, в памяти у меня осталось только, что строчки были длинные, поющие, что старый сломанный рояль стоял где-то на чердаке, где было очень сухо и жарко, где пахло пылью, рассохшимся деревом, паутиной, и что Бог иногда по ночам спускался с небес на чердак, садился за тот рояль и играл». Это стихотворение Н.Заболоцкий уничтожил, ибо сама мысль о Боге в тоталитарном государстве была крамольной, а поэт, прошедший жестокую школу ГУЛАГа, не желал излишне рисковать, чувствуя ответственность за семью. Так русская поэзия лишилась одного из возможных шедевров. Но размышления о Боге и смысле бытия были важны для всей поэзии Заболоцкого. И особенно – для текстов конца 1940-ых-первой половины 1950-ых гг. Библию поэт перечитывал неоднократно, и это влияло на его творчество. Чаще – на уровне идей и мотивов. Уникальным для творчества Н.А.Заболоцкого стало стихотворение 1955 года «Бегство в Египет», в котором лирический герой отождествляет себя с Младенцем Христом:

Снилось мне, что я младенцем
В тонкой капсуле пелен
Иудейским поселенцем
В край далекий привезен.

Перед Иродовой бандой
Трепетали мы. Но тут
В белом домике с верандой
Обрели себе приют.

          Судя по всему, Заболоцкого вдохновили соответствующие строки из Евангелия от Матфея (Мф. 2: 13-15). Это произведение было создано поэтом в период восстановления после тяжелого инфаркта, когда «ангел, дней моих хранитель, с лампой в комнате сидел: он хранил мою обитель, где лежал я и болел». Болезнь, как правило, заставляет человека задуматься о Боге, о смысле жизни, о собственной судьбе и сделанных ошибках... Судя по всему, именно это произошло с Заболоцким в период болезни и телесных страданий.
         Н.А.Заболоцкий скончался в Москве, 14 октября 1958 года, в возрасте 55 лет. После смерти поэта на его письменном столе остался лежать лист бумаги с начатым планом новой поэмы: «1. Пастухи, животные, ангелы; 2...» Второй пункт Заболоцкий заполнить не успел. В этом можно видеть проявление Божьего Промысла. Как известно, пастухи, животные и ангелы упоминаются рядом практически в единственном месте Библии – Евангелии от Луки (Лк. 2: 8-15): «8. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего... 13. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее... 15. Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Эта евангельская глава повествует о Рождестве Иисуса Христа. Судя по всему, приближение к смерти стало для поэта временем приближения к Евангелию, и он уходил в мир иной просветленным, думая о Рождестве и Иисусе Христе.