Толкование viii-ой главы апокалипсиса

Тамара Кочнева
    Толкование VIII-ой главы «Апокалипсиса».
    Седьмая печать – появление четырёх труб.
    [статья из серии по истории пророчеств].

     «И когда он открыл СЕДЬМУЮ печать, было молчание на небе около получаса. И я увидел семерых ангелов, которые стоят перед Богом, и даны были им семь труб.
    И другой Ангел пришёл и встал у жертвенника, имея золотую кадильницу. И дано было ему много курения, чтобы он принёс его с молитвами всех святых на золотом жертвеннике, который перед престолом. И дым курения поднялся с молитвами святых из руки Ангела перед Богом. И Ангел взял кадильницу, наполнил ее огнём жертвенника и бросил на Землю. И были громы, голоса и молнии, и землетрясение.
    И семь ангелов, которые имели семь труб, приготовились трубить.
    И ПЕРВЫЙ протрубил, и был град и огонь, смешанный с кровью, и было это брошено на Землю. И треть Земли была сожжена, и треть деревьев была сожжена, и вся зеленая трава была сожжена.
    И ВТОРОЙ ангел протрубил, и как бы большая гора, горящая огнём, была брошена в море, треть моря стала кровью. И умерла треть тварей, которые в море и которые имеют жизнь, и треть судов была уничтожена.
    И ТРЕТИЙ ангел протрубил, и упала с неба большая звезда, горящая, как факел, упала на треть рек и на источники вод. И имя звезды – Полынь. И треть вод стала полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они сделались горькими.
    И ЧЕТВЁРТЫЙ ангел протрубил, и поражена была треть Солнца, и треть Луны, и треть звёзд, чтобы треть их померкла, и не появлялся день в течение своей трети, и подобно тому – ночь.
    Я увидел одного Орла, летящего в середине неба, говорящего громким голосом: «Горе, горе, горе, живущим на земле от остальных трубных звуков трёх ангелов, которым предстоит трубить»».
*    *    *
    «И когда он открыл СЕДЬМУЮ печать, было молчание на Небе около получаса» – святой Августин Аврелий (354-430) утверждал:  «Молчание на небе всегда указывает на торжественность. При открытии Седьмой печати всё небо умолкает, потому что предстоит смена веков – от века Божией терпимости к веку Божьего гнева и открытия двери тайн Божиих.
    Безмолвие при открытие Седьмой печати, знаменует ангельское благочиние, благоговение и неведение ими о времени второго Пришествия. Полчаса, то есть краткое время, в которое, по наведении наказаний и прекращения земного, явится царство Небесное, постепенно освобождая человека от преобладания страстей». 

    Богослов Корнелей Ляпид проповедовал:
    «Молчание – это молчание среди святых на небе во время совершения казней по семи трубам, или лучше стыд и благодарность святых, видевших себя блаженными, других же – осуждёнными».

    Современные толкователи считают:
    «Молчание на небе около получаса есть или молчание врагов Церкви Христовой, сознающих свою виновность, или затаение дыхания небесными силами, вследствие их чрезвычайно напряжённого ожидания, ибо история взаимоотношений Бога с миром теперь дошла до своей завершающей цели: «Господь наставит кроткия на суд, научит кроткия путём Своим» (Псалом, 24.9)».

    Но, в действительности, снятие «Седьмой печати» символизирует, период с 1919 по 2038 год. Закончившаяся I-ая Мировая война была войной народов, а не правительств. Жизненная энергия величайших наций ушла в кровавую пятилетнюю бойню. Времена Утрехтского и Венского договоров миновали, когда аристократические государственные деятели и дипломаты, – как победители, так и побеждённые – собирались для вежливых и учтивых споров, и могли позволить себе перекраивать политическую карту Европы на основе принципов, разделявшихся родственными связями их монархов. Ныне выборные руководители зависели от миллионов избирателей, доведённых до нищеты и увлечённых различными политическими доктринами. Летом 1919 года союзные армии стран «Антанты» стояли вдоль Рейна, а перед руководителями стран-победительниц лежала карта Европы, на которой им предстояло перекроить границы побеждённых стран по своему усмотрению. Почти все европейские народы в этот период надеялись, что воцарится долгий мир и войн больше не будет.
    Здесь нужно указать, у апостола Петра (II-ое послание 3.8-9) говорится:
    «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день.
    Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».

    [Историческая справка:
    Апостол Пётр – Симон, сын (потомок) Ионы (Ин 1.42), рыбак из Вифсаиды (Ин 1.44), живший с женой и тещей в Капернауме (Мф 8.14).
    Имя Пётр (камень), он получил от Иисуса (Мк 3.16). Апостол Пётр вначале, по-видимому, был учеником Иоанна Крестителя (вместе со своим братом Андреем) (Ин 1.35-40), но оставил его, будучи приведен братом к Иисусу (Ин 1.41-42). Пётр был среди самых близких учеников. Во всех списках Апостолов Пётр упоминается первым. Он написал два Послания. О его кончине нет достоверных сведений, но предание гласит, что он был казнён в Риме одновременно с апостолом Павлом (Савлом)].

    Возможно информацию: «один день на Небе равен 1000 лет на Земле», апостол получил от Иисуса.
    Значит, один Небесный час равен 41-му земному году.
    Следовательно, «было молчание на Небе около получаса» –  соответствуют чуть больше 20-ти годам на Земле – период затишья в Европе между 1919-ым и 1939-ым годами. Это «безмолвие» на небесах означает, на громадном пространстве Западной и Центральной Европы царила политическая, финансовая, экономическая и религиозная смуты.
    Польша, Чехословакия, Прибалтийские республики, Финляндия, гордо подняв голову, провозгласили независимость. В результате СССР было отгорожено от Западной Европы кордоном ненавидевших большевизм государств.
     В Италии Бенито Муссолини предложил новую форму правления, которая под предлогом спасения итальянского народа от Коммунизма, возвышала Муссолини до диктаторской власти.
    «Молчание на Небе» – едва была создана Лига Наций, как Англия и США осудили Францию, которая была лишена границы по Рейну, за то, что она сохранила свою армию на основе всеобщей воинской повинности. В это же время правительство США дало понять Англии, что её союз с Японией, будет служить помехой в англо-американских отношениях. Союз был аннулирован. Этот акт произвел глубокое впечатление в Японии и был расценён, как пощечина азиатской державе со стороны западного мира.
    Население Франции составляло менее двух третей населения Германии. При этом численность французского населения оставалась постоянной, рождаемость равнялось смертности, в то время как германское население росло.
    Возмущение, вызванное по всей Германии оккупацией французами Рура в 1923 году, обеспечило гитлеровской национал-социалистической партии, массу сторонников. Причём союзники сосредоточили все свои усилия на том, чтобы получать с Германии ежегодные репарационные платежи за I-ую Мировую войну. Поскольку платить Германия была не в состоянии, платежи производились лишь благодаря крупным американским займам. Вся эта процедура сводилась к полнейшему абсурду. Единственным её плодом было чувство вражды у немцев против Франции и Англии. Но кто-то, гоняя финансы на бумаге, из Америки в Европу, и обратно, на этом крупно зарабатывал. Таким образом, как в Европе, так и в Азии победоносные союзники создавали обстановку, при которой «во имя мира» расчищался путь для II-ой Мировой войны.
    В этот период падение марки разрушило основы благополучия германского среднего класса. Это позволило Адольфу Гитлеру 30 января 1933 года быть избранным на пост канцлера Германии.
    По условиям Версальского договора население Саарской области, обладающего богатыми угольными месторождениями и важными металлургическими заводами, должно было по истечении 15-летнего срока решить путём плебисцита, желает ли оно возвратиться в лоно Германии или нет. Плебисцит был назначен на январь 1935 года. В его результате никто не сомневался, так как хотя Саарская область и управлялась номинально комиссией Лиги Наций, на деле находилась под контролем местного центра нацистской партии. Население, единственной в Европе территории, которая находилась под суверенитетом чиновников от Лиги Наций, проголосовало за возвращение в Германию, в III-ий Рейх.
    7 марта 1936 года Адольф Гитлер заявил в Рейхстаге, что он намерен вернуть Германии Рейнскую область, которой управляли союзники, и, пока он говорил, немецкие войска общей численностью в 35 тысяч солдат и офицеров перешли границу и заняли все основные немецкие города. Повсюду население встречало их с радостью. Весть об этом вызвала сенсацию во всём мире. Все газеты кричали о начале скорой войны. В ту пору Франция имела на своей стороне «Малую Антанту», состоявшую из Чехословакии, Югославии и Румынии. Прибалтийские государства и Польша также присоединились к французам. И здесь случилось «политическое чудо», как писали газеты во всём мире. Узнав об аннексии Рейнской области, политические деятели Франции желали мобилизовать армию и предъявить ультиматум Гитлеру, но генералы стали взывать к спокойствию, терпению и отсрочкам. В этот момент между Гитлером и германским верховным командованием также возникли разногласия. Если бы французское правительство мобилизовало армию, германский генеральный штаб, несомненно, выступил бы против Гитлера, и это бы роковым образом сказалось на его правлении. Франция была достаточно сильна (100 дивизий против 36), чтобы самостоятельно вытеснить немцев из Рейнской области.
    Но, Иоанн Богослов в «Откровении» заранее написал: «двадцать лет будет тишина». Все подчинились Божьему Промыслу, не осознавая, что ими управляют Высшие Силы. Чтобы там ни кричали журналисты со страниц газет, чтобы не говорили безбожники, какие бы зажигательные речи не произносили «патриоты» разных направлений, будоража общественное мнение. В Апокалипсисе сказано: «двадцать лет» не будет новой Мировой войны, так и случилось.
    В марте 1938 года Австрия вошла в состав III-го Рейха, а в октябре того же года Судетская область Чехословакии.
    В марте 1939 года в состав Рейха вошли: протекторат Чехии и Моравии, и Клайпедская область Литвы.
    Таким образом, в период «молчания на Небе около получаса» –  Адольф Гитлер присоединил к Германии территории с 8 миллионами жителей без единого выстрела.
*    *    *
    «И я увидел семерых ангелов, которые стоят перед Богом и даны были им семь труб» – Андрей Кесарийский, один из наиболее известных отцов церкви, автор ряда богословских произведений, так прокомментировал эту строку: «Чем дальше, тем отчетливее тайнозритель выявляет перед читателями разделение человечества на два противоположных лагеря – Церковь и царство зверя. С седьмой печатью появляются семь труб, которые составляют содержание и делят период седьмой печати до начало Великой скорби на семь частей. Трубы употребляются как сигналы к сражению и как звуки торжества и победы, здесь трубы являются в значении труб, возвещающих суд Божий над грешниками и грешным миром […]
    Что же касается физических бедствий и наказаний грешников, час-то упоминаемых в Апокалипсисе, то тайнозритель сам объясняет, что Бог попускает их для вразумления, чтобы привести грешников к покаянию. Но апостол со скорбью отмечает, что люди не внемлют зову Божию, продолжают грешить и служить бесам. Они, как бы «закусив удила», несутся к собственной гибели».

    Православные богословы считают:
    «Седьмая печать на Земле будет открыта, когда с прекращением действия веры остановится деятельность по учению Евангелия и начнется деятельность по собственным соображениям и по внушениям сердец, разум многих снизойдёт с высоты состояния духовного в состояние плотское, чувство благости оставит сердца, мир заменится разнообразными возмущениями. Правители сделаются игрищами страстей и орудиями страстей своих приближённых. От высших мира сего начнут истекать бесчисленные общественные бедствия. При этом нередко будет гибнуть сам правитель под ударом бедствий, и всегда гибнуть или повреждаться страшным повреждением управляемое им общество. Сильные земли! Услыште наставление Господа, которое дано было праведным, премудрым, духовно сильным» (С. Булгаков, прот., «Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического толкования», Париж, 1948).

    «Седьмая печать означает начало бедствий, которые по существу являются расширенным воспроизведением семи древних казней египетских. Семь ангелов – это те ангелы, которые упоминаются в Книге Товита и являются как бы свитой Господней в небе, и одновременно это семь ангелов, которые фигурируют в начале Апокалипсиса.
    На небе наступает безмолвие – признак приближающейся грозы. Провидец Патмосский, находясь на скалах этого острова, вероятно, не раз мог наблюдать, как затихает море, как воздух становится тяжёлым и неподвижным. Все жители Средиземноморья знали, что такое затишье бывает перед бурей. Оно напоминает нам ту тишину, в которой пришёл Господь, когда явился Илье-пророку после громов и молний. Приближается Бог, перед Ним трубят трубы, возвещая суд, трубы, которые звучали на Синае. Фимиам перед Господом – это уже не собственно фимиам, а молитва святых, которая поднимается к небу и оказывает воздействие на мир. Наступает момент встречи Божьей правды с человеческой неправдой. Семь труб возвещают семь казней.
    Все бедствия, связанные с первой трубой, взяты из Книги Исхода, где говорится о граде, о гибели деревьев, животных и т. п. (Исх 9.23-25). Да и смысл тот же самый: человечество сеет зло и его же пожинает. Зло, которое создали люди, приходит к ним как возмездие. Но в этой трагедии участвуют и демонические силы.
    Образ большой горы, пышущей огнем, некоторые толкователи трактуют как образ, навеянный Иоанну геологическими катастрофами, которые в то время сотрясали средиземноморский мир: извергались вулканы, рушились целые острова.
    Но такое толкование не имеет большого смысла. Чтобы глубже проникнуть в содержание текста, надо понять систему символов, которая была свойственна литературе того времени. «Гора, пылающая огнем» – это образ ангела, очень часто повторяющийся в Книге Еноха, которая была написана примерно за век до Рождества Христова и полна ярких, устрашающих космических символов […]» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня).

    Полностью согласившись с мнением, что «семь труб» делят период «Седьмой печати» (1919-2038) на семь частей, заметим только, что период «Великая скорбь» (1991-2038) входит в этот период, а не является продолжением истории человечества после «Седьмой трубы».
    С 1919-го по 1939-ый годы, в СССР, Германии, Италии, Японии пришли к власти политики, проповедующие: Коммунизм, Нацизм, Фашизм и Милитаризм, коим суждено было в скором времени ввергнуть весь мир в новую, ещё более ужасную II-ую Мировую войну.
*    *    *
    «И другой Ангел пришёл и встал у жертвенника, имея золотую кадильницу. И дано было ему много курения, чтобы он принёс его с молитвами всех святых на золотом жертвеннике, который перед престолом» – Иоанн Дамаскин (675-749), богослов и «учитель церкви» объяснил данную строку так: «Здесь имеется в виду жертвенник всесожжения (Исход 27.1-8), который был установлен в Скинии и в Храме перед завесой Святого-святых для принесения курений перед лицом Господа (Исход 30.1-10) и назван золотым жертвенником (в III-ей книге Царств 6.22). После первого разрушения Храма этот жертвенник исчез.
    Много курения было дано Ангелу для того, чтобы он помог молитвам святых дойти до престола Божия, как возносится дым фимиама и бывает приятным благоуханием жертвы. Дым курений здесь не средство возношения молитвы, но лишь простое указание на это возношение. Ангел – не посредник и приноситель жертвы, но слуга, который, по повелению Божию, приставлен служить святым при их молитвах».

    «Золотая кадильница» – по мнению многих богословов, обозначает: «молитвы всех святых, то есть всех христиан и подвизающихся и прославленных, которые Христос, в качестве «другого Ангела» приносит Богу, и что услышана их просьба об отмщении крови мучеников. Не может быть там милости, где нет суда и правосудия. Чтоб совершить дела милости, должно свершиться правосудию, ибо оно одно даёт всему должное значение, способно оказать истинную милость «Не судите на лица, но праведный суд сидите» (Иоанн 7.24)» (Н.Н. Глубоковский, «Благовестие христианской Славы и Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова», Джорданвиль, 1966).    

    Не понимая аллегорического смысла Апокалипсиса, толкователи всё время стремятся к его упрощению.
    «Другой Ангел» это не Христос, а Ангел, который встал у престола в начале «получасового молчания на небе», получив разрешение от Бога на наказание людей, то есть наполнил кадильницу угольями и высыпал эти уголья на Землю, – с высоты небесного свода.
    «Уголья» несут не только уничтожение жизней и материальных ценностей, что бывает на любой войне, но, начиная с I-ой Мировой войны (1914-1918), исчезают всякие связывающие людей узы: честь, совесть, долг, моральные принципы. Человечество вступило в эпоху – планирования и массового систематического истребления миллионов людей. Верующие и неверующие стройными рядами уверенно приближались к самой страшной трагедии, когда-либо обрушивавшейся на человечество, за всю его бурную историю.
*    *    *
   «И дым курения поднялся с молитвами святых из руки Ангела перед Богом» – святитель Феофан Затворник (1815-1894) считал: «Курение обозначает: Христа со всеми его заслугами, который должен быть добавлен к молитвам святых, чтобы приносимые на золотом жертвеннике молитвы святых были угодны Богу».

    Святитель Игнатий (Д.А. Брянчининов) дал более вероятную трактовку данной строки:
    «Курение – это очищающий суд Божия под руководством заповедей Евангелия. Евангельские заповеди наставляют  душу каждого человека в правильности суда, и обличают упущения его перед судом. Правосудие, истекающее из духовного разума, исполнено премудрости, спокойствия, благости, оно чуждо жестокости, оно не воспламеняется гневом на согрешающих человеков, оно сострадает им, милосердствует о них, оно с твёрдостию врачует и обуздывает согрешения, оно бессмысленные и бесчеловечные казни земные заменяет мерами более действительными, мерами мудрыми».

    Если верить православным богословам, то при открытии «Седьмой печати» (1919-2038) на Земле, и в частности в России, всё ещё будут находиться святые, обладающие даром благодатной молитвы, которые будут молиться за правителей и народы.
    Однако молитвы святых отцов в XX-ом веке, «не были действенны и угодны Богу». Открыв любой учебник истории за XX-ый век, видим: одобрение, затем отрицание Фашизма, Нацизма, Анархизма, и одобрение: Коммунизма, Интернационализма, Атеизма, и, наконец, замыкает цепь «измов» – Глобализм и Экуменизм. Действия пристрастные, хотя бы они имели вид величайших добрых дел, в сущности, всегда имели значение дел злых – в результате ими увенчивался порок, попиралась добродетель, попиралась вера в Бога.
    Писателям и историкам кажется, что европейские политики могли бы предотвратить трагедии II-ой Мировой войны, и в своих сочинениях они увлечённо ищут ту точку не возврата, после которой война стала неизбежностью. Не веря в существование Промысла Божьего, они не понимают: план Бога изменить нельзя. Поэтому злонамеренная порочность одних (воинственно-идейных) была подкреплена в 1922-1933-1939 годах слабостью и добродетельностью других (занятых личным обогащением и стремлением к спокойной жизни), что и стало источником, ведущей народы к катастрофе.
*    *    *
    «И Ангел взял кадильницу, наполнил её огнём жертвенника и бросил на Землю. И были громы, голоса и молнии, и землетрясение» – богослов Иоанн Дамаскин (675-749) объяснял эту строку так: «бросить огонь на Землю – значит совершить Божий суд над Землёй. Молитвы святых – это молитва о суде над Землёй».
    «И были громы, голоса и молнии, и землетрясение» – здесь снова, во второй раз, содержится указание на «потрясение основ», то есть на приход к власти коммунистов в России во главе с Владимиром Лениным (1917), фашистов в Италии с Бенито Муссолини (1922)  и нацистов в Германии во главе с Адольфом Гитлером (1933).
*    *    *
    «И семь ангелов, которые имели семь труб, приготовились трубить» – начиная с XVI-го века, когда официально было заявлено о боговдохновенности святых, попавших к престолу Божьему, появилось мнение: «чтобы Божия воля на Небе осуществилась и на Земле, требуется совместная молитва святых, деятельность которых, направленная по Евангелию, постепенно освободила их от преобладания страстей. Они престали увлекаться и обольщаться: в кротком устроении своём, ни возмущаемом ни гневом, ни вожделением, являя владычество ума, восстановленного во власти Божественной благодатию» (С. Булгаков, прот., «Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического толкования», Париж, 1948).

    Просмотр нескольких произведений XIX-го – XX-го веков толкования Апокалипсиса так и не дал ответ, откуда взялось подобное утверждение, что: «воля Божия на Земле зависит от молитв святых».
    Причём везде звучит одна и та же фраза «молитва святых», что под этим подразумевается, какие святые, о чём они должны молить и кого, – абсолютно не понятно?
    Период «Зверя из Земли» начался в 1922 году, а приготовились трубить семь Ангелов в 1939 году. Европейские политики не смогли выполнить требования людей: дать им мир, Законы Бога, землю и достаток. Политики всех уровней жили одним днём, без уверенности в будущее, от одних выборов до других, от одного съезда до другого, пока не прозвучал страшный сигнал, оповестивший, что время «Первой трубы» настало.
    Такие же процессы происходили и в Христианской Церкви, тысячу лет занятые борьбой друг с другом и с Исламом высшие иерархи проглядели появление нового общего врага – воинствующих безбожников, поэтому не смогли объединиться и оказать поддержку своим собратьям по вере. В результате к 1939 году Православная церковь в СССР была полностью разгромлена и фактически перестала существовать, как седьмой епископат. Православные церкви на Ближнем Востоке влачили жалкое существование. Протестантские общины были разъединены и превратились в обособленные объединения верующих без единого руководства. Роль Католической церкви, благодаря усилиям Бенито Муссолини, также была сведена до минимума в пределах Ватикана.
*    *    *
    «И ПЕРВЫЙ протрубил, и был град и огонь, смешанный с кровью, и было это брошено на Землю. И треть Земли была сожжена, треть деревьев была сожжена, и вся зелёная трава была сожжена» – Иоанн Златоуст (347-407), святой, один из крупнейших «отцов церкви», богослов, утверждал: «Выражение треть Земли обозначают определенные регионы Римской империи, которые являются наиболее порочными и греховными, и которые Бог уничтожит в наказание. Под деревьями и травою надо разуметь сильных и слабых по духу христиан, которые не устоят в своём благочестии во время тех или других испытаний. При этом надо помнить для избежания смущения, что эта страшная и непонятная казнь есть казнь не нашего времени, но отдалённого будущего, близкого к Концу мира».

    Святитель Феофан Затворник (Г.В. Говоров, 1825-1894) считал:
    «Господь по воскресении Своём явившись апостолам, сказал, что Ему дана всякая власть на Небе и на Земле. Значит, христианские начала вступили в управление миром, и восстановительные Божественные силы от лица Богочеловека начали своё действие во всей совокупности тварей, требовавших восстановления. Восстановление это идёт незримо для нашего слабого зрения, нам даже может казаться иное, но дело Божие идёт не по нашим догадкам, а по своему плану. Придёт срок, и явится обновлённая тварь, когда никто того не чает. Не приходит Царствие Божие с усмотрением. События, связанные с семью трубами текут по мановению Господню, и, следовательно, всё в видах Царства, Им основанного и хранимого. Как относятся такие или другие события к этой цели, мы разуметь не можем, разве малое нечто, да и то гадательно, но то несомненно, что все туда направлены. Нам не дано это разуметь потому, что миропонимание не наше дело. Наше дело – спасение тем способом, какой открыт для нас Господом Богом, сюда и должна быть обращена вся наша забота. Как видимый мир – тайна, так и история событий – тайна, то и другое запечатано от нас. Подойдя к чтению семи печатей, услышь голос: «кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея?» и остановись. В этом будет больше разума, чем в построении произвольных теорий». 

    То, что не смогли объяснить богословы в веке XIX-ом, попытаемся объяснить в начале XXI-го века. Выражение «треть Земли» обозначает, что военные действия в период «Первой трубы» будут вестись на территории трети планеты – II-ая Мировая война (1939-1945). Началась она как война между двумя Европейскими державами (Германией и Польшей), но постепенно в ней приняло участие большинство существующих в тот период стран.
    1 сентября 1939 года армии III-го Рейха вторглись в Польшу, сражения продолжались три недели. Союзники Польши (Великобритания и Франция вместе со своими доминионами) 3 сентября объявили Германии войну.
    В апреле-мае 1940 года немецкие войска оккупировали Данию и Норвегию.
    10 мая вторглись в Бельгию (капитулировала 28 мая), в Нидерланды (капитулировала 14 мая), Люксенбург, а затем через их территорию во Францию (капитулировала 22 июня).
    10 июня 1940 года в войну на стороне Германии вступила фашистская Италия Бенито Муссолини.
    Летом 1940 года советские войска вступили на территорию Прибалтийских государств, ликвидировав их самостоятельность.
    В апреле 1941 года Германия захватила территорию Греции и Югославии. Правительства Венгрии, Румынии, Болгарии и Финляндии перешли на её сторону.
    22 июня 1941 года Германия со своими союзниками напала на Советский Союз.
    7 декабря 1941 года нападением на Перл-Харбор Япония развязала войну против США. В начале следующего года Япония захватила Малайзию, Индонезию, Филиппины, создала угрозу вторжения в Австралию.
    8 декабря 1941 года страны антигитлеровской коалиции объявили войну Японии. Война приобрела всепланетарных характер и охватила воюющими армиями «треть Земли» и все четыре океана. Считается, что в ходе II-ой Мировой войны погибло около 50 миллионов человек.
    3 сентября 1943 года Италия подписала акт о капитуляции.
    8 мая 1945 года – подписала акт о безоговорочной капитуляции Германия.
    2 сентября – капитулировала Япония.
*    *    *
    «И ВТОРОЙ ангел протрубил, и как бы большая гора, горящая огнём, была брошена в Море, и треть Моря стало кровью» – Андрей Кесарийский дал такое объяснение данной строке: «По мнению некоторых, этим свидетельствуется, что море по Воскресении будет гореть очистительным огнём со всеми, живущими в нём. Если указание на третью часть здесь является несообразным, потому что, как было упомянуто, мучимых будет больше, чем спасаемых, то это несоответствие можно устранить, отнеся эти слова к настоящей жизни, которая образно называется Морем. В таком случае и будет подтверждена гибель третьей части всех живущих, ибо по неисследимым судам Божиим одни скоро получают наказание, а другие по долготерпению Его приводятся к покаянию и обращению.
    Под «горою», я думаю, нужно разуметь Диавола, который, яростью распаляемый на нас и блюдомый на геенну, во время попущения своего разбросает по морю и погубит третью часть островов, кораблей и их обитателей, как некогда сделал с Иовом, ибо по суду правосудия Божия он есть враг наш и мститель, так как кто кому повинится и покорится, тот тому и поработает (2-ое послание Петра 2.19).
    Наконец, нет ничего странного и несообразного с разумом в том случае, если душевная смерть постигает тех, которые в море хулят Святую Троицу делами жизни своей и словами […]» («Толкование на Апокалипсис», М., 1904).

    Священник Николай Орлов в 1903 году считал:
    «Падение горы с неба указывает на небесное происхождение казни, то есть на то, что она совершается как промыслительное действие Божьего всемогущества и суда. Эта гора не похожа на гору, падающую с неба из глубин Космоса, а требует разуметь «под горою» громадную массу огня, которая должна упасть на землю, возникнув в нижних слоях атмосферы в последнее время. Это будет чрезвычайным действием Божьего всемогущества, проявляющего свой гнев над грешным человечеством.
    О Господе Спасителе нашем, крестною смертью Своею спасшем нас, сказано, что Он есть Агнец, закланный от сложения мира. Следовательно, при сложении мира имелась в виду крестная смерть, или, иначе, сложение мира будет совершено по идее Креста. Если последующая история мира и, особенно, человека есть приведение в исполнение плана, лежавшего в основе сложение мира, то надобно сказать, что Крест Господень был целью для предшествовавшей ему истории и есть исходная точка для истории, последующей ему. Он есть движущая сила всех мировых событий, он же положит и конец течению временных событий. Когда начнут трубить семь ангелов, возвещая явление Сына Человеческого на небе, тогда суд над морскими тварями, затем тотчас решение участи земнородных и начало новой жизни […]» («Апокалипсис св. Иоанна Богослова. Опыт толкования», М., 1904).
    Правда, чем и перед кем провинились морские твари священник Орлов не объяснил.

    Сегодня под «большой горой», одни богословы понимают:
    «Оружие массового поражения, которое применят на море против военных кораблей, имея в виду моря, прилегающие к тем регионам, которые совершают зло против Бога. Причём часть моря, по причине греховности людей, тоже будет повреждена Божиим судом» (Э.М. Бартошевич, «Ангелы, сеющие смерть», М., 1965),
    «Падение на землю града, огня и пылающей горы, по-видимому, иносказательно указывает на огромные размеры бедствий, которые постигнут грешников по великому Промыслу Божия.
    Не является ли это предсказанием о глобальном засорении и уничтожении природы, которое наблюдается в наши дни?    
    Если так, то современная экологическая катастрофа предвещает скорое пришествие антихриста. Всё более оскверняя в себе образ Божий, люди перестают ценить и любить Его прекрасный мир. Своими отбросами они загрязняют озера, реки и моря; разлитой нефтью поражают огромные прибрежные пространства; уничтожают леса и джунгли, истребляют многие виды зверей, рыб и птиц. От отравления природы заболевают и гибнут как сами виновные, так и невинные жертвы их жестокой алчности […]
    Современный процесс разоружения в результате крушения коммунизма не являются ли перерывом, который предоставляется людям для обращения к Богу?» (епископ Александр (Милеант), в миру Александр Васильевич, 1938-2005).

    Действительно, II-ая Мировая война охватила народы, из-за жажды власти отдельными личностями. При этом отметим период «Второй трубы»: начался с падения большой горы, горящей огнём: 16 июля 1945 года в США в пустыне Нью-Мексико была взорвана первая атомная бомба на вершине вышки в сто футов. Взрыв был ужасающим. Колоссальный столб пламени и дыма вознёсся на высоту нескольких километров. В радиусе трёх миль абсолютно всё было разрушено. Ничего ранее человечество не видело.
    6 августа этого же года вторая атомная бомба была сброшена с американского стратегического бомбардировщика на японский город Хиросиму. 9 августа удар был повторён против порта Нагасаки. Три атомных взрыва возвестили о начале новой атомной эры.
    Закончился же период «Второй трубы» запуском первого космического спутника земли (ИСЗ), запущенного на орбиту СССР в 1957 году.
*    *    *
    «И умерла треть тварей, которые в Море и которые имеют жизнь, и треть судов была уничтожена» – толкователи последние пятисот лет по-разному объясняют эту строку. Одни считают: «под гибелью рыб и кораблей нужно понимать страдания и несчастия истинных христиан среди нечестивых народов». Другие под «рыбами» понимают конкретных людей, а под «кораблями» – христианские общины, погибающие от различных заблуждений. Мол, поражённые горящим огнём, они перестанут богоборствовать, признают себя побеждёнными и покаются.

    «Бесы прямо идти против Бога не могут, они противятся Ему чрез вовлечение в грехи людей, которые должны бы быть Божиими. Таким образом, пока будут лица, чрез которые они могут оказывать противление своё Богу, до тех пор они будут ещё воюющей и борющеюся стороною, но когда не станет такого рода лиц, тогда и противление их прекратится» (Э.М. Бартошевич, «Ангелы, сеющие смерть», М., 1965).

    Тут выпущено из виду то, что покорение религиозных соперников при помощи силы не означает добровольного признания над собою власти Покорившегося, как это требует заповедь Божия. Поэтому, вероятнее, здесь говорится: треть богоборческих, политических течений и организаций, которым дал жизнь Атеизм периода «Зверя из Земли» (1922-1990), будут ликвидированы (Нацизм в Германии, Фашизм в Италии, Милитаризм в Японии).
   Международный судебный процесс над главными нацистскими военными преступниками проводился в Нюрнберге с ноября 1945 по октябрь 1946 года. По решению суда были признаны преступными: руководящий состав Национал-социалистической партии и охранные отряды СС, служба безопасности (СД), государственная тайная полиция (Гестапо).
    Такой же судебный процесс над главными японскими военными преступниками был проведён в Токио с мая 1946 по ноябрь 1948 года в Международном военном трибунале для Ближнего Востока.
    Более мелкие суды над лидерами «пятых колонн», которые активно помогали нацистам, прошли во Франции, Италии, Венгрии, Польши и в других странах оккупированных нацистской Германией в ходе II-ой Мировой войны.
    «Треть судов» – первые христиане свои городские общины обозначали знаком «рыбы» или «судна». Городские и районные партийные ячейки Национально-милитаристских партий в Германии, в Италии, в Японии и в ряде стран Европы были ликвидированы и поставлены вне закона.
*    *    *
    «И ТРЕТИЙ ангел протрубил, и упала с неба большая звезда, горящая, как факел. И упала она на треть рек и на источники вод» – многие современные толкователи Откровения под «большой звездой» понимают применение ядерного вещества в наземных целях или же комету, которая должна из Космоса войти в земную атмосферу планеты.
    Однако «Труба третьего ангела» – это не метеорит, не комета и не астероид, а период с 1957 по 1986 годы, когда происходит бурный рост космических программ и строительство атомных электростанций.
    В конце 1956 года завершилась одна из самых крупных по масштабу технических разработок, когда-либо осуществлявшихся в СССР – создание межконтинентальной баллистической ракеты, способной нести ядерный заряд.
    21 августа 1957 был осуществлён первый запуск такой ракеты. Создание межконтинентальных ракет открывало прямой путь к осуществлению запусков первых искусственных спутников.
    4 октября 1957 года с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель с первым искусственным спутником. Старт ракеты проходил вертикально, через некоторое время с помощью программного устройства траектория ракеты стала искривляться, в конце участка выведения, находясь на высоте нескольких сотен километров, она уже двигалась параллельно земной поверхности со скоростью около 8 километров в секунду. Первый спутник имел герметичный корпус в форме шара, диаметром 58 см, общая масса спутника составляла 83,6 килограмма. Он оставался на орбите в течение 92 суток, совершив при этом около 1400 оборотов вокруг земного шара. 4 января 1958 года при вхождении в более плотные слои атмосферы он прекратил своё существование.
    «И упала с неба большая звезда, горящая, как факел» – в это же время был произведён первый запуск ракеты с Байконура с ядерным зарядом по полигону на Новой Земле. СССР объявил, что обладает ракетами способными доставить ядерные боеголовки на любой континент планеты.
    «И упала она на треть рек и на источники вод» – к 1957 году страны, так называемого «соцлагеря», охватывали треть всей территории планеты и треть всего человечества. Эта была не просто единая группировка государств, проповедующая Коммунистический образ жизни. Нет, питаясь от разных источников: (Атеизм, Нигилизм, Интернационализм, Историческое прошлое народов), лидеры этих государств шли своим путём построения бесклассового общества (Никита Хрущёв, Мао Цзе Дун, Броз Тито).
*    *    *
    «И имя звезды – Полынь. И треть вод стала полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они сделались горькими» – епископ Феофан (Быстров, 1872-1940), находясь в иммиграции, в 1936 году опубликовал свои мысли, посвященные событиям в России (1905-1925), в которых утверждал: «Сегодня те, кто противится Богу, и те, кто делает зло против него, ещё наслаждаются Божиим творением. Из-за того, что человек Зла противостоит Богу, вода Божьего творения, имеющая очень большое значение для человеческой жизни, вероятно, постепенно будет частично повреждена Божиим судом. Звезда упала на одно небольшое пространство, но действие Божьего гнева, который обозначает эта падающая звезда, выразилось в изменении вкуса третьей части всей речной воды и всех источников. Эта вода, прежде сладкая, теперь сделалась горькою в такой мере, что явилась причиною особенной смертности».

    Вот, что значит, не понимать скрытое Божественное слово пророчества. Здесь, Иоанн Богослов рассказал о взрыве одного из четырёх энергоблоков на атомной станции в Чернобыле, в мае 1986 года на Украине в СССР. В результате аварии небольшого участка атомной станции облако радиационных осадков накрыло территорию нескольких государств в Европе. Все попытки высшего руководства страны скрыть от мира масштабы аварии закончились крахом.
    Аварию на Чернобыльской станции можно назвать Знамением времени. Во всех странах социалистического лагеря начались выступления трудящихся против правящей элиты.
*    *    *
    «И ЧЕТВЁРТЫЙ ангел протрубил, и поражена была треть Солнца, и треть Луны, и треть звёзд, чтобы треть их померкла и не появился день в течение своей трети и подобно тому – ночь» – последователи богослова Иоанна Златоуста (347-407) считали: «Третья часть» – указывает на умеренность всех бедствий в день Божьего суда. Великая скорбь затронет треть территории Римской империи. Остальные территории пострадают незначительно. Кроме того, мы думаем, что это похоже на сказанное о Луне и Солнце у Иоиля (2.10) и что должно предполагаться по Владычному определению о кончине. Повторяем, что третья часть светил и звёзд указывает на третью часть продолжительности дня и ночи. Отсюда же мы видим, что бедствия, которые тогда наведет Бог, не будут неослабными. Ибо Он, попуская помрачиться только третьей части времени, в остальную, большую часть продолжает таинственно звать к покаянию.
    Да и можно ли перенести полную, нерастворенную чашу гнева Божия?
    Так как Диавол, напояя людей чрез удовольствия горьким развращением, по попущению Божию наводит и скорби, хотя не на всех, но по долготерпению Божию на третью часть, для того, чтобы неверие в загробное воздаяние не привело нетерпеливых к душевной смерти. На оставшихся же в живых пред кончиной сбудется всё горькое, видимое наступление чего Господь раскрыл для нашего вразумления. И если мы не хотим быть осужденными Им, то должны сами осудить себя. И, как осужденные, мы должны быть наказаны Господом и принять с благодарностию наводимые на нас скорби, подобно тому как мы видим, что рассудительные больные с терпением переносят прижигания и операции, надеясь на выздоровление. Поэтому и мы, являясь душевно здоровыми и не давая из своей среды пищи геенне огненной, да не осудимся с миром, но воцаримся на веки со Христом».

     Э. М., Бартошевич в книге «Ангелы, сеющие смерть», М., 1965 писал, что основные действия трёх последних труб развернутся в XXI-ом веке:
  «Первые четыре трубы, которые ещё не являются непосредственным судом над людьми, образуют одну группу, подобно первым четырём печатям. Первая труба – это суд над Землёй, включая деревья и всю траву, подобно тому, что произошло в Египте (Исход 9.18-25), вторая – суд над морем, включая живых морских тварей и суда, третья – суд над реками и источниками вод (Исход 7.17-21), четвёртая – суд над Солнцем, Луной и звёздами, чтобы они померкли (Исход 10.21-23). В результате судов этих четырёх труб треть земли, моря, рек оказывается, повреждена и потому становится уже непригодной для жизни человека.
    Какое впечатление произведут эти казни на человечество?
    Можно подумать, что их впечатление будет неотразимо. Но не будем заблуждаться относительно этого. После четырёх труб Иоанн даже и не говорит о впечатлении от них на живущих на земле, предполагается, что оно будет совершенно незаметным для большинства людей. Поэтому он прямо сообщает о дальнейших наказаниях грешного мира. Так как предыдущих казней оказалось недостаточно, чтобы человечество покаялось, то возвещается наступление других, более жестоких».

   В начале XXI-го века богословы стали утверждать:
   «Книга апостола Иоанна пытается так же, как и Книга Еноха, рассказать о драматической борьбе демонических сил против правды Божьей. Ангелы, главным образом падшие, изображаются там в виде пылающих гор и гигантских огненных светил в небе – звёзд. Падшие звёзды, спустившиеся в недра земли, – символ некоего демонического духовного существа, вероятно Сатаны. В Евангелии падение Сатаны в космической битве изображается теми же красками. «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…», – говорит Христос (Лука 10.18). Развязывание сатанинских сил на земле приводит к тому, что бедствия, эти новые казни египетские, в данном случае уже казни всемирные, продолжают усиливаться.
    «Третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд» – это образы, которые нельзя понимать буквально, потому что они передают нечто, что даже невозможно мысленно представить. Это символы, говорящие о том, что в мироздании гибнет не только человек, но гибнет и природа, хотя и не полностью. Обрушивающееся возмездие уничтожает не все – какая-то часть всегда остается, причём большая часть: две трети остаются, одна треть гибнет» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня).

    К сожалению, такая трактовка далека от реальной жизни.
    Если грешим мы – люди, то почему должны быть наказаны деревья и трава?
    Если мы утверждаем: «Бога – нет, а мы сами творцы своего «светлого» будущего», то почему должны быть наказаны «живые морские твари»?
   Их то за что?
    Кто-то один из ранних толкователей, не понимая аллегорического смысла Откровения написал суемудрие, а остальные повторяют, находясь под авторитетом его мнения.
    Объяснение здесь простое: «Четвёртая труба» означает период с 1987 по 2002 годы: развал Коммунистической политической системы ценностей, ликвидация Варшавского военного блока.
    Необратимость реформ наступила только после того, как прошли выборы в Верховный Совет ССР и Верховные Советы союзных республик в марте 1989 года, и как следствие появились действующие парламенты, а реальная власть в стране начала перераспределяться между Центром в Москве и столицами союзных республик, партией и органами государственной власти. Этот процесс перераспределения полномочий осуществлялся не как часть продуманных реформ по демонтажу системы, а в рамках борьбы между Центром и союзными республиками за власть.
    Результатом этой борьбы стало создание в части союзных республик нового типа независимых от КПСС общественных организаций – народных фронтов. Выборы народных депутатов на альтернативной основе стали самым революционным шагом на пути разрушения системы. Их результатом стал раскол высшего этажа партаппарата: на способных выиграть выборы (то есть выдвигать привлекательные для избирателей лозунги, вступать в коалиции) и не способных к этому. За несколько месяцев «способные» покидают партаппарат и вслед за избранным в марте 1990 года президентом СССР М.С. Горбачёвым переходят на выборные должности в государственной системе. Происходит быстрое перемещение центра власти из ЦК КПСС в президентские структуры, а в дальнейшем из партийного аппарата на местах в советские региональные структуры.
    В это же время начинается «номенклатурная» приватизация «государством государства» (министерства, главки, тресты превращаются в концерны). По мнению некоторых социологов, именно на этом этапе и произошла приватизация основной государственной собственности. Позднейшая «ваучерная» приватизация должна была лишь закамуфлировать этот судьбоносный для страны процесс подлинной приватизации.
    М.С. Горбачёв не сумел возглавить процесс воссоздания в стране государственной власти на местах и договориться с её региональными лидерами. В 1991 году начался «парад суверенитетов» – провозглашение Деклараций о независимости, с которыми одна за другой стали выступать союзные республики.
    «Треть Солнца и треть Луны» – трагедией для многих людей конца XX-го века был развал СССР, государства, которое занимало площадь трети Европы и трети Азии. Основные религии были Солнце – Христианство и Луна – Ислам. На протяжении многих столетий Российская империя давала возможность разным нациям совместно жить, пользуясь преимуществами торговли и безопасности. СССР развалился на 15-ть государств, из которых ни одно не обладает достаточной силой или жизнеспособностью, чтобы в одиночку противостоять давлению со стороны поднимающегося Востока. К моменту распада страна вступила в полосу глубочайшего кризиса, который эксперты сравнивали с «великой депрессией» в США за 30-е годы.

    Академик О.Т. Богомолов в своей книге «Старые и новые хозяева России» пишет:
    «Почему, несмотря на все благие намерения и Горбачёва, и Ельцина, экономика страны оказалась в состоянии свободного падения?
    Обычно даются следующие объяснения:
    Во-первых, Россия унаследовала многие трудноразрешимые проблемы от тоталитарной системы (хроническое отставание сельского хозяйства, гипертрофированное развитие военно-промышленного комплекса и тяжёлой промышленности в ущерб потребительскому сектору, техническая отсталость многих отраслей экономики, её значительная изоляция от внешних рынков, чрезмерная концентрация производства и нерациональность его размещения, неразвитость инфраструктуры экономики).
    Во-вторых, уже в годы Перестройки экономика понесла огромные потери в связи с катастрофой в Чернобыле, падением цен на экспортируемые энергоносители, стремительной дезинтеграцией Советского Союза и разрывом сложившихся договорных связей между предприятиями.
    В-третьих, хозяйственная жизнь разладилась из-за того, что поспешное разрушение административной системы управления экономикой зашло без необходимости дальше необходимого и не было компенсировано новыми рыночными механизмами».

    Всё сказанное справедливо, но ещё недостаточно для понимания причин наступившей катастрофы, ибо не назван ещё один фактор – Промысел Божий. Десятилетиями накапливавшиеся экономические трудности переросли в настоящий снежный обвал прежде всего в результате ошибок и просчётов, допущенных Горбачёвым и его окружением.
    Точку в этом процессе поставил военный путч в СССР (ГКЧП), который длился три дня с 19 по 21 августа, после чего Коммунистическая система пала.
    8 декабря 1991 года главами государств РФ (Б.Н. Ельцин), Белоруссии (С.С. Шушкевич) и Украины (Л.М. Кравчук) было объявлено об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ).
    Вскоре за Минской декларацией последовала встреча глав государств в Алма-Ате, в своей Декларации от 21 декабря провозгласивших:
    «С образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает своё существование».
    В Москве торжественно была провозглашена «Демократическая конституция», соответствовавшая всем новейшим достижениям. Под этим тонким покровом демократии бушевали страсти могучей, побеждённой, но пока ещё целой русской нации. Предубеждение русских и европейцев против монархии, ясно показало новой элите, поверженной империи коммунистов, что в качестве республики она сможет рассчитывать на лучшее обращение со стороны стран «Северного альянса».
*    *    *
    «И не появился день в течение своей трети, и подобно тому – ночь» – богословы объясняют эту строку так: «Вероятно, здесь имеется в виду та часть Солнца, которая светит порочным регионам Земли. Бог знает, какая это часть и она будет повреждена Божиим судом. Святой Златоуст говорит, что там к началу Божьего суда будут только бедные осужденные грешники, но и там будет Бог, но только могуществом и правдою, в то время, как на территориях, на которых будет светить Солнце, Он будет облаженствованием» (Пётр, еп. (Екатериновский), «Объяснение Апокалипсиса св. ап. Иоанна Богослова», Томск, 1885).

    Не понимая Дух пророчества, богословы всё время неосознанно принижают ценность Апокалипсиса. Здесь Иоанн даёт точный период существования Коммунистической идеологии. Первый программный документ «научного Коммунизма» появился в 1848 году и назывался «Манифест Коммунистической партии», в нём в сжатом виде были изложены все основные идеи.
    У Бога целые сутки, состоящие из ночи и дня, равны 1000 лет, день – 500 годам, треть дня – 166 лет. В 2014 году (1848 + 166) Коммунизм – как мировая религия, проповедующая материализм, теорию классовой борьбы, а также Интернационализм, навсегда исчезнет из умов людей, как учение – лживое и ложное.

    «До революционное и после революционное антирусское Православие выполнило очень важную задачу: духовного разложения народа, искоренение у него чувства национального самосохранения, ломка иммунитета нации, чтобы люди не сопротивлялись нашествию злых безбожников и бесов.
    Непонятная для человека заповедь: «Не противься злому», – стала главной заповедью в Российском Православии, как змеиный яд, разлагающий тело Церкви. Эту порочную мысль Иерархи Церкви через постоянную проповедь священников стремятся внедрить в головы бездумно верующих, чтобы сделать их безропотными рабами у жестокой власти.
    В идеале, предтечи Антихриста, проникшие в лоно Церкви и делающие там свои беззакония, хотят именно этого, чтобы рабы – христиане вели себя смирно, как их учат.
    «Вы слышали, что сказано в Старом Завете и у язычников, люби ближнего твоего, и ненавидь врага твоего. А мы говорим вам: любите врагов ваших, и благословляйте проклинающих вас, и благодарите ненавидящих вас, и молитесь за обижающих вас».
    То есть, предтечам  Антихриста  хотелось бы подойти к христианину, дать ему по физиономии, плюнуть ему в лицо, обозвать последними бранными словами. А в ответ христианин должен подставить другую щёку. Потом можно бить христианина и издеваться над ним, сколько душе угодно. Христианин же обязан, не возмутиться и по Закону не восстать против насильника, а любить слугу Антихриста, благословлять и благотворить его, и молиться за него. Этот раб гораздо лучше старых рабов, которые то и дело восставали. У этого духовного раба кандалы внедрены прямо в голову, в сознание. Духовный раб – христианин для слуг Антихриста гораздо выгоднее, чем раб, обращённый в рабство через физическое насилие. Ибо поведение человека определяется не внешней средой, а собственной самооценкой.
    Иудаизм поднимает самооценку еврея, а, следовательно, и состояние духа. Ему говорят: «Ты Богом избранный человек. Ты должен быть хозяином жизни. Ты должен управлять другими людьми. Вся собственность гоев – это твоя собственность, которая находится у них временно, пока ты разрешаешь им ей пользоваться». Поэтому евреи имеют боевое состояние духа и никогда не идут на заводы. Они идут в банки, финансовые компании, коммерческие структуры, в крупные государственные чиновники.            
    Современное же Православие в России учит христианина прямо противоположному: «Ты раб Божий. Ты человек маленький. На всё воля Божия. Всякая власть от Бога. Ты грешник. Смири гордыню. Смирись, терпи, страдай и мучайся. Будешь  своевольничать, то на том свете попадёшь в ад. Гордыня – самый большой грех. Раб не должен иметь собственное мнение. Счастье не в богатстве и достатке. Всё земное – тлен. Во всём и всюду подчиняйся властям. Начальник на земле, это Бог на небе. Люби его всей душой и безропотно выполняй все его приказы».
    В итоге самооценка русского христианина и его состояние духа опускаются на уровень нуля, и он на этом уровне и живёт, как убогое, тупое, слабоумное существо, внешне похожее на человека. Из христианина делают психически больного человека, выискивающего в себе самом грехи. Поэтому власти не стесняются и не скрывают своего презрительного отношения к христианам, считая их за баранов, которых надо пасти. Духовное рабство не допускает инакомыслия. Сегодня, как не горько это осознавать, христианская Православная Церковь идёт рука об руку с Коммунистической властью…
    Если мы немедленно не внесём в Православие – свободу совести, свободу защиты и свободу мысли, Православие за следующие десять – двадцать лет окончательно деградирует до религии рабов. Внешне – вывеска Русская Православная Церковь останется, а внутри отступление от веры отцов и дедов будет полное. Проклятие перейдёт на сыновей» – считал в 1978 году схиархимандрит Серафим (1909-1982).
*    *    *
    «...Советская власть недооценила собственные успехи и рановато провозгласила отказ от коммунистического будущего, которое в наше время осуществляется прямо на глазах, в согласии с самыми смелыми предначертаниями.
    Примерно к 1980 году, как и было обещано, завершилось созидание социально-экономических основ коммунистического общества, и оно сразу стало перерастать в высшую свою фазу – духовного коммунизма, ныне уже почти достигнутую. Перестройка сокрушила последние бастионы неравенства, командно-административную систему, партийную иерархию, бюрократическую машину – и тем самым подготовила полный коммунизм. Уже и сильного государства не осталось, чтобы разделять и властвовать: мощь и имущество от него уходят, а никуда не доходят, просто развоплощаются посередине […]
    Не осталось никаких защитных слоев, никаких перегородок и частных владений, разделяющих индивидов: они прямо прикасаются друг к другу оголенными нервами. Все общество обобществилось до самой последней степени, превратившись в некое, сплошное коммунистическое тело, с даром экстрасенсорного восприятия и универсального оборотничества. Каждый становится всем, все проявляются в каждом. Чем больше разваливают верхние структуры советского общества, тем ощутимее в нем нерасторжимое ядро первобытной орды: магическая перводуша коллектива. Осталось только идеологически осмыслить это явление, провозгласив следующий шаг: превращение коммунизма из науки в религию. Его возвращение к той самой мистической ереси о целокупной мировой душе и неимущем, сверхчувственном братстве, из которого он когда-то возник.
    Однако наряду с возвращением традиционных вероисповеданий и отчаяйно-вдохновенным броском в глубочайшую архаику есть еще одна тенденция, наименее замеченная, почти не воплощенная. Ее можно назвать религиозным модернизмом или экуменизмом, хотя эти западные термины не совсем к ней подходят. Речь идет о возможностях образования какого-то целостного религиозного миросозерцания, но не путем сознательного синтеза разных вер, как это делается на Западе, а через переживание безблагодатной пустоты всего советского мира.
    Представьте себе молодого человека из типичной советской семьи, на протяжении трех-четырех поколений начисто отрезанной от каких-либо религиозных традиций. И вот теперь, слыша в своей душе некий призыв свыше, некий голос Божий, этот молодой человек никак не может определить, куда же ему идти, под крышей какого храма укрыться. Все исторические религии ему равно далеки, а голос раздается все ближе и ближе. Молодой человек идет в православный храм – и сталкивается со вполне определенной системой догм и обрядов, которая кажется ему слишком тесной для этого вселенского чувства. Он идет в католический храм, в синагогу, идет к баптистам, лютеранам — и всюду видит исторически сложившиеся формы богопочитания, тогда как ему хочется знать Бога целым и неделимым. Человек ищет веры, а находит вокруг одни только вероисповедания.
    Вот в этом разрыве между верой и вероисповеданиями и возникает бедная религия, не имеющая ни устава, ни книг, ни обрядов. Заметьте, что из атеизма сейчас уходит гораздо больше людей, чем приходит в храмы. Они уходят – и не доходят, остаются где-то на распутье. Но это распутье, в сущности, и есть главная точка, где сходятся все пути. Точка единоверия, равного приятия всех вер, как ведущих к единству веры.
    Именно безверие советских лет сформировало такой тип современного человека, про которого нельзя определенно сказать ни «православный», ни «иудей», ни «мусульманин» – но просто «верующий». В западных странах это понятие почти не употребляется как лишенное смысла. Верующий во что? Какой деноминации? Но в Советском Союзе все верующие были уравнены по отношению к господствующему типу неверующего – и вот вера, теснимая со всех сторон, вдруг действительно стала наполняться каким-то положительным содержанием. Просто вера. Просто в Бога. Таких верующих в Советском Союзе сейчас гораздо больше, чем исповедующих какую-либо определенную веру. Вот это и можно назвать бедной религией. Это религия без дальнейших определений, столь же прямо и цельно предстоящая Богу, как целен и неделим сам Бог.
    В душе бедного верующего нет никаких догматических предпочтений, которые создаются непрерывной исторической традицией, крепким семейным религиозным укладом. За предыдущие семьдесят лет в духовной жизни страны была вытоптана такая ровная пустыня, что мелкими кажутся межи, сохранившиеся от разных исторических религий […]
    Тенденция к объединению разных вер существует и на Западе – как экуменическое движение внутри христианства или как поиск всемирного религиозного синтеза, объединяющего иудаизм и христианство с буддизмом и индуизмом. Но все это происходит на почве уже Состоявшихся, богатых, развитых религиозных традиций, как попытка наладить их сближение, диалог. Путь бедной религии, вышедшей из неверия, из атеистического небытия, и ведущей к единству веры через пустыню безверия, – это уникальный советский путь […]» (М. Эпштейн «Путь в пустыне», «Независимая газета» (9.10.1991), С. Фомин «Древние корни «новой религии» (К истории воплощения одной «фальшивки» в жизнь), «Московский литератор», 1991, № 19).
*    *    *
    «Я увидел одного Орла, летящего в середине неба, говорящего громким голосом: «Горе, горе, горе, живущим на земле от остальных трубных звуков трёх ангелов, которым предстоит трубить»» – в некоторых изданиях, посвященных Откровению, говорится: «Три последние трубы – это три горя Великой скорби: «Ибо тогда, будет Великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Матфей 24.21), которая будет происходить во второй половине семидесятой седмины (Даниил 9.27), в течение трёх с половиной лет, то есть сорока двух месяцев.
    Крик: «Горе, горе, горе», краткий, отрывочный и громкий, вполне подходит ко всей обстановке Апокалипсического видения и более естественен, чем все другие слова. Нужно возбудить в сердцах верующих людей чувство страха и раскаяния за свои грехи, а разъяснение должно последовать после Великой скорби» (С. Булгаков, прот., «Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического толкования», Париж, 1948).

    «В большинстве древних манускриптов стоит: «видел одного орла летящего». Лишь в немногих рукописях даётся чтение «ангел». Соответственно есть и два толкования. Одни считают, что апостол писал эту книгу, сидя на берегу, и перед его внутренним взором проносились видения, которые, возможно, были вызваны какими-то образами, мелькавшими перед его телесным взором. Когда он увидел коршуна, летящего над бездной и кричащего: «горе, горе, горе!» (по-гречески «уай, уай, уай!», что похоже на крик птицы, как по-русски «увы, увы!» или «о, о!»), то этот клекот птицы, летящей среди пены и брызг у берега моря, мог вызвать внутреннее видение.
    Есть и другое понимание: речь идёт об орле или коршуне как о символе гибели. Христос говорит: «Там где труп, туда соберутся орлы» (Мф 24.28). Это старая поговорка. Там где лежит труп, всегда собираются стервятники. Когда спускается стервятник, это значит, что здесь гибель. Появление орла на горизонте означает тоже самое. Он кричит: «уай, уай!» – «горе, горе, горе!»
    Вы помните слова из пророка Исайи (5.8-22) и из других пророков о трубном звуке, о долине Иосафата (Иоиль 3.2). Как труба созывала некогда людей в бой, так и труба в долине Иосафата созывает людей на суд, означает начало суда» («Читая Апокалипсис». Фонд имени Александра Меня).

    Так и хочется кратко, отрывочно и громко сказать:
    Дорогие толкователи хватит летать в облаках, как орлы, паря в теологических и в теософских высотах, пора спускаться на Землю. Закончилось II-ое тысячелетие. Наступил 2001 год. Произошла смена: эпохи, столетия, тысячелетия. В Европе произошли колоссальные изменения.
    «Один орёл» – это не земная птица в небе, а ввод в Небесный компьютер дополнительной программы. Действия «четырёх труб» закончилось, и людям предвещают наступление трёх других более жестоких.
*    *    *
ДТН.