С. Бехтеев и Православие

Марков Геннадий
                Сергей Бехтеев – последний царский гусляр

                «Православная жизнь» - апрель 2012 года

         7 апреля исполняется 133 года со дня рождения Сергея Сергеевича Бехтеева – русского поэта и публициста, посвятившего свое творчество воспеванию Православия и Самодержавия. Помимо этого, в 2012 году исполняется ровно 50 лет со времени издания легендарного 4-томного бехтеевского сборника «Святая Русь».
Сергей Бехтеев издал более десяти поэтических сборников и провел в эмиграции 34 года своей жизни, но его имя практически не встречается в различных указателях о деятелях русской эмиграции. Информационный вакуум стал заполняться с 1996-97 гг., когда в Москве и в Подольске вышли бехтеевские сборники, а к 2004 году добавилось еще четыре издания. Наиболее полный том был издан Успенским подворьем Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге. В 2008 году в Санкт-Петербурге была издана и монография о Бехтееве, созданная воронежским писателем Владимиром Невяровичем - одним из главных популяризаторов бехтеевского творчества в России, организатором бехтеевских чтений. Имя Бехтеева сегодня часто включается в православные энциклопедические издания. В Липецке есть улица Бехтеева: этот город и его окрестности связаны с историей бехтеевского рода. К творчеству С.Бехтеева достаточно часто обращаются известные российские исполнительницы Жанна Бичевская и Светлана Копылова. Так, Жанна Бичевская создала два альбома только на стихи Бехтеева: «Царь Николай» (1999) и «Верую» (2000).
С.Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии, в старинной дворянской семье с глубокими православными традициями. Будущий поэт воспитывался в Императорском Александровском лицее, где в свое время учился Пушкин. Бехтеев избрал военную службу, стал офицером кавалергардского полка. Во время первой мировой войны он участвовал в боевых действиях, неоднократно был ранен. В 1918 году вступил в Добровольческую армию, участвовал в легендарном Ледяном походе. В ноябре 1920 года Сергей Бехтеев, как и многие, покинул Россию. Около 9 лет он жил в Сербии (Королевстве сербов, хорватов и словенцев), где сразу же стал активным участником общественно-политической жизни русской диаспоры, издавал газету «Русский стяг», участвовал в работе многих организаций: Русского союза верноподданных, Русского национально-монархического союза... Поэт принимал активное участие и в деятельности Православной Церкви, став активным помощником настоятеля Русской Церкви в Нови Саде протоиерея В.Востокова. С 1929 года и до самой смерти Бехтеев жил в Ницце, также активно сотрудничая с Православной Церковью, оказывая ей посильную материальную помощь, хотя жил достаточно бедно. Так, он принимал активное участие в сборе средств на сооружение креста-памятника в память о Царской Семье. 
С.Бехтеев оставил масштабное творческое наследие. Согласно изданию «Православная Русь», «после смерти С.С.Бехтеева осталось семь тысяч стихотворений, поэмы, проза, воспоминания». Поэтическая традиция, к которой принадлежал С.Бехтеев, нередко обозначена им самим в эпиграфах стихов: Лермонтов, Хомяков, Некрасов... Многие стихи Бехтеева по стилю напоминают тексты К.Р. (Константина Романова), а также стихотворения рано погибших Владимира Палея или Великого Князя Олега Константиновича Романова. Основная тематика бехтеевских произведений достаточно традиционна для эмигрантской литературы: трагедия России и русского народа, предательство Царя ближайшим окружением, гражданская война, надежда на воскрешение России...
Бехтеев начал писать стихи в юном возрасте. В 1903 году, в возрасте 24 лет, он издал сборник стихов с посвящением «Ея Императорскому Величеству Государыне Марии Федоровне». Средства от продажи сборника он передал Царскосельскому ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни. События 1917 года сильно активизировали бехтеевское творчество, его гражданскую лирику. Стихи Бехтеева были созвучны монархически настроенной части русского общества, и нередко заучивались наизусть. Так, бехтеевские стихотворения «Молитва», «Верноподданным», «Боже, царя сохрани!» были переданы семье Романовых в Тобольск. Стихотворение «Молитва», переписанное Великой Княжной Татьяной Николаевной, после расстрела царской семьи, было найдено колчаковцами в Ипатьевском доме. В автографе княжны автор не был указан, и поэтому авторство текста иногда приписывали самой княжне или даже императрице. Текст молитвы стал широкоизвестным и легендарным:
Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей...
          Только в 1925 году вопрос об авторстве текста был прояснен. Интересно, что профессор Елецкого пединститута С.В.Краснова в перестроечные годы записала несколько видоизмененный вариант «Молитвы» у крестьян разных деревень Елецкого и Задонского районов Липецкой области, утверждавших, что эта древняя молитва перешла к ним от предков.
Основные бехтеевские поэтические сборники вышли в эмиграции. Так, в 1923 году в Мюнхене выходит сборник Бехтеева «Книга русской скорби и печали», а в 1927 году – сборник любовной лирики «Песни сердца» (Белград). В 1934 году в Ницце был издан сборник «Царский гусляр». Учитывая монархическую направленность бехтеевских текстов, многие исследователи или читатели называют С.Бехтеева «последним царским гусляром», но эта формулировка, конечно же, инициирована названием сборника. В период с 1949 по 1952 годы вышли четыре книги С.Бехтеева с общим названием «Святая Русь», ставшие самым полным на сегодняшний день собранием бехтеевских стихотворений. Сборники стихов Бехтеева расходились достаточно большими тиражами, насколько это возможно в условиях русской эмиграции. Они продавались и в книжных магазинах, и в церковных лавках. Бехтеевское творчество всегда воспринималось неоднозначно. Например, на одном полюсе находится мнение О.Н. Куликовской-Романовой – супруги племянника Николая II, писавшей о стихах Бехтеева так: «Это подлинные перлы русской святости». На другом полюсе существуют обвинения С.Бехтеева в «простонародности», а иногда - в графоманстве. Важно, что творчество Бехтеева было востребовано в пространстве русской эмиграции, и существовало достаточно большое количество эмигрантских песен и романсов на его стихи, причем имя автора текстов далеко не всегда знали: «Святая ночь», «Молитва», «Мертвые сраму не имут», «Конец русской былины», «Звонарь», «Двуглавый орел», «Боже, отдай нам Царя», «Миром Господу помолимся»...
          С.Бехтеев скончался 4 мая 1954 года и был похоронен в Ницце на русском православном кладбище Кокад рядом с сестрой Натальей Бехтеевой – бывшей фрейлиной их Императорских Величеств, скончавшейся в 1950 году. Надпись на могильной плите С.Бехтеева гласит: «Корнет. Лицеист Императорского лицея 59 курса. Царский поэт и офицер Белой Армии». Относительно недавно, по инициативе исполнительницы Светланы Копыловой и Бехтеевского фонда, был поднят вопрос о перезахоранении праха С.Бехтеева в России, так как поэт мечтал быть похороненным именно на родине. Эту идею одобрили многие, в том числе и Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл.