Дары богов. Глава 6. Конец притчи о выводящем из т

Серж Ермаков
Эфенди с сожалением про себя отметил, что все места на скамейках в тени деревьев заняты, и в слух сказал:
- Не хочется ни куда идти. Посидим просто на лавочке?
Константин кивнул:
- Можно.
Свободная лавочка нашлась, но не в тени. Эфенди довольно жмурился. Константин обратился к нему:
- Эфенди, я долго думал,  но иных выходов из создавшего положения у молодого человека я не нашел.
- Вы о чем Костя?
- Я о продолжении притчи о молодом человеке попавшем в пещеру и духе пещеры.
- А, понял. Ну, не нашли. Бывает. Поиск новых решений, вещь достаточно сложная. Мне приходилось анализировать этот процесс. Вы знаете, Костя, когда мне казалось, что я уже понял, как это происходит, и готов формализовать этот процесс, то есть превратить это в цепочку логических формул и предложений, это понятие у меня как то ускользало. Все таки, немцы молодцы, что Гильберт, что Эмми Нетер, главное ордунг. Но, я о другом, как замечательно расправился с этой проблемой Курт Гёдель. Если не можешь найти решение проблемы, найди доказательство, что этого решения не существует. Гениально, просто гениально. Но мы то люди русские, нам свойственно другое. Если нельзя, значит это обязательно надо сделать. Э, нет, нам ближе тезис- "Если нельзя, то не только можно, но и нужно". Нет, мы ни на минуту не сомневаемся в правильности теоремы о не полноте, но эта теорема же не запрещает рекурсию. Теорема же не убивает веру, что можно найти еще одно непротиворечивое логическое правило и наполнить мир новым смыслом.
- Эфенди, Вы меня извините. Я  ничего не понял. Мы институте проходили, что есть такая теорема Геделя, но я и тогда не понял ее смысла, а теперь даже не помню как она формулируется. Понимаете, я просто хотел  от Вас услышать продолжение той притчи.
Эфенди задумался:
- Костя, друг мой... Ладно оставим Геделя в покое, светлая ему память. Я сейчас вспомнил своего отца. Когда я учился в школе, он готов мне был объяснять все, чего я не понимал, даже то, что он сам плохо  помнил. Но, у него было твердое правило, которое в последствии во многом мне помогло в жизни. Он твердо считал, что домашнее задание, при любых обстоятельствах, я должен делать сам. И, сам отвечать за его выполнение, а не перекладывать ответственность, за ошибки в задании, на других.  Это мне стоило вначале массу слез, а потом я уже не считал, что может быть иначе. Поймите, я все время пытаюсь до Вас донести знания необходимые для того чтобы Вы нашли эти решения. Может быть неуклюже,  может быть, я скверный педагог. Но, одно я знаю твердо, я расскажу Вам продолжение  притчи, когда  Вы, Костя, сам найдете новые выходы в той истории.
Константин недовольно пробурчал:
- Может мне и не понадобиться это продолжение, если найду  эти решения.
- Может и не понадобится. Вы ищите, Костя, ищите.
Константин грустно проиронизировал:
- Вы, пилите, Шура, пилите.
- Любите  золотого теленка?
- Так, немного.
Тут улыбнулся Эфенди:
- Ищите, Костя, ищите. Я точно знаю, что оно есть.
И с паузой продолжил:
- Хотя бы одно новое решение  проблемы того молодого человека. А, если сможете продолжить притчу самостоятельно, обязательно поделитесь со мной. Может быть оно будет отличаться от моего. Кстати, сейчас я Вам дал еще одну подсказку.
- Это какую?
- Когда, попросил Вас поделиться со мной продолжением притчи. 
Константин недоверчиво посмотрел на Эфенди:
- Вечно у Вас даже в подсказках загадки.
- Съеденный хлеб приносит насыщение, удовлетворение аппетита,  а отнюдь не знание, как его приготовили.  Многие из тех, кто прочитал книги по теории шахмат, ни чего не достигли в игре. И это не значит, что авторы отнеслись недобросовестно к написанию этих книг. Нет, они честно изложили на примерах, как играли великие шахматисты, как нужно решать шахматные задачи. Просто, те кто читал, воспринимали приведенные примеры как шаблон, а не как ключ к пониманию того как мыслили эти гении. Хорошо, дам Вам наводящий вопрос. Почему, как Вы его называете, дух пещеры, помогал тем, кто заблудился?
- А, чего ему оставалось?
- Что ему оставалось? Да, плюнуть на все и песни петь, тихим голосом. Ни кому он был ни чего не должен.
- А, знания им полученные, они же обязывали его помогать.
- Да, ни к чему они его не обязывали. Они обрекли его не видеться с людьми при свете дня, под страхом смерти. Все. И ничего больше.
- А, я понял так, что он должен  был помогать. Это стало его обязанностью.
- Нет это ложная посылка, продиктованная Вашим Эго.
- Почему моим Эго?
- А, потому, что Вы думаете, что Вам кто то, что то должен, если Вы влипли в передрягу. А, ни кто ничего не должен. Вот Вы же не считаете себя ни кому должным.
- Почему это не считаю?
- Но, Вы же не посчитали для себя возможным занять место духа пещеры.
- Ну, ни фига себе. Это Вы, Эфенди, называете альтернативным выбором?  Это же был один из вариантов для принятия решения молодого человека.
- Но, Вы же его не выбрали. Вы его отвергли сразу, как неприемлемое. Да, я его Вам показал во всей красе последствий. Просто Вы не до конца встали на место духа пещеры. Вы не поняли его желаний, скрытых желаний.
- А, че тут понимать то. Тоже мне теорема Ферма. Его понять просто, надоело ему это все, хотел чтобы кто-то другой занял его место, а он бы освободился от своей участи. Как Геракл занял место Атланта в саду Гесперид. Как видите, я почитал Куна, Пытался там найти  там ответы.
- Как освободился?
- Ну он бы умер, это тоже способ освободиться.
- Да, он ни кому ничего не был должен.
- А почему Вы, Костя, думаете, что умер бы он, а не молодой человек?
- Но, его учитель умер, нашел себе приемника и умер.
- Шаблонное мышление, Сказано, что умереть должен один из обладателей этих редких способностей. Но, не сказано какой из них.
Константин ошарашено застыл с открытым ртом. Эфенди улыбнулся:
- Неожиданный разворот?
- Да уж. А, зачем, собственно говоря, нужно прилагать массу усилий для обучения человека, чтобы потом он отдал богу душу? Не проще было просто дать ему сдохнуть от голода?
Эфенди встал:
- Предлагаю, без затей, зайти в чебуречную. Константин молча последовал за ним. На ходу Эфенди продолжил:
- А, зачем прилагать массу усилий для спасения людей, чтобы в результате самому отдать богу душу? Он, что извращенец, по Вашему?
- Все когда-нибудь отдадут богу душу.
- Но, не  все делают это целью жизни. Все этот вопрос, в минуты крайнего отчаяния, решают просто и традиционно. Заметьте, крайнего отчаяния. Если все осточертело, можно было просто покончить жизнь самоубийством. Например выйти из пещеры, и показаться людям на глаза, точно бы грохнули. А, поведение духа пещеры не имело ни чего общего с крайним отчаянием.
- Но, тогда бы не осталось духа пещеры. А нет его, нет и притчи.  Вы же, Эфенди, добивались, чтобы у Вас получилась притча, а не банальная  сказка о безысходности.
- Подловили Костя, подловили.  Вам кажется, что Вы умело встали, и на мою позицию,  и на позицию духа пещеры. Но, Вы никуда не делись из круга своего мышления, Вы остались на своей позиции. Впрочем, не хочу Вас расстраивать, такой позиции придерживаются миллионы.
Они вошли в чебуречную, заказали чебуреков с пылу, с жару, водки. Посетители чебуречной располагались стоячими столами и были погружены в поглощение чебуреков и водки из пластиковых стаканчиков, и беседы с соседями по столу. Эфенди осторожно взял в руку пластиковый стакан:
- Будем.
Константин тоже опрокинул в рот свою порцию  водки и принялся за чебурек:
- Эфенди, Вы настаиваете, что притча имеет иной смысл? Или вы просто интригуете на ровном месте?
Эфенди приглядываясь как удобней приняться за свой чебурек ответил:
- А, все таки, Костя, как бы Вы продолжили эту притчу, чтобы она была  притчей, а, не как Вы выразились, сказкой о безысходности?
- Ну, молодой человек, все таки, нашел выход из пещеры, потому, что верил в свои силы и не сдавался, а дух пещеры ему просто привиделся.
- А, потом, по ту сторону горного хребта скопил бабок, заехал в свою долину и показал трусливым односельчанам какой он молодец.
- Ну, возможно.
- И рассказал бы им, что если до конца верить в свои силы, то в бреду  привидится дух пещеры, и ты выйдешь из пещеры. Но на самом деле ни какого духа пещеры то и нет. Просто надо очень сильно верить в свои силы. Но, не всем это под силу, и скелетов в пещере хватает.
- Ну, как то так.
- Притчи, становятся сказками, по той простой причине, что некоторые их  персонажи остаются за гранью нашего понимания. Просто они эти злые и добрые  волшебники вот такие для нас непонятные, и фиг с ними. А, нам песня строить и жить помогает.
- Хотите сказать, плохая концовка?
- Да нет, обычная концовка. Зато теперь я знаю, Вашу цель в жизни.
- А, я ее и не скрывал.
- А, Вы ее сами то знаете? Нет, не ту о которой готовы говорить, а, ту о  которой говорить не хотите.
- Вы так говорите, как будто знаете о моих целях жизни больше чем я сам.
Эфенди задумчиво посмотрел на Константина и налил еще водки в пластиковые стаканы придерживая стаканчики рукой:
- Вы, кажется, обиделись, Костя?
- Ваши намеки на мою неискренность не внушают мне радости и не дают мне повода для оптимизма.
- Простите меня, Костя, я не хотел Вас обидеть, просто надеялся, что у Вас получится не столь ординарное продолжение притчи.
- Эфенди, я поделился своим видением конца притчи, как Вы просили. Вам не понравилось, поделитесь своим вариантом.
Эфенди выпил и сказал
- А, молодой человек задал простой вопрос - "Чем я тебе могу помочь дух пещеры?"
Константин тоже выпил и пожал плечами:
- Ну, это естественно, это подразумевалось само собой.
- Костя, Вы об этом не сказали не слова. В вашем варианте дух пещеры это мираж. Это просто привиделось молодому человеку.
- Ну, это, Эфенди, Вы за  меня сами досказали.
- Но, Вы с этим согласились.
- Ну, и чем молодой человек мог помочь духу пещеры? Принести аленький цветочек?
- Интересное сравнение. А, я как то и не додумался о сходстве этой притчи и сказки Аксакова. Правда отличия между ними все есть.
Константин ехидно заметил:
- Ну, ни фига себе пальцем в небо попал.
- Ну, не совсем, я понимаю Вы, Костя, хотите предпринять второю попытку?
- А, может просто расскажите свое продолжение Эфенди.
- А, я уже сказал, конец притчи, каждый рассказывает в соответствии со своей жизненной позицией. У каждого свое окончание. 
 Константин раздражено громко сказал:
- Эфенди, не хотите рассказывать, так и скажите.
Константин обиженно замолчал. Продолжил Эфенди:
- Понимаете, Костя, позиция человека соответствует той цели, которую он выбрал. Ваша позиция заключается в том, чтобы добиться от меня продолжения рассказа. А, мне нет смысла этого делать, потому что моя задача, поставить Вас перед выбором, здесь и сейчас. Я не хочу Вам рассказывать историю, которую Вы через час забудете. Либо, Вы ставите себя на место того молодого человека и пытаетесь сделать ответственный выбор, либо забудьте, что продолжение притчи существует. В этом случае, Вы можете считать, что я Вам притчу рассказал до конца. Еще налить?
Эфенди достал сигару и хотел  ее раскуривать, Посмотрев на соседей по чебуречной, он понял, что в чебуречной не курят, и вернул сигару в карман.  Константин обиженно запричитал:
- Мордой хотите потыкать. Так сказать, а, не достоин ты дослушать это историю до конца. Так сказать, шедевры это не для дураков. Ну, давайте, давайте. То, поставь себя на место духа пещеры, то, на место молодого человека.
- Вы, собственно о чем Костя? Пытаетесь перевести стрелки? Пытаетесь собственную душевную лень выдать за незаслуженный удар по самолюбию.
Эфенди поднял свой стаканчик и начал напевать:
- С причала рыбачил апостол Андpей,
А Спаситель ходил по воде.
И Андpей доставал из воды пескаpей,
А Спаситель погибших людей.
И Андpей закричал: я покину причал
Если ты мне откроешь секрет.
И Спаситель ответил: «Спокойно, Андpей,
Никакого секрета здесь нет».
Видишь там на горе возвышается кpест,
Под ним десяток солдат — повиси-ка на нём,
А когда надоест возвращайся назад
Гулять по воде,
Гулять по воде,
Гулять по воде со мной.
Эфенди сделал паузу и продолжил:
- Понимаете Костя, человека нельзя заставить быть счастливым, он должен сам этого захотеть.
- Можно подумать, кто то не хочет быть счастливым. Покажите  мне его.
- Я не совсем точно выразился. Я хотел сказать, что представление о счастье у всех разное. И каждый, рано или поздно ставит себе цель стать счастливым. Потом оказывается, что цель было ложной. Нет, счастье в результате наступает, но не надолго. А, кульминация счастья наступает тогда, когда цель достигнута. Счастье от самого достижения цели. И почти сразу апатия, пока не появляется новая цель. Вот так и выстилается путь тропою ложных целей.
- Как у Джека Лондона "Тропою ложных солнц."
- Примерно.
Эфенди  наморщил лоб:
- Как же его звали? Забыл, черт побери. А, вспомнил. Ситки Чарли. Да, Ситки Чарли. И, вот тогда, я, Ситки Чарли впервые задал себе вопрос - "Зачем Ситки Чарли живет на свете, трудится в поте лица?" И, сам себе ответил -"Ради семисот пятидесяти долларов в месяц".  И понял, что это глупый ответ.
-  Эфенди, что Вы все вокруг да около. Я уже ничего не понимаю.
- А, что тут понимать. Представь себя на грани смерти в пещере, рядом с собой, как ты говоришь, духа пещеры и сделай свой выбор. Я понимаю, это не легко сделать со стаканом водки и чебуреком в руках. Но, ты попробуй.
Эфенди видимо пришел в сильное  раздражение и перешел с Вы на Ты, но взял себя в руки и тут же поправился:
- Здесь и сейчас, Костя, можете задать вопросы. Я на них отвечу за духа пещеры. Но, потом, уж будьте любезны, сделайте выбор. А, чтобы Вы ответственно подошли к этому выбору, должен Вас предупредить. От вашего выбора будет зависеть формат нашего дальнейшего общения.
Константин растерялся и побледнел. Эфенди ему не казался пьяным, но тон, которым он говорил, ему не нравился:
- И сколько вопросов можно задать?
- Столько? сколько хотите. Ограничений, ни по количеству, ни по времени нет. Ограничения по  вопросам на другие темы. Я на них отвечать не буду.
Константин согласился:
- Хорошо, поехали. Чем я могу Вам помочь?
- Если есть желание, мне помочь, я буду благодарен за любую помощь.
- Ну, а все же, чем я могу помочь конкретно? Я понял, Вас угнетает Ваша внешность. Скажите, почему знания изменили Вашу внешность?
- Собственно говоря, не сами  знания, а сам процесс обучения.
- В чем он состоял?
- В переходе с нормальной еды на ту, которую легко можно добыть в пещере. Привыкание к новой пище, заставляет организм изменяться. Скажем так, он таким образом своеобразно  приспосабливаться, адаптируется. Просто к этой еде надо сначала привыкнуть, а потом ....
- А, потом у Вас появились новые знания? Так?
- Не совсем. Сначала у меня изменилось обоняние и вкусовые ощущения. Потом я смог эту пищу самостоятельно находить, питаться ей и получать из нее питье. Собственно я получил не новые знания, а новые способности, и в дополнение к ним новую внешность.
- И это на всю оставшуюся жизнь?
- Нет, просто надо снова перейти на обычную пищу, и со временем можно снова стать полноценным человеком.
- Стоп. Но, значит молодой человек.... Извините. Но, значит я тоже начал меняться? Вы же меня кормили.
Эфенди усмехнулся:
- Нет, я Вас кормил обычной пищей. Вы что не заметили? Это то же самое, что Вы ели  раньше, тоже что едят все люди?
- Я, с голоду не  понимал, что ем. Стоп. Подождите. Значит, у Вас что есть обычная еда?
- Есть запас и еды и питья. Не переживайте, её хватит, чтобы я Вас вывел от сюда без вреда для Вашего здоровья.
- А, Вы, сами то, зачем  тогда питаетесь тем, что Вас калечит? Питались бы этой правильной едой. Её недостаточно, чтобы произошло обратное превращение в обычного человека?
- Ну, что Вы еды предостаточно.
- А, в чем же дело?
- Если, я буду снова питаться обычной человеческой едой, я снова стану человеком, не смогу видеть в темноте, а значит не смогу помогать тем кто заблудился в пещере.
- Значит, если Вы захотите сможете стать человеком и ни что Вам не помешает уйти из пещеры? Я правильно понимаю?
- Да, смогу. Но, я не могу. Если я стану человеком, то  я не смогу спасать  людей, заблудившихся в пещере. Если бы я это сделал, я бы не смог спасти и Вас.
Константин все больше входил в роль :
- Но, ведь Вы и так не помогли многим, Я же своими глазами видел скелеты.
- Я, Вам сказал не всю правду. Они боялись, они очень боялись, что я их буду кормить пищей пещеры и они превратятся в таких как я.
- А, как они вообще узнали про пищу пещеры?
- Ну, сначала они просто интересовались как я вижу в темноте. Как живу в пещере, чем питаюсь. Ну, слово за слово. Они как узнавали про пищу пещеры, а потом увидели меня, им стало страшно. Сразу начинали бояться, что  если я их накормлю пищей пещеры, то им конец.
- Но, Вы же могли им сказать, что у Вас запас обычной пищи.
- Я им это говорил, и даже  показывал им ее при свете. Они сразу отнимали ее у меня и запрещали к ним приближаться под страхом смерти. Некоторые выходили из пещеры с драгоценностями, но большинство запутывалось в многочисленных проходах и умирали. А, я не знал как им помочь. Меня это угнетает, я чувствую себя виноватым.
- А, от куда вообще взялся запас настоящей пищи?
- Понимаете, люди по разному ведут себя в экстремальных ситуациях.  В принципе, они все пошли в пещеру с надеждой добыть себе состояние.  Вначале им хотелось просто остаться живыми, но не бедными. В темноте, в пещере люди и с обычной пищей меняются. Им страшно. Вы замечали?
Эфенди испытующе посмотрел на Константина. Константин рассеянно вертел в руке стаканчик и разглядывал его. Эфенди стал наливать в это стаканчик водку:
- Я несколько человек вывел, без захода  в сокровищницу. Некоторые,  выйдя из пещеры без сокровищ,  хотели вернуться в нее снова. Они хотели договориться со мной, чтобы я их довел до сокровищницы потом. Я их честно предупреждал, что у них не хватит сил взять  с собой столько запасов еды и воды, чтобы дойти до сокровищницы и вернутся обратно, даже если я у них буду проводником. Тогда, я им предложил сделать запас еды и воды, который бы я разместил по пути к сокровищнице. Но, они не соглашались. Боялись что их трудом воспользуются другие.
- А, сказать им правду, что еда нужно для других путников, чтобы их вывести было трудно?. Это ведь правда.
- Когда они выходили из пещеры,  судьбы других путников их мало интересовали. Перед ними снова начинала маячить цель,  за которой они снова готовы были идти в пещеру. А, некоторые из них потом, как бы в  благодарность,   приносили мне пищу и воду.
- Они хотели Вам помочь?
- Не совсем бескорыстно. Я им приносил драгоценности в обмен на еду и воду. Но, они приходили  редко. Поэтому запасы пищи росли медленно. Обычно запаса хватало чтобы вывести одного-двух человек. Вот, сейчас его хватит на оставшуюся дорогу. Может пойдем, не будем терять время?
Константин загнанно посмотрел на Эфенди:
- Что, уже пора принимать решение? Больше нельзя задавать вопросы?
Эфенди посмотрел на Константина:
- Почему же? Вопросы задавать можно и даже нужно. Просто я Вам продемонстрировал естественную реакцию  человека, на ожидание. Давайте Костя еще по одной.
Константин выпил, вытер губы тыльной стороной ладони:
- Хорошо. Тогда вопрос такой. Почему, они приходили редко, им что не нужны были драгоценности?
- Они пытались обменивать продукты питания на драгоценности с большой выгодой для себя. Я же тоже не могу принести драгоценностей сколько хочешь. Они тяжелые. А, люди боялись, что я их обману.
- Откуда у них эти подозрения. Каким образом Вы могли их обмануть?
- Одни думали, что я хочу их обмануть, всю еду съесть сам, стать человеком, а их оставить с носом. Другие думали, что их трудами смогут воспользоваться другие.
- А, этим-то, которые просто уходили, без захода в сокровищницу, зачем нужно было рассказывать  про пищу пещеры? Вообще можно было сделать, чтобы они  Вас не видели. Их можно было довести, где видно выход из темноты. И привет. Они Вас не видят, а значит нет проблем.
- Дорога длинная, слово за слово.  А, потом я не видел смысла что-то скрывать. Мне, собственно, скрывать чего-то смысла нет. Да и подготовить их надо было, к необычному зрелищу, на всякий случай. Я тоже, после первых разочарований из-за реакции людей на мой вид, стал язык за зубами придерживать. Пока у одного, которого я вывел, а он меня случайно увидел не случилось помешательство. Скажите, стоило спасать человека, чтобы он в результате стал психом?
- Ладно, пусть, так. Ну, узнали они про пищу пещеры, а зачем им было рассказывать, что с помощью обычной еды можно снова стать человеком?
- Хорошо, а как бы Вы поступили, если бы я Вам всего этого не рассказал?  Пошли бы просто на выход, или к сокровищнице? Вы даже хотели стать таким как я.
- Но, я то знаю все подробности, и мне не стало легче принять решение как быть дальше.
- Не можете абстрагироваться он лишних знаний?
- Не очень получается.
- А, у меня не получается давать разным людям неравные шансы для выбора дальнейшей судьбы.
- На сколько я понял, любой  выбор, кому вы помогали, не принес Вам ничего хорошего.
- Ну, почему. Я уговорил некоторых из них приносить еду и с помощью ее выводил других из пещеры, получал от этого удовлетворение.
- А, у Вас у самого то какое желание? Ну, чего вы больше всего хотите?
Эфенди внимательно посмотрел на Константина:
- Я сейчас отвечу на этот вопрос и он будет последним. После него Вам, Костя, придется принять решение за молодого человека в пещере.
- Вы же сказали, что я не ограничен в количестве вопросов.
- Просто, ответив на этот вопрос, я окончательно раскрою позицию духа пещеры. Больше ему сказать будет нечего. Вы можете задавать и другие вопросы, но и Ваша позиция станет мне ясна, что равнозначно принятию Вами решения.  Итак. Я хочу заложить камнями в пещере ложные проходы, и оставить только один, который ведет только насквозь через гору, чтобы люди больше не могли заблудиться. А первым делом заложить проходы к сокровищнице. Именно сокровищница источник зла. Людям останется только знать сколько взять с собой припасов, чтобы успешно завершить путешествие.
- Эфенди, а почему Вы думаете, что те, кто  захватил тоннель, который сделали жители долины, не захватят и этот проход через гору?
- Они не будут его захватывать, если им это не будет выгодно.
- Хорошо, а  скажите  Эфенди, почему Вы думаете в этом случае, сокровищница перестанет функционировать. Пролом то сверху останется. Если можно опустить сверху драгоценности, то их можно и  поднять на верх.
- Хорошие вопросы. По этим вопросам, я понимаю, Вы решили помочь духу пещеры? Или я ошибаюсь?
- Нет, Вы не ошиблись. У меня теперь вопрос как все выполнить правильно?
- Ну и как Вы собираетесь это сделать?
- С помощью сокровищницы.
- А, по подробней. 
- Ну, а духа пещеры, ведь есть какой-то план.
- Есть. Чтобы воспользоваться сокровищницей, ее надо перепрятать, одному человеку это не под силу, Придется стать вторым духом пещеры.
- Но, ведь было сказано, что два духа пещеры не уживутся вместе.
- Да, если их не объединяет общая цель. Если их объединяет общая цель, их может быть сколько угодно. Они, как бы, становятся единым существом, с единым сознанием, но с разными телами. Но, как только у них  пропадет единство цели, они  начнут погибать.
- Эфенди, это важная деталь, а Вы  о ней ничего не сказали. Сказали, что рассказать больше нечего.
- Эта подробность для тех, кто принял решение искренне помочь.
-  И так, Костя, Вы готовы стать вторым духом пещеры?   
- Да, согласен.
- Костя, и не забудьте, как только у Вас появится иная цель, чем та которую Вы согласились, Вы погибните. Костя, меня не покидает ощущение, что я вырвал у Вас это решение, а оно не пришло к Вам само.
- Не знаю, Эфенди, я под впечатлением такого разворота сюжета. Но мне кажется, что я готов на месте молодого человека сделать именно такой выбор.
- Похвально. А, каким Вам теперь кажется правильность Вашего первого выбора.
- Да уж. Это точно не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
- Ну, что Костя двинемся?
- Пойдемте.
Когда, они вышли на улицу, Константин сказал:
- Эфенди меня не покидает ощущение, что Вы сочинили эту притчу сами. И персонажей для притчи брали из своего ближайшего окружения, и сюжет из собственного опыта. Я ошибаюсь?
- Не знаю, возможно. Нет, я ее все таки где-то прочитал, но, наверное, как-то видоизменил.