Sumitaku Kenshin Первые последние хокку Часть 2

Вера Мельникова
хайку и Сумитаку Кенсин или Кеншин)

автору можно и нужно написать сюда: alisa.zubkova@inbox.ru

Стихи, которые вы прочтёте ниже, не являются классическими хокку (хайку). Сумитаку Кенсин, умерший в возрасте 25-ти лет от лейкемии (читать часть 1), начал слагать свои хокку за два года до смерти, в больничной палате. До момента приговора (медицинского диагноза) он был буддийским священником и отцом семейства.

Возможно, у него просто не было достаточно времени, чтобы овладеть желаемыми стилями, а может быть, ему требовалась именно эта короткая поэтическая форма - в ней он смог с максимальной экспрессией и точностью выразить свои чувства...

Короткая жизнь, короткий стих!

В Японии есть и другие поэты, работавшие (и работающие) в жанре "укороченного" хокку, но их единицы.

Все поэтические строки (МНЕ удобнее называть их именно так) я переводила с французского, помогая себе английским (на английский же и французский языки хокку переводились тандемами переводчиков: японец+француз, японец+англичанин). Однако, со временем, мне пришлось - лично - поинтересоваться теоретическими основами японской грамматики, поскольку мне местами казалось, что французский и английский переводы дают мне как будто взаимоисключающую информацию в одной и той же поэтической строке.

Увы, мне не доступны даты создания каждого из хокку. А вот обстоятельства предельно ясны: все строки надо воспринимать в контексте смертельной болезни Кенсина.

P.S. Переводить хокку (даже с европейских языков) - адская работа. Поначалу каждая третья строка у меня вызывала недоумение: "Что здесь имеется в виду?!". Я ходила и размышляла, размышляла, размышляла... Однако, когда удалось втянуться в процесс трактования, то стала толмачить уверенно и от души.   


Это распухшее лицо, я глажу его перед зеркалом.
-------

        Я проснулся от шума дождя. Дождь, дождь без конца.
-------

Скучно в больнице, а тут ещё и дождь зарядил за окном.
-------

        Бессонная ночь. Я умываю лицо.
-------

Весёлые голоса медсестёр. Утренний обход.
-------

        Новый день. Опять готовлю градусник.
-------

Моё заплаканное лицо теперь довольно: всё горе выплакано.
-------

        Дождь начался. Так бьётся сердце ночи.
-------

Поднимаю над тазом моё изменившееся лицо.
-------

        Низкое пасмурное небо. Совсем не это я предвидел.
-------

Сложил ладони для молитвы - убил комара.
-------

        Пока раздумывал, чем бы заняться, наступила ночь.
        (Пока обдумывал своё безделье, ночь наступила.)
-------

В этом теле и так мало крови, а утром взяли ещё порцию.
-------

        Даже во сне: фартук моей сестры, которая постоянно рядом со мной.
-------

Во что бы то ни стало, мне обязательно нужно пережить лето с этим больным телом.
-------

        Как хотелось бы пройтись! В коридоре безупречное летнее солнце.
-------

Утренняя роса. Я иду навестить одну могилу. Осенний ветер.
-------

        Молюсь на ветру Будде. Я ему благодарен.
-------

Ботинки моего сынишки. Не поиграть на улице - дождь.
-------

        Какие же яркие эти неоновые лампы! Ярче Луны сияют!
-------

Потихоньку светает. Я подхожу к окну.
-------

       Сегодня за всех трудится дождь. Город нежится под одеялом.
-------

Тушу сигарету. Говорить нам не о чем.
-------

        Я ужасно похудел из-за болезни. В окне убывающая Луна.
        (прим. переводчика: возможно, юноша сравнивает себя с тонким серпом)
-------

Садиться? Я могу! День. Начинается дождь.
-------

        Идти против течения я больше не смогу. Сделаю всё, что в моих силах.
-------

Ах! Горячая домашняя еда в горшочке! Предвкушая наслаждение, я беру свои палочки.
-------

        Чашка, наполненная саке до самых краёв. Моё лицо сияет от радости.
-------

Дождь льёт всё быстрее и быстрее. Осень пришла в больницу.
-------

        Голова погружена в подушку со льдом. Так и день прошёл.
-------

Сколько подушек на кроватях, столько и мнений.
-------

         Я хочу промчаться по коридору как ветер, который перебирает объявления в      
         зале ожидания.
(если предположить, что объявления могут быть написаны на картонках или даже дощечках, то "...который дерётся с объявлениями в зале ожидания")
-------

За окном серая пелена мороси. Боюсь завтрашнего дня.
-------

        Летнее облако. С ним вернулась мысль, почти забытая.
-------

Самую малость мне нужно пройти. И вот, я уже греюсь на солнце.
-------

        Осень пришла. Холод стетоскопа.
-------

Просыпаюсь в тревоге. Что-то нехорошее приснилось, но что - не могу вспомнить.
-------

         Наши тени всегда шагают в ногу с нами. Впереди или позади.
-------

Выдохшийся лимонад - это и есть моя жизнь.
-------

        Хорошее настроение у этого голубого неба. Белые облачка - его игрушки.
-------

День не приёмный, а зима явилась.
-------

        Какой рассеянный моллюск: лежит с раскрытым ртом... Закрылся внезапно!
-------

Что я вижу в окне? Только больных, страдающих под зимним солнцем.
-------

        Зимняя ночь. Снова Орион подмигивает мне.
-------

Я продолжаю идти, таща за собой эту длинную зимнюю тень.
-------

         Гусеница! Я хочу выжить, даже если мне придётся ползти по земле.
-------

Зимнее небо дрожит в луже.
-------

         Зима пришла. На оконном стекле прилипшая букашка.
-------

Моя тень идёт как и я, задумавшись.
-------

        Молоко ещё не раздавали. Ленивое дождливое утро.
-------

Это облако... Оно похоже на одно лицо, которое я никак не могу забыть.
(вариант: Это облако, принявшее форму лица. Теперь я не могу его забыть.)
-------

        Аппарат равнодушно констатирует: "Один умерший".
-------

Мне приснился робот. Я держал его в руке. Робот улыбался.
-------

         Конец года. Обе мои ноги чисто вымыты.
-------

Лекарства в изголовье. Я праздную ещё один Новый год.
-------

"С Новым годом!" - поздравляет меня телеведущий. Больше поздравить некому.
-------

        Этому тихому зимнему дню и его дождю не хватает музыки.
-------

Я потерял слух. Мои голубые небеса теперь беззвучны.
-------

         Утреннее солнце. Красная печать на бланке: операция разрешена.
-------

Листок в изголовье: день операции назначен.
-------

         Серп Луны - друг моих больничных дней.
(вариант: Убывающая Луна - подруга моей болезни.)
-------

Я массирую ноги: может быть, удастся прогуляться.
-------

         Моё лицо в окне. Ни малейших признаков весны.
-------

Начало весны. Снова прижимаюсь грудью к холодному экрану рентгена.
-------

         Бедное моё сердце! Снова ты обнажено перед лучами рентгена.
-------

На мою капельницу уже слетелись лепестки вишен.
-------

         Мысль о самоубийстве зажглась в глубине моего сердца.
-------

Столь грустная весна - это и есть моя молодость?
(вариант: Моя молодость - ребёнок грустной весны.)
--------

         Открываю глаза. Мне отвратительны вещи вокруг. Закрываю глаза.
--------

Падает холодный дождь. Говорят, весна идёт.
--------

          Мы так заболтались, что не заметили, как звёзды стали яркими.
--------

Моя голова побрита. Летняя жара.
--------

          Какое счастье! Я купаюсь в ванной, полной до краёв.
--------

Каждая капля воды - это лицо, которое улыбается.
(вариант: У каждой капли воды улыбка на губах.)
--------

         Горячей воды - сколько хочешь! А на поверхности - моё улыбающееся лицо.
--------

Весенний ветер. Как же тяжело стало открывать эту дверь.
--------

С самого утра я сражён капельницей.
(вариант: С самого утра я пригвождён капельницей к постели.)
--------

         В сумрачном больничном зале я один. Слушаю дождь.
--------

Весь день у окна. Смотрю, как падает дождь.
--------

           С понурой головой я бреду по улицам. Ни одной тени.
--------

Я поднимаю глаза: какое же ты широкое, небо!
---------

           Нищенское существование: дождь барабанит по железной крыше.
---------

Мне разрешили принять душ. Моя утренняя радуга.
---------

           Отец и сын, одни во всём мире, смотрят на одинокие звёзды.
---------

Мои уши плохо слышат. Мне сообщают о смерти друга.
---------

   Из-за моей болезни я хожу пошатываясь. Муравьи у моих ног принялись за работу.
---------

Поднимусь-ка я разок на этот холм. Кажется, лето пришло.
---------

         Напрасно я всё иду и иду вперёд: моя тень постоянно меня обгоняет.
---------


Лёгкая тень от её зонтика. Я и в эту тень влюблён.
(вариант: Только тень от её зонтика показалась, а я уже чувствую любовь.)
---------

          Я вскарабкался на холм: небо правит летними облаками.
---------

           Мы разошлись во мнениях. Мои руки в карманах.
(возможно: Мы разошлись во мнениях. Каждый остался при своём.)
---------

Умываю своё лицо. Я не хочу показывать его сыну.
---------

            Приступ кашля. Я крепко держу в объятиях ночь.
(возможно, наоборот: Ночной приступ кашля крепко сжимает меня в своих объятиях.)
---------

Мы снова вместе. Смотрим на тонкий серп Луны.
---------

            Сезон дождей. Холодно. Я покоюсь на своём лежаке.
(буквально: на носилках)
---------

Я на больничной койке. Там внизу - полёт ласточки.
---------

           Мы сегодня обедаем вдвоём. Напротив меня - моя грусть.
--------

Чья-то скрюченная тень ругается с другой тенью.
--------

         Весь этот яркий свет в комнате мне одному.
-------

Я не могу слышать её, но мне говорят, что вот как раз сейчас птица поёт.
-------

          Я смотрю в потолок. Беззвучно приблизилась ночь.
-------

Капельница нависла надо мной. Пришло время обеда.
-------

         Идёт дождь. У почтового ящика разинут рот.
-------

Потолок. Он всегда здесь. Опирается на подушку для льда.
-------

        В тишине ночи тонкая игла пробирается к моей вене.
-------

У каждого своё окно. У каждого своя Луна. Невыносимое одиночество!
-------

        От слабости не могу взять на руки сына. Просто сажусь рядом.
-------

Этим утром я был во власти тени от шторы.
-------

        Утренняя перемена простыней. Спасаюсь у окна.
-------

Лёгкий как ветерок, я встаю на весы.
-------

         Я доверил мою голову осеннему ветру: пусть бреет!
-------

Моя тень на дороге... Это же из-за вспышек салюта!
-------

         Моя тень отделяется от собрания других теней.
-------

В душной комнате я убил муравья. Вдруг появился ещё один.
-------

          Болезнь. Грусть. Дождь.
         (Меланхолия болезни. И падает дождь.)
-------

Одинокой рукой я ласкаю своё лицо.
-------

         Неужто и мой сын прозвал меня "глухой тетерей"?
-------

Мы присели на корточки перед лужей. Сразу видно: отец и сын.
-------

         Немного лихорадит. Чувствую, как покосилась дорога.
-------

Моё парализованное лицо в зеркале. Я заставляю его смеяться.
-------

          Ничего не поделаешь! Жадно глотаю лекарства.
-------

Грустный звук. Так звучит моё одиночество.
------

         Я тушу сигарету. Мне больше нечего сказать.
------

Вот мы и смогли договориться. Сигарета стала пеплом.
------

        Невыносимая жара. Молчание жены. Я становлюсь нервозным.
------

У моего изголовья холодная ложка для рисовой каши.
------

        Грозовые тучи надо мной. Мне некуда идти.
------

Утром я одел мой слуховой аппарат, и... птицы начали петь.
------

       В больничной палате я один. В этот дождливый день дверь поскрипывает.
------

Во тьме ночи я прихлопнул комара, а он всё гудит и гудит.
-------

        Струи дождя приносят мне покой.
-------

Комар жужжит в моём слуховом аппарате. Я заставлю его заткнуться.
-------

         Дурной сон. Просыпаюсь с влажными ладонями.
------

Дождевые облака роняют капли, а заодно - грусть и горечь.
-------

        Протерев стекло, я могу видеть город в утреннем холоде.
------

Из этой горы добывают камень. Осень возвращается.
------

        За стенами больницы дыхание осенней горы.
------

Холодные могильные камни в ряд, один к одному, а над ними - лазурь небес.
------

        Рассвет. Через холод оконного стекла я трогаю Луну.
------

Лунный свет. Мой кашель ужасен.
------

        Осеннее одиночество. Комарик укусил меня.
------

Лунный свет. Чья-то холодная тень поёт.
------

        В утреннем небе задержалась Луна. Я размышляю о вчерашнем дне.
------

Насколько хватает глаз - холодная лазурь неба.
------

         Нож вонзается в яблоко. Отвратительное ощущение.
            (невыносимое чувство)
------

На перегородку падает чья-то одинокая тень. Тень кашляет.
------

        Зимой на этой горе хорошо видна труба крематория.
------

В воде бассейна холодная Луна. Я полоскаю рот.
------

        Мне разрешили принять ванну. Пускаю мыльные пузыри.
------

Кто-то пробежал по коридору. Как будто подгоняемый ветром.
------

       Дождь пойдёт с минуты на минуту. Даже мои палочки стали тяжёлыми.
------

Её худые промокшие плечи жмутся ко мне.
------

        Окно закрыто. На нём приклеена Луна.
(вариант: Закрываю окно. Луна остаётся приклеенной к нему.)
------

После долгого отсутствия я возвращаюсь домой. Как красива Луна!
------

       Моя молитва Будде. Моё ровное дыхание.
------

Поворачиваю голову: моя тень под Луной.
------

       Дождь заполнил всё пространство вокруг мокрыми липкими листьями гинго.
------

Грустная ночь. Чей-то неожиданный смех.
------

        Что же будет дальше? Мои пальцы теряются в догадках.
------

В чёрном платье иду я, обычный человек.
------

         Мне приготовили чашку чая. Я смущён.
------

Стопки книг в изголовье. Так проходят мои дни.
------

         Новый календарь повешен на стену. Начало нового года.
------

Холодная рука, проверяющая мой пульс. Я думаю о завтрашнем дне.
------

     Ничего не могу делать из-за моей болезни. Даже штор мне самому не задёрнуть.
------

Сейчас ничего не болит. Бледная Луна среди бела дня.
------

         Ночной ветер. Как будто призыв о помощи, отбитый на морзянке.
------

Ночь. Мерное дыхание капельницы.
------

        Как холодны слова посетителей. Даже в них пробралась зима.
------

Снова зима. Даже слова посетителей кажутся льдом.
------

        Я нетвёрдо стою на ногах. Вместе со мной покачивается звёздное небо.
------

Мне разрешили прогулку. В дневном небе бледний диск Луны. Иду навстречу.
------

        Зима. Орион занял своё законное место напротив моего окна.
------

Чья-то брошенная кукла. Можно рассмотреть её механизм.
------

         Свернусь в клубок: может, удастся до завтра сохранить мои сны?
------

С тех пор, как я болен, мало у меня друзей осталось. Пишу новогодние открытки.
------

        У меня в изголовье новый календарь на новый год.
------

Меня лихорадит... Луна какой-то другой формы стала.
------
      
          Под холодным солнцем греются вместе  люди и воробьи.
-------

Лишь бы наступила весна! А уж в моём-то сердце вишни уже расцвели.
-------

          Стрекоза с прозрачными крылышками, и ты, что ли, больна?
--------

Промок до костей щенок.
--------

           Холодное утро. Ничего, кроме спин уходящих людей.
--------

Я слышу свою фамилию. Тяжёлая дверь комнаты, где идёт экзамен, открывается.
--------

           Моя тень тоже поглощает свою скудную пищу.
--------

Длинные шторы закрою: теперь в небе ни одной звезды.
(возможно, наоборот: Небо без звёзд. Закрываю динные шторы.)
--------

          Скрипят грустно качели после ливня.
--------

Пальцы ослабли от болезни. Трудно очистить яйцо.
--------

          Спокойным было моё утро: только пульс пощупали.
--------

Моё больное тело! Сколько же хлопот оно доставило моим родителям!
--------

          Похоронная процессия. Будто внезапно ночь опустилась на лица идущих.
--------

Увы, моя молитва Будде стала похожа на жалобу...
--------

          На поверхности пруда круги. Это сделала грусть.
--------

Это утреннее лекарство, которое помогло мне: неужели оно теперь мой друг на всю жизнь?
--------

         Помехи на радио. И вдруг: "Приближается тайфун! Приближается тайфун!.."
--------

Из глубины моего вращающегося кресла мои глаза отыскали весну.
--------

         Широко открытое окно. Какое же ты голубое, небо!
--------

Ничего нет в моих карманах. Только собственные руки.
---------