Умереть за Севастополь

Андрей Ганчев
«Умереть за Севастополь». В Италии это выражение имеет особое значение, так как считается, что итальянская нация сформировалась именно вследствие участия в большой геополитической игре в Крымской войне (1854-1856).

Граф Кавур, будучи тогда премьер-министром Сардинского королевства, стремился любой ценой отправить в Россию воинский савойский контингент.

Мотивы для той войны с Россией у Турции были очень весомые. Столетиями длящиеся войны и конфликты двух заклятых соседей вполне объясняли участие турецких войн.
Франции не терпелось поквитаться за разгром Наполеона и взятие Парижа.
Англия, будучи мировой сверхдержавой, тоже находила весомые аргументы для войны.
Но какие претензии к России были у Италии, которой ещё не было на карте мира, почему несуществующий пока итальянский народ решил воевать с народом российским?

Официальная точка зрения гласила: чтобы получить роль в мирных переговорах в марте 1856 в Париже и поставить перед ведущими нациями «итальянский вопрос», где Наполеон III предоставил Пьемонту дополнительный стол на переговорах, несмотря на австрийские протесты. Но эта версия явно искусственная, ведь переговоры состоялись потом, и время, место и результаты возможных переговоров на тот момент не смогла бы предсказать ни одна гадалка. К тому-же, объединение Италии началось только через несколько лет после Крымской войны, и кровавый захват Королевства Двух Сицилий мало похож на создание единой нации.

И всё-таки, 10 января 1855 г. Сардинское королевство объявило войну Российской империи. Пятнадцать тысяч человек во главе с генералом Альфонсо Ламармора вошли в коалицию с французскими, британскими и турецкими войсками против России. Маленькому королевству Сардинии невероятным образом удалось ввязаться в международную авантюру.

К началу июня 1855 года Сардинский экспедиционный корпус высадилась в Крыму. Наибольшие потери итальянцы понесли не от пуль и штыков, а от болезней. Согласно французскому изданию «Histoire de la derhiere guerre de Russie», опубликованному в Париже в 1857 г., санитарные потери Сардинского корпуса составили 1736 сардинских солдат и офицеров, умерших в госпиталях. Из них умерли от холеры, тифа и цинги 1316 человек. А общие потери Сардинского корпуса за Крымскую кампанию 1855–1856 годов превысили 2 тысячи человек. Видимо, условия были не вполне курортными.

Мирный договор был подписан 30 марта 1856 г. Кавур считал, что в качестве компенсации за участие Сардинского королевства в Восточной войне Парижский конгресс рассмотрит «итальянский вопрос». Но в мирном договоре об итальянских государствах не говорилось ни слова. Так что, не совсем понятно, за что умирали от болезней и ран солдаты итальянского Севера в чужой стране, в Крыму, который большинство из них даже не смогли бы найти на карте мира.