фильм Розыгрыш 1976

Марина Синиченкова
смотрела много, много раз. смотрю уже 10 или 20 раз. и нравится всё больше и больше. один из моих любимых советских фильмов о школе. еще, пожалуй, Доживем до понедельника
один из самых любимых фильмов моей юности
отдельно зацепила роль в исполнении Олега Табакова и примечательный диалог с экранным сыном об "эталонной жизни". лично у меня всегда вызывают уважение люди, которые имеют смелость жить собственной жизнью. жить тем, что они любят, а не воплощать чужие представления о себе.
в фильме, вообще, довольно много цитат и сцен на "поразмыслить" например: "значит, я буду получать деньги за своё собственное удовольствие. ну, это как-то стыдновато."
нет, ничего стыдного в этом нет. именно так и должно быть, но очень редко бывает.
я пишу возможно обрывками, и, наверное, тем, кто не смотрел фильм, будет непонятно. поэтому я и рекомендую его посмотреть. тогда вы поймете, что за ситуация, и что я имею в виду.
была вечеринка, девочки готовили сабантуй, не подготовились к контрольной, и класс решил сказать, что про контрольную Мария Васильевна не говорила
старшеклассники черпают из взрослого мира идеи для своего взросления. и этот выбор моделируется на территории школы. школа выступает своего рода полигоном по обкатке идей. какая модель пройдёт испытание успешно, та и станет определяющей в дальнейшей жизни.
но пока обкатка идей происходит не в реальности, а в лабораторных условиях- в школе. но ситуация не выходит из-под контроля. вопрос только в хороших наставниках.
и им это почти удаётся - убедить Марию Васильевну. но одна девочка, Тая Петрова, которую в классе считают "белой вороной" ("юродивой") не умеет врать. и заговор раскрывается. наказаны те, кого уличили во лжи. они получают за контрольную по единице. естественно, это повлияет на оценку в четверти
среди пострадавших (получивших "кол") - лидер класса, отличник  Олег Комаровский. эта оценка портит ему не только успеваемость. под вопросом весь план его дальнейшей жизни, который он сам себе составил.
единственный человек в классе, чётко (как ему кажется) представляющий, чего он хочет в этой жизни.
и всё это внезапно начинает рассыпаться. он не может этого допустить даже в мыслях. "я всегда мысленно вычерчиваю график. что когда должно случиться. и если какая-то муть лезет ко мне в жизнь, я просто зверею". муть залезла в его жизнь в виде "единицы" от Марии Васильевны Девятовой, его классного руководителя, в лице Таи Петровой и неожиданно возникшего конкурента на роль лидера Игоря Грушко. и это, действительно, его бесит.
вокруг лидера Игоря Грушко сразу собирается круг единомышленников. он человек увлечённый, творческий. с первых дней он увлекает нескольких ребят идеей создать свой музыкальный ансамбль. зажигает идеей творчества. один из ребят мечется между двумя лидерами: между Комаровским, потому что принадлежать к кругу избранных лестно для него. и Грушко, с которым можно заниматься интересным делом, творчеством. и это метание, колебание и есть попытка выбора: карьера, элитарность, статус или творчество, увлечение, дружба. колеблющийся Вардзиелли ещё не может оформить свой выбор.
 в чём-то Грушко и Комаровский похожи. это харизматичные, неординарные личности. они стремятся к успеху, самореализации. к собственной уникальности. им обязательно надо выделить себя из толпы. "на гитаре умеют играть многие. но настоящих гуру по пальцем пересчитать. но не это главное. надо сказать что-то своё", - говорит Грушко
"если музыкант, то виртуоз. если архитектор, то как корбюзье или немейер", - вторит ему Комаровский. но средства достижения целей у них различны.
для Игоря стать известным - это побочный продукт личных творческих усилий. "чтобы люди нас слушали, мы должны сами знать больше, чем они, должны быть интересны". для Олега это простой математический расчёт. но отступать от своего расчёта он не намерен. и становится жертвой собственных принципов. тоже самое происходит и с Комаровским. только принципы его ещё не являются определяющими.
розыгрыш, на самом деле, становится испытанием на новый для девятиклассников статус - быть взрослыми. "нам скоро уже по 16 лет. мы уже не на высшем уровне детскости, а на низшем уровне взрослости", - говорит один из новых друзей Грушко Никитин.
именно такую модель по форме пытается реализовать Олег Комаровский. именно он был инициатором идеи розыгрыша. казалось бы, зачем ему это понадобилось? ведь рано или поздно контрольная всё равно состоялась бы. а для него как отличника, не было проблемы эту контрольную написать. но смысл в другом. во-первых, он защитил интересы своих самых верных приближённых. ведь они в выходные, вместо подготовки к контрольной, были заняты устройством вечеринки. и весь класс, согласившись на заговор, работал в их пользу. но главный смысл - Олег Комаровский должен был доказать самому себе, что он, как лидер, может вести класс к любой цели. что он "не тварь дрожащая, а право имеет". а произошло это из того, что и Алиса, и Даша, и Вардзиелли - дети из благополучных обеспеченных семей. им многое доступно уже по рождению. они обеспечены, им светят престижные ВУЗы (Вардзиелли собирается стать архитектором). а Комаровский должен сам пробивать себе дорогу, т.к. ни блата, ни "престижных" родителей у него нет. вот он и пытается построить свою карьеру. а образец для подражания черпает из жизни.
обман вскрывается. Комаровский начинает искать пути для исправления своего "кола".
потерпев неудачу в разговоре с Марией Васильевной, он решает подружиться с Таей Петровой. той самой девочкой, которая не умеет врать. воспитанная в хороших манерах, в интеллигентной семье, она покупается на вежливое поведение и внимание к ней Комаровского. а Олег просто хочет использовать её авторитет у Девятовой. и через неё повлиять на свою судьбу.
но и эта надежда вскоре рушится. а тут наступает юбилей их классного руководителя. поняв, что выстроенные с тщательным расчётом планы рушатся, Комаровский в бешенстве высказывает всё, что в нём наболело и Девятовой, и всему классу. и выскакивает из класса. Грушко бежит за ним и мы оказываемся перед эпизодом, с которого начался фильм. драка в раздевалке.
поставив "единицы", Мария Васильевна дала оценку не знаниям ребят, а их нравственному поведению. "неужели такая ничтожная цель - отложить контрольную - стоит таких постыдных средств?" цель ничтожна, а средства слишком постыдные.
"это розыгрыш, шутка" - восклицают ученики. "это не шутка. это обман", - утверждает учительница. и она права. ради своих эгоистических целей они фактически посмеялись над учительницей, попытались унизить её, желая заставить поверить, что её подвела память. а затем Комаровский и сотоварищи осудили поведение Таи Петровой, которая, не выполнив волю большинства, посмела сказать правду. и Олег произносит позже такую фразу: "любое стоящее дело требует от человека поступиться чем-то. иногда даже достоинством".
"контрольная состоялась. только задачи у неё были не тригонометрические, а нравственные. а решили вы их неверно..."
"ведь людям, которым не свойственна ложь, для которых чувство правды - нормальное, естественное чувство, в тот самый миг, когда вы объединились для лжи, стали вам чуть ли не врагами. вы вдумайтесь в противоестественность всего этого! они должны оправдываться перед вами. и ложью заслужить ваше прощение. это вы называете шуткой?"
комсорг класса Алиса плаксивым голосом просит у Марии Васильевны прощения за весь класс. "ну, Мария Васильевна. ну, простите нас, пожалуйста. ну,  мы не думали, что для вас это так серьёзно". на что Девятова парирует фразой: "это гораздо более серьёзно для вас, чем для меня. вы любите на каждом углу кричать, что вы уже взрослые. а чуть что нашкодили - и уже "простите", "больше не будем". нет, мои милые, вы уже взрослые. и учитесь платить за свои поступки."
здесь ребята пытаются реализовать модель, которая во взрослом мире работает безотказно. покайся и всё тебе простится.
сами работники школы поощряют такую модель. и это видно из отношения взрослых к детям. "а мысли ваши пока, ей-богу, никому не интересны", - говорит завхоз школы Игорю Грушко. и это их обижает. он не оставляет им шанса на возможность самим принимать решения в их возрасте. и когда они приводят примеры проявления ранних талантов у великих людей, то восклицает: "иж вы каких в пример ставите? гениев!" и это несмотря на то, что Семён Семёнович признаётся потом, что с 14 лет сам зарабатывал на жизнь.
в чём же главная разница между двумя лидерами: Олегом Комаровским и Игорем Грушко? на это дают ответ сами одноклассники ребят. самый близкий соратник Комаровского Алиса произносит: "в Грушко есть какая-то эмоциональность". Тая Петрова: "он не неврастеник. просто он возбуждённый. это от талантливости." сам Грушко, отвечая на какой-то вопрос, говорит: "я не знаю, но я чувствую..." он - грубый, маловоспитанный, невыдержанный человек, но живёт интуитивно, душой, чувствами, а не логикой и сознанием, как Комаровский. и в этом их основное отличие. и именно душевность подкупает и взрослых, и одноклассников в Игоре. Олег пытается всё подчинить трезвому математическому расчёту. и готов ради этого на любое предательство
в разговоре с отцом он говорит: "мы с мамой так страдаем за тебя. ты подумай, кем бы мог стать, если бы сосредоточился на одном. ведь когда мать вспоминает, какие ты надежды подавал, у неё руки трясутся. твой григорьев у тебя курсовые сдувал. а он уже доктор наук. а у тебя "амурские волны". можно ждать, как сложится жизнь, а можно самому складывать. сейчас нельзя разбрасываться, темп жизни не тот." по всей видимости, олег передаёт слова матери. именно она стремится воспитать в сыне целеустремлённость, честолюбие, карьеризм. а отец, с её точки зрения, не соответсвует этому идеалу.
и Комаровский-старший преподаёт сыну хороший урок, объясняя, что такое юность, цель жизни, деловая хватка.
 "ты погляди со стороны… это же не ты мне должен говорить, а я тебе. откуда у тебя деловитость эта? можно подумать, что у тебя за плечами лет 30-40... трезвую расчётливость твою, её надо выстрадать. она приходит, когда шишки на лбу набьёшь. а в юности как раз надо разбрасываться, надо всего хотеть, надо всего добиваться. надо вечный двигатель изобретать. цель в жизни - вещь великая, но цель-то эта в жизни. а для тебя жизнь - это как болото, через которое ты мостки выстраиваешь к своей цели. ну, добежишь ты к ней первым? оглянешься. а сзади что у тебя? беговая дорожка? не скучно станет?"
но Олег пока не слышит своего отца. маховик раскручен. нельзя останавливаться на полпути к вершине. "коготок увяз - всей птичке пропасть". любимая фраза Девятовой. только, похоже, ребята понимают эту фразу по-своему. дашь слабину - и тебя съедят с потрохами. а на самом деле, её смысл в другом. поддашься соблазну, сделаешь один шаг к безнравственности, и трясина корысти засосёт тебя. нельзя грешить, сознавая свою греховность, а потом идти и каяться. любой преступник начинает с безобидного воровства какой-нибудь мелочи. а потом процесс сам набирает обороты.
Грушко доказывает Девятовой, что она не совсем права, когда слишком опасается за их музицирование. "почему вы, взрослые, пугаете нас жизнью. жизнь покажет. жизнь проучит. ведь если ожидать всё время только худшего, ведь так и будешь ходить с насупленными бровями. когда человеку хорошо, он песни поёт, стихи сочиняет. разве не так?"
Девятова:  опыт предыдущих поколений нельзя брать как догму. и нельзя научить человека поведению в каждой сложной ситуации. но можно настроить правильно душу человека, и его совесть сама подскажет выход. и в учительской завучу она говорит: "мы столкнулись с совершенно новым фактом, для оценки которого у нас нет критериев... главный вопрос не в том, что они зарабатывают эти деньги, а в том, на что они собираются их тратить. вот тут и выяснится, каких людей мы воспитали
главное не то, где мы находимся, а главное - в каком направлении мы движемся.
Комаровский пытается реабилитировать себя: "это шутка. дурацкая. но не всю же жизнь за неё расплачиваться?"
Девятова: "вы расплатитесь за неё один раз, но запомните на всю жизнь. именно потому, что расплатитесь... даже ради вас, Олег, я не могу изменить своим принципам."
некая надежда в конце фильма всё-таки брезжит на горизонте. когда Комаровский исчерпал весь резерв своих возможностей. и не получил желаемого результата, он повёл себя почти как Игорь Грушко. выплеснул свои эмоции. но выплеснул их на весь класс, Таю и свою учительницу. так, что стало ясно, что после этого на его роли лидера можно поставить крест. и именно это дало надежду. надежду на то, что он пересмотрит свои принципы, которые не работают. ведь вернуться к тому, что было он уже не сможет. у его модели уже не останется в классе сторонников. и об этом же сказала Мария Васильевна Девятова в свой юбилей:
 "я даже рада за Олега. слава богу, что он ещё может совершать эти бессмысленные поступки. страшнее было, если бы он затаился и промолчал. по-моему, это доказывает, что я неплохой педагог. и способна понимать вас, молодых. это неправда, что я не меняюсь. с каждым новым классом я становлюсь другой. с вами вместе я расту, с вами вместе я молодею. потому что вы - моя жизнь. разве не так?"